рабочая программа по биологии (по линии Пасечника В.В.)
рабочая программа по биологии на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii.rar171.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

Рассмотрено на ШМО

Протокол от «__»________2014г №_____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

 Бережная С.Д./_________/

«__»__________2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

Метлицкая А.С./__________/

«___»___________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

для 6  класса

Составитель:

Петухова Наталья Сергеевна

г. Котлас

2014-2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.

Общая характеристика учебного предмета Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

 Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:

  • Признаки живых организмов;
  • Система, многообразие и эволюция живой природы;
  • Человек и его здоровье;
  • Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

        Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

 Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа по биологии составлена в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования и на основе программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области (составители: Лавринова А.П., Баталова А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю.).

Содержание  образования по разделам

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема (с описанием)

Кол-во часов

КР

ПР

1

Введение. Биология – наука о живой природе  

Что изучает биология. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

1

2

Клеточное строение растений.

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

5

3

3

Царство Бактерии

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

2

4

Царство Грибы

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, строение, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

5

1

1

5

Царство Растения

Многообразие мира растений, распространение, значение в природе и жизни человека. Признаки растений. Основные органы растений. Ботаника – наука о растениях.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Лишайники. Общая характеристика лишайников, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.

9

1

4

6

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения и корневой чехлик. Рост корня.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, подпорки, присоски).

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая, проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Видоизменения побегов.

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

16

1

11

7

Жизнь растений

Химический состав растений.

Минеральное питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Испарение воды листьями. Листопад.

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Запасание питательных веществ. Сосудистые пучки.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека.

Растительный организм как единое целое. Рост и развитие растений.

Способы размножения растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Половое размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение растений и развитие плода. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

15

1

5

8

Классификация растений

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Капустные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные и Злаковые (Мятликовые).

6

1

1

9

Природные сообщества

Основные экологические факторы и их влияние на организм. Характеристики основных экологических групп растений. Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о смене природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества.

5

1

10

Развитие растительного мира на Земле

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Роль человека в природе, охрана растений, охрана растительности, рациональное природопользование. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

2

1

.

 

Календарно-тематический  план

№ п/п

Тема урока

КР, ПР, ЛР

РК

  1. Введение 1 часа

1

Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов.

  1. Клеточное строение организмов 5 часов

2

Устройство увеличительных приборов. Л. Р. № 1«Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

ЛР №1

3

Строение растительной клетки. Л. Р.  № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»,

Л. Р.  № 3 «Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи»

ЛР №2,3

4

Жизнедеятельность клетки.

5

Ткани.

6

Обобщение материала «Клеточное строение организмов»

тест

  1. Царство Бактерии 2 часа

7

Строение и жизнедеятельность бактерий.

8

Роль бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий на промышленных предприятиях  АО

РК №1

  1. Царство Грибы 5 часа

9

Общая характеристика грибов.

10

Шляпочные грибы. Представителями шляпочных грибов АО.

РК №2.

11

Плесневые грибы и дрожжи.

Л. Р. № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

ЛР №4

12

Роль грибов в природе и жизни человека.

13

КР №1 «Царство бактерии. Грибы»

КР №1

  1. Царство Растения 9 часов

14

Разнообразие, распространение значение растений.

15

Одноклеточные водоросли.

Л. Р.  № 5 «Изучение строения одноклеточных зеленых водорослей»

ЛР. №5

16

Многоклеточные водоросли.

17

Лишайники. Биомониторинг.

18

Мхи. Распространенные мхи АО.

Л. Р. № 6 «Изучение строения мха»

ЛР № 6

РК №3.

19

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Л. Р.  № 7«Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»

ЛР № 7

20

Голосеменные. Представители голосеменных АО.

Л. Р. № 8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

ЛР № 8

РК №4.

21

Покрытосеменные. Представители на примере растений АО.

 

РК №5

22

КР №2 «Царство растения»

КР №2

  1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 16 часов

23

Строение семян.

Л. Р. № 9 «Строение семян однодольного и двудольного растения»

ЛР № 9

24

Виды корней и типы корневых систем.

Л. Р. № 10 «Виды корней и типы корневых систем»

ЛР № 10

25

Зоны корня. Л. Р. № 11 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня»

ЛР. № 11

26

Видоизменения корней.

27

Побег и почки. Л. Р. № 12 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Л. Р № 12

28

Внешнее строение листа. Л. Р.  № 13 «Простые и сложные листья»

Л. Р  №13

29

Клеточное строение листа. Л. Р.  № 14 «Изучение клеточного строения листа»

Л. Р № 14

30

Видоизменения листьев.

31

Строение стебля. Л. Р.  № 15 «Изучение макро- и микростроения стебля»

Л. Р № 15

32

Видоизменения побегов. Л. Р.  № 16 «Изучение видоизмененных побегов»

Л. Р № 16

33

Цветок. Л. Р. № 17 Изучение строения цветка»

Л. Р.№ 17

34

Соцветия Л. Р. № 18 «Ознакомление с различными видами соцветий»

Л. Р№ 18

35

Плоды. Л. Р. № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Л. Р № 19

36

Распространение плодов и семян.

37

КР № 3 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

КР №3

  1. Жизнь растений 15 часов

38

Химический состав растений. Л. Р.  № 20 «Химический состав растений»

ЛР № 20

39

Минеральное питание растений.

40

Фотосинтез.

41

Дыхание растений.

42

Испарение воды растениями. Листопад.

43

Л. Р. № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

ЛР №21

44

Прорастание семян. ПР №1. Определение всхожести семян, выращивание рассады, пикировка»

ПР №1

45

Растительный организм как единое целое. ПР №2 «Уход за комнатными растениями».

ПР №2

46

Способы размножения растений

47

Размножение споровых растений.

48

Размножение голосеменных растений

49

ПР №3 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. 

ПР №3

50

Половое размножение покрытосеменных растений.

51

Способы опыления на примере растений АО

РК № 6

52

КР №4  «Жизнь растений»

КР №4

  1. Классификация растений 6 часов

53

Основы систематики растений. Деление на классы.

54

Класс двудольные. Семейство Крестоцветные, розоцветные. Многообразие растений АО.

РК №7

55

Семейство Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные, Многообразие растений АО.

РК №8

56

Класс Однодольные. Семейства Злаковых и Лилейных. Многообразие растений АО.

РК №9

57

Л.р. № 22 «Выявление признаков семейства по внешнему виду растений»

ЛР №22

58

КР № 5 «Классификация растений»

КР №5

  1. Природные сообщества 5 часов

59

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

60

Характеристика основных экологических групп растений.

61

Понятие о растительном сообществе. ПР №4 «Изучение и описание экосистемы своей местности».

ПР №4

РК №10

62

Приспособленность растений к совместной жизни в сообществе.

63

Понятие о смене природных сообществ, на примере сообщества

РК №11

  1. Развитие растительного мира 2  + 3 часа

64

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

65

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений на территории АО.

РК №12

66

Обобщение материала по курсу.

67

Итоговая КР №6 

КР №6

68

Урок-игра «Ее величество - Ботаника!»

Итого 16 часов регионального компонента, ПР4, КР 7, ЛР 22, РК №12

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Знать/понимать: 

- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли), ткани; строение органов цветкового растения

- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений

- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

- способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;

-роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

Уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;

- распознавать органы цветкового растения;

В результате включения регионального компонента в содержание учебной программы ученик должен:

знать/понимать: 

- признаки биологических объектов: организмов растений, бактерий, грибов и лишайников; экосистем своего региона

уметь:

- наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Архангельской области

- распознавать и описывать наиболее распространенные растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы

Перечень учебно-методического обеспечения.

В состав УМК входят:

Класс

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

6

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В.

рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.

Никишов А. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Дубинина Н. В., Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2009.