Разработка урока по биологии на тему "Влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Асадуллина Гульнара Салаватовна

обобщить, расширить и углубить экологические знания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние человека на  окружающую среду и как среда влияет на него»

Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации, в будущей профессиональной деятельности.

Задачи: 

  1. обобщить, расширить и углубить экологические знания по теме;
  2. познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся проблемами окружающей среды;
  3. способствовать расширению знаний о предприятиях города Альметьевска, экологической обстановке, выявление антропогенных изменений в экосистемах нашей местности и мерах по её улучшению;
  4. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией;
  5. воспитывать толерантность к чужому мнению, способности работать в коллективе;
  6. формировать целесообразное экологическое поведение в будущей трудовой деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентации, коробочки с жетонами, сообщения и рефераты учащихся по теме исследования, слайды с фотографиями экологической обстановки города, карточки с экологическими ситуациями, видеофильм «Элевит».

План урока (на доске, скрытая часть)

  1. Влияние человека на окружающую среду.
  2. Анализ различных экологических ситуаций, предсказание последствий, найти выход из этих ситуаций.

Тип урока: интегрированный (география – биология – экология) комбинированный.

Вид занятия: семинар-конференция.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Формулировка темы и определение учебных задач
  4. План урока
  5. Сообщения научно-учебных исследований учащихся по теме конференции с презентациями.
  6. Контроль и оценка деятельности учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей, создание положительной мотивации на учебное занятие (любой ответ фиксируется жетонами), представление участников пресс-конференции – учащихся “учёных”, “экологов”, “врачей”.

2.Актуализация знаний.

Повторение предыдущей темы урока “Общие проблемы адаптации человека”.

3. Формулировка темы и определение учебных задач.

Тема нашего семинара-конференции заключена в  законах экологии, послушайте стих  и определите, о чём пойдёт речь?

 Слышу я природы голос прорывающийся крикнуть:
Как и с кем она боролась, чтоб из хаоса возникнуть?
Может быть и не во имя обязательно нас с вами.
Но, чтоб стали мы живыми мыслящими существами.
И звучит природы голос: «В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось на бессмысленные части».

Как вы думаете, о чём пойдет речь?

(варианты ответов учащихся: о природе, о взаимодействии человека и окружающей его среды)

К кому обращены эти слова?

(ответ учащихся: к человеку)

Запись на доске: 

Ноосфера сфера разума.[1]

Поскольку современная экологическая ситуация есть продукт деятельности человека, то следует определить главные направления.

4. План урока.

Сегодня мы во главу угла поставим человека и главный вопрос семинара: влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него.

А далее на основе подготовленных и прослушанных материалов нам предстоит проанализировать различные экологические ситуации, предсказать последствия, найти выход из этих ситуаций.

5. Сообщения - научно-учебных исследований учащихся по теме конференции с презентациями.

В работе пресс-конференции принимают участие исследователи, они сегодня выступят в роли учёных, врачей и экспертов - экологов.

Встречайте:

1.Научные сотрудники Государственного института по защите природы:

_______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Экологические проблемы водных ресурсов г.Альметьевска и Альметьевского района”

2.Эксперты Международного союза охраны природы:

_______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

3.Представители городского отделения общества охраны природы:

_______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Экология города Альметьевска и здоровье будущего поколения ”.

Первый пункт плана многогранен, мы его конкретизируем с помощью вопросов.

Какие экологические вопросы вы хотели бы задать нашим гостям?

(Учащиеся задают вопросы, которые фиксируются на экране)

Итак, вопросы по 1 пункту плана нашей конференции определены, и мы готовы обсудить их.

Все вопросы напрямую связаны с нашей темой конференции.

Слово предоставляется экспертам Международного союза охраны природы:

_______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

(Прослушав “экспертов” учащиеся задают вопросы, дополняют.)

Многие интересуются экологической обстановкой в нашем городе и как это влияет на здоровье жителей г. Альметьевск, и особенно нас интересует здоровье будущего поколения.

“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. [2]

Слово предоставляется представителям городского отделения общества охраны природы:

_______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “ Экология города Альметьевска и здоровье будущего поколения ”.

(Прослушав “экспертов” учащиеся задают вопросы, дополняют.)

Безусловно нас всех очень волнует экологическая обстановка рек Нариманка и Бигашка, протекающих на территории г.Альметьевска. 

Слово предоставляется _______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: «Экологические проблемы водных ресурсов г.Альметьевска и Альметьевского района”»

 (Прослушав “экспертов” учащиеся задают вопросы, дополняют.)

Поблагодарим наших гостей за исследования в области экологии человека и окружающей его среды в нашем городе.

Мы совместно исследовали вопросы, которые волнуют нас и думаю, что мы все удовлетворены ходом нашей дискуссии.

Прослушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательства человека.

Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

Чистый воздух – чтобы дышать;
Кристальная вода – чтобы пить;
Вся Природа – чтобы жить.
[3]

Берегите эти земли, эти воды даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Человек? А что он представляет собой без природы? Без воздуха, без воды, без пения птиц, без аромата цветов и шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго отношения к себе.

Давайте жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатство!

А сейчас, мы переходим ко второму пункту плана нашей конференции.

Задание учащимся: проанализировать различные экологические ситуации и найти пути решения этих проблем.

Цель задания: сформировать понимание влияния человека на окружающую среду, умение управлять процессом оздоровления окружающей среды. 

Самостоятельная работа в группах.

1 группе - экологическая ситуация №1,№2 

Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта, и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом посёлке, то какие результаты можно ожидать? 

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия влияния на здоровье человека.

(Дети живущие вблизи аэропорта будут болеть в 2 раза чаще и дольше, чем дети не подвергающие воздействию сильного шума. Наиболее распространённые болезни-нервные, инфекционные, органы дыхания.)

В одной из европейских стран вдоль широкой магистрали, где проезжает много машин, посадили в землю искусственные деревья из синтетического материала. Деревья сделаны были так искусно, что внешне напоминали живые деревья в лесу, имели такие же размеры, форму, окраску. Проезжать по такой дороге, вдоль которой «росли» красивые лесные насаждения, стало приятно.

Но люди, проезжающие по этой дороге, не хотели отдыхать под искусственными деревьями.

Задание:Как вы думаете, почему? А вам захотелось бы посидеть в таком искусственном лесу? Объясните, почему нет или да.

(Потому что искусственные деревья не могут заменить настоящие. Только настоящие деревья порадуют шелестом листьев, создадут тень и прохладу, выделяют фитонциды, убивающие микроорганизмы, только под деревом воздух чистый и лечебный. Деревья защищают нас от пыли и вредных веществ, выделяют кислород. Листья, испаряя воду, создают прохладу в жаркий солнечный день. Искусственные деревья мертвы.)

2 группе - экологическая ситуация №3,№4

   Ученые считают, что комары повинны в том, что являются переносчиками многих инфекционных заболеваний и из-за них погибло множество людей, живших на Земле во все времена и эпохи. Как это происходило? Вы все знаете, что комары (комарихи) – кровососы.

Прокалывая кожу здорового человека, они могут перенести инфекцию от больного человека. И вообще, комары – очень назойливые насекомые. Не случайно А. С. Пушкин писал:

Ах, лето красное, любил бы я тебя.

Когда б ни зной, да комары, да мухи…

Так может быть, изобрести какое-нибудь средство и начать уничтожение комаров, как тараканов, когда они поселяются в нашем жилище? 

Задание:  Что будет,если удасться каким то способом избавиться,от всех комаров? опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия.

     (Как сказал Б. Заходер: «Все-все на свете нужны, и мошки не меньше, чем слоны». Комары занимают определенное место в экосистеме, в цепях питания, в трофических связях сообщества. Поэтому, уничтожив комаров, человек нарушит один из законов экологии: «Всё связано со всем». Произойдут необратимые изменения в экосистемах и в биосфере, и возможна экологическая катастрофа. Человек не должен необдуманно вмешиваться в природу и нарушать взаимосвязи между организмами.)

    На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Более всего пострадали те деревья, что росли у уличных фонарей.

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия. Почему им так не повезло?

    (Фонари изменили соотношение света и темноты, деревья не получили нужного сигнала и не подготовились к зиме.)

3 группе - экологическая ситуация №4,№5

При входе в один из американских зоопарков под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил) целые виды... Загубил природу - среду жизни».

Задание: О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?

     ( О человеке, так как человек не всегда правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле.)

   Мысли героя романа Ф.Абрамова "Братья и сёстры"

"...- Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше".

Задание: согласны ли вы с этой мыслью, обоснуйте свой ответ и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

    Мысли героя (прочитать начало и продолжить)

("-Ан нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву- то зарыли на аршин в песок да сверху её глиной, каменной плитой придавили".

Пути решения этой проблемы мы чуть позже увидим в фильме “Элевит”.

На анализ и решения проблемы даётся ровно 10 минут.

А наших уважаемых гостей попросим поучаствовать в нашей дальнейшей работе в качестве экспертов (эксперты дают правильный ответ после прослушивания ответа группы).

Итог.

Биосфера и человечество, как её неотъемлемая часть, переживает новую революцию перехода к очередной стадии развития ноосфере, то есть сфере разума, которая от стихийного и неуправляемого движения попадает в область сознательного регулирования.

Российские учёные внесли свой вклад в дело внедрения ноосферных технологий. Сейчас с помощью фильма “Элевит” мы познакомимся с этими технологиями. Уже сегодня ноосферные технологии внедряются в нашу жизнь, а в недалёком будущем начнётся строительство ноосферных поселений и в нашем городе.

Перед просмотром вопрос учащимся.

Подумайте, какое общество может вступить в эпоху ноосферы?

(Просмотр фильма “Элевит” -13 мин)

Ответы учащихся на вопрос, который был поставлен перед ними до просмотра.

Преподаватель обобщает ответы учащихся, и совместно делают вывод. 

«Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь применять» (Гёте).[4]

В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему Природа.

Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. 

6. Контроль и оценка деятельности учащихся.

Итак, пришло время подвести итог нашей конференции.

Что интересного вы для себя отметили из нашей конференции?

Обращаемся к тем вопросам (вопросы на экране), которые были заданы ребятами вначале занятия и учащиеся самостоятельно отвечают на них.

Домашнее задание.

Внимание – творческое домашнее задание. Ответить на вопросы письменно.

  1. Вы пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
  2. Вы оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.

Оценка деятельности учащихся.

Выставляются оценки. Преподаватель благодарит учащихся за плодотворный труд, рекомендует учебно-методическую литературу для углубленного изучения учебного материала по данной теме.

Литература. 

  1. Толковый словарь Ожегова
  2. Антонович О.А Экологические задачи для учащихся 9-11 классов учебное пособие,2011
  3. Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- 5-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2001.
  4. Богданова Т.Л., Биология: Задания и упражнения. М.: высшая школа, 1984
  5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Общая биология.10(11)класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- 6-е изд., допол.-М.: Дрофа, 2010.
  6. Сравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: Школа-Пресс, 1996.-176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку по теме "Охрана окружающей среды"

Обобщающий урок по теме "Охрана окружающей среды". Урок проблемного характера с элементами исследования, на развитие логического мышления, объема памяти. Основная цель урока-совершенствование навыков ...

Разработка урока «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду» (Урок – пресс-конференция)

Аннотация урока: Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела смысл - всегда. Но сейчас, в настоящее время, - экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также ...

Методическая разработка урока по биологии "Наследственая изменчивость человека"

На данном уроке  поставлена цель проанализировать, материал, посвященный исследованию наследственных заболеваний человека. Учитывая, что данная проблема  широко исследуется в современной н...

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Разработка урока английского языка по теме "Человек и окружающий мир"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

Разработка урока по биологии 8 класс тема "Внутренняя среда организма.Кровь".

В процессе урока учащиеся знакомятся с функциями крови, самостоятельно изучают материал о составе крови...

Методическая разработка урока английского языка по теме: «Экология. Защита окружающей среды» “Are you a Friend of the Planet?”

Данный материал будет полезен при проведении уроков иностранного языка в старших классах...