Методическая разработка по биологии "Генетика.Решение задач"
опыты и эксперименты по биологии (10 класс) по теме

Широкова Рамия Салиховна

Генетика вызывает у учащихся большой интерес, но так как проблемы генетики изучаются в ограниченном объеме, целесообразно использовать решение как типовых задач,так и "сюжетных" нестандартных задач,которые полнее раскрывают приемы самостоятельного решения,развивают у учащихся логическое мышление,позволяя глубже понять учебный материал, лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, эффективнее осуществлять контроль уровня знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_biologii_10_klass.docx14.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по биологии 10 класс «Генетика. Решение генетических задач».

                       Пояснительная записка.

 

Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости у человека на всех уровнях его организации и существования: молекулярном ,клеточном, организменном и популяционном.

Генетика вызывает у учащихся большой интерес ,однако проблемы генетики изучаются в ограниченном  объеме ,поэтому целесообразно использовать решение как типовых задач, так и  «сюжетных» нестандартных задач, которые полнее раскрывают  приемы самостоятельного решения.

    Практические навыки решения задач являются хорошей мотивацией для дальнейшего изучения биологии и умения применять полученные знания .

Основные этапы решения и оформления задач по генетике.

Алгоритм:

1.Составить схему решения задачи ,используя символы.

2.Проанализировать гибриды 1 поколения ,определить доминирующий признак.

3.Если родительские формы гомозиготны ,гибриды 1 поколения единообразны.

4.Чистые линии - гомозиготны, дают один сорт гамет.

5.Если фенотип рецессивный ,то особь гомозиготна по рецессивному признаку(аа).

6.Гетерозиготы дают четное число гамет ,т.е. степень гетерозиготности определяет число  типов гамет (тригетерозигота дает 8 гамет).

7.Гибриды при скрещивании дают расщепление по фенотипу, т.е.расщепление в потомстве возможно у гетерозиготных родительских форм.

8. При анализирующем скрещивании число фенотипических классов в поколении  указывает на число гамет,образуемых гибридом в равных фенотипических пропорциях(1:1;1:1:1:1).

 Решение задач по моногибридному скрещиванию:

При скрещивании коричневой морской свинки с черной все гибриды 1 поколения были черными. Определите  генотипы родительских форм и потомства в 1 и 2 поколении .Каково будет соотношение трех генотипов и характер наследования окраски шерсти во 2 поколении.

                                                           Решение:

Генотипы родителей-  P    АА     х        аа  

                                              черн.          корич.

Гаметы-   ( G  )                             А                 а

     F1                                                  Aa

                                                         Черн.

     Р(2покол.)   -                  Аа      х       Аа

                                       черн.              черн.

 Гаметы( G )     -  (   А  )    (  а  )                    (   А  )      (  а )

       F2                    АА :       2Аа :          аа

Фенотип -                           черн.       черн.         корич.      (  1:1 )

Генотип -                                3:1

       Решение задач по дигибридному скрещиванию.

Красная окраска ягоды земляники (А)  доминирует над белой,а нормальная чашечка  (В ) над листовидной.Гены рас положены в разных хромосомах.Определите тип скрещивания,генотипы родителей ,а также генотипы и фенотипы потомства,полученного от скрещивания земляники с красными ягодами и нормальной чашечкой с белой ягодой и листовидной чашечкой.

                                         Решение:

          Генотипы родителей-Р      ААВВ            х           аавв

                                                      Кр-норм.                    Бел-листов.

         Гаметы   (  G )            (   А  )    (   В  )                     (а )    (в )

                        (  F1 )                                      АаВв

                                                                     Кр-норм.

        Генотипы родителей –Р                   АаВв          х              АаВв

                                                                      Кр-норм.                  Кр-норм.

         Гаметы    (G)               (  АВ)    (Ав)    (аВ)    ( ав)      ;   (АВ )   (Ав)    (аВ)   (ав )

 

                                 Решетка   Пиннета

Расщепление по генотипу:

                  АВ                                   Ав                         аВ                               ав

АВ            ААВВ                             ААВв                    АаВВ                             аавв

Ав           ААВв                              ААвв                    АаВв                             Аавв

аВ           АаВВ                               АаВв                   ааВВ                              ааВв

ав           АаВв                              Аавв                     ааВв                              аавв

Второе поколение –F2  

Расщепление по фенотипу:       9      :     3     :     3     :     1

                                                     кр-н.       кр-л.     бел-н.    бел-л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...

Методические разработки к урокам "Решение задач"

В работу включены материалы по следующим темам: Задачи на растворы, Задачи на избыток – недостаток, Задачи на окислительно-восстановительные реакции.,...

Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты", 5 класс

Методическая разработка урока по математике "Решение задач на проценты", посвящена решению проблемного вопроса "Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения?"...

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.Задачи на применение электронных таблиц с ...

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...