Лес - наше богатство.
классный час по биологии (6 класс) на тему

Трифонова Вера Васильевна

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Дню леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les-nashe_bogatstvo.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ №13»

г. Гусь – Хрустальный

Владимирской области

Учитель биологии: Трифонова Вера Васильевна

Урок на тему:

Лес – наше богатство.

Задачи:  Сформировать знания об экологической, экономической и социальной роли леса.

  Формировать бережное отношение к растениям и животным леса, правила поведения в природе.

Оформление: плакат «Семь причин вырастить дерево», таблицы: хвойный лес, лиственный лес, фотовыставка детей на тему «Лес»

Ход урока

  1. Сегодня 21 марта – день леса. Почему так ценится лес? Это нам предстоит выяснить.

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол. Лес!

А пенал красивый наш? Это лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг –

Это наш зеленый друг!

2. Экологическая роль леса.

        Средообразующая, или экологическая роль леса. Лес во многом определяет качество окружающей среды и то, насколько эта окружающая среда подходит для удобного и здорового существования человека. Общеизвестна роль леса как "зеленых легких планеты": лес поглощает и связывает из атмосферы углекислый газ, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей - они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.

          Не менее известна роль леса в сохранении чистой пресной воды - главного природного ресурса XIX века, нехватка которого все больше ощущается в самых разных частях Земли, в том числе во многих регионах России. Лес играет большую роль в глобальном распределении осадков: испаряемая деревьями влага возвращается в атмосферный круговорот, чем создаются условия для ее более дальнего переноса от океанов и морей вглубь континентов. Современные исследования показывают, что если бы не было лесов, то удаленные от морей и океанов территории были бы значительно более засушливыми или даже пустынными, малопригодными для жизни людей и для развития сельского хозяйства.                   Лес эффективно задерживает таяние снега весной и сток воды после сильных ливней, тем самым "сглаживая" подъем воды в реках, предотвращая разрушительные наводнения и пересыхание рек и ручьев в засуху. Лес надежно защищает берега рек и ручьев от эрозии, тем самым предотвращая загрязнение водоемов частицами почвы.

         Леса, лесополосы и даже отдельные деревья имеют большое значение для защиты и сохранения плодородия прилегающих сельскохозяйственных земель, сохраняя землю и сельскохозяйственные культуры от вредного воздействия сильных ветров, поздних заморозков, иссушения, эрозии и других неблагоприятных воздействий

          С лесами связано существование основной доли биологического разнообразия Земли - разнообразия существующих на нашей планете живых организмов и экосистем. Леса являются главной средой обитания примерно для трех четвертей всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение разнообразия лесов Земли, и в первую очередь - диких лесов, до сих пор живущих по законам дикой природы при минимальном вмешательстве человека, имеет ключевое значение для сохранения всего разнообразия жизни.

  1. Экономическая, или ресурсная роль леса.

   Лес издревле является источником множества разнообразных материальных ценностей и продуктов, без которых человечество обойтись не может и вряд ли сможет в обозримом будущем, и основой существования целой отрасли промышленности (которая так и называется - лесная промышленность). Лес является источником древесины и продуктов ее переработки (строительных материалов, мебели, бумаги, разных видов древесного топлива и других), многочисленных пищевых и лекарственных ресурсов, и многих других материальных ценностей. Основным материальным ресурсом леса, используемым людьми, в большинстве стран и регионов мира является древесина; однако, нередко основой существования целых деревень и поселков является использование других ресурсов леса - грибов, ягод и т.д.

 

4. Социальная роль леса.

     Лес является неотъемлемым элементом той природной среды, под воздействием которой исторически формируются культура и самосознание народов, населяющих лесные территории. В сказках, легендах, преданиях народа любой лесной страны самое видное место отводится если не лесу как таковому, то, по крайней мере, его обитателям, реальным и вымышленным. В истории лесных народов трудно найти хоть какой-то вид деятельности, который не был бы тем или иным образом связан с лесом - или с непосредственным использованием леса и его ресурсов.

Лес является одним из любимых мест отдыха - особенно в сочетании с водоемами и минимальной инфраструктурой. Это особенно ценно в регионах с высокой плотностью населения и в окрестностях больших городов.

Леса в России

Занимают около 50% от всей территории страны

Это около 22% всех мировых запасов леса

Площадь лесов - 8,5 млн кв. км

Одно дерево за год

Изолирует 33 кг углерода

Абсорбирует 20 кг пыли

Производит 700 кг кислорода

Нейтрализует 80 кг вредных веществ

Фильтрует 100 тыс кубометров воздуха

Снижает температуру около себя на 4 градуса Цельсия

Викторина.

  1. Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет.

(лиственница)

  1.  Из какого дерева делают флейты, кларнеты?

(клен)

  1.  Из какого дерева делают корабли?

(дуб)

  1.  Какое дерево используется для изготовления лыж?

(береза)

  1.  Какое дерево цветет первым, а какое последним?

(ольха, липа)

  1. Какое дерево чаще всего высаживают в городах?

(липа)  

  1.  Какие дрова горят самым жарким пламенем?

(дубовые, березовые)

  1.  Из какого дерева делают пианино?

(ель)

  1.  Из какого дерева сделаны спички?

(осина)

  1.  Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?

(клен)

  1. Из хвои этого дерева получают витаминную муку, искусственную шерсть.

 Что это за дерево?    (сосна)

Правила поведения в лесу.

Ребята, вы ходите в лес за грибами и ягодами, на пикник с родителями. Знаете ли вы правила поведения в лесу? Назовите их.

не надо разорять гнезда, трогать руками птичьи яйца или же маленьких птенцов;

-не надо разорять муравейники;

-не стоит забирать из леса диких животных и их детенышей (если, конечно, они не ранены);

-не надо мучить лесных насекомых, ловить бабочек и стрекоз;

-не надо рвать полевые цветы, особенно занесенные в Красную книгу, - например, ландыши и подснежники;

-ни в коем случае не разводить костер, если находитесь в лесу без взрослых;

-не нужно мусорить в лесу, тем более, оставлять после себя стекло, жестяные банки или пластиковые предметы и так далее

Пословицы и поговорки о лесе

Степь леса не лучше. 
В степи простор, в лесу угодье. 

И лес шумит дружней, когда деревьев много. 

В глухом лесу примечай дорогу по мху на пнях да по затёсам. 

Поле видит, а лес слышит. 

Над лесом дождь дважды идёт. 

     Вырос лес, так выросло и топорище.

     Лес по дереву не плачет.

Заблудиться в трех соснах.

Волков бояться, в лес не ходить.

Дальше в лес, больше дров.

Лес рубят — щепки летят.

Руби дерево по- плечу.

Лесные дары для каждой поры.

Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...