Технология модульного обучения 7 класс. Рыбы.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Перякина Валентина Ильинична

Технологическая карта модульного урока Рыбы - Водные позвоночные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_modulnogoobucheniya_7_klass_ryby.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Зубово-Полянская ООШ»

Технологическая карта урока (технология модульного обучения)

в 7 классе по теме :«Рыбы-водные позвоночные животные»

                                    Составитель:учитель химии и биологии

                                         Перякина В.И.

2014 г.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Технологическая карта урока (технология модульного обучения)

в 7 классе по теме «Рыбы-водные позвоночные животные»

Учебные

элементы

Дидактические цели

Руководство по усвоению

учебного содержания

УЭ0

Комплексная дидактическая цель:

усвоить знания  о рыбах  как позвоночных животных Типа Хордовые Надкласса Рыбы, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере костистой рыбы); умение описывать внешнее  и внутренне строение рыб, объяснять связь внутреннего и внешнего строения рыб  с водной средой  их обитания.

Требования к уровню

обученности:

Знать: общие признаки рыб как представителей позвоночных животных Типа Хордовые,   особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах.

Уметь: определять рыбу по внешним признакам, характеризовать  по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь внутреннего и внешнего строения со средой обитания, узнавать внутренние органы рыб на объектах.

 Владеть: биологической терминологией, связанной с Надклассом Рыбы.

 УЭ1

  Дидактическая цель:

усвоить знания   о рыбах как позвоночных животных;  познакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.

Задание1

Рассмотрите на иллюстративном материале  представителей Надкласса Рыбы. Найдите признаки, характеризующие их  как представителей Типа Хордовые, Подтипа Позвоночные.

Задание 2

Работая с текстом учебника  объясните происхождение рыб.

Задание 3

Работая с тестом учебника  и ЭОР, изучите многообразие рыб и  их среду обитания.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4;

Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания рыб - поставьте себе отметку 3;

если вы не  смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика рыб».

Устно ответьте на вопросы:

1.Каковы общие признаки типа Хордовые?

2.Назовите отличительные признаки бесчерепных и черепных животных.

3.На основании каких признаков рыб можно отнести к хордовым позвоночным животным?

Работая с тестом учебника, сформулируйте гипотезу происхождения рыб, кратко законспектируйте ответ.

Кратко запишите общее число видов рыб, сделайте  вывод о среде их  обитания.

УЭ 2

Дидактическая цель:

усвоить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб с связи с водной средой обитания..

 

Задание 1

Изучите ( на примере костистой рыбы) особенности внешнего  строение рыб и способы передвижения  на натуральных объектах.

Задание 2 

Используя текст учебника , информацию ЭОР,  таблицу "Внутреннее строение рыбы" изучите системы органов рыбы.

Задание 3. 

Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения    рыб на примере костистой рыбы.

Выполните лабораторную работу: «Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой»

Оборудование: банка с рыбой в воде.

Ход работы.

  1. Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
  2. Рассмотрите расположение чешуи для жизни рыбы в воде? Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
  3. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
  5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
  6. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
  7. Исходя из собственных наблюдений и текста учебника  заполните таблицу 1.
  8.  Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Таблица 1.

Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела

Покровы

Окраска

Отделы тела:

Органы чувств

Зрения

Обоняния

Боковой линии

Слуха

Ответьте на вопросы:

1.Какие внутренние органы у ранее изученных  животных  вам  известны?

2.Назовите системы органов животных?

Заполните таблицу 2

Внутреннее строение рыб

Системы органов

Ор-га-ны

Особен-ности строения

Функ-ции орга-нов

Нервная

 

 

 

Скелет

 

 

 

Мускула-тура

 

 

 

Пищевари-тельная

 

 

 

Дыхатель-ная

 

 

 

Кровенос-ная

 

 

 

Выделительная

 

 

 

Половая

 

 

 

Зарисуйте особенности внешнего  строения рыбы, обозначьте  части тела рыбы.

В тетрадях сделайте общий вывод  о строении рыб, в связи с водным образом жизни.

.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 1 и  2 задание- поставьте себе отметку 4;

Если вы в первом  во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили  значительные ошибки- поставьте себе отметку 3;

если вы не  смогли выполнить все  задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя.

УЭ 3

Дидактическая цель:

объяснить  особенности размножения рыб в связи со средой обитания.

Задание 1.

Объясните особенности размножения и развития рыб,  работая с текстом учебника и информаации  ЭОР

Задание 2. 

Выскажите ваше суждение о том, с чем связано различное число икринок у рыб разных видов?

         

Кратко запишите в тетрадях определения: «икринки», «мальки», «живорождение»,  «нерест», «миграции», «проходные рыбы».

Запишите ваши суждения в тетрадь.

Ответьте на вопросы:

1.Какой тип оплодотворения характерен для большинства рыб?

2.Объясните понятие «миграция». Какова роль миграции в жизни рыб?

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все  задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 1  задание- поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили значительные ошибки во всех двух заданиях , поставьте себе отметку 3;

если вы не  справились с заданиями, подготовьте , работая с учебником объяснение схемы жизненного цикла рыб

УЭ 4

Дидактическая цель:

дать  морфологическую характеристику рыб.

Задание 1 

Рассмотрите рисунок. Почему камбалу относят к рыбам?

Задание 2. 

Сравните по рисунку внешнее строение щуки и сома.

Составьте таблицу 3:

Признаки класса

Особен-ности внеш-него строения

В связи с чем развиты

Составьте таблицу 4:

Щука и сом

Названия рыб

Осо-бен-ности стро-ения

В связи с чем развиты

Об-щие приз-наки

Щука

Сом

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили  все задания  полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы  при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили ошибки при составлении таблиц  поставьте себе отметку 3;

если вы не  справились с заданиями, найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических особенностях рыб  в интернет -источниках.

УЭ 5

Дидактическая цель:

применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме Рыбы».

Задание 1. Сравните в таблице внешнее строение речного рака и окуня по коллекциям.

Задание 2_

Подпишите внутренние органы рыбы , используя материал ЭОР

Задание 3

На влажном препарате рыбы найдите плавательный пузырь и органы размножения рыб.

Заполните текстовую таблицу:

Черты внешнего строения речного рака

Черты внешнего строения   речного окуня

Ответьте на вопросы:

1.Почему плавательный пузырь рыб называют «гидростатическим аппаратом»? Объясните его роль в жизни костных рыб?

2.Как у рыб можно отличить самку от самца?

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы  правильно выполнили 3 задания , поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 2 задания- поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили ошибки в заданиях 1,2,3 поставьте себе отметку 3;

если вы не  справились с заданиями, используйте текст учебника

УЭ 6

Дидактическая цель:

 обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках Надкласса Рыбы.

 

Задание 1

Выберите номера правильных  суждений.

Задание 2

 Заполните пропуски в тексте

1. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя « как рыба в воде».

2. Имеют обтекаемую форму тела.

3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. Грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. Форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. Рыба – символ молчания. 

10. Рыбы слышат шаги рыболова.

Рыбы – это ………… животные, обитающие в воде. Имеются парные плавники, …………. и ……………… Поступательное движение вперед осуществляется …. ……………плавником, он также служит рулем при изменении направления. Тело рыб покрыто ……………. Спинная сторона тела рыбы обычно окрашена  в более  ………………. цвет, брюшная – более светлая. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают…….. .

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

 если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили  2 ошибки, поставьте себе отметку 3;

если вы не  справились с заданиями,  повторите  необходимый материал учебника о рыбах. 

Ключи ответа:

задание1.ДА -1, 2, 4, 5, 7, 9. 10.

НЕТ -  3, 6, 8,

задание2.позвоночные, спинной, хвостовой, хвостовым, чешуёй, тёмный, боковой линией.

УЭ7

Дидактическая цель:

выявить уровень усвоения материала учащимися по теме

Задание 1  

Выполните тестовые задания.

Выполнить работу с тестами .

Проверочная работа

1.Скелет рыбы

А- обеспечивает подвижность тела;

 Б - защищает внутренние органы,

В - защищает мышцы.

Г- служит покровом тела

2. К  опорно- двигательной системе рыбы относится

А- печень                    

 Б- позвоночник

В- сердце                    

  Г- орган зрения

3.Желчь вырабатывается клетками

А- печени                      

 Б- поджелудочной железой

В- желудка                    

 Г- слюнных желёз

4. Рыба дышит

А- кислородом атмосферного воздуха                         Б- кислородом, растворённым в воде

В- углекислым газом, растворённым в воде              

 Г- углекислым газом атмосферного воздуха

5.Артериальная кровь

А- Ярко-красная, насыщенная кислородом              

   Б- ярко- красная, насыщенная углекислым  газом

В- тёмная, насыщенная углекислым газом              

    Г- тёмная, насыщенная кислородом

6.У рыб сердце

А- однокамерное                

 Б- четырёхкамерное

В- трёхкамерное            

     Г- двухкамерное

7.Артерии - сосуды

А- приносящие кровь к сердцу                                Б- несущие артериальную кровь

В- отходящие от сердца                                            Г- несущие венозную кровь

8.Вены- сосуды

А- приносящие кровь к сердцу                                Б- отходящие от сердца

В-  несущие артериальную кровь                            Г- несущие венозную кровь

9. У рыб

А- 1 круг кровообращения                                 Б- 2 круга кровообращения

В- 3 круга  кровообращения                              Г- нет кругов кровообращения  

Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента:

Проверьте ответы по ключам:

  1. 1-Б;2-Б;3-А; 4-Б; 5-А;6-Г; 7-В; 8-А;9-А.

  если вы выполнили все задания  правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4;

Если вы выполнили  6-7 заданий , поставьте себе отметку 3;

если вы не  справились с заданиями ,  изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы.

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 

ЭОР №1

Инфор-мацион-ный

Интерактивный рисунок рыбы с демонстрацион-ным и тестовым режимами работы

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/

2

ЭОР №2

Инфор-мацион-ный

Слайдшоу.

 Мноообразие рыб

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/

3

ЭОР №3

Инфор-мацион-ный

Слайдшоу. 

Внешнее и внутреннее

 строение рыб

http://school-collection.edu.ru/catalog/search

4

ЭОР №4

Инфор-мацион-ный

Анимация. 

Размножение 

рыб

http://school-collection.edu.ru/catalog/search 

5

ЭОР №5

Инфор-мацион-ный

Фото  камбала

andex.ru/images/search

6.

ЭОР №6

Инфор-мацион-ный

Фото щука, сом

andex.ru/images/search


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения

Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...

Разработка урока по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" по технологии модульного обучения. 6 класс. Н.Я.Виленкин

Разработка урока по технологии модульного обучения по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел". 6 класс. Н.Я.Виленкин...

Конспект урока Надкласс Рыбы (технология модульного обучения)

Урок ориентирован на активную деятельность обучающихся.  При планировании используется следующая последовательность при составлении модульной программы:Разбивка учебного содержания на отдельные л...

Материалы для проведения мастер-класса для учителей школы по теме "Технология модульного обучения"

В различных педагогических технологиях есть свои преимущества, но есть и слабые стороны. Чтобы понятнее педагогу были преимущества и недостатки разных педагогических технологий, занятия моделируются т...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...