Транспортные системы организма. Круги кровообращения
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Ратушняков Владимир Владимирович

Урок раздела "Внутренняя среда организма" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ратушняков Владимир Владимирович 209-737-427

Тема: Транспортные системы организма. Круги кровообращения.

Цели:

Познавательные цели:

1) ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем;

2) повторение и закрепление знаний об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассмотрение передвижения крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе.

Воспитательные задачи:

1) формировать понимание необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы; умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и темы урока.

III. Проверка домашнего задания

А. Индивидуальная работа «Графический диктант».

  1. Людей с IV группой крови называют универсальный рецепиент.
  2. Нерастворимый белок плазмы фибриоген.
  3. Оксигемоглобин имеет более светлую окраску, поэтому артериальная кровь выглядит ярко – алой.
  4. Дословный перевод эритроцитов – “клетки пожиратели”.
  5. В состав плазмы крови входят эритроциты/фагоциты.
  6. Лимфоциты выделяют в кровь антитела.
  7. Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами.
  8. Явление фагоцитоза было открыто Ильей Ильичем Мечниковым.
  9. Лейкоциты принимают участие в свертывании крови.
  10. Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) называются вакцинами.

Ответы 1. 3. 6. 7. 8. 10

            Б.  Доноры                Рецепиенты

                               I                                      I

                               II                                      II

                              III                                     III

                               IV                                    IV

В. Нарисовать схему иммунитета. (взаимопроверка)

Ратушняков Владимир Владимирович 209-737-427

IV. Актуализация знаний

Вот уже 3 месяца как вы ребята изучаете уникальный и неповторимый в своем многообразии вид НОМО сапиенс- человек разумный.

М.Дудин сказал:

“Ты – человек. Погибельные дни
Сулят тебе смятенье и тревогу,
Будь богом сам себе и отмени
Дорогу крови по дороге к Богу”.

Дорога крови. Какие разные трактовки данного понятия. Человечество движется вперед по магистрали, которую часто пересекают реки крови, но хочется верить, что в силах людей сделать так, чтобы данная жидкая соединительная ткань лилась и перемещалась только там, где ей суждено. А где суждено? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Тема. Транспортные системы организма. К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.

Работа в парах по учебно-тематическим картам

1. Прочитать статью параграфа 20 с.104 «Строение и функции кровеносных сосудов»

Цель: выяснить особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми ими функциями

1. Ответьте на вопросы устно

1. Какие типы кровеносных сосудов вы знаете?

2. Чем отличаются артерии и вены по строению?

В чём особенности строения капилляров, и для каких процессов это имеет значение?

II. Выполни задание письменно

Во втором столбце найдите указание на направление движение крови (1-3) в кровеносных сосудах (I-III), а в третьем особенность их строения (А-Г). Ответы запишите в виде кода.

Работайте в парах

Работайте индивидуально

Проверь свою работу у учителя

I. Артерии

1. Кровь течёт к сердцу

А. Стенка состоит из одного слоя клеток

II. Вена

2. Кровь течёт от сердца

Б. В стенках много мышечных эластичных волокон

III. Капилляры

3. Кровь течёт от артерий к венам, или от вен к артериям

В. . В стенках мало мышечных эластичных волокон.

Г. В мембранах клеток многочисленные мельчайшие отверстия

Проверь свою работу у учителя

2. Прочитать параграф 21 «Большой и малый круги кровообращения»

Цель: получить знания о большом и малом кругах кровообращения, называть сосуды, относящиеся к большому и малому кругам кровообращения.

I. Выполни следующие задания.

1. На  рис.51 учебника найдите большой круг кровообращения и ответьте устно на вопросы:

 В каком отделе сердца он начинается?

Куда кровь поступает из левого желудочка?

Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?

По каким сосудам кровь поступает к органам тела?

В каких сосудах происходит газообмен?

2. Найдите на рис.51 учебника малый круг кровообращения и ответьте устно на следующие вопросы:

Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течёт  в лёгкие?

Какая кровь (артериальная или венозная) течёт в этом сосуде?

Что происходит с лёгочной артерией в лёгких?

По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?

II. На основании проделанной работы в тетради заполните таблицу. Круги кровообращения

Работайте в парах

Работайте самостоятельно

Вопросы для сравнения

Большой круг

Малый круг

1. Где начинается?

2. Где заканчивается?

3. Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу?

4.Где проходят капилляры?

5. Как изменяется состав крови?

6 Каково время оборота крови по этому кругу?

Проверь свою работу у учителя

III. Проверь себя

Выберите из каждой колонки, по одному соответствующему ответу, начиная с первого, и зашифруйте их последовательность цифрами:

1.Большой круг

2. Малый круг

3. Правый желудочек и левое предсердие

4.Правый желудочек и правое предсердие

5.Левый желудочек и правое предсердие

6. Левый желудочек и левое предсердие

7. Лёгочная вена и лёгочная артерия

8. Аорта и полые вены

9. Капилляры в лёгких

10.Капилляры во всех частях тела

11. Артериальная кровь превращается в венозную

12.Венозная кровь превращается в артериальную

Работайте индивидуально

Проверь свою работу у учителя

3. Прочитайте статью «Лимфатическая система» параграф 20 с. 102-103.

Цель: выяснить особенности строения и и значения второй транспортной системы человека.

Рассмотрите рис.49 учебника с.103, найдите лимфатические узлы и капилляры. Ответьте устно на следующие вопросы:

1. Чем отличается лимфа от крови по составу?

2. Какова основная функция лимфатической системы?

3.Куда впадает грудной проток?

4. Каким образом обеспечивается движение лимфы?.

Работайте в парах

Оцените свою работу:

«5» - выполнил все три задания, ответил на все вопросы;

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался;

«3» - часто ошибался, выполнил только половину;

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно.

V. Общие выводы урока

1. К транспортным системам организма относятся кровеносная и лимфатическая системы. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

2. Кровеносная система образована сердцем и тремя типами кровеносных сосудов, лимфатическая представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и лимфоузлами.

Кровеносная система приняла на себя универсальную транспортную роль, а через лимфатическую систему в кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности тканей.

VI Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?

Ратушняков Владимир Владимирович 209-737-427

Учитель сообщает и комментирует оценки учащихся. В целом ученик может получить за урок максимум 3 оценки: за выполнение теста, за проверку теста одноклассника, за активную работу на уроке в ходе изучения нового материала.

Домашнее задание  параграф 20,21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: Транспортные системы организма.

подробный конспект урока с предложенными заданиями....

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

Тест - Транспортные системы организма. Кровь

Тест - Транспортные системы организма. Кровь...

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

Транспортные системы организма. Круги кровообращения.

Урок раздела Внутренняя среда организма. 8 класс...

Презентация к теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения".

Презентация к уроку  "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"....