«Тайны вокруг нас». Урок - турнир знатоков биологии.
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Прокопьева Ольга Владимировна

Цели:

обучающая - обобщить знания студентов полученных на занятиях биологии; уметь самостоятельно к занятиям искать информацию в периодической печати, изучать особенности некоторых животных и растений   «предсказывать» погоду, особенности строения и поведения живых организмов и историю образования видов растений;

развивающая – расширять, углублять и систематизировать знания общебиологических закономерностей, сформировать умения объяснять любое биологическое проявление с позиции этих закономерностей;

- развивать учебно-организационные навыки работы в группе (подгруппе), учебно-информационные навыки по работе со свернутой информацией;

воспитательная – воспитывать необходимые качества личности студентов: интерес, внимательность, наблюдательность, чувство товарищества, взаимопомощи и др.;   

- формировать целостное восприятие биологической картины мира, привить чуткое и бережное отношение  ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatie_tayny_vokrug_nas.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Тайны вокруг нас».

                              Урок - турнир знатоков биологии.

          (обобщающее внеклассное мероприятие для каждой  группы  1 курса)

                            Отв. преподаватель биологии Прокопьева О.В.

Цели:

обучающая - обобщить знания студентов полученных на занятиях биологии; уметь самостоятельно к занятиям искать информацию в периодической печати, изучать особенности некоторых животных и растений   «предсказывать» погоду, особенности строения и поведения живых организмов и историю образования видов растений;

развивающая – расширять, углублять и систематизировать знания общебиологических закономерностей, сформировать умения объяснять любое биологическое проявление с позиции этих закономерностей;

- развивать учебно-организационные навыки работы в группе (подгруппе), учебно-информационные навыки по работе со свернутой информацией;

воспитательная – воспитывать необходимые качества личности студентов: интерес, внимательность, наблюдательность, чувство товарищества, взаимопомощи и др.;  

- формировать целостное восприятие биологической картины мира, привить чуткое и бережное отношение  ко всему живому.

Тип занятия: нетрадиционный.

Вид занятия: урок-турнир

Форма занятия: конкурс между двумя микрогруппами, работа в микрогруппах.

Межпредметные связи: с экологией, ботаникой, зоологией, анатомией, физиологией, краеведением, культурой речи, историей, литературой, химией, географией и т.д.

Дата проведения: _____   ________________ 2011 год.

Место: 33 аудитория.

Время: согласно расписанию звонков - 1 пара в ____ группе, 2 пара в ____ группе, 3 пара в ____ группе.

 

Занятие проводится от 45 минут  до 1 часа.

   Ход урока - турнира

  1. Организационный момент                                                                          3 - 5 мин.

А. Объявление педагогом темы и целей урока-турнира.

Б. Проверка явки и готовности студентов.

В. Представление жюри, гостей, участников команд.

   2.   Обращение к плану проведения турнира с указанием времени

          этапов                                                                                                             2 мин.

   3.   Проведение турнира. Пожелание всем удачи.

С помощью жребия  (между представителями от пяти групп 1 курса) определить № конверта с перечнем вопросов (разложить листы с вопросами по секторам).    

Две команды, состав каждой - 6 человек. «Игровое поле» разделено на 12 секторов, в каждом секторе – вопрос, на который нужно дать ответ в течение 3 мин. (т.е. по 6 вопросов для каждой команды). С помощью игрового волчка определяют сектор с вопросом. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов (за правильный ответ на вопрос – 1 балл).

В течение турнира жюри, гости знакомятся с материалом, представленным педагогом в папке, с творческими работами студентов (представленными на выставке), изучает материал периодической печати (подобранный педагогом и студентами).

  1. Игра со зрителями (студентами).

 На доске развешены цифры от 1 до 10, каждая обозначает № вопроса. Студент, который желает ответить на один из вопросов, должен назвать цифру по желанию (помощник убирает эту цифру с доски, а педагог зачитывает вопрос). Дается 1-2 мин. на раздумье, в случае правильного ответа студент получает жетон. У кого больше жетонов, тот и победил. (При спорном случае задаются дополнительные вопросы из других конвертов и определяется победитель).  

   

5. Подведение итогов турнира между микрогруппами.

Подвести итог конкурса творческих работ, представленных на выставке, определить лучшие работы с помощью голосования (каждому гостю – педагогу дается один жетон, который он кладет возле номера понравившейся творческой работы). Наибольшим количеством жетонов определяется победитель.

Самоанализ студентов.

Выступление жюри.

Награждение победителей и участников турнира.                                             10 мин.

6.Заключение по уроку педагогом

(выполнен ли план, достигнуты ли цели и т.д.)                                         3 мин.

                         Выступление педагога.

Еще в глубокой древности была высказана истина, что по мере того, как мы все больше узнаем о мире, область неведомого расширяется. Поэтому нет конца поискам, догадкам, открытиям, изобретениям в мире биологии, чему в определенной степени способствует данный турнир.

                                  Чтобы представить привычное

                                  Крупным планом,

                                  Нужно уметь обычное

                                  Сделать странным…

На этом принципе и построено содержание заданий турнира - знатоков. Вопросы, задания направлены на развитие у всех участников встречи нестандартного мышления и способности выдвигать ту или иную версию решения задачи «с хитринкой». Наш турнир для тех, кто любознателен и любопытен.

 

Тема урока – турнира: «Тайны вокруг нас»

Цели:

обучающая - обобщить знания студентов полученных на занятиях биологии; уметь самостоятельно к занятиям искать информацию в периодической печати, изучать особенности некоторых животных и растений   «предсказывать» погоду, особенности строения и поведения живых организмов и историю образования видов растений;

развивающая – расширять, углублять и систематизировать знания общебиологических закономерностей, сформировать умения объяснять любое биологическое проявление с позиции этих закономерностей;

- развивать учебно-организационные навыки работы в группе (подгруппе), учебно-информационные навыки по работе со свернутой информацией;

воспитательная – воспитывать необходимые качества личности студентов: интерес, внимательность, наблюдательность, чувство товарищества, взаимопомощи и др.;  

- формировать целостное восприятие биологической картины мира, привить чуткое и бережное отношение  ко всему живому.

Проверка явки и готовности студентов.

Представление жюри, гостей, участников команд.

Обращение к плану проведения турнира с указанием времени этапов (на доске)                                                                                                            

Проведение турнира. Пожелание всем удачи.

С помощью жребия  (между представителями от пяти групп 1 курса) определить № конверта с перечнем вопросов (разложить листы с вопросами по секторам).    

Две команды, состав каждой - 6 человек. «Игровое поле» разделено на 12 секторов, в каждом секторе – вопрос, на который нужно дать ответ в течение 2-3 мин. (т.е. по 6 вопросов для каждой команды). С помощью игрового волчка определяют сектор с вопросом, после ответа вопрос убирается. В случае, если стрелка показывает на сектор без вопроса, команда отвечает на следующий вопрос по часовой стрелке. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов (за правильный ответ на вопрос – 1 балл).

В течение турнира жюри, гости знакомятся с материалом, представленным педагогом в папке, с творческими работами студентов (представленными на выставке), изучает материал периодической печати (подобранный педагогом и студентами).

Игра со зрителями (студентами).

На доске развешены цифры от 1 до 10, каждая обозначает № вопроса. Студент, который желает ответить на один из вопросов, должен назвать цифру по желанию (помощник убирает эту цифру с доски, а педагог зачитывает вопрос). Дается 1-2 мин. на раздумье, в случае правильного ответа студент получает жетон. У кого больше жетонов, тот и победил. (При спорном случае задаются дополнительные вопросы из других конвертов и определяется победитель).  

   

Подведение итогов турнира между микрогруппами.

Подвести итог конкурса творческих работ, представленных на выставке, определить лучшие работы с помощью голосования (каждому гостю – педагогу дается один жетон, который он кладет возле номера понравившейся творческой работы). Наибольшим количеством жетонов определяется победитель.

Самоанализ студентов.

Выступление жюри.

Награждение победителей и участников турнира.                                  

Заключение по уроку педагогом

(выполнен ли план, достигнуты ли цели и т.д.)                                        

Примечание:

Порою вопросы,

Как будто занозы

Надолго в тебе застревают,

И жалят вопросы,

Как злющие осы,

И боль эта не остывает,

Избавиться можно

От ос и заноз,

Но если в тебе

Застревает вопрос,

То как ни старайся,

Спасения нет,

Пока на вопрос

Не отыщешь ответ… (Слова из песни В.Добрынина «Хочу все знать»)

                        Подготовительный период

1. Чтение студентами дополнительной литературы по дисциплине, просмотр документальных фильмов по изученным темам, посещение Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, Центра русской народной культуры «Лад» и др.    

2. Распределение студентов на две микрогруппы (команды) по шесть человек.

3. Подготовка заданий, вопросов для урока- турнира по биологии.

4. Работа по подбору жюри.

5. Работа по оформлению кабинета: размещение творческих работ студентов на выставочных стендах, подбор литературы, соблюдение гигиенических и валеологических требований к уроку.  

6. Решение финансовых проблем (покупка призов для студентов и преподавателей).

   

                     Оформление доски и кабинета

  1. Надпись: «Тайны вокруг нас».

  1. Плакат: «Работа с периодической печатью».

  1. Листы с цифрами.

  1. Круглый стол с игровым волчком, разделенный на 12 секторов; стулья для студентов и преподавателей.

  1. Творческие работы студентов.

  1. Выставка литературы по биологии.

  1. Рисунки, шары, призы и др.

                        Вопросы и ответы (конверт №1):

1. Каких птиц на Земле больше всего? (Кур, воробьев)

2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

3. Сколько ног у паука? (8 ног)

4. Умеют ли слоны плавать? (Да)

5. Весной или летом цветет сирень? (Весной)

6. У какой птицы бывает сотрясение мозга? (У дятла)

7. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)

8. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

9. Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр)

10. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

         Древняя легенды гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник)

11. Один наш путешественник, проходя через Гималаи, удивлялся, как высоко здесь сеют хлеб. Последние нивы желтели на высоте пяти метров над уровнем моря.

        Местные жители ели необычный хлеб. Он был грубоват, немного сладковат, быстро крошился, высыхая, рано черствел.

        Природа как бы устроила всемирные соревнования зерновых злаков: кто из них уцелеет в заоблачной высоте? Один из них не только вышел победителем, но и превзошел всех своей скороспелостью. Для созревания некоторым видам хватает всего сорок восемь дней, чуть больше полутора месяцев (как раз столько длится очень короткое высокогорное лето).

        Так что же это за злак? (Ответ. Можно перебрать все злаки в памяти по алфавиту, а остановиться надо на последней букве «я» - ЯЧМЕНЬ)

12.Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы; по питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны)

                    Вопросы и ответы для игры со зрителями:

  1. Кто спит с открытыми глазами? (Рыбы, змеи: их глаза не имеют век)
  2. У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
  3. Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
  4. Самая высокая трава? (Бамбук)
  5. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние)
  6. Назови город, носящий имя рыбы. (Калуга, Судак)
  7. Сколько костей в теле человека? (206)
  8. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
  9. По состоянию погоды угадай: каким будет лето?

Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет … (дождливое).

    10. Отгадай загадку -  получишь отгадку: Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Вручить яблоко)     

                        Вопросы и ответы (конверт №2):

  1. Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, рябчик, тетерев)
  2. Загадочное вещество. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса переваривания и усвоения пищи. Запасы этого вещества на Земле практически не ограничены, а применяют его ежедневно все люди нашей планеты и даже… дикие и домашние животные! Это вещество вы можете пощипать руками, понюхать и даже попробовать на вкус, если назовете правильный ответ. (Один элемент – НАТРИЙ, второй – ХЛОР. Это – СОЛЬ)
  3. Какие две рыбы называет И.А. Крылов в басне «Демьянова уха»? (Лещ. Стерлядь)
  4. Назовите самое глубокое озеро. (Байкал)
  5. Назовите птиц, которые летать не умеют, зато плавают не хуже рыб. (Пингвин) 
  6. Происхождение овоща (который предстоит отгадать) – Иран, Афганистан, Индия (Юго-западно-азиатский центр). Обладает целебными свойствами. В долине реки Нила сохранилась до нашего времени пирамида Хеопса -146 м высотой, величайшее из каменных сооружений мира. Она сложена из вытесанных камней, каждый весом две тонны. Двадцать лет строили пирамиду Хеопса десять тысяч рабов. Случилось одному заболеть – началось бы повальное бедствие: под жарким солнцем болезнь распространяется с молниеносной быстротой. Чтобы рабы не заболели, им ежедневно давали этот овощ. За время строительства пирамиды на овощ было истрачено более 15 тонн чистого серебра. В Древнем Египте им лечили все болезни – от насморка и зубной боли до безумия и чумы. В Древнем Риме воины перед сражением жевали этот овощ. Заботливая мать надевала ребенку на шею ладанку – зашитую в тряпочку маленькую дольку этого целебного овоща. Сативин – так называется лекарство из него, которое прописывают заболевшим дизентерией. Наверняка, появятся и другие лекарства, сделанные из него, потому что доказано, ни одна из известных человеку бактерий не может устоять перед его фитонцидами. Когда человек стареет, на стенках его кровеносных сосудов откладывается известь, они каменеют, перестают быть гибкими. Эта старческая болезнь называется атеросклерозом. Настойка на медицинском спирте очищенного овоща растворяет насевшую на стенки кровеносных сосудов известь. Лечебный овощ как бы говорит старости: «Подожди!». Его добавляют в колбасу, консервы, маринады. Он самый сухой и лежкий из овощей, его можно купить в любое время года. Что это за «волшебный» овощ? (Чеснок)
  7. Какая змея плюется? (Кобра)
  8. Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду? (Утки, чайки, гуси)
  9. Куда осенью деваются бабочки? (Забиваются в щели)
  10. У какой птицы самые сильные ноги? (У страуса)
  11. Кто может пить ногой? (Лягушка)
  12. Именем какой рыбы названа харчевня в сказке «Буратино»? (Пескарь – Три пескаря)  

                    Вопросы и ответы для игры со зрителями:

  1. На каком расстоянии и с какой скоростью может летать голубь? Назовите породы домашних голубей. (Летает за 400-500 километров со скоростью 60 км/час. Породы домашних голубей: останкинский, белый, чайка, китайская, павлиний голубь, дутыш, почтовый, сизый и др.)

  1. У этого гриба много названий: дедушка табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название этого гриба? (Гриб-дождевик)

  1. Отгадай загадку – получишь отгадку: Весною повисло-

                                                                       Все лето кисло,

                                                                       А сладко стало-

                                                                       На землю пало. (Вручить яблоко)

  1. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Одной из этих птиц объявлен 2007 год. (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

  1. Почему раньше на подушках вышивали цветы? (Чтоб снились легкие сны)

  1. Весной или летом цветет сирень? (Весной)

  1. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

  1. Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)

  1. Предскажи какой будет погода, если утром туман стелется по воде? (Хорошей, ясной)

  1. У кого шея имеет больше позвонков: у жирафа или у свиньи? (Одинаково)

   

                        Вопросы и ответы (конверт №3):

1. Назвать родину ромашки. (Европа)

2. Кто из великих русских полководцев был страстным рыболовом и, шутя,   говорил: «Наше дело рыбку удить да городки пленить». (Суворов)

3. Что за животное? Тело есть, ноги есть, сердце есть, даже рот есть, а головы нет. (Моллюски)

4. Назовите самое холодное озеро. (Таймыр)

5. Назовите птицу, которая почти бескрыла, но считается лучшим бегуном в мире. (Страус. Скорость 80-100 км/час.)

6. Может ли гриб съесть дом? (Может; это домовой гриб, который разрушает древесину)

7. Определить природную зону: Эта зона – бескрайные равнины, безлесые просторы, короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)

8. Отгадай название цветка.

    Про этот цветок существует много легенд. В одних говорится, что один могущественный владыка превращал и цветок любопытных придворных. А в другой: Бог света Аполлон преследовал одну из красавиц, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился над ней и превратил девушку в чудесный цветок, который укрылся в тенистой зелени кустов.

    Цветок этот – лекарственное растение. Оно применяется при желудочных заболеваниях, занесено в Красную книгу и запрещено к сбору и продаже. Но все же можно встретить любителей природы с букетом этих нежных цветов. Радость от такого букета мимолетная, цветы очень быстро вянут и их выбрасывают, а потеря в природе невосполнимая.

Фью, фью! – птица распевает

И цветочек расцветает.

И земля глядит на нас

Миллионом синих глаз. (Фиалка)

9.Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

10.Очень известный математик древности Пифагор много внимания уделял правильному питанию. Он дожил до глубокой старости и считал, что хорошим здоровьем он обязан двум продуктам: меду и известному у нас овощу, который поддерживает бодрость духа и веселье.

Название этого овоща происходит от латинского слова «капут». Что это за овощ? (Капуста)

11.Дерево- символ нашей Родины- береза.

Какое дерево считается национальным деревом нашей страны? (Лиственница)

12.Какую ягоду собирают весной, зимой, летом и осенью? (Клюкву)

     

           

                     Вопросы и ответы для игры со зрителями:

 

1. Отгадай загадочное растение. Давным – давно, когда человек не называл себя «царем природы», он посвящал этому растению стихи и легенды.

     Вот какая история дошла до нашего времени. Богиня любви Афродита, узнав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом, принесшим ей это известие.

     Колючие кустарники царапали ей кожу. Капельки крови падали на ветки и превращались в алые бутоны. Распускались они под утро…

     Народная мудрость гласит, что это растение стоит семи докторов.

     В 16 веке, во времена царя Ивана Грозного, за урожаем ягод этого растения снарядили экспедиции, хранили его для военных походов, а платили за лекарство бархатом, парчой, драгоценными шкурками соболя.

     В старину не знали ни перекиси водорода, ни йода, поэтому открытые раны, чтобы остановить кровотечение и уберечься от гангрены, промывали ягодным настоем этого замечательного растения.

     Мореходы, отправляясь в длительное плавание, запасались плодами этого растения. Не потому ли оно стало национальной эмблемой англичан?

     Небольшой, но достаточно подробной информации, вполне достаточно, чтобы, назвать это растение. (Шиповник)

2. Отгадай загадку – получишь отгадку: Весною повисло-

                                                                       Все лето кисло,

                                                                       А сладко стало-

                                                                       На землю пало. (Вручить яблоко)

3.В каких странах поставлены памятники лягушке? (Во Франции и Японии)

4.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

5.Почему раньше на подушках вышивали цветы? (Чтоб снились легкие сны)

   6. Сколько ног у паука? (8 ног)

   7. У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)

   8. Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)

   9.Самая высокая трава? (Бамбук)

  10.Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Одной из этих птиц объявлен 2007 год. (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

   11.Почему раньше на подушках вышивали цветы? (Чтоб снились легкие сны)

   12.Весной или летом цветет сирень? (Весной)

     

                               

 

                        Вопросы и ответы (конверт №4):

  1. Голос какой птички сравнивают со звуком флейты? (Иволги)
  2. Назвать природную зону: Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 гр. С. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)
  3. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
  4.  Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, рябчик, тетерев)
  5. Загадочное вещество. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса переваривания и усвоения пищи. Запасы этого вещества на Земле практически не ограничены, а применяют его ежедневно все люди нашей планеты и даже… дикие и домашние животные! Это вещество вы можете пощипать руками, понюхать и даже попробовать на вкус, если назовете правильный ответ. (Один элемент – НАТРИЙ, второй – ХЛОР. Это – СОЛЬ)
  6. Какие две рыбы называет И.А. Крылов в басне «Демьянова уха»? (Лещ. Стерлядь)
  7. Назовите самое глубокое озеро. (Байкал)
  8. Назовите птиц, которые летать не умеют, зато плавают не хуже рыб. (Пингвин) 

.   9.Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

10.Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр)

11. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

         Древняя легенды гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник)

12. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Одной из этих птиц объявлен 2007 год. (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

     

                    Вопросы и ответы для игры со зрителями:

  1. На каком расстоянии и с какой скоростью может летать голубь? Назовите породы домашних голубей. (Летает за 400-500 километров со скоростью 60 км/час. Породы домашних голубей: останкинский, белый, чайка, китайская, павлиний голубь, дутыш, почтовый, сизый и др.)
  2. У этого гриба много названий: дедушка табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название этого гриба? (Гриб-дождевик)
  3. Отгадай загадку – получишь отгадку: Весною повисло-

                                                                       Все лето кисло,

                                                                       А сладко стало-

                                                                       На землю пало. (Вручить яблоко)

  1. Почему раньше на подушках вышивали цветы? (Чтоб снились легкие сны)
  2. Весной или летом цветет сирень? (Весной)
  3. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
  4. Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)
  5. Предскажи какой будет погода, если утром туман стелется по воде? (Хорошей, ясной)
  6. У кого шея имеет больше позвонков: у жирафа или у свиньи? (Одинаково)
  7. Происхождение овоща (который предстоит отгадать) – Иран, Афганистан, Индия (Юго-западно-азиатский центр). Обладает целебными свойствами. В долине реки Нила сохранилась до нашего времени пирамида Хеопса -146 м высотой, величайшее из каменных сооружений мира. Она сложена из вытесанных камней, каждый весом две тонны. Двадцать лет строили пирамиду Хеопса десять тысяч рабов. Случилось одному заболеть – началось бы повальное бедствие: под жарким солнцем болезнь распространяется с молниеносной быстротой. Чтобы рабы не заболели, им ежедневно давали этот овощ. За время строительства пирамиды на овощ было истрачено более 15 тонн чистого серебра. В Древнем Египте им лечили все болезни – от насморка и зубной боли до безумия и чумы. В Древнем Риме воины перед сражением жевали этот овощ. Заботливая мать надевала ребенку на шею ладанку – зашитую в тряпочку маленькую дольку этого целебного овоща. Сативин – так называется лекарство из него, которое прописывают заболевшим дизентерией. Наверняка, появятся и другие лекарства, сделанные из него, потому что доказано, ни одна из известных человеку бактерий не может устоять перед его фитонцидами. Когда человек стареет, на стенках его кровеносных сосудов откладывается известь, они каменеют, перестают быть гибкими. Эта старческая болезнь называется атеросклерозом. Настойка на медицинском спирте очищенного овоща растворяет насевшую на стенки кровеносных сосудов известь. Лечебный овощ как бы говорит старости: «Подожди!». Его добавляют в колбасу, консервы, маринады. Он самый сухой и лежкий из овощей, его можно купить в любое время года. Что это за «волшебный» овощ? (Чеснок)
  8. Какая змея плюется? (Кобра)
  9. Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду? (Утки, чайки, гуси)

                        Вопросы и ответы (конверт №5):

1. Каких птиц на Земле больше всего? (Кур, воробьев)

2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

3. Сколько ног у паука? (8 ног)

4. Умеют ли слоны плавать? (Да)

5. Весной или летом цветет сирень? (Весной)

6. У какой птицы бывает сотрясение мозга? (У дятла)

7. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)

8. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

9. Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр)

10. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

         Древняя легенды гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник)

11. Один наш путешественник, проходя через Гималаи, удивлялся, как высоко здесь сеют хлеб. Последние нивы желтели на высоте пяти метров над уровнем моря.

        Местные жители ели необычный хлеб. Он был грубоват, немного сладковат, быстро крошился, высыхая, рано черствел.

        Природа как бы устроила всемирные соревнования зерновых злаков: кто из них уцелеет в заоблачной высоте? Один из них не только вышел победителем, но и превзошел всех своей скороспелостью. Для созревания некоторым видам хватает всего сорок восемь дней, чуть больше полутора месяцев (как раз столько длится очень короткое высокогорное лето).

        Так что же это за злак? (Ответ. Можно перебрать все злаки в памяти по алфавиту, а остановиться надо на последней букве «я» - ЯЧМЕНЬ)

12.Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы; по питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны)

                    Вопросы и ответы для игры со зрителями:

  1. Кто спит с открытыми глазами? (Рыбы, змеи: их глаза не имеют век)
  2. У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
  3. Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
  4. Самая высокая трава? (Бамбук)
  5. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние)
  6. Назови город, носящий имя рыбы. (Калуга, Судак)
  7. Сколько костей в теле человека? (206)
  8. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
  9. По состоянию погоды угадай: каким будет лето?

Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет … (дождливое).

    10. Отгадай загадку -  получишь отгадку: Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Вручить яблоко)     

 

1. Каких птиц на Земле больше всего?

2. Где у кузнечика ухо?

3. Сколько ног у паука?

4. Умеют ли слоны плавать?

5. Весной или летом цветет сирень?

6. У какой птицы бывает сотрясение мозга?

7. Из древесины какого дерева делают спички?

8. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?

9. Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой?

10. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

         Древняя легенды гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется?

11. Один наш путешественник, проходя через Гималаи, удивлялся, как высоко здесь сеют хлеб. Последние нивы желтели на высоте пяти метров над уровнем моря.

        Местные жители ели необычный хлеб. Он был грубоват, немного сладковат, быстро крошился, высыхая, рано черствел.

        Природа как бы устроила всемирные соревнования зерновых злаков: кто из них уцелеет в заоблачной высоте? Один из них не только вышел победителем, но и превзошел всех своей скороспелостью. Для созревания некоторым видам хватает всего сорок восемь дней, чуть больше полутора месяцев (как раз столько длится очень короткое высокогорное лето).

        Так что же это за злак?

12.Какие лесные растения могут заменить мясо?

  1. Голос какой птички сравнивают со звуком флейты?

  1. Назвать природную зону: Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 гр. С. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину.

  1. Какая охота разрешена в лесу в любое время года?

  1.  Какие птицы ночуют в снегу?

  1. Загадочное вещество. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса переваривания и усвоения пищи. Запасы этого вещества на Земле практически не ограничены, а применяют его ежедневно все люди нашей планеты и даже… дикие и домашние животные! Это вещество вы можете пощипать руками, понюхать и даже попробовать на вкус, если назовете правильный ответ.

  1. Какие две рыбы называет И.А. Крылов в басне «Демьянова уха»?

  1. Назовите самое глубокое озеро.

  1. Назовите птиц, которые летать не умеют, зато плавают не хуже рыб.

 9.Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?

10.Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой?

11. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

         Древняя легенды гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется?

12. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Одной из этих птиц объявлен 2007 год.

1. Назвать родину ромашки.

2. Кто из великих русских полководцев был страстным рыболовом и, шутя,   говорил: «Наше дело рыбку удить да городки пленить».

3. Что за животное? Тело есть, ноги есть, сердце есть, даже рот есть, а головы нет.

4. Назовите самое холодное озеро.

5. Назовите птицу, которая почти бескрыла, но считается лучшим бегуном в мире.

6. Может ли гриб съесть дом?

7. Определить природную зону: Эта зона – бескрайные равнины, безлесые просторы, короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом.

8. Отгадай название цветка.

    Про этот цветок существует много легенд. В одних говорится, что один могущественный владыка превращал и цветок любопытных придворных. А в другой: Бог света Аполлон преследовал одну из красавиц, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился над ней и превратил девушку в чудесный цветок, который укрылся в тенистой зелени кустов.

    Цветок этот – лекарственное растение. Оно применяется при желудочных заболеваниях, занесено в Красную книгу и запрещено к сбору и продаже. Но все же можно встретить любителей природы с букетом этих нежных цветов. Радость от такого букета мимолетная, цветы очень быстро вянут и их выбрасывают, а потеря в природе невосполнимая.

Фью, фью! – птица распевает

И цветочек расцветает.

И земля глядит на нас

Миллионом синих глаз.

9.Какая птица самая большая в мире?

10.Очень известный математик древности Пифагор много внимания уделял правильному питанию. Он дожил до глубокой старости и считал, что хорошим здоровьем он обязан двум продуктам: меду и известному у нас овощу, который поддерживает бодрость духа и веселье.

Название этого овоща происходит от латинского слова «капут». Что это за овощ?

11.Дерево- символ нашей Родины- береза.

Какое дерево считается национальным деревом нашей страны?

12.Какую ягоду собирают весной, зимой, летом и осенью?

1. Какие птицы ночуют в снегу?

  1. Загадочное вещество. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса переваривания и усвоения пищи. Запасы этого вещества на Земле практически не ограничены, а применяют его ежедневно все люди нашей планеты и даже… дикие и домашние животные! Это вещество вы можете пощипать руками, понюхать и даже попробовать на вкус, если назовете правильный ответ.

  1. Какие две рыбы называет И.А. Крылов в басне «Демьянова уха»?

  1. Назовите самое глубокое озеро.

  1. Назовите птиц, которые летать не умеют, зато плавают не хуже рыб.

 

  1. Происхождение овоща (который предстоит отгадать) – Иран, Афганистан, Индия (Юго-западно-азиатский центр). Обладает целебными свойствами. В долине реки Нила сохранилась до нашего времени пирамида Хеопса -146 м высотой, величайшее из каменных сооружений мира. Она сложена из вытесанных камней, каждый весом две тонны. Двадцать лет строили пирамиду Хеопса десять тысяч рабов. Случилось одному заболеть – началось бы повальное бедствие: под жарким солнцем болезнь распространяется с молниеносной быстротой. Чтобы рабы не заболели, им ежедневно давали этот овощ. За время строительства пирамиды на овощ было истрачено более 15 тонн чистого серебра. В Древнем Египте им лечили все болезни – от насморка и зубной боли до безумия и чумы. В Древнем Риме воины перед сражением жевали этот овощ. Заботливая мать надевала ребенку на шею ладанку – зашитую в тряпочку маленькую дольку этого целебного овоща. Сативин – так называется лекарство из него, которое прописывают заболевшим дизентерией. Наверняка, появятся и другие лекарства, сделанные из него, потому что доказано, ни одна из известных человеку бактерий не может устоять перед его фитонцидами. Когда человек стареет, на стенках его кровеносных сосудов откладывается известь, они каменеют, перестают быть гибкими. Эта старческая болезнь называется атеросклерозом. Настойка на медицинском спирте очищенного овоща растворяет насевшую на стенки кровеносных сосудов известь. Лечебный овощ как бы говорит старости: «Подожди!». Его добавляют в колбасу, консервы, маринады. Он самый сухой и лежкий из овощей, его можно купить в любое время года. Что это за «волшебный» овощ?

 

  1. Какая змея плюется?

  1. Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду?

  1. Куда осенью деваются бабочки?

  1. У какой птицы самые сильные ноги?

  1. Кто может пить ногой?

  1. Именем какой рыбы названа харчевня в сказке «Буратино»?

1. Каких птиц на Земле больше всего?

2. Где у кузнечика ухо?

3. Сколько ног у паука?

4. Умеют ли слоны плавать?

5. Весной или летом цветет сирень?

6. У какой птицы бывает сотрясение мозга?

7. Из древесины какого дерева делают спички?

8. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?

9. Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой?

10. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

         Древняя легенды гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется?

11. Один наш путешественник, проходя через Гималаи, удивлялся, как высоко здесь сеют хлеб. Последние нивы желтели на высоте пяти метров над уровнем моря.

        Местные жители ели необычный хлеб. Он был грубоват, немного сладковат, быстро крошился, высыхая, рано черствел.

        Природа как бы устроила всемирные соревнования зерновых злаков: кто из них уцелеет в заоблачной высоте? Один из них не только вышел победителем, но и превзошел всех своей скороспелостью. Для созревания некоторым видам хватает всего сорок восемь дней, чуть больше полутора месяцев (как раз столько длится очень короткое высокогорное лето).

        Так что же это за злак?

12.Какие лесные растения могут заменить мясо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.

Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...

Турнир знатоков биологии среди 6-7 классов по теме "Злаки"/

Турнир знатоков биологии - командная игра. Проводится среди обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. Турнир направлен на формирование целостного восприятия окружающего мира, понимание п...

внеклассное мероприятие "Турнир знатоков биологии"

Целевая аудитория - 5-6 классы. Помогает развивать интрес к предмету. Музыкальное сопровождение может быть любым. Прилагается материал для жюри и команд. Правила игры описаны в презентации...

Турнир "Знатоки биологии"

Материал содержить сценарий и презентацию материала. Можно использовать длдя 5,6 и 7 классов....

Турнир "Знатоки биологии"

Материал содержит сценарий  мероприятия по биологии. Можно использовать для 5,6 и 7 классов....

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Турнир знатоки биологии"

Разработка внеклассного мероприятия по биологии  "Турнир знатоки биологии" для обучающихся 7 класса. Задания турнира содержат вопросы по теме "Ракообразные"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии» для обучающихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии для обучающихся 6-7 классов...