Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Анцупова Вера Васильевна

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой  Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. – 72 с. На изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biol_7_14-15.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №2 села Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

   

              РАССМОТРЕНА                           СОГЛАСОВАНА                         УТВЕРЖДАЮ

               На заседании МО                                      Заместитель директора                               Директор МБОУ СОШ №2

               Протокол № 1 от                                   по УВР МБОУ СОШ №2                             с. Кривополянье

               «15» августа 2014г.                               с. Кривополянье                                           ______/Полякова Г.В./

               Руководитель МО                                      _______/ Зубков Г.Н./                                  Приказ № 83 от

               ________/Погонина Н.И./                         «18» августа 2014 г.                             «18» августа 2014 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

7 класс

               

                                       Разработана Анцуповой Верой Васильевной учителем биологии первой квалификационной категории

                                                                                                                               

                                                                                                                                   Рассмотрена на заседании педагогического совета

                                                                                                                                               протокол №1  от

                                                                                                                                                «18» августа  2014г.

                                                                                                 2014 – 2015 учебный год

                                                                                 

                                                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой  Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. – 72 с.

 На изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

 Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки  учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития  учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

                                                            Цели

Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

                                                             Задачи

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

                                                        Ключевые компетенции  учащихся

  • Рабочая программа  предусматривает формирование у  учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
  •  Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение  учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
  • Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
  • В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
  • В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

                             Использование приобретенных знаний умений в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,  инфекционных и простудных заболеваний
  2. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде;
  4. Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
  5. Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                                                           Формы и методы обучения

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков; помимо этого, такие виды учебных занятий как лабораторные работы, экскурсии, конференции, игры, тренинги. Контроль знаний осуществляется в форме тестирования и  проверочных работ.

                                                                          Информация об УМК

  1. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013 год.

 а также методических пособий для учителя:

1)    В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008год.

2)    Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005 год.

                                                           

                                               

                                                 Содержание рабочей программы

                                 

                                                            Содержание учебного предмета

               

                             Тема 1,2. "Общие сведения о  животном мире" 4 ч.,  "Строение тела животных" 2 ч.

Зоология - наука о животных. Краткая история развития  зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение  тела  животных: клетка, ткани, органы и системы органов.

Экскурсии. «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах».

                              Тема 3. "Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные"  4 ч.

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.

  Л. Р. №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»                   

                              Тема 4. "Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные" 2 ч.

Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.

                               Тема 5. "Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви" 6 ч.

Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.

Л. Р. №2 «Внешнее строение дождевого червя»

 Л. Р. №3 «Внутреннее строение дождевого червя»

                              Тема 6. "Тип Моллюски" 5 ч.

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

Л. Р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

                             Тема 7. "Тип Членистоногие"  7 ч.

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.

  Л.р. №5 «Внешнее строение насекомых»

                               Тема 8.  "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные"  1 ч.

Ланцетник - низшее хордовое.

                                Тема 8. 1. "Подтип Черепные. Надкласс Рыбы"  5 ч.

Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.

Л.р. №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Л.р. №7 «Внутреннее строение рыбы»

                              Тема 8. 2.  "Класс Земноводные или Амфибии" 5 ч.

Земноводные: места обитания  и  внешнее  строение,  внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение,    многообразие и значение.

                              Тема 8. 3. "Класс Пресмыкающиеся" 4 ч.

Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.

                               Тема 8. 4. "Класс Птицы" 8 ч.

 Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни       птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.

Л.р. №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л. Р. №9 «Строение скелета птицы»

Экскурсия. «Знакомство с птицами парка».

                                Тема 8. 5. "Класс Млекопитающие или Звери" 10 ч.

 Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.

Л. р. №10 «Строение скелета млекопитающих»

Экскурсия. «Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк)».

                                  Тема 9. "Развитие животного мира на Земле" 6 ч.

Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.

                                                             

                                                                       

                                                                         Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

                                                                   В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов;  клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

 - объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

                                                                  Программно – методическое обеспечение

                                                                      Основная литература.

     Программа: авторского коллектива под руководством

     И.Н. Пономаревой (Т.С.Сухова, В.И.Строганов,И.Н.Пономарёва)Сборник      

     программ по биологии для    общеобразовательных    школ    

     «Природоведение.Биология.Экология. Программы.5-11» .– М., изд.центр "Вентана-Граф", 2010 г.;                                                                          Учебник:  7 класс «Животные» Авторы:  В.М. Константинов, В.С.  Кучменко, И.Н.Пономарёва  

     Природоведение. Биология. Экология. Программы. 5-11. –  М.  Вентана-Граф,  

     2010 г.

     Учебник: В. М. Константинов, Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». 7 класс, М., изд.  центр "Вентана-Граф", 2009 г

                                                                   Литература для учителя

  1.   «Зоология для учителя», А. А. Яхонтов , М., «Просвещение», 1982г.
  2.   «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии», А.И.Никишов, М., Сфера», 2001г.
  3.   «Предметная неделя биологии в школе», С. Н. Малашенков , Волгоград, «Корифей», 2006г.
  4.   «Тесты по биологии. 6-11 класс: учебно- методическое издание, Т.С..Сухова, М., «Дрофа»,2000г.
  5.   «Активные формы и методы обучения биологии. Внеклассная работа по биологии», В.А.Яковлев, Л.Ф.Спирин, М., «Просвещение», 1992г.
  6. «Биологические экскурсии», книга для учителя, И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, М., «Просвещение», 1983г

                                                           Дополнительная литература:

  1.  «Мир животных», И. Акимушкин, М., «Просвещение», 1982 г.
  2. «Великолепная энциклопедия животных»,  профессора Б. Васильева, М., «Махаон», 2005г.
  3. «Редкие животные нашей страны», С. Н. Бакал, А. В. Бордин и др., Л., «Наука», 1989г.
  4.  «Дикие животные», Розмари Хартилл,  М., «Арт-Пресс», 1997 г.
  5. «Наблюдаем насекомых», Розмари Хартилл,  М., «Арт-Пресс», 1997 г.
  6.  «Мир прудов, ручьёв и рек», Розмари Хартилл,  М., «Арт-Пресс», 1997 г
  7.   «Энциклопедический словарь юного натуралиста», В.К.Рахилин М.,»Педагогика-Пресс», 1997г.
  8.  «Большая энциклопедия знаний на Земле»,изд.на рус.яз., п\р научного консультанта-к.б.н. А.Б.Васильева

                                                             Электронные пособия

  1.  «Лабораторный практикум 6-11»-учебное электронное пособие, «Республиканский медиа-центр», 2004
  2.  «Биология. «Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 класс» -Серия ИКТ, изд.»учитель», 2010г.
  3. «Биология. 6-9 класс»-библиотека электронных наглядных пособий «Кирилл и Мефодий»,2008г.
  4. «Биология. Весь школьный курс», «1-С репетитор»,2009г.
  5.  «Биология. Предметная неделя»-электронное пособие, «Корифей»
  6. «Биология 6-8 класс»-серия «Тестовый контроль», изд. «Учитель», 2010г.

 

                                                                     

                                                             

                                                            Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

В том числе на: (кол.часов)

  Лабораторные и практические работы

(кол-во часов)  

Уроки

Тестовые

работы

Контрольные

Работы

(зачеты, сочинения и т. д.)

1.

Общие сведения о мире животных.

4

4

2.

Строение тела животных.

2

2

3.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные.

4

4

4.

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

3

     2

1

5.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

6

 

6.

Тип Моллюски.

5

4

         1

7.

Тип Членистоногие.

7

7

8.

Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные.

1

1

8

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

5

5

8.2.

Класс Земноводные, или Амфибии.

5

5

 

8.3.

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии.

4

5

 

8.4.

Класс Птицы.

8

7

         1

8

Класс Млекопитающие, или Звери.

10

10

9.

Развитие животного мира на Земле.

6

5

1

 

Итого

70

66

4

 

 



               

                 

                                                                                          Календарно – тематический план

                   

№ п/п

Раздел, название (тема)  урока в поурочном планировании

 

 Требования к уровню подготовки учащихся

     

   Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

 

 

   Тема 1. Общие сведения о животном      мире

4

1

Зоология-наука о животных.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

  Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и в жизни человека.

1

01.09.

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе.

 Давать определение понятию

место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану

1

03.09.

3

Классификация животных. История развития зоологии.

  Называть систематические категории.

Отличать классификацию растений от классификации животных.

Объяснять   значение классификации животных.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных

Характеризовать этапы развития зоологии.

 1

08.09.

4

 

Обобщение  по теме «Общие сведения о мире животных».  Экскурсия «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах».

 

   Давать определение понятию

место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану

 

 

 1

 

10.09.

Тема 2. Строение тела животных

 

2

5

Клетка. Ткани.

  Перечислять   основные   органоиды клетки.

Называть роль основных органоидов в клетках, основные виды тканей.

Отличать клетки животных от клеток.

Дать определение термину ткани.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань.

Характеризовать основные виды тканей.

1

15.09.

6

Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

  Давать определение терминам орган, система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

 

1

17.09.

Тема 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

 

4

7

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

  Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Объяснять способ питания и выделения, размножения.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

1

22.09.

8

Класс Жгутиконосцы.

  Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Называть условия обитания и способ передвижения.

Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.

1

24.09.

9

Тип Инфузории, или Ресничные. Л. Р. №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

  Называть функции органоидов инфузории-туфельки.

Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки.

Доказывать, что инфузории - более сложные организмы.

Выделять особенности размножения у инфузорий.

Сравнивать различных представителей простейших.

1

29.09.

10

Многообразие простейших. Обобщение и контроль знаний по теме «Подцарство Простейшие»

  Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

Характеризовать типы простейших.

 Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают.

1

01.10.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

 

3

11

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

  Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры.

Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

Распознавать строение гидры.

Перечислять значение различных клеток.

Описывать особенности жизнедеятельности гидры.

Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки.

Характеризовать по плану

размножение пресноводной гидры.

1

06.10.

12

Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «П/царство Многоклеточные животные»

  Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать

представителей типа Кишечнополостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Характеризовать тип Кишечнополостные.

1

08.10.

13

Тестирование по темам: «Общие сведения о животном мире», «Строение тела животных», «Подцарство Простейшие», «Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополстные»

 Контроль и самоконтроль знаний

1

13.10.

Тема 5. Типы: Плоские, Круглые и кольчатые черви

 

6

13

Тип Плоские черви. Белая планария.

  

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

1

15.10.

14

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

  Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

"Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.

Характеризовать по плану тип Плоские черви.

1

20.10.

15

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

  Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Объяснять меры профилактики заражения.

Характеризовать образ жизни круглых червей.

1

22.10.

16

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

  Узнавать по рисункам и называть системы органов.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

1

27.10.

17

Класс Малощетинковые черви. Л. Р. №2 «Внешнее строение дождевого червя.» Л. Р. №3 «Внутреннее строение дождевого червя»

  Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Определять принадлежность   кольчатых червей к классам.

1

29.10.

18

Обобщение и контроль знаний по теме «Типы: Плоские, Круглые и кольчатые черви»

  Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями.

1

10.11.

Тема 6. Тип Моллюски

 

5

19

Общая характеристика типа Моллюски.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности строения и функций моллюсков.

 Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

1

12.11.

20

Класс Брюхоногие Моллюски.

  Определять принадлежность моллюсков к классам.

 Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков.

Объяснять значения в природе и в жизни человека.

Выделять приспособления

брюхоногих моллюсков к среде обитания.

 1

17.11.

21

Класс Двустворчатые моллюски. Л. Р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

  Определять принадлежность моллюсков к классам.

 Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение двустворчатых моллюсков.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

1

19.11.

22

Класс Головоногие Моллюски. Обобщение по теме «Тип Моллюски»

Называть функции головоногих моллюсков.

Выделять особенности строения головоногих моллюсков.

Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.

1

24.11.

23

Тестирование по темам: «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви», «Тип Моллюски»

Обобщить, систематизировать и проверить знания о моллюсках, об их роли в природе и жизни человека.

1

26.11.

Тема 7. Тип Членистоногие

 

7

24

Класс Ракообразные

  Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообра- зие членистоногих.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять отличия внутреннего строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

1

01.12.

25

Класс Паукообразные.

 Описывать образ  жизни  и  особенности      строения паукообразных:   восьминогие,    отсутствие усиков, органы дыхания   наземного  типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Узнавать системы   внутренних органов.

Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных

 1

03.12.

26

Класс Насекомые. Л.р. №5 «Внешнее строение насекомых»

  

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выделять приспособления

насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Узнавать системы внутренних органов.

 1

08.12.

27

Типы развития насекомых.

  Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отрядов.

Выделять особенности развития насекомых.

1

10.12.

28

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

 

Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. 

Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное.

Характеризовать меры по охране насекомых.

1

15.12.

29

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

  Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми.

Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека.

Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие.

Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний.

1

17.12.

30

Обобщение и контроль знаний по теме «Тип Членистоногие».

 

Обобщить, систематизировать и контролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных; формулирование выводов об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего строения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека.

1

22.12.

31

Обобщение  знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»

 

 

1

24.12.

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

 

1

32

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.

Характеризовать особенности строения ланцетника.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

1

12.01.

Тема 8. 1. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

 

5

33

Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Л.р. №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Определять по рисунку места обитания рыб.

Характеризовать функции плавников рыбы.

Выделять:

 особенности строения рыб;    особенности     строения     и функции органов чувств.

 1

14.01.

34

Внутреннее строение костной рыбы. Л.р. №7 «Внутреннее строение рыбы»

Называть отделы, органы систем и их функцию.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.

Выделять особенности строения рыб.

 1

19.01.

35

Внутреннее строение и особенности размножения рыб.

  Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проходных рыб.

Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

 1

21.01.

36

Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

  Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Брянкой области.

Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

1

26.01.

37

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы»  

 

Называть представителей промысловых рыб.

Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Доказывать практическую значимость прудоводства.

Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.

Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.

1

28.01.

  Тема 8. 2. Подтип Черепные. Класс Земноводные или Амфибии

 

 5

38

Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Узнавать отделы скелета земноводных.

Описывать внешнее строение земноводных.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Выделять особенности строения земноводных.

Сравнивать скелет земноводных и костных рыб.

 1

02.02.

39

Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать строение систем внутренних органов.

Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

  1

04.02.

40

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

 

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа

 1

09.02.

41

Многообразие земноводных.

Называть:

места обитания земноводных, основные отряды

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни

Указывать причины сокращения и меры по охране.

Характеризовать роль амфибий в природе

 

1

11.02.

42

Обобщение и контроль знаний по теме «Класс земноводные»

 Обобщить, систематизировать и проверить знания о классе Земноводные.

1

16.02.

Тема 8. 3. Подтип Черепные. Класс Пресмыкающиеся

 

 4

43

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни

Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся».

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона

 1

18.02.

44

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.

Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.

Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся

 1

25.02.

45

Многообразие пресмыкающихся.

Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Распознавать и описывать

представителей отрядов пресмыкающихся.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

 1

02.03.

46

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся»

Приводить примеры ящеров и их среды жизни.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять:

    роль     пресмыкающихся     в жизни человека и в природе;   необходимость охраны пресмыкающихся.

 1

04.03.

Тема 8. 4. Подтип Черепные. Класс Птицы

 

8

47

Общая хар-ка класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Л.р. №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Описывать приспособления внешнего строения для полёта

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

 

 1

09.03.

48

Опорно – двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л. Р. №9 «Строение скелета птицы»

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Описывать приспособления внешнего строения для полёта

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

1 

11.03.

49

Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем органов птиц к полету.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ.

1

16.03.

50

Размножение и развитие птиц.

Называть этапы развития яйца и зародыша, причины появления у птиц инстинкта перелёта.

Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Устанавливать соответствие

между частями яйца и их функциями.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.

1

18.03.

51

Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.

1

23.03.

52

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Экскурсия « Знакомство с птицами парка».

 

Называть экологические группы птиц.

Приводить примеры птиц различных экологических групп.

Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

1

01.04.

53

Значение и охрана птиц. Обобщение     по теме «Класс Птицы»  

Перечислять роль птиц:    в природе;    в жизни человека.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Распознавать и описывать

домашних птиц.

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

 1

06.04.

54

Тестирование по темам: «Надкласс Рыбы», «Класс земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы»  

 

Контроль самоконтроль знаний

 1

08.04.

Тема 8. 5. Подтип Черепные. Класс Млекопитающие

 

10

55

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез млекопитающих.

Описывать строение кожи.

Выделять особенностей внешнего строения.

Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.

 1

13.04.

56

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. Л. р. №10 «Строение скелета млекопитающих»

Перечислять особенности строения скелета.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.

 1

15.04.

57

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Выделять особенности внутреннего строения.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

 1

20.04.

58

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

 

Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

Характеризовать по плану

размножение и развитие зародыша.

 1

22.04.

59

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Знать  современные представления  о происхождении млекопитающих и биологических особенностях первозверей и сумчатых.

1

27.04.

60

Высшие  или Плацентарные. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.

1

29.04.

61

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Сравнивать отряды млекопитающих.

1

04.05.

62

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

Называть общие черты строения приматов.

Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Перечислять основные экологические группы животных.

Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Характеризовать по плану приспособления млекопитающих

1

06.05.

63

Значение млекопитающих для человека. Экскурсия в краеведческий музей.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Распознавать и описывать

домашних зверей.

Называть промысловых животных.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры

редких и охраняемых млекопитающих.

Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.

1

11.05.

64

Обобщение и контроль знаний по теме «Класс млекопитающие»

 

Обобщить, систематизировать и проверить знания  по теме «Класс Млекопитающие»

1

13.05.

Тема 9. Развитие животного мира на Замле

 

4

65

Доказательства эволюции животного мира.

 

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства

эволюции животного мира.

1

18.05.

66

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

1

20.05.

67

Обобщение знаний по курсу «Животные»

 

Обобщить, систематизировать знания  учащихся по разделу «Животные»

1

25.05.

68

Итоговое тестирование.

Определить уровень подготовки  учащихся.

1

27.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета   « Биология»  для обучающихся  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...