Программа элективного курса "Если хочешь быть здоров".
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Элективный курс рассчитан на 18 часов, рекомендуется для учащихся 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_biologiya.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Елгань Унинского района Кировской области

                               

                 Программа элективного курса

                           

         

                 «Если хочешь быть здоров».

                                                           

                                                          Работу выполнила

                                                              Пойлова Алевтина Вениаминовна,

                                                              учитель биологии  МБОУ СОШ с.Елгань,

                                                         Унинского района  Кировской области

  Программа элективного курса «Если хочешь быть здоров».

                                              Пояснительная записка.

         Проблема сохранения и развития здоровья человека в современных условиях давно уже стала одной из актуальных.  Заметное снижение качества и уровня здоровья населения – реальность нашего времени, которая требует пристального внимания и специалистов и государственных деятелей.  Специалисты различных областей (экологи, врачи, психологи, физиологи и т.д.) изучают причины, оказывающие влияние на организм человека.  Существует немало фактов, подтверждающих вывод, что состояние здоровья человека примерно  на 50 % зависит от образа жизни человека. В понятие образ жизни следует включить несколько компонентов: двигательная активность человека, социальный статус человека, жилищные условия, вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, неправильное питание, несоблюдение режима дня). Особую тревогу  в настоящее время вызывает здоровье школьников.  Среди медицинских диагнозов, поставленных школьникам, преобладают следующие: дефекты осанки, вегето-сосудистая дистония, склонность к артериальной гипертонии, снижение остроты зрения, частые простудные заболевания, заболевания пищеварительной системы, заболевания, затрагивающие эндокринную систему. Причины ухудшения здоровья учащихся  многообразны.  В целом, это несоблюдение норм здорового образа жизни.  Учащиеся же,  добросовестно относящиеся к учебе, порой наносят вред своему здоровью при обучении, неумело используя время на подготовку домашнего задания. Знание норм здорового образа жизни, следование этим нормам, позволит учащимся сохранить здоровье, повысить работоспособность, предупредить развитие утомления, что так необходимо для успешного обучения. Нормы здорового образа жизни, приобретённые в школьном возрасте, помогут сохранить здоровье и в дальнейшем. Знания о здоровье, о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, о способах сохранения здоровья важны  в последующей профессиональной деятельности и лично для каждого человека.

     Данный элективный курс позволит сформировать понятие о здоровом образе жизни, привить потребность в здоровом образе жизни, развить навыки соблюдения ЗОЖ. Учащиеся, изучившие данный элективный курс, не только приобретут теоретические  знания, но практические навыки сохранения своего здоровья, станут пропагандистами здорового образа жизни среди сверстников.

      При изучении курса большое внимание уделяется изучению основ рационального питания школьников, рассмотрению норм личной гигиены человека, изучению информации о влиянии вредных привычек на здоровье человека, освещению роли двигательной активности в поддержании здоровья. Большее внимание уделено профилактике распространения  в подростковой среде табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Значительное место отведено формированию практических навыков  гигиенической оценки учебного помещения, рабочего места дома,  составления режима дня, определения норм рационального питания.

      В качестве дидактического средства активизации познавательной деятельности учащихся уместно применение элементов технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения.

    Результативность работы учащихся по темам элективного курса отслеживается по итогам тестов, проверочных работ. Итоги изучения данного курса будут подведены во время презентации учащимися своих проектов.

   Элективный курс рассчитан на 18 часов, рекомендуется для учащихся 10-11 классов.

   Оптимальные сроки проведения элективного курса – второе полугодие учебного года. Это позволит учащимся не только получить новые знания, но и углубить имеющиеся знания о факторах, влияющих на здоровье человека именно перед итоговой аттестацией.

   При изучении данного курса уместно применять различные типы занятий и формы деятельности учащихся. Это и урок-лекция, урок-практикум, лабораторные работы и практические работы. Особое место отводиться групповой форме деятельности, в частности при работе над проектом. При работе с дополнительной литературой учащиеся смогут продолжить формирование умения критически анализировать информацию, выделять нужный текст, отсеивая информацию второстепенного значения.

   

Цель элективного курса: формирование у  учащихся знаний  о здоровом образе жизни, воспитание потребности в соблюдении ЗОЖ.

 

Задачи элективного курса:

1. Формирование знаний о  факторах влияющих на здоровье человека.

2. Закрепление знаний, умений и навыков по поддержанию норм здорового образа жизни, личной гигиене через самостоятельную деятельность.

3. Дальнейшее развитие информационных, исследовательских, коммуникативных умений через организацию самонаблюдений, прогнозирование влияния вредных привычек на здоровье человека через  участие в проектной деятельности.

4. Формирование экологической культуры учащихся, потребности в соблюдении ЗОЖ.

      Учебно – методическое обеспечение элективного курса.

- литература по теме курса,

- комнатные растения,

-инструктивные карточки с записью этапов выполнения исследований,

-бумага, фломастеры, краски,

-компьютерное обеспечение.

                        Оценивание знаний.

Средства оценивания: графическое, табличное.

Способы оценивания: оценивание учителем, самооценивание, взаимное оценивание учеников.

                                         

                                           Учебный план.

Разделы элективного курса

Всего часов

Теоретические

занятия(лекции)

(часов)

Практические занятия (часов)

контроль

Здоровый образ жизни

  1

«Здоровый образ жизни и гармоничное развитие человека - 1 час

Самоконтроль

Личная гигиена и здоровье человека.

  3

«Личная гигиена человека»-2 час

«Гигиеническая оценка учебного кабинета»-1 час

Проверочная работа «Личная гигиена и здоровье человека»

Вредные привычки и здоровье человека.

  3

«Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека» - 2 часа

  «Влияние продуктов горения сигареты и этанола на живые организмы» (на примере комнатных растений»)-1 час.

Отчёт по практической работе.

Питание и здоровье.

  3

«Рациональное питание – залог здоровья человека»-2 час

«Исследование состава пищевых продуктов на примере чипсов, сухариков  и т.д.»»

  1 час

Тест «Влияние  питания  на здоровье человека».

Двигательная активность и здоровье человека

2

«Занятие физкультурой и спортом – залог здоровья»- 1 час

«Разработка этапов игры «Весёлые старты» для учащихся разных возрастных групп» - 1час

 Сценарий спортивной игры «Весёлые старты».

«Режим дня и здоровье»

 2

«Основные компоненты режима дня школьника»-1 час

«Анализ и коррекция  индивидуального режима дня»

-1 час

Оценка составленного режима дня.

Подготовка к защите проекта

  3

Работа над проектом, оформление результатов проектной деятельности по теме.

Взаимоконтроль в группах.

Заполнение анкеты «Здоровый образ жизни».

Защита проектов

   1

Презентация проектов.

 Оценка презентации проектов.

                             

                       

                               Учебно – тематическое планирование.

Последовательность тем в разделе

Последовательность занятий в теме. Формы проведения занятий.

Новые понятия и термины.

Контроль

Ожидаемые результаты.

Эксперимент на учебном занятии (демонстрация) или примечания.

1. Здоровый образ жизни.

1.Здоровый образ жизни.(урок – лекция)

Здоровье, здоровый образ жизни, вредные привычки, факторы окружающей среды.

Тест по изученной теме (с правильными ответами)

Знание слагаемых здорового образа жизни.

Анализ учащимися индивидуального  образа жизни.

2. Личная гигиена и здоровье человека.

1.Личная гигиена и здоровье человека.

(Лекция с элементами беседы)

Уход за кожей, микозы, инфекционные заболевания, гигиена одежды

Решение проблемных задач.

Усвоенные навыки ухода за кожей, волосами, сформированные умения обосновывать выбор одежды  

Лабораторная работа «Сравнительная характеристика тканей из синтетических и натуральных волокон"

2. Закаливание как средство оздоровления организма.(работа в парах с элементами проектной деятельности)

Закаливание, закаливающие факторы, принципы закаливания,

учёт индивидуальных особенностей человека, передозировка закаливающих процедур.

Опорный конспект по теме урока.

Знание основных закаливающих факторов, усвоение принципов закаливания.

3.Гигиенические требования к учебным помещениям. Работа с компьютером.(Лабораторная работа).

Естественное и искусственное освещение, запылённость, влажность, движение воздуха  (наличие сквозняков).

Отчёт по  лабораторной работе.

Сформированная потребность поддержания гигиенических условий на рабочем месте, умения давать оценку гигиеническим условиям места работы.

Практическая  работа «Гигиеническая оценка учебного кабинета»

3.Вредные привычки и здоровье человека.

1. Влияние курения и алкогольных напитков на здоровье человека.

(Работа в парах по изучению информации)

Токсичные и канцерогенные вещества, никотиновая зависимость, заболевания сердечно-сосудистой системы, пассивное и активное курение.

Тест по теме занятия

Знание последствий воздействия на организм человека курения и употребления алкоголя.

2. Токсикомания и наркомания.(Лекция)

Токсические и наркотические вещества, соматические и неврологические нарушения, физическая и психическая зависимость, интоксикация организма.

Самоконтроль «Проверь себя».

Знание механизмов воздействия и последствий употребления наркотиков и токсических веществ на организм человека.

3. «Влияние продуктов горения сигареты и этанола на живые организмы». (Урок –практикум).

Некроз тканей, нарушение обмена веществ, нарушение проницаемости клеточных мембран.

Отчёт по практической работе.

Практическое подтверждение негативного влияния вредных веществ на живые организмы.

Практическая работа «Влияние продуктов горения сигареты и этанола на живые организмы».

4.Питание и здоровье.

1.Правильное питание и здоровье человека.

Энергетические потребности, пищевые потребности, пищевой рацион, сбалансированность питания, витамины.

Самоконтроль «Проверь себя».

Знание норм правильного питания.

Демонстрация продуктов питания, богатых различными пищевыми продуктами.

2. Неправильное питание и его последствия.(Лекция)

Избыточное питание, разгрузочные дни, анорексия, ожирение, нарушения обмена веществ, условия сохранения пищевых продуктов.

Тест «Влияние питания на здоровье человека».

Знания о зависимости здоровья человека от соблюдения правил питания.

Демонстрация таблицы «Витамины» (содержит иллюстративную информацию о проявлении авитаминозов)

3. Индивидуальное суточное меню.(Урок-практикум)

Расход энергии, суточная норма, полноценное питание, питьевой режим, авитаминозы.

Составленное суточное меню учащегося.

Сформированное умение поддерживать индивидуальный режим питания.

Лабораторная работа «Исследование состава пищевых продуктов на примере чипсов, сухариков и т.д»

5.Двигательная активность и здоровье человека.

1.Двигательная активность и здоровье человека.(Лекция с элементами беседы)

Активный отдых, гиподинамия, функциональная система, продолжительность жизни, опорно-двигательная система.

Тест «Движение и здоровье»

Сформированная потребность в здоровом образе жизни.

Демонстрация упражнений на развитие различных групп мышц, снятие утомление мышц.

2. «Разработка этапов игры «Весёлые старты» для учащихся разных возрастных групп».(Урок-практикум)

Разминка, упражнения для мыщц плечевого пояса, конечностей, для формирования правильной осанки, на внимание, на мышцы живота.

Сценарий спортивной игры «Весёлые старты».

Умение планировать свою двигательную активность с учётом состояния здоровья.

Практическая работа «Разработка этапов игры «Весёлые старты» для учащихся разных возрастных групп».

6.Режим дня и здоровье.

1. Основные компоненты режима дня школьника.(Лекция с элементами беседы)

Работоспособность, перенапряжение и переутомление, полноценный сон, биоритмы, объём двигательной активности.

Самоконтроль «Проверь себя».

Сформированная потребность в соблюдении режима дня.

2.»Анализ и коррекция индивидуального режима дня».

Активный отдых, пассивный отдых, оптимальная работоспособность, гиподинамия.

Индивидуальный режим дня школьника.

Сформированное умение корректировать индивидуальный режим дня.

Практическая работа «Анализ и коррекция индивидуального режима дня».

7.Подготовка к защите проекта.

1.Проблема, цели, задач, этапы работы проекта.(Урок-практикум)

Проблемная ситуация, соответствие проблемной ситуации и цели, цели и задачи, задач и этапов проектной работы.

Визитная карточка проекта.

Умение видеть проблему, ставить цели, формулировать задачи, планировать этапы работы

2. Анализ компонентов индивидуального образа жизни.(Индивидуальная работа)

Рациональное питание, вредные привычки, гиподинамия, режим дня, гигиена рабочего места.

Самоконтроль.

Умение сопоставлять компоненты индивидуального образа жизни  с общепринятыми компонентами ЗОЖ.

Оформление результатов поделанной работы.

3.Составление индивидуальной программы по ЗОЖ.(Индивидуальная работа)

Соответствие форм деятельности выявленным проблемам и поставленной цели.

Самоконтроль + консультация учителя.

Умение с учётом индивидуальных особенностей вести ЗОЖ.

Работа по оформлению проекта

8. Защита проекта.

1.Презентация проекта.

Рецензирование презентации слушателями.

Умение отстаивать свою точку зрения, донести до слушателей основные идеи своего выступления

Презентация проектов слушателей курса.

                                   Учебная программа.

                       1.Введение. Здоровый образ жизни.( 1 час)

Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни», формулирование целей и задач  элективного курса.

   Здоровый образ жизни - комплекс мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья человека. Влияние биологических и социальных фактов на здоровье человека. Основные элементы здорового образа жизни: активный образ жизни, оптимальная двигательная активность, соблюдение норм личной гигиены, правильное питание, отсутствие вредных привычек,  закаливание, оптимизм.

    Результат занятия: мотивации деятельности учащихся на изучение тем элективного курса и выполнение проекта «Индивидуальная программа по здоровому образу жизни».

                    2. Личная гигиена и здоровье человека.( 3 часа)

Цель: формирование знаний о личной гигиене, умения применять на практике правил личной гигиены.

      Гигиена кожи и кожных производных: волос, ногтей. Причины и профилактика грибковых заболеваний кожи. Влияние шампуней, лаков, красок на волосы. Сезонность одежды. Влияние синтетических волокон на здоровье человека.

     Роль закаливающих процедур для здоровья человека. Принципы закаливания: постепенность, системность, индивидуальность, последовательность. Роль закаливающих процедур в повышении способности нервной системы  приспосабливать к меняющимся условиям внешней среды. Роль водных, воздушных, солнечных процедур в укреплении здоровья. Опасность передозировки закаливающих процедур для человека.

    Гигиенические требования к рабочему месту школьника в классной комнате и в домашней обстановке. Необходимое освещение, вентиляция, влажность. Следствия нарушения гигиенических требований к учебным помещениям и к рабочему месту ученика дома.

     Работа с компьютером, просмотр телевизора.  Электромагнитное излучение и его воздействие на организм человека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье ученика при работе с компьютером: электромагнитное излучение, статическая работа основных  групп мыщц туловища, шеи, яркий экран монитора, несовершенство клавиатуры. Уменьшение отрицательного влияния электромагнитного излучения на организм человека при работе с компьютером. Использование упражнений для укрепления глаз в целях уменьшения утомляемости глаз. Режим работы с компьютером, применение комплекса упражнений для устранения утомления мыщц после работы с компьютером.

    Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика СПИДа.

    Практическая работа «Гигиеническая оценка учебного кабинета». (1час)                   

                 3.Вредные привычки и здоровье человека.( 3 часа)

Цель: формирование знаний о  негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека, умения  прогнозировать последствия табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ.

   Влияние вредных привычек на организм человека. Табакокурение. Состав табачного дыма, влияние составляющих табачного дыма на организм человека. Воздействие курения на нервную систему, дыхательную и пищеварительную системы. Риск заболевания бронхитом, пневмонией, гастритом, язвой желудка, онкологическими заболеваниями у курящих. Рост заболевания атеросклерозом, стенокардией, инфарктом миокарда как результат курения. Влияние курения на кожу, течение беременности. Курение активное и пассивное. Ограничение курения на рабочих местах, в транспорте, учреждениях культуры и здравоохранения. Пропаганда знаний о вредном воздействии курения на организм человека, особенно на организм подростка.

    Наркомания и токсикомания. Вещества, вызывающие состояние наркотического опьянения, расстройство психической деятельности. Заболевания систем органов, вызванные употреблением наркотиков. Снижение работоспособности, нарушение социальных связей, деградация личности.

   Негативное воздействие алкоголя на организм человека. Особенности воздействия алкоголя на организм подростка. Следствия употребления алкоголя: снижение сопротивляемости организма, нарушение работы отдельных систем органов, повышение риска рождения неполноценных детей, нарушение взаимоотношений с окружающими людьми. Проблемы подросткового алкоголизма.

     Практическая работа «Влияние продуктов горения сигареты и этанола на живые организмы (на примере комнатных растений)».(1 час)

                                     4. Питание и здоровье.( 3 часа)

Цель: формирование знаний о влиянии норм питания на здоровье человека, умения рационально организовывать индивидуальное питание.

   Питание и здоровье человека. Питательные вещества и питательные продукты. Энергетические и пищевые потребности человека. Соответствие пищевого рациона профессии, полу, возрасту человека.

   Значение органических веществ (белков, жиров, углеводов), воды, минеральных веществ  для организма человека. Последствия недостаточного и избыточного употребления углеводов, белков, жиров. Заболевания, вызванные в организме человека некоторых минеральных веществ (щитовидной железы, поджелудочной железы). Авитаминозы и гиповитаминозы. Их причины.

   Последствия неправильного питания: ожирение, истощение, анорексия, нарушения обмена веществ.

   Требования к кулинарной обработке пищи. Режим питания: количество приёмов пищи, объём употребляемой пищи в утреннее, дневное и  вечернее  время. Калорийность пищи. Пищевые добавки, отрицательно влияющие на здоровье человека. Полуфабрикаты,   консервированные продукты и их воздействие на организм человека.

   Болезни, передающиеся через желудочно-кишечный тракт. Требования к приготовлению пищи. Соблюдения правил хранения продуктов питания и приготовленной пищи.

      Лабораторная  работа «Исследование состава полуфабрикатов на примере чипсов, сухариков  т.д.».

 

                        5. Двигательная активность и здоровье человека.( 2 часа)

Цель: формирование знаний о положительном влиянии двигательной активности на здоровье человека, умения организовывать личную двигательную активность.

     Двигательная активность. Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую систему, на органы  дыхания. Влияние двигательной активности на формирование осанки. Роль правильной осанки  в функционировании спинного мозга, мышечной системы, всех внутренних органов. Гиподинамия и последствия малоактивного образа жизни. Учёт возрастных и половых особенностей при дозировке физических упражнений.

    Практическая работа « Разработка этапов игры «Весёлые старты» для учащихся разных возрастных групп». ( 1час)

                               6. Режим дня и здоровье.( 2 часа)

Цель: формирование знаний о влиянии режима дня на здоровье человека, развитие умения анализировать и корректировать свой режим дня.

    Влияние режима дня на здоровье человека. Виды деятельности человека в течении дня и распределение на них времени с учётом возраста,  состояния здоровья, интересов человека. Значение организованного режима дня для повышения работоспособности, профилактики перенапряжения и переутомления  в течение дня.  Основные компоненты режима дня школьника как гарантия оптимальной работоспособности ученика в течение учебного дня. Рекомендации для домашней работы ученика при приготовлении домашнего задания. Роль пребывания на открытом воздухе в предупреждении переутомления.  Сон человека и его продолжительность с учётом возраста и здоровья человека.

    Биоритмы как основа рациональной организации распорядка жизни человека.  Типы биоритмов в организме человека: высокочастотные, среднечастотные, низкочастотные. Периодические колебания температуры, артериального давления, частоты пульса, работоспособности.

    Использование двигательной активности для предупреждения и преодоления депрессии, развития ловкости, быстроты и выносливости.

   

    Практическая работа « Анализ и коррекция индивидуального режима дня».( 1 час)

                      7. Подготовка к защите проекта.( 3 часа)

Цель: продолжить развитие исследовательских, проектировочных, информационных умений уачщихся.

Этапы проекта. Выявление проблемы. Соответствие продукта  проекта и  формы презентации теме проектной деятельности. Формулировка темы, цели проекта, соответствие задач проектной деятельности цели.

                            8. Защита проекта. ( 1 час)

Цель: совершенствовать умение доступно, научно представить результаты своей деятельности, продолжить формирование коммуникативных черт характера учащихся.

    Презентация результатов проектной деятельности. Рецензирование выступления одноклассников. Ответы на вопросы. Рефлексия.

                   Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- определение понятия «здоровый образ жизни»,

- основные составляющие здорового образа жизни,

- влияние личной гигиены на здоровье человека,

- последствия курения, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ  для организма человека,

- влияние питания на здоровье человека,

- зависимость суточной нормы питания от возраста, пола, вида деятельности,

- положительное влияние двигательной активности на состояние здоровья человека,

- компоненты режима дня, значение соблюдения режима дня.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать составляющие индивидуального образа жизни,  видеть их соответствие или несоответствие компонентам здорового образа жизни,

- приводить примеры, поясняющие влияние личной гигиены, вредных привычек на здоровье человека,

- анализировать индивидуальный суточный режим питания, принимать меры по его коррекции,

- обоснованно пояснять зависимость между здоровьем человека и  степенью его двигательной активности,

- аргументировано доказывать необходимость соблюдения режима дня школьника,

 - планировать работу по выполнению проектной деятельности в соответствии выбранной теме и выполнять её согласно составленному плану,

 - доступно и научно излагать суть и результаты своей проектной деятельности.

                                    Контроль.

1. Вводный: анкетирование « Что я знаю о здоровом образе жизни?»

1. Тематический: тесты по изученной теме.

2. Итоговый: а) анкетирование « Моё отношение к изученному  элективному курсу»,  б) защита проекта.

                                  Тема проекта.

« Индивидуальная программа ученика ……… по реализации здорового образа жизни».

Литература для учащихся:

1. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин «Экология», 9 класс; М., изд. Дом « Дрофа», 2002 год

2. И.Д. Зверев,     « Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М., Просвещение,      1971 год.              

Литература для учителя:

1.  И.Д.Зверев,   « Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М., Просвещение, 1983 год.  

2.  Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, А.П.Сидоркин «Экология», 9 класс, М., изд.дом «Дрофа».              

3.  С.Е.Мансурова, О.А.Шклярова  «Здоровье и окружающая среда», ООО « 5 за знания», 2006 год

4. А.Г.Хрипкова «Анатомия, физиология и гигиена человека», М.,  Просвещение, 1975 год

                              Приложение

       Что я знаю о здоровом образе жизни?

1. Что Вы понимаете под здоровым образом жизни?

А) соблюдение режима дня       б) соблюдение правил личной гигиены

В) отсутствие вредных привычек  

г) комплекс мероприятий, направленных на развитие и укрепление здоровья    

2. Какое значение для здоровья  имеет соблюдение режима дня

А) повышается работоспособность                              б) сохраняется здоровье

В) предупреждается перенапряжение                          г) все ответы верны

3. Положительный эффект для организма следует ожидать от следующего отдыха

А) чтение книги на диване                                     б) просмотр телевизора

В) прогулка в парке                                                  г) компьютерная игра

4. Сон школьника должен составлять

А) 10-11 часов                б) 6-7 часов              в) 8-9 часов                 г) 5- 6 часов

5.Для здоровья человека вредно

А) избыток сладкого                                                  б) очень солёная пища    

 в) бесконтрольные диеты                                          г) все ответы верны

6. Недостаток йода в пище приводит к нарушению деятельности

А) щитовидной железы                             б) надпочечников

В) печени                                                    г) слюнных желёз

7. Максимальный объём пищи в течение дня человек должен принять

А) утром       б) в обед       в) после 4 часов              г) за ужином

8. В летний период рекомендуется носить одежду

А) светлую из льняной и хлопчатобумажной ткани

Б) тёмную одежду из льняной и хлопчатобумажной ткани

В) светлую одежду из синтетических тканей

Г) цветную одежду из синтетических тканей.

9. Закаливание  организма можно проводить, используя

А) водные процедуры                               б) воздушные ванны

В) солнечные ванны                                   г) все перечисленные процедуры

10.Среди перечисленных привычек человека не является вредной

А) прогулка на свежем воздухе  перед сном      б) курение

В) употребление алкоголя                           г) употребление наркотиков

11. Человека, который курит, можно узнать, так как у него наблюдается

А) избыточный вес          б) хриплый голос и частый сухой кашель

в) весёлое настроение      г) необычное поведение.

12. Занятие  физкультурой положительно сказывается  на состоянии

А) опорно - двигательной системы       б) сердечно сосудистой системы

Б) дыхательной системы                     г) всех перечисленных систем органов

                                                                                         Приложение №2 

Проблемные задачи к уроку «Личная гигиена и здоровье человека».

Цель: формирование умения определять причинно-следственные связи, умение решать проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

1. Какая существует связь между грибковыми заболеваниями ног и использованием такой обуви,  как кроссовки?

( Некачественные кроссовки  содержат значительный слой поролона или сшиты из некачественной синтетической ткани. При этом между кожей человека и тканью кроссовок образуется воздушное пространство, содержащее избыточную влагу, образующуюся при выделении пота. Избыточная влажность кожных покровов способствует развитию грибковых заболеваний  кожи.)

2. Приведите аргументированные доводы «за» и «против» использования одежды из синтетических тканей ?

( « За» -Ткани, содержащие синтетические волокна, более прочные, дольше могут использоваться человеком, позволяют удешевить одежду.

«Против» - Одежда, содержащая синтетические ткани, менее гигиенична, меньше удерживает тепло, может наэлектризовываться, что отрицательно сказывается на здоровье человека.

Выход: производить ткани, содержащие минимальное количество синтетических волокон, а лучше – увеличить производство ткани из натуральных волокон.)

3. Во время лыжных соревнований  на дистанции 10 километров один из спортсменов почувствовал себя плохо после прохождения половины дистанции. Как Вы считаете, что послужило причиной такой ситуации? Дайте аргументированный ответ.

( Одной из причин могла быть слабая подготовка спортсмена,   А может быть, подготовка к соревнованиям проходила не систематически, бег на 10 километров  был для спортсмена большой нагрузкой).

4.  Некоторые родители, оправляя  зимой на прогулку малышей, сильно их кутают, одевая очень тёплую одежду. А другие – наоборот одевают малышей как себя, то есть,  одевая умеренно тёплую одежду. Как Вы думаете, кто из родителей прав и почему?

( Детей   дошкольного возраста рекомендуют одевать зимой на прогулку так, что  бы большое количество тёплой одежды не нарушало процесс теплорегуляции.  В противном случае большое количество теплой одежды нарушает процесс  теплообмена, малыш может испытать тепловой удар, либо влажная одежда   малыша может спровоцировать  развитие простудного заболевания).

5. В последнее время в школах увеличилось количество детей, страдающих близорукостью. Как Вы думаете, в чем причина такой ситуации?

( Длительный просмотр телевизора, работа с компьютером,  увеличение нагрузки на глаза при чтении текста, недостаток витаминов).                                                                                                

                                                                                               

                                                                                                   Приложение №3                                  

                               Лабораторная работа

« Сравнительная характеристика тканей из натуральных и синтетических волокон».

Цель работы: изучение обоснованности применения синтетических и натуральных тканей для изготовления одежды, формирование умения проводить эксперимент, сравнивать и делать в ходе сравнения выводы.

Оборудование:  1. Образцы тканей из натуральных и синтетических тканей.

2. Спиртовка, спички, пробиркодержатель.

3. Химический стакан с водой, фарфоровая чашка, эбонитовая палочка.                               

                                        Ход работы.

1.    Возьмите образцы ткани из натуральных волокон и опустите по очереди в стакан с водой. Обратите внимание, что ткани легко пропитываются водой.

    Вывод: ткани из натуральных волокон хорошо впитывают влагу, что важно в ситуации, когда человек потеет. Пот хорошо впитывается тканью,  и нарушения процесса теплообмена не происходит, раздражения кожи человека потом, содержащим минеральные соли не происходит или происходит в меньшей степени.

2.  Возьмите образцы ткани из синтетической ткани, опустите их в воду, обратите внимание, ткань впитывает воду хуже, чем  ткань из натурального волокна.

    Вывод: при выделении пота с кожи человека синтетическое волокно хуже впитывает пот, между тканью и кожей воздух будет содержать избыток влаги, что отрицательно сказывается на состоянии кожи.

3.  Образцы ткани из натуральных и синтетических волокон, закрепив по очереди в пробиркодержателе, подожгите над фарфоровой чашкой. Обратите внимание, как горят ткани.

  Ответьте на вопрос: Иногда в исключительных случаях на человеке может загореться одежда. Как Вы считаете, горение какой одежды в этом случае более опасно?

     Вывод: Ткани из натуральных волокон загораются быстро, горят быстро и так же быстро их можно потушить, прекратив доступ кислорода. Ткани же из синтетических волокон сначала плавятся, уже при этом могу вызвать ожог кожи. Расплавленную ткань трудно быстро отделить от кожи, она продолжает гореть на коже, что вызывает более сильные ожоги.

4.   Возьмите эбонитовую палочку, потрите её о ткани из натуральных волокон, а затем о ткани из натуральных волокон. Что Вы видите? Поясните свои наблюдения.

     Вывод: при трении эбонитовой палочки о ткани из натуральных волокон электризации эбонита не происходит, а при использовании ткани из синтетической ткани  эбонит и ткань наэлектризовываются. При использовании нескольких элементов одежды из синтетической ткани наэлектризованность одежды отрицательно сказывается на здоровье человека.

5. Опишите свои наблюдения в ходе эксперимента, сделайте вывод по работе.                                                                                              

                                                                                                Приложение №4                      

                                 Практическая работа.          

                  « Гигиеническая оценка учебного кабинета».

Цель работы: Формирование умений и навыков по определению санитарно – гигиенического состояния  учебного кабинета и составления их экологической характеристики.

Оборудование:

1.Рулетка, комнатный термометр, гигрометр.                             

                                            Ход работы.

1.Определение площади и объёма помещения.

 Измерьте длину, ширину и высоту помещения. Рассчитайте площадь и кубатуру помещения.

Определите, соответствует ли площадь и объём помещения количеству учащихся.

Примечание: норма площади на одного ученика в младших классах не менее 1, 25 кв. метров, в старших классах – не менее 1, 5 кв. метров без учёта площади, занятой стенными шкафами.. При кабинетной системе эти цифры больше: 1,78 кв.метр и 2 кв.метра соответственно. Кубатура на каждого ученика должна быть не меньше 4-5 кв. метров.

2. Исследование расстановки мебели в помещении.

   Обратите внимание, как расставлена мебель: есть необходимое расстояние между партами, между рядами парт, выдержано ли расстояние от доски до первой парты, нет ли мебели, загромождающей помещение.

   Укажите результаты своей работы.

3. Исследование отделочных материалов и окраски помещения.

    Определите:

- из какого материала сделаны парты, пол, доска, оконные рамы,

- каким цветом окрашены полы, парты, оконные рамы,

- сочетается ли окраска мебели с окраской помещения и его оформлением.

    Примечание:

1) Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Отрицательное влияние на работоспособность детей оказывают яркие краски.

2) Цвет краски  для окрашивания кабинета подбирают в зависимости от того, куда выходят окна помещения. Если окна выходят на юг, то можно использовать светло-серый, светло-голубой,  зеленоватый, светло-сиреневый тон, а если окна выходят на север, то лучше тон краски использовать  тёплый; бежевый, светло-розовый, желтовато-охристый.

3) Классная доска предпочтительнее тёмно-зелёная, допустима коричневая и совсем недопустима черная. Поверхность доски должна быть ровной, хорошо удерживать мел.

    Отразите в своей работе результаты исследования.

4. Исследование температурного режима школьного кабинета.

   1) Используя комнатный термометр, определите температуру воздуха в кабинете на расстоянии 1, 5 метров от поверхности пола и 1, 2  метра от стены на 20 минут.

   Примечание: температура для учебных кабинетов должна быть не ниже 16-18 градусов С. Изменение температуры на 3-4 градуса нежелательно.

   Сравните полученные данные с нормативами , сделайте вывод.

5. Исследование влажности воздуха в школьном кабинете.

  При помощи гигрометра определите влажность воздуха в кабинете.

Примечание: относительная влажность для всех школьных помещений должна составлять 30-60%.

  Сравните полученные результаты с нормативами, сделайте вывод.

6. Исследование вентиляционного режима помещения.

1) Определите общую площадь вентиляционных отверстий.

2) рассчитайте коэффициент аэрации по формуле:

                       П

     КА=----------------,

                     п/п

где КА -  это коэффициент аэрации, П - площадь всех вентиляционных отверстий,  п/п – площадь пола.

Примечание: коэффициент аэрации для учебного кабинета должен быть не менее 1/50 площади пола.

  • Расчеты укажите в своей работе, сделайте вывод о степени аэрации воздуха в кабинете.

7. Определение освещённости помещения.

    Освещённость помещения высчитывается по формуле:

                                             П/о

                                СК=--------------,

                                            П/п

  где    СК – световой коэффициент, П/о – площадь окон помещения,    П/п – площадь пола.

   При определении площади окон нужно учитывать, что площадь остеклённой части окон на 10% меньше площади окон из-за наличия оконных переплётов.

   По санитарно – гигиеническим нормам световой коэффициент для учебного помещения  должен быть равен   1/4 - 1/6. Большая величина светового коэффициента нежелательна, так как это может способствовать перегреву или   переохлаждению помещения. Освещение следует считать недостаточным, если СК     равен 1/7.

  Искусственное освещение определяют по формуле:

                                    М   Н

                     КИО=------------------

                                   П\П,

Где М – мощность лампы в ваттах, Н – количество ламп, П/П – площадь пола. По санитарно – гигиеническим нормам на 1 кв. метр должно быть не мене 48 ватт.

   Сделайте вывод, соответствует ли естественное и искусственное освещение данному школьному помещению.

6.Исследование озеленённости школьного кабинета.

   Растения в школьном кабинете улучшают эстетический вид помещения, способствуют оздоровлению микроклимата в кабинете, благоприятно действуют на психику человека. Растения не должны находиться на подоконниках, что бы не затенять естественное освещение.

  Подсчитайте количество комнатных растений в кабинете, оцените их ухоженность, правильность размещения в кабинете.

7. Подведение итогов.

    По итогам исследования сделайте вывод о соответствии или несоответствии условий  помещения требованиям  санитарно – гигиенических норм.

                                                                                                      Приложение №5

Практическая работа

« Влияние продуктов горения сигареты и этанола на живые организмы  (на примере комнатных растений).

Цель:  изучение влияния сигаретного дыма и этанола на живые  организмы, формирование умения проводить исследовательскую работу, делать выводы.

Оборудование:

1. Раствор этилового спирта.

2. Химические стаканы ( 3) разного объёма.

3. Спички, сигарета.

4. Черенки комнатных растений с придаточными корнями.

                                              Ход работы.

1. Поставьте приготовленный черенок комнатного растения  в  химический стакан с раствором этилового спирта. Обратите внимание, как выглядело растение перед экспериментом. Опишите внешний вид растения ( можно сфотографировать).

2. Черенок комнатного растения, поставленный в маленький химический стакан, накройте большим химическим стаканом ( либо другим стеклянным предметом, удобным для выполнения этого эксперимента). Обратите внимание, как выглядит черенок комнатного растения. Опишите внешний вид растения ( можно сфотографировать).

3.Зажгите сигарету, направьте дым от сигареты под большой стеклянный сосуд, затем сосуд крепко закройте.

4. Опишите свои действия, зарисуйте схему опыта, сделайте к рисункам надписи.

5. В конце урока сравните внешний вид растений, используемых в эксперименте, с внешним видом растений по истечении времени урока. Если есть различия во внешнем виде растений, укажите их.

6. Сделайте вывод о влиянии сигаретного дыма и этанола на живые организмы. Поясните, почему наступили те изменения с растениями, которые Вы наблюдаете.

7. Оставьте заложенный эксперимент до следующего занятия, что бы более чётко  увидеть влияние отрицательных факторов на комнатное растение.

8. На следующем занятии сравните внешний вид растений с предыдущим результатом. Сделайте вывод по своим наблюдениям.

9. Укажите общий вывод по поделанной работе в соответствии с темой работы и поставленными целями.                                                                                  

                                                                                                     Приложение №6

Лабораторная работа

« Исследование состава пищевых продуктов  на примере чипсов, сухариков и т.д.».

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности, потребности в рациональном питании.

Оборудование:

1. Чипсы, сухарики.

2. Литература по теме лабораторной работы.

                                               Ход работы.

1. Изучите ( по упаковке)  и запишите в тетради состав продуктов, предложенных для работы.

2. Выявите сходство и различие исследуемых продуктов по составу, укажите,   какие составляющие подобных продуктов особенно часто встречаются.

3. Укажите, какие составляющие исследуемых продуктов питания, на Ваш взгляд,  нежелательны для организма человека и почему.

4. Изучите информацию о влиянии отдельных составляющих исследуемых продуктов на организм человека. Наиболее важные сведения занесите в отчёт по работе.

5. Сделайте общий вывод  о  возможности применения  исследуемых продуктов питания человеком.

                     

                                                                                        Приложение №7

                              Тест  по теме « Питание и здоровье».                

                        « Влияние питания на здоровье человека».

1. Более калорийной должна быть пища человека, профессия которого

А) товаровед                                             б) бухгалтер

В) библиотекарь                                      г) тракторист

2. Более калорийной должна быть пища человека после следующей деятельности

А) чтение книги                                            б) прогулка на свежем воздухе

В) укладка  дров  в поленницу                    г) просмотр телевизора

3. Витаминов больше содержится

А) в свежей капусте                                    б) вареном мясе

В) в макаронах                                             г) варёном яйце

4. Взрослый человек в сутки должен выпивать жидкости примерно

А) 3 литра                 б) 1,5-2 литра              в) 1 литр                   г) 3,5 литров

5.Недостаток йода в пище вызывает нарушении работы

А) надпочечников                                     б) гипофиза

В) щитовидной железы                             г) эпифиза

6. Авитаминоз «куриная слепота» развивается при недостатке в пище

А) витамина А                                            б) витамина С

В) витаминов группы В                             г) витамина Д

7. Появление избыточного веса может произойти по причине

А) малоподвижного образа жизни            б) переедания

В) злоупотребления пищей, богатой углеводами

Г) все ответы верны

8. Для нормального функционирования организма человека необходимо, что бы человек принимал пищу

А) 2 раза в день                                         б) 5 раз в день

В) 3-4 раза в день                                      г) 1 раз в день

9. Злоупотребление продуктами, богатыми жирами, отрицательно сказывается на работе

А) печени                                                 б) кишечника

В) желудка                                               г) пищевода

10. Через желудочно – кишечный тракт передаётся

А) грипп                                                  б) дизентерия

В) столбняк                                             г) ветрянка

11. Заражение человека червями – паразитами может произойти при

А) употреблении не прожаренного  мяса

Б) употреблении вяленой рыбы

В) при несоблюдении правил личной гигиены

Г) все ответы верны

12. При недостатке в пище витамина  «С»   может у человека развиться такое заболевание, как

А) рахит                                                          б) цинга

В) гастрит                                                       г) бронхи

                                                                                       

                                                                                                  Приложение №8

         

     Проверочная работа  «Личная гигиена и здоровье человека»

1. Раскройте понятие «Личная гигиена».

2. Поясните основные принципы закаливания.

3. В какое время года человек чаще болеет острыми респираторными инфекциями? Чем Вы можете это объяснить?

4. К каким последствиям может привести злоупотребление человеком работой на компьютере? Предложите меры по предупреждению этих последствий.

5. К концу рабочего дня работоспособность учащихся, как правило, уменьшается. Как Вы считаете, почему это происходит?  Предложите меры по устранению этой нежелательной ситуации.

                                                                                     Приложение №9

Проверочная работа

по теме «Влияние вредных привычек на здоровье человека».

1. Перечислите вредные привычки. Почему их именно так называют?

2. По каким признакам можно определить, что человек курит? Дайте обоснованный ответ.

3. Поясните, в чём заключается отрицательное воздействие употребления алкоголя  на организм человека?

4. К каким последствиям может привести употребление наркотиков? Чем объясняется   появление перечисленных последствий?

5. Составьте текст обращения к подростку с целью предупреждения формирования у него вредных привычек.

                                                                           

                                                                                                     Приложение №10

                      Этапы работы над проектом ( памятка для ученика).

1.Организационный

- выявление проблемы,

- постановка цели и формулировка задач,

- планирование работы,

- выбор формы и способа презентации проектной деятельности.

2. Деятельностный.

-работа по реализации поставленных целей, задач,

-анализ литературы,

-постановка эксперимента,

-подготовка к презентации работы,

- оформление работы.

3. Заключительный этап ( презентационный)

-презентация продукта своей деятельности,

-рефлексия деятельности и результата деятельности,

-взаимооценка и самооценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Если хочешь быть здоров..."

Данную игру можно использовать на уроках технологии при прохождении раздела "Кулинария".Играть могут от двух учениц и более. Нужны кубик ,фишки и ...как в старые добрые времена игра захватывает всех у...

Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился

Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

"Человек и его здоровье" (Если хочешь быть здоров...) программа элективного курса

Забота   о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность ОУ, педагога и самого ребенка. Данный курс  познакомит учащихся  с научно- обоснованными правилами сохранения и укре...

Программа внеурочной деятельности по физкультуре ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ 5 класс

Программа внеурочной деятельности по физкультуре "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ" 5 класс...

Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"

Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 4 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров....