Исследовательский проект "Генетика и человек"
проект по биологии (10 класс) на тему

Писаренко Наталия Михайловна

Предлагаемый учебный исследовательский проект «Генетика и  человек» можно реализовать при изучении темы «Генетика человека» в разделе «Общая биология», а также элективного курса «Генетика человека». Структура учебного исследовательского проекта включает три  этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по темам. После проведённой работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты, готовит коллективное выступление перед классом по определённому плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и способов их предотвращения). На завершающем этапе заслушивается отчёт групп в форме защиты проектов, конференций, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_genetika_i_chelovek_dlya_sayta.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

Исследовательский проект «Генетика и человек»

Проект рассчитан на учащихся в возрасте 14-16 лет.

                                                                                                                 

                                                 Автор проекта: Писаренко Наталия Михайловна,              

                                                 учитель биологии высшей категории, магистр    

                                                 образования

                                                                                             356 530  г. Светлоград

                                                                                             пл.Выставочная б/н

                                                                                             Тел. 8 (865 47) 4 -37- 23

                                                                                             Licey3@bk.ru

г. Светлоград, 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

«Генетика и человек».

Исследовательский проект.

               Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом, тогда как реализацию индивидуальных проектов целесообразнее проводить во внеурочное время.

                Структура учебного исследовательского проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по темам. После проведённой работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты, готовит коллективное выступление перед классом по определённому плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и способов их предотвращения). На завершающем этапе заслушивается отчёт групп в форме защиты проектов, конференций, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы.

                 Предлагаемый учебный исследовательский проект «Генетика и  человек» можно реализовать при изучении темы «Генетика человека» в разделе «Общая биология», а также элективного курса «Генетика человека». 

Паспорт проектной работы.

  1. Исследовательский проект «Генетика и человек».
  2. Руководитель проекта: Писаренко Н.М.
  3. Исследовательский проект «Генетика и человек» проводится в рамках уроков биологии при изучении темы «Основы генетики. Генетика человека» в разделе «Общая биология».
  4. Дисциплины, близкие к теме проекта: история, математика, медицина, изобразительное искусство.
  5. Состав проектных групп.
  6. Исследовательский проект рассчитан на учащихся в возрасте 14 – 16 лет.
  7. Проект рассчитан на 5 уроков, реализуемые типы проектов: исследовательский, практико – ориентированный, приключенческо – игровой.
  8. Заказчик проекта: администрация лицея.
  9. Цель проекта: формирование у школьников системы знаний о генетической природе человека, осуществление межпредметных связей, реализация деятельностного подхода по изучению генетики человека.
  10. Задачи проекта:

- ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и её ролью в здравоохранении, развитие представлений о биосоциальной природе человека;

- формирование навыков самообразования, умения работать с учебной и научно – популярной литературой;

- совершенствование навыков обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания;

- развитие речи и повышение культуры общения учащихся.

  1.  Вопросы проекта:

      Почему для человека не применим основной метод генетики?

      Какие методы разработаны для изучения наследственности и  изменчивости человека?

      Что такое наследственные заболевания?

      Чем определяются наследственные заболевания, и какие причины могут их вызвать?

      Каковы пути профилактики наследственных заболеваний человека?

  1.  Оборудование: электронная микрофотография «Кариотип человека», таблица «Кондартность признаков у монозиготных и дизиготных близнецов», таблицы «Родословная царской семьи», «Генеалогическое древо А.С. Пушкина»,   «Символика, принятая при построении древа жизни человека», репродукции картин Д. Веласкеса «Портрет шута Себастьяна Моро», Рафаэля «Сикстинская Мадонна», музыкальные произведения И.-С. Баха.
  2. Аннотация. Работа над проектом позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Тема проекта «Генетика человека» актуальна, т. к. имеет образовательное значение и носит практическую направленность. Знания    о наследственных заболеваниях человека, а также методы их профилактики, полученные учащимися  в процессе работы над проектом, пригодятся им в будущем, составление собственных родословных, изучение истории своего рода  позволяет не только проследить закономерности  наследования многих заболеваний, но и имеет большое нравственное значение.
  3. Предполагаемые продукты проекта: доклады, рефераты, таблицы, плакаты, серия иллюстраций, фотографий для оформления стенда по теме «Генетика человека».
  4. Этапы работы над проектом.

 

Этапы работы над проектом.

Форма организации обучения

Этап проекта

Вид деятельности

Урок №1

«Введение в генетику человека, или То, что я ещё не знаю, но должен знать».

Подготовительный

Постановка целей и задач, разделение учащихся на группы, распределение заданий в группах.

Урок №2

Основной

Работа в группах по выбранной теме.

Самостоятельная работа дома.

Основной

Индивидуальная работа по выполнению заданий.

Урок №3

Лабораторная работа «Моя родословная» (составление родословных и их анализ).

Основной

Индивидуальная работа по инструкции.

Самостоятельная работа дома.

Основной

Индивидуальная работа по выполнению заданий.

Урок №4

Ролевая игра «Поиграем в генетиков».

Основной

Работа в группах по заданиям.

Самостоятельная работа дома.

Основной

Индивидуальная работа по выполнению заданий.

Урок №5

Конференция «Генетика и медицина».

Заключительный

Защита проекта.

Инструкция по выполнению проекта для группы, работающей по теме: «Близнецовый метод».

Вопросы по работе с литературой.

  1. Каким образом можно определить роль генотипа и среды в формировании признаков у человека?
  2. Что собой представляет близнецовый метод?
  3. Чем дизиготные (разнояйцевые) близнецы отличаются от монозиготных (однояйцевых) близнецов?
  4. Что такое конкордантность? Как используется этот показатель в генетике человека?

Основные понятия и термины по теме:

  • конкордантность
  • дискондартность
  • дизиготные (разнояйцевые) близнецы
  • монозиготных (однояйцевых) близнецов

Темы докладов для выступления на конференции.

  1. Дизиготные (разнояйцевые) и монозиготные (однояйцевые) близнецы.
  2. Близнецовый метод.
  3. Близнецы в нашем лицее.

Задания для работы в Интернете.

Найти статьи СМИ о близнецовом методе, проанализировать их, скопировать для стенда.

Демонстрационный материал для выступления на конференции:

табл. «Конкордантность признаков у монозиготных и дизиготные  близнецов», рис. «Развитие идентичных и неидентичных близнецов», фото близнецов, выявленных в лицее.

Домашнее задание.

  1. Выявить учащихся близнецов в нашем лицее.
  2. Определить их принадлежность к монозиготным и дизиготным близнецам.
  3. Определить долю близнецов к общему количеству учащихся лицея.
  4. Анализ материала, его оформление, подготовка к конференции.

Инструкция по выполнению проекта для группы, работающей по теме: «Генеалогический метод».

Вопросы по работе с литературой.

  1. Что такое генеалогический метод? Какие исследования он позволяет провести?
  2. Какие наследственные болезни удалось изучить с помощью этого метода?
  3. В чём заключается опасность близкородственных браков?

Основные понятия и термины по теме:

  • аутосомно – доминантный тип наследования
  • аутосомно – рессесивный тип наследования
  • признаки, сцепленные с полом
  • гемофилия
  • дальтонизм
  • симфалангия
  • полидактилия
  • «Габсбургская губа»

Темы докладов для выступления на конференции.

  1. Генеалогический метод.
  2. Генеалогия и наследственные болезни человека.
  3. Родословные известных фамилий.

Задания для работы в Интернете.

Найти статьи СМИ, посвящённые генеалогии, проанализировать их, скопировать для стенда.

Демонстрационный материал для выступления на конференции:

плакат «Генеалогическая символика», генеалогическое древо английской королевы Виктории, царской семьи Николая II, А.С. Пушкина, рис.

«Генеалогическое древо Жуковых», фотопортреты династии Габсбургов (XIV – XIX вв.), репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Домашнее задание.

  1. К лабораторной работе «Моя родословная» сделать плакат

« Генеалогическая символика».

  1. Приготовить сообщение по теме: «Правила составления родословных».
  2. Приготовить демонстрационный материал по теме.
  3. Анализ материала, его оформление, подготовка к конференции.

Инструкция по выполнению проекта для группы, работающей по теме: «Цитогенетический метод».

Вопросы по работе с литературой.

  1. В чём сущность цитогенетического метода?
  2. Какие проблемы генетики человека можно решать с помощью цитогенетического метода?
  3. Почему нужно знать строение хромосом человека?
  4. Чем определяются наследственные болезни человека, какие причины их могут вызвать?

Основные понятия и термины по теме:

  • хромосомы
  • метацентрические, субметацентрические, акроцентрические хромосомы
  • кариотип человека
  • анеуплоидия
  • метод амниоцентеза
  • синдром Дауна
  • синдром Тернера
  • синдром Клайнфельтера

Темы докладов для выступления на конференции.

  1. Хромосомный набор человека.
  2. Цитогенетический метод изучения генетики человека.
  3. Хромосомные болезни.
  4.  Генетические карты человека.
  5. Международная программа «Геном человека», истоки и перспективы.

Задания для работы в Интернете.

Найти статьи в СМИ, посвящённые молекулярной генетике, генной терапии, геному человека, хромосомным заболеваниям, фотографии, рисунки по теме, проанализировать их, скопировать их для стенда.

Демонстрационный материал для выступления на конференции:

электронная микрофотография «Кариотип человека», рис. «Кариотип больного синдромом Дауна», «Генетическая карта хромосом человека», фото людей, страдающих хромосомными болезнями.

Домашнее задание.

  1. Анализ материала, его оформление, подготовка к конференции.

Инструкция по выполнению проекта для группы, работающей по теме: «Биохимический метод».

Вопросы по работе с литературой.

  1. В чём заключается сущность биохимического метода?
  2. Какие проблемы генетики человека можно решать с помощью биохимического метода?
  3. Какие наследственные заболевания человека вызваны нарушениями обмена веществ?

Основные понятия и термины по теме:

  • фенилкетонурия
  • серповидноклеточная анемия
  • сахарный диабет
  • слабоумие

Темы докладов для выступления на конференции.

  1. Биохимический метод в изучении нарушений обмена веществ человека.
  2. Наследственные заболевания, связанные с нарушением обмена веществ.

Задания для работы в Интернете.

Найти статьи в СМИ, посвящённые биохимическим методам изучения генетики человека, наследственным заболеваниям обмена веществ, фотографии, рисунки по теме, проанализировать их, скопировать их для стенда.

Демонстрационный материал для выступления на конференции:

по теме реферата.

Домашнее задание.

Анализ материала, его оформление, подготовка к конференции.

Инструкция по выполнению проекта для группы, работающей по теме: «Иммуногенетичекий метод. Популяционный метод ».

Вопросы по работе с литературой.

  1. Что представляет собой иммуногенетический метод?
  2. Каковы закономерности наследования групп крови у человека?
  3. Что такое резус – фактор и как он наследуется?
  4. В чём заключается суть популяционного метода?
  5. Какие закономерности установлены для человеческих популяций с помощью популяционного метода?
  6. Почему не уменьшается в человеческой популяции частота гена серповидноклеточной анемии?

Основные понятия и термины по теме:

  • резус – фактор
  • резус – конфликт
  • серповидноклеточная анемия
  • альбинизм

Темы докладов для выступления на конференции.

  1. Иммуногенетический метод и генетика групп крови.
  2. Популяционный метод и генетическая структура популяции человека.
  3. Закон генетической стабильности популяции Харди – Вайнберга.
  4. Профилактика наследственных болезней человека.

Задания для работы в Интернете.

Найти статьи в СМИ, посвящённые иммуногенетическому,  популяционному методам изучения генетики человека, а также таблицы, фотографии, рисунки по теме, проанализировать их, скопировать  для стенда.

Демонстрационный материал для выступления на конференции:

табл. «Частоты некоторых аномальных генов», «Распространение групп крови в отдельных популяциях человека», рис. «Резус- -фактор», «Схема амниоцентеза».

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение по теме: «Профилактика наследственных заболеваний человека».
  2. Анализ материала, его оформление, подготовка к конференции.

Лабораторная работа по теме:

 «Моя родословная» (составление родословных и их анализ).

Цель: ознакомиться с генеалогическим методом исследования наследственных данных путём составления генеалогической схемы семьи.

Оборудование: плакат «Генеалогическая символика», схемы  родословных, карандаши, линейки.

Ход работы.

  1. Отобрать генетический материал для составления генеалогической таблицы семьи.
  2. Собрать сведения о трёх поколениях. Поколение дедушек и бабушек с обеих родительских сторон, поколение родителей, их братьев и  сестёр, двоюродных братьев и сестёр и т.д.

Сведения должны содержать фамилию, имя, отчество, возраст, пол, особенности труда и быта, характеристика изучаемого признака.

  1. Собрать сведения, касающиеся особенностей проявления у членов  семьи  какого – либо нормального или патологического признака (цвет глаз, волос, кожи, рост, близнецовость, сахарный диабет, близорукость, гипертоническая болезнь, холецистит, туберкулёз, язвенная болезнь).
  2. Используя собранный генетический материал, составить генеалогическую схему семьи, соблюдая принятые в генетике человека условные обозначения.
  3. Поместить в центре схемы носителя признака (пробанда), обозначив его в зависимости от пола двойным квадратом или кружком.
  4. Расположить в один ряд, в порядке рождения, слева направо его братьев и сестёр (применяя условные обозначения) и соединить их графическим коромыслом, проведённым над братьями и сёстрами (сибсами).
  5. Выше указать родителей, соединив их друг с другом линией брака.
  6. Соединить между собой горизонтальными и вертикальными линиями всех лиц одного и того же поколения, обозначив их арабскими цифрами, и всех лиц разных поколений, обозначив их римскими цифрами.
  7. Провести генетический анализ особенностей изучаемого признака. Оценить его повторяемость у отдельных членов семьи на протяжении ряда поколений, характер его наследования (доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом).

Урок – игра «Поиграем в генетиков».

Урок проводится в форме ролевой игры, где учащимся предлагается выступить в роли сотрудников медико – генетической консультации. Данный урок – комбинированный. Каждой группе учащихся предлагается отдельное задание, после выполнения которого результат выносится на всеобщее обсуждение и оценивается.

Цель: обобщение основных закономерностей наследования признаков, закрепление навыков решения генетических задач по наследованию неполного доминирования, групп крови, резус – фактора, признаков, сцепленных с полом у человека.

Задание 1. Расстроится ли свадьба принца Уно?

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно знают, что в роду Беатрис были случаи гемофилии (несвёртываемости крови) – врождённого заболевания, проявляющегося, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юном возрасте. У тёти Беатрис – Евгении растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис – Хьюго целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй дядя Беатрис – Генри умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала неопасная, но глубокая царапина. Может ли болезнь передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?

Примечание. Ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с X – хромосомой.

(Ген гемофилии был в одной из Х – хромосом бабки Беатрис. Мать Беатрис могла получить его с вероятностью 50%, сама Беатрис – с вероятностью 50%.

Р    ♀ ХHХh          ×      ♂ ХНУ

G       ХН, Хh         ХН, У

F1         ХНХН,    ХНУ,    ХНХh,    ХhУ

                               Мать Беатрис

Р    ♀ ХHХh         ×         ♂ ХНУ

G       ХН, Хh         ХН, У

F1         ХНХН,    ХНУ,    ХНХh,    ХhУ

                                Беатрис ).

Задание 2. Кому же достанется наследство?

Весь мир потрясла печальная новость. В результате авиакатастрофы погиб один из самых богатых людей планеты, американский бизнесмен, владелец мультимиллиардной фармацевтической компании Сэм Рофф. Прямым наследником миллиардного состояния Сэма Роффа является его сын Алекс. Жена Сэма Роффа – Патриция давно умерла. Однако спустя месяц после гибели Сэма неожиданно появился ещё один «наследник», объявивший себя сыном Сэма и Патриции Рофф, исчезнувшим много лет тому назад. Для установления родства с семейством Рофф новоявленному сыну было предложено проведение анализов по определению  группы крови. Анализ установил у претендента на наследство наличие IV группы крови. Известно, что  Сэм Рофф имел III группу крови, а его супруга – II. Не является ли появившийся «наследник» самозванцем?

Примечание. Группа крови – наследственный признак, зависящий от одного гена. Этот ген имеет не две, а три аллели (A, B, O). Лица с генотипом – ОО имеют I группу крови, с генотипами АА и АО – II, с генотипами ВВ и ВО – Ш и генотипом АВ – IV группу.

(Учитывая группу крови, новоявленного сына  можно считать претендентом на наследство.

Р  ♂ ВО     ×     ♀ АО

G      В, О        А, О

F      АВ,   ВО,   АО,   ОО

         IV      III      II       I

Р  ♂ ВВ     ×     ♀ АА

G      В, В        А, А

F      АВ,    АВ,    АВ,    АВ

         IV       IV       IV     IV).

Задание 3. Совет да любовь?

В медико – генетическую консультацию обратилась молодая пара Антон и Юлия, которые собираются пожениться. Но их беспокоит здоровье будущих детей. Тревогу они объяснили тем, что родители Юлии являются не вполне здоровыми: мать страдает куриной слепотой, а отец – дальтонизмом. Антон и Юлия хотели бы знать, какова у них вероятность рождения здоровых детей.

Примечание. Гемералопатия – куриная слепота – наследуется как доминантный аутосомный признак. Дальтонизм (ахромапатия) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак.

(Вероятность рождения ребёнка, больного дальтонизмом, составляет 25%.

К – куриная слепота

k – норма

D - норма

d – дальтонизм

Р ♀ kkХDXd      ×     ♂ kkХDУ

G    kXD, kXd               kXD, kУ

F1   kkXDXD,    kkXDУ,    kkXDXd,    kkXdУ).

Задание 4. Кто станет женой Пола?  

Молодой талантливый актёр, восходящая звезда Голливуда, Пол Паркер собрался жениться. Голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий красавец Пол, как и все мужчины  его семьи, пользовался большой популярностью у женщин. В невестах у него недостатка не было. Но Пол никак не может выбрать из двух девушек одну. Моника и Маргарет обе хороши и внешностью, и характером, и любят его безумно. А родители Пола поставили ему такое условие: чтобы будущие внуки обязательно были похожи на Пола. Кого же выбрать? Без консультации врача – генетика не обойтись.

Примечание. Немка Моника – голубоглазая, со светлыми прямыми волосами, маленькая. Её родители оба кареглазые, с прямыми тёмными волосами. Отец высокий, а мать низкого роста.

Англичанка Маргарет – кареглазая, тёмноволосая, кудрявая, высокая. Её отец – совсем как Пол: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий, мать – кареглазая, с тёмными прямыми волосами, высокого роста.

( Пол должен жениться на Монике.

А – карие глаза

А – голубые глаза

В – тёмные волосы

b – светлые волосы

С – кудрявые волосы

с – прямые волосы

D – низкий рост

d – высокий рост

Генотип Пола: ааbbCCdd

Генотип Моники: ааbbccDd

Р ♀ ааbbccDd    ×    ♂ aabbCCdd

G     abcD, abcd            abCd

F1     aabbCcDd             aabbCcdd

Генотип Маргарет: AaBbCcdd

P ♀ AaBbCcdd               ×               ♂aabbCCdd

G     ABCd, Abcd, aBCd, abcd            abCd

F1     AaBbCCdd,   AabbCcdd,   aaBbCCdd,   aabbCcdd).

Задание 5. Есть ли надежда?      

В медико – генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара Игорь и Елена. Цель своего визита они объяснили тем, что обеспокоены состоянием здоровья своих будущих детей. Дело в том, что оба супруга страдают лёгкой формой талассемии. Кроме того, у Елены резус- фактор – отрицательный, а у Игоря – положительный.

Может ли у них родиться здоровый резус – отрицательный ребёнок, если мать Игоря была резус – отрицательной.

Примечание. Талассемия (анемия Кули) обусловлена нарушением строения гемоглобина в эритроцитах. Наследование аутосомное с неполным доминированием. Гомозиготы погибают в раннем возрасте, у гетерозигот талассемия протекает в лёгкой форме. Rh+ (резус – положительность) доминирует над резус-  отрицательностью    Rh-.

(Вероятность рождения здорового резус- отрицательного ребёнка 1/8

АА – талассемия (смерть)

Аа – лёгкая форма талассемии

Аа – норма

Rh+ - доминатный признак

rh-  - рецессивный признак

P ♀ Aarh-rh-      ×      ♂ AaRh+rh-

G     Arh-, arh-                          ARh+, Arh-, aRh+, arh-

F1       AARh+rh-,   AArh-rh-,  AaRh+rh-,  Aarh-rh-,  

        AaRh+rh-,    Aarh-rh-,   aaRh+rh-,   aarh-rh-.    

«Генетика и медицина».

Урок – конференция.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

                                                                   Мне необходимо разобраться самому,

                                           а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.

                                                                                          БОРИС ВАСИЛЬЕВ.

Наследственность и изменчивость – всеобщие свойства живых организмов. Основные закономерности генетики имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет свои специфические особенности. Отметим некоторые из них.

  1. Невозможность отбора особей и проведения направленного скрещивания.
  2. Малочисленность потомства.
  3. Позднее половое созревание и редкая (25 – 30 лет) смена поколений.
  4. Невозможность обеспечения одинаковых и контролируемых условий развития потомства.
  5. На фенотип человека серьёзно влияют не только биологические, но и социальные условия среды.

Формулируется вывод: изучение наследственности человека требует использования специальных методов исследования.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Предлагается вспомнить значение следующих терминов: генетика, наследственность, хромосомы, ген, генотип, фенотип, кариотип, мутации, аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол, аутосомно – доминантное наследование, аутосомно – рецессивное наследование, сцепленное с полом наследование.

В генетике человека используются свои, отражающие специфику этой науки, методы – генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный, иммуногенетический.

Учащиеся выступают с докладами по теме, над которой работала группа. Доклады сопровождаются демонстрацией схем, таблиц, иллюстраций, фотографий по теме.

По ходу урока учащиеся заполняют в тетради таблицу.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Название метода

Сущность метода

Примеры использования

Генеалогический

Изучение родословной семьи в большом числе поколений. Позволяет установить характер наследования признаков, а именно доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом.

Установлено наследование таких заболеваний, как гемофилия, дальтонизм.

Близнецовый

Изучение наследования признаков у однояйцевых близнецов и влияния среды на фенотипическое проявление признаков.

Этот метод демонстрирует, что формирование фенотипа организма человека есть результат действия генов и условий среды, в которой развивается человек.

Цитогенетический

Исследование под микроскопом хромосомного набора клеток человека.

Выявлены изменения в структуре хромосом, их числе и размерах. Доказана хромосомная природа синдромов Дауна, Клайнфельтера, Тернера и других наследственных аномалий.

Биохимический

Изучение наследственных нарушений обмена веществ.

Выявлены фенилкетонурия и другие формы наследственных заболеваний (сахарный диабет, серповидноклеточная анемия).

III. ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ.

Население Земли составляет более 6 млрд человек, но невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Поскольку число хромосом у человека равно 46. т.е. 23 пары, то число возможных комбинаций равно 223. Но на самом деле количество комбинаций намного больше.

Действие законов наследственности распространяется и на человека.

Человек не только биологическое, но и социальное существо. Томас Морган, американский генетик, луреат Нобелевской премии, писал об этом так: «У человека, т.о. два процесса наследственности: один – вследствие материальной непрерывности (половые клетки) и другой – путём передачи опыта одного поколения следующему поколению посредством примера, речи, письма. Способность человека общаться с себе подобными и воспитывать своё потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции человека».

Далее происходит оценка работы учащихся с использованием оценочного листа.  

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учащимся в письменной форме предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что дала вам работа над учебным проектом?
  2. Что у вас не получилось и почему?
  3. Что бы вам хотелось изменить при проведении следующего проекта?

Оценочный лист.

ФИО учащихся

Оценка

Итоговая оценка

лаборатор.

работа

группов.

работа

индивид.

работа

реферат

обсужд.

Литература.

  1. Барашнёв Ю.И. «Наследственность и здоровье», М., Знание, 1976
  2. Бочков Н.И. «Гены и судьбы», М., Молодая гвардия, 1990
  3. Говалло В.И. «Почему мы не похожи друг на друга: очерки о биологической индивидуальности», М., Знание, 1963
  4. Давиденкова Е.Ф. «Клиническая генетика», М., Медицина , 1990
  5. Дубинин Н.П. «Генетика человека», М., Просвещение
  6. Медведева А.А. «Моя родословная» // Биология, приложение «Первое сентября» №32/2001
  7. Никитин Ю.П. «Клинико-генеалогический метод в медицине», М., Наука 1993
  8. Обуховская А.С. «Ода учебному проекту»// Биология в школе №8/2004
  9. Рачкова Р.Б., Ярцева С.В. «Введение в генетику человека, или То, что я ещё не знаю, но должен знать»// Биология, приложение «Первое сентября» №11/2001
  10. Смелова В.Г. «Генеалогия как метод изучения наследственности человека» // Биология, приложение «Первое сентября» №3/1998

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Ласийчук Екатерины Прожиточный минимум и приоритеты современного молодого человека

В каждой поколенческой нише присутствуют свои возможности и ограничения. Но именно проблемы молодёжи оказываются предметом наиболее острых противоречий в социологическом анализе, вызывают больше всего...

исследовательская работа по теме "Экология человека"

Темой нашего исследования является одна из современных и актуальных проблем - это изучение экологии человека, а именно школьника. Целью нашей работы является определение зависимости состояния здоровь...

Исследовательская работа по биологии «Влияние курения на организм человека»

1)      Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)  Факт, что курение наносит человеку огромный вред уже давно доказан и не подве...

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...