Многообразие земноводных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Таран Ирина Владимировна

Урок биологии для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_zemnovodnykh.rar2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Многообразие земноводных, их значение

Обучающие задачи: Изучить многообразие и значение земноводных, установить общие черты земноводных.

Развивающие задачи: Продолжить развитие общеучебных умений и навыков, логического мышления, способностей к анализу и синтезу, обобщать и делать правильные выводы, работать в заданном темпе, навыки групповой работы.

Воспитательные задачи: Продолжить воспитание бережного отношения и любви к природе, отношения к жизни как к высшей ценности, культуру ведения дискуссии.

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Форма организации учебной деятельности: Обобщающий урок.

Оборудование: Таблицы «Тип хордовые», «Класс земноводные», Красная книга РФ, Мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос:

- Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?

- К тепло или холоднокровным относятся земноводные?

- Из каких частей состоит тело лягушки?

- С помощью каких органов дышат з/в?

- Какими качествами обладает кожа з/в?

- Сколько кругов кровообращения?

- Сколько камер в сердце?

- Предками, от которых произошли з/в, являются?

- Современным представителем древних кистепёрых рыб является?

2. Опрос в виде теста. ( слайд 2,3,4,5)

1.Родство земноводных и рыб подтверждают: 

  1. Наружные жабры у головастиков
  2. Обитание в воде
  3. Наличие конечностей
  4. Боковая линия у головастиков

2.Земноводных относят к холоднокровным потому, что: 

  1. Они холодные на ощупь
  2. Температура тела непостоянная
  3. Могут переносить в сонном состоянии холодное время года
  4. Температура тела зависит от температуры окружающей среды

3.В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле 

  1. После птиц
  2. После пресмыкающихся
  3. После рыб
  4. После млекопитающих

4.Холоднокровные    животные, обитающие в водной и наземно-воздушной средах, но размножающиеся только в воде, относятся к классу 

  1. Земноводные
  2. Хрящевые рыбы
  3. Костные рыбы
  4. Ракообразные

5. Укажите признаки, характерные для земноводных 

  1. Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды
  2. Сердце трехкамерное
  3. Сердце двухкамерное
  4. Кровь в организме смешанная
  5. Кровь в организме несмешанная
  6. Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения
  7. Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения
  8. Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка
  9. Тело голое, слизистое
  10. Тело покрыто костными чешуями
  11. Тело покрыто роговыми чешуями
  12. В скелете хорошо развиты пояса конечностей. Отсутствие их — вторичное явление
  13. При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ
  14. Размножение в воде
  15. Размножение на суше
  16.  Дыхание легочное и кожное
  17. Дыхание легочное
  18. Дыхание жаберное
  19. Обитают только в воде
  20. Обитают в воде и на суше
  21. Некоторые виды обитают в воде, некоторые — на суше.

III. Вступительное слово учителя

Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних и не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим.
Характер и облик наших давних соседей по планете мы давно уже знаем.
С древних времен в русских пословицах и поговорках, сказках и легендах, сравнениях и эпитетах (когда мы наглядно хотим представить себе образ кого-либо из людей) мы часто вспоминаем животных – «братьев наших меньших». (Царевна-лягушка; глухой, как тетерев; хитрая, как лиса)
Давайте попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных – интереснейших созданий – по-новому, с уважением. Поверьте мне, они этого заслуживают.

( Урок сопровождается  презентацией ).        

1) Многообразие земноводных - рассказ учителя, на доске схема (слайд 6)

« Систематика земноводных»

Класс земноводные

Отряд Бесхвостые   Отряд Хвостатые   Отряд Безногие

                           

                          Лягушка прудовая     Тритон гребенчатый      Червяга африканская

2400 видов земноводных объединены в три отряда:

Отряд Безногие. (слайд 7)

  1. Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца, что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.
  2. У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.
  3. Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м. 160 видов разделены примерно на 6 семейств.

Отряд Хвостатые. (слайд8, 9,10 )

  1. Они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
  2. Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными.

Отряд Бесхвостые. (слайд 11, 12, 13 )

  1. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу.
  2. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.  Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.
  3. Известно более 20 современных семейств и около 2 тыс. видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.

А теперь  составим сравнительную характеристику этих трёх отрядов земноводных.  Слайд 14

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело  удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги

       

2) Значение земноводных: Учащиеся по очереди выписывают на доске значения земноводных

  1. Являются звеном в цепи питания.
  2. Пища для человека (в некоторых странах).
  3. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний - комаров, мух.
  4. Индикаторы чистоты окружающей среды.
  5. Объект для научных исследований. Слайд 16

Привести примеры: составить цепь питания(1),  краткие сообщения уч-ся(2,3), иллюстрации с изображением з/в в чистых прудах и озёрах(4), стихотворение - Памятник лягушке.

3) Памятники лягушке: 

 Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Всё для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат учёным.

Ведь опыты с нею не ради игрушки -

 Памятник этот поставлен – лягушке!

- Какие способы вы предложите, чтобы привлечь з/в, н- р жаб в наши сады и огороды?

 - Создание искусственных укрытий, небольших ямок, покрытыми черепицей, шифером, камнями, корой, засыпав сверху такую крышу землёй и оставив вход в убежище.( Слайд 17,18,19,20).

             ВНИМАНИЕ! ЛЯГУШКА!  

Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии, а недавно и в Белоруссии .

4) Охрана земноводных - демонстрация таблицы, запись в тетрадь земноводных занесённых в Красную книгу!

Это Кавказская саламандра, малоазиатский тритон, камышовая жаба идр.

На территории нашей страны зарегистрировано 29 видов земноводных, 8 видов занесены в Красную книгу России.     

5) Вывод урока: Ребята, давайте теперь сделаем вывод урока.

Небольшое число современных видов земноводных входит в такие отряды, как Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. В природных биоценозах амфибии являются важным компонентом – регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях. (слайд 23)

6)  Закрепление знаний:1) Решите кроссворд - в клетки нужно вписать названия земноводных, заканчивающихся на букву А

ж

а

б

А

к

в

а

к

ш

А

л

я

г

у

ш

к

А

ж

е

р

л

я

н

к

А

с

а

л

а

м

а

н

д

р

А

 2) Игра «Убери лишнее»: обыкновенная квакша, серая жаба, гребенчатый тритон;  травяная лягушка остромордая лягушка, жаба- ага;

гребенчатый тритон, исполинская саламандра, кольчатая червяга.                  

 7)   Домашнее задание:  П.39; повторить с. 173-184, Составить кроссворд по теме:  «Земноводные» (слайд 31)    

Заключительное слово учителя:

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу голубую планету.
До встречи на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по зоологии по теме: "Многообразие земноводных"

Кроссворд в формате Excel, содержит вопросы о земноводных, их фотографии. Может быть полезен при проведении урока обобщения либо внеклассного мероприятия....

Урок-видеоканал "Многообразие земноводных"

Цель урока: показать многообразие земноводных. Задачи:показать характерные особенности земноводных;выявить взаимосвязь строения земноводных  с образом жизни;познакомить с редкими и исч...

Урок на тему:"Многообразие земноводных"

Проводить в 7 классе,как обобщающий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»

Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации....

Многообразие земноводных. Обобщение знаний по разделу 10 урок

Многообразие земноводных. Обобщение знаний по разделу  10 урок...

Тест по теме "Особенности строения и многообразие земноводных"

Тестпо теме"Земноводные" с выбором одного верного ответа из четырех можно использовать как при проверке домашнего задания , так и при обобщении изученного материала....