План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Паршина Людмила Михайловна

План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Районный конкурс ”Лучший урок”

Тема урока. Особенности питания растительного организма.  

                      Фотосинтез и его значение в жизни растений.      

Класс                                   6

Данные о педагоге: Паршина Людмила Михайловна, учитель биологии

        Стаж работы-28

        Категория - высшая

Большая Елховка

2014

Тема: Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: учащиеся

Учитель (преподаватель): Паршина Л.М.

Класс:6 класс

Предмет: биология

Цели  урока: 

Изучить сущность понятия «питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, особенности почвенного и воздушного питания растений, показать роль фотосинтеза и его значение для растений.

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для формирования знаний, умений и навыков работы с микроскопом, таблицами, работать с учебником, биологическими объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
  • Развивающие: Развивать понятие о функциях корня и листа, развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Учащихся в классе (аудитории): 19

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс

Рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс

Программы для общеобразовательных учреждений. Автор Сонин Н.И.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно - исследовательской деятельности.

 Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3.Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании.

4. Особенности строения листа и его значение в жизни растения.

5. Суть процесса фотосинтеза. Место, условия протекания и результаты.

6. Планетарное и эволюционное значение фотосинтеза.

7. Закрепление.

Итоги урока.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация PowerPoint, комнатные растения, рельефная таблица «Клеточное строение корня «Клеточное строение листа», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа» и «Устьица», рисунки учебника, микроскопы, микропрепараты: эпидермис листа, CD-диск. Учебное электронное издание "Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс".

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное, воздушное питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа. Основная ткань. Столбчатые клетки. Палисадные клетки. Хлоропласт. Хлорофилл.

Ход урока

I.Организация урока. 3 мин.

1.Приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний. 12 мин.

Учитель. Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни» (зачитывает фрагмент басни).

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зелёностью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно  и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нём без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей,

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарёй

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаётесь с нами».

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-

Им голос отвечал из -  под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?»-

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, -

Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной  лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева ни вас. (Слайд 1)

Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева.

И корень, и лист играют роль в питании растений.

- Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

Биологическая разминка. Слайд 2

-  Давайте вспомним, какое значение имеет корень в жизни растения?

- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? Рассказ ученика  “Строение корня» (рассказывает ученик)

2.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы. (Слайд 3)

-И корень, и лист играют роль в питании растений. Итак, тема нашего урока 

Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений. ( Записывают в тетради) (Слайд 4)

- Ребята, а что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (Слайд 5)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

Как же это происходит, как растения  питаются?

III. Изучение нового материала.15 мин.

- Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие. Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (Слайд  6)

 

(растения)                                           (животные, грибы)

-  Помимо растений к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам так как они питаются за счет энергии химических соединений.

Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые  с помощью своей  корневой системы. Какие способы питания вы знаете? Давайте, ребята в ходе нашего сегодняшнего урока составим на доске схему. (Поэтапное составление схемы)

Способы питания растения

 

Почвенное питание (минеральное)

Тип питания—> Почвенное ( минеральное)

Орган—> Корень

Ткань—> Всасывающая

Клетки—> Корневые волоски

Вещества—>Вода и минеральные соли.                       Воздушное питание (фотосинтез)

Тип питания —> воздушное (фотосинтез).

Орган —> Лист

                                                                Ткань —> Основная

                                                                Клетки —> Столбчатые

                                                                Структуры  —>Хлоропласты

                                                                 Вещества —> Органические (сахара)

Рассмотрим почвенное питание растения. (Составляют схему) Вода и растворенные в ней вещества поступают в растения благодаря особому строению корня и его всасывательной функции.  Вспомним особенности строения корня. (Слайд 7)

-Что находится на кончике корня? – Корневой чехлик.  Какова его функция? Защищает зону деления, снижает трение о почву.

Что находится в зоне корневых волосков, и каково её значение? Покажите эти зоны на таблице.- Корневые волоски находятся в зоне всасывания. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду с растворёнными в ней веществами, ( показывают на таблице)  Вся всасывающая сила корневых волосков создаёт особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам. ( Демонстрация опыта на диске ) 

    Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Итак из этого следует вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.(Слайд 8) 

-Постановка вопроса урока. Помимо почвенного или минерального питания растению свойственно еще и воздушное питание. А что же такое воздушное питание растений?  

Основной  орган, принимающий участие в воздушном питании, лист. Обратимся к схеме

Ребята, рассмотрим его строение и функции подробно. Вспомним изученное.

Вспомним ткани, которые образуют этот орган.

Строение листа (рассказывает ученик)

Продолжают составлять схему.

Работают с микроскопами, соблюдают правила безопасности. 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

I. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов.

2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови.

 3.В силу необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Изучение микропрепарата». ( Инструктивная карта)

1. Возьмите микропрепарат “Срез листа”  и аккуратно рассмотрите его.

2. Рассмотрите клетку и найдите хорошо заметные зеленые пластиды.

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат “Эпидермис листа” и найдите устьица.

Что вы обнаружили на микропрепарате?

- В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые, или палисадные. Главная особенность их строения заключается в том, что среди их клеточных структур есть совершенно особый органоид - хлоропласт. Вещество, входящее в его состав, - это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза. 

Слайд 9. Все началось с мышки

-18 век, английский ученый Джозеф Пристли задался вопросом. "Почему воздух лесов и полей чище воздуха больших городов" Как очищается воздух?

Ученый смутно догадывался, что растения играют какую- то роль в очищении испорченного воздуха. Но это надо было показать. И Пристли проделал такой опыт.

Он посадил мышь под стеклянный колпак, куда не попадала ни одна капля свежего воздуха. Сначала мышь дышала нормально. Потом она начала широко открывать рот и судорожно корчиться. Наконец она задохнулась и погибла.

Почему, ребята? (ответ учащихся).

Мышь израсходовала весь чистый воздух под колпаком. А тот, который она выдохнула, больше не пригоден для дыхания.

Тогда Пристли изменил условия опыта. Вместе с мышью он поместил под колпак ветку мяты. На этот раз мышь чувствовала себя превосходно. Она свободно дышала и даже пыталась бегать в маленьком пространстве.

Вот как сам Пристли пишет об этом:

"Это было сделано в начале августа 1871 года. Через восемь - девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты: и побег мяты вырос почти на три дюйма (7,5 см.) на старых ветвях, и, кроме того, образовалось несколько новых"

Люди толковали по разному результаты этого опыта: одни утверждали, что это загадка природы, другие искали ответ в религии.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ В ЛИСТЕ НА САМОМ ДЕЛЕ?

(Слайд 10-11)

  • От корневой системы поступает вода и минеральные соли
  • Солнечный свет попадает на хлоропласты
  • Через устьица поступает углекислый газ
  • В хлоропластах образуется глюкоза
  • Глюкоза превращается в крахмал
  • Выделяется кислород

По ситовидным трубкам органические вещества из листьев транспортируются в другие органы.

Этот процесс называется фотосинтезом. Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс, происходит на свету.

Фотосинтез – это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (Учащиеся записывают в тетради) (Слайд 13)

Итак, продуктами фотосинтеза являются: (Слайд  14)

  • Крахмал
  • Кислород

(Слайд 15)

- Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Можем ли мы сейчас уже охарактеризовать процесс фотосинтеза?

1) Место протекания процесса. Отвечают на  вопросы учителя. Делают записи в тетрадях.

Хлоропласты столбчатой (палисадной) ткани листа (в основном).

2) Условия протекания процесса.

Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл.

3) Суть процесса. Результат. (Помогаю  формулировать ответ при возникающих затруднениях.) 

Могут вращаться за помощью к учителю, отвечать сами или пользоваться текстом учебника. Образование органических веществ из неорганических путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света.

4. - Как вы понимаете «значение процесса фотосинтеза для жизни на Земле»? Работа с учебником. Слайд16

- Прочитайте текст учебника на с. 62-63 и найдите в нем основные положения.

- Работают с учебником, называют основные положения текста:

- усваивают солнечную энергию;

- преобразуют энергию солнечного света;

- делают ее доступной для живых организмов;

- выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов. 

5. Закрепление. 10 мин.

- А теперь с помощью вопросов и тестовых заданий попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока и сможем ли мы достичь поставленных целей. 

Выполните тест подстановки: «При почвенном питании растения с помощью ... поглощают ... и которые, по ... тканям поступают в листья. Выполняют тест. Вставляют  слова:   корневых волосков,   воду,  минеральные вещества, проводящим.

Дифференциальная самостоятельная работа.(по карточкам)

Обязательный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

2.Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

3.Клетки корневого чехлика недолговечны.

4.Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

5.Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

6.Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

7.Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

8.Почка – это зачаточный побег.

9.Стержневая корневая система имеет один корень.

10.Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

11.Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

4. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

5. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

6. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

7. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

8. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Установите соответствие: Слайд 17

Автотрофы

Гетеротрофы

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Самостоятельно образуют органические вещества

3.Растение

4. Животные

Слайд 18.Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ … воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

VI. Рефлексия. Ребята, а что вы знаете ещё о фотосинтезе? Может стихи, загадки?

Фотосинтез идёт (ученица читает стихотворение)

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольёт,

Луч на лист упадёт,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймёт наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живёт,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Что мы нового узнали на уроке? Понравился урок? Оценивание учащихся.

Слайд 19.Домашнее задание. 5 мин.

Изучить § 10 до слов «Животные в процессе питания...», ответить на вопросы. Выучить новые определения и понятия. Выполнить задание № 47 в рабочей тетради. Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...”.