Урок биологии в 7 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Табакаева Нина Леонидовна

Урок биологии в 7 классе по теме "Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Высшие, или плацентарные, звери:  насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные»

 

Предмет: биология

Класс: 7 класс

Авторы программы: В.М. Констатинов., В.С. Кучменко., И.Н. Пономарева. 7 класс. Животные. М.: Вентана – Граф, 2009 год

Учебник: «Биология: 7 класса учебник для учащихся общеобразовательной школы.

Авторы учебника:  В.М. Константинов. В.Г Бабенко. В.С.Кучменко– М.: Вентана- Граф, 2011 год

Учитель: Табакаева Нина Леонидовна

Технология развивающего обучения, взаимообучения

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Расширить знания о многообразии млекопитающих, показать их биологические особенности, образ жизни и значение в природе и жизни человека.

 

Задачи:

 Образовательная: создание условия для ознакомления учащихся с особенностями отрядов насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны и хищные, дать представление об отдельных представителях данных отрядов, роли животных изучаемых групп в природе и жизни человека.

Развивающая: 

Развивать логическое мышление, память, внимательность, умения  обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное из всего объема информации, познавательный интерес.

 Воспитывающая: 

Формирование чувства любви к природе, понимание ее хрупкости и необходимости защиты.

Средства обучения:1. Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы урока (урок путешествие).

2. Опорная схема, таблицы.

3. Компьютер с мультимедийным проектором на экран для презентации знаний по теме урока.

4. Видеозаписи.

Оборудование: таблицы, рисунки,  презентация слайдов,  дидактический материал.

Тип урока: урок путешествие, изучения нового материала.

I. Мотивационно–ориентировочный этап

Звучит музыка.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие  в страну, которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы уже хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать !

Что же это за страна, вы должны догадаться, отгадав загадку.

Как - то раз пришли зайчата

На прием к царю зверей.

Все дрожат, трясутся лапы

Жмутся около дверей.

Грозный, сильный, горделивый

Встретил их могучий царь

Был он мудрым, справедливым

Шла молва о нем как встарь!

              О каком животном идет речь? (Лев)

II. Операционно – исполнительский этап

 Путешествие в мир млекопитающих.

Но почему вдруг среди большого многообразия видов, я вспомнила об этом животном?

(Царь зверей)

К какому классу позвоночных животных он относится?

            Вокруг насколько хватит глаз

Венец творенья – высший класс

Создания  процветающие

Млекопитающие!

И действительно страна, в которую мы отправляемся, называется страной высших млекопитающих или зверей, где царем является лев!

Для знакомства я выбрала 5 важнейших отрядов плацентарных млекопитающих (схема на доске). С остальными отрядами вы познакомите на последующих уроках.

А почему они названы плацентарными?

(Плацентарные животные – животные, имеющие специальный орган плаценту, для вынашивания детенышей в период внутриутробного развития).

И тема нашего урока  «Высшие, или плацентарные, звери:  насекомоядные  и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные (1 слайд)

Что вы знаете о высших плацентарных млекопитающих. О данных отрядах .(работа с таблицей)

Я знаю

Я хочу знать

Я узнал(а)

В ходе урока вы познакомитесь с многообразием высших плацентарных животных, их особенностями, ролью в природе и жизни человека,  охраны видов.

Итак, мы отправляемся в путь.

В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить задания и ответить на вопросы. Успехов вам ребята!

Путешествие начинается и первая станция……

Один из самых лучших землероев (сл. 2)

Очень интересная шерсть этого животного.

Она очень короткая, густая, разглаживается в любую сторону . ( КРОТ)

Крот  один из представителей отряда Насекомоядных.

А каких еще представителей включает отряд Насекомоядные? (сл. 3 Крот)

Я приглашаю вас в галерею видов.( сл.4,5 сообщение уч-ся)

Насекомоядные самая древняя группа млекопитающих в нашей стране.. Это сравнительно примитивная группа животных.

Ребята, какие примитивные черты в строении характерны для этих животных? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник стр. 263 (Зубы мелкие, недифференцированные, очень короткие, головной мозг небольшой без извилин).

(Видеофрагмент выхухоль.)

На заболоченных участках  Центральной России обитает небольшой , полуводный зверек-русская выхухоль. Размером она 20 см, такова же длина хвоста. Выхухоль обладает густым буровато-коричневым серебристым мехом. Стала очень редкой из-за нарушения среды обитания. Питается моллюсками, червями, насекомыми.

Насекомоядные играют важную роль в природе и жизни человека. Они роют и рыхлят почву, способствуют ее улучшению, регулируют численность насекомых в лесной подстилке, но среди них встречаются и носители инфекционных заболеваний.

Самая маленькая из насекомоядных карликовая белозубка, а самый крупный европейский крот.

И следующая станция…

Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации. Они способны пролетать  100 км. Ребята, о каких животных идет речь?

И следующая станция отряд Рукокрылые.

Про этих маленьких зверьков существует множество легенд.

Эти животные как и птицы способны к полету.

 Какие приспособления у летучих мышей имеются к полету?

Чтобы уверенно летать в темноте и мраке пещер, летучие мыши  в ходе эволюции выработали сложный механизм эхолокации.

 Что такое эхолокация?(обратимся к учебнику стр. 264)

Летучие мыши испускают серию узконаправленных ультразвуковых писков и по отражению звука от различных предметов мгновенно определяют их местонахождение .

Я приглашаю вас в галерею видов (сл.6,7,8,9 сообщение уч-ся)

Роль в природе. Летучие мыши нашей страны питаются насекомыми. Они уничтожают с/х вредителей, комаров. В тропиках встречаются вампиры, питающиеся кровью. Обычно образуют колонии и к сожалению из - за вырубки лесов, применения ядохимикатов численность этих животных резко сокращается. Многие виды занесены в Красную книгу  России и нашего района .

Следующая станция Грызуны.

Это самый многочисленный отряд.

Ребята, а знаете ли вы, у каких животных в течение всей жизни растут зубы?

Действительно у грызунов.

По 2 резца в верхней и нижней челюсти растут в течение всей жизни. Мощные резцы при питании грубой пищи стачиваются сами и всегда острые.

Грызуны отличаются большой плодовитостью, быстрым ростом, ранним половым созреванием, поэтому имеют большое многообразие видов

Я приглашаю вас в галерею видов (сл.11-16 сообщение уч-ся)

Среди грызунов есть и лесные строители – бобры ( видеофрагмент  бобры)

Из собственных наблюдений назовите роль грызунов.

Грызуны наносят вред с/х культурам, распространяют инфекционные заболевания, но встречаются и пушные звери, имеющие ценный мех (белка, ондатра, нутрия, шиншилла).

Среди грызунов встречаются как самые мелкие – мышовки длиной около 5см,   так и очень крупные животные - южноамериканская капибара, или водосвинка, достигающая 130 см длины.(сл 17)

Следующая станция – зайцеобразные. Представители очень сильно напоминает грызунов, но имеют незначительное отличие в строении зубов. На стр. 265 найдите отличительные признаки зайцеобразных и грызунов. (В верхней челюсти 2 пары резцов, более длинные снаружи, короткие за ними с внутренней стороны.)

Приглашаю вас в галерею видов (сл. 18-22 сообщение уч-ся)

 Мы приближаемся к станции самых смелых и отважных – отряд хищные.

Главные признаки отряда( сл .23-24)

Имеются хищные зубы, пальцы заканчиваются когтями, мозг с извилинами, легко поддаются дрессировке.

Хорошо развито цветовое зрение. Многие имеют ценный мех. Хищники играют важную роль в природе, они названы санитарами. Как вы понимаете роль санитаров?

Хищники различны по размерам и образу жизни.

В отряде 7 семейств, в школьном курсе мы познакомимся с представителями 4 семейств.

Семейство  Волчьи (сл.25-27)

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный

(волк)

Семейство Кошачьи (сл. 28-32)

Меньше  тигра, больше кошки

Над ушами кисти – рожки.

С виду  кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь

(рысь)

Семейство Медвежьи (сл. 33-35)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед

А зимой сосет он лапу?

           (медведь)

       Семейство Куньи ( сл.36-39)

Назовите это животное?

(куница – представитель семейства куньи)

Работаем в парах сменного состава. 1 вариант – семейство Волчьи.

2 вариант –семейство Кошачьи,  3 вариант- семейство Медвежьи,  4 вариант- семейство Куньи (ребята читают текст на стр.267).

Ребята мы познакомились только с небольшим количеством видов плацентарных млекопитающих, на самом деле в живой природе их намного больше. Плацентарные играют важную роль в природе. Поэтому нужно бережно относиться к природе, охранять животных, любить их. Ведь численность многих резко сокращается они требуют к себе особого внимания. Такие виды занесены в Красную книгу России и нашего района. На перемене вы можете посмотреть страницы Красной книги.

Отгадайте загадку, укажите название животного, отряд к которому оно относится.( сл.40-41)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот)

                Это что за зверь лесной,

                Встал, как столбик, под сосной,

                И стоит среди травы - уши больше головы? (заяц)

Есть в лесу работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину - хоть пиши картину.  (бобры)

                          Кто по елкам ловко скачет, и взлетает на дубы?

              Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы.

 Игра «Кто лишний» (сл 42)

Бобр, Крот,  Выхухоль, Еж.

Заяц, Белка, Мышь, Сурок.

Землеройка, Вампиры,  Листонос,  Крыланы.

Вы прекрасно справились с заданием и звери вам очень благодарны

III. Рефлексивно–оценочный этап

Вот и подошла к концу наша встреча, но это наша встреча, а встреча с млекопитающими будет продолжаться всю жизнь.

Где бы вы ни были, в лесу, степи, на берегу реки или моря, везде встретите млекопитающих.

Что нового узнали (заполните 3 графу таблицы)

Я очень рада, что мы с вами ребята удачно вернулись из путешествия.

Д/з П. 55 заполнить таблицу

Название отряда

Общая характеристика отряда

Представители

Подготовить сообщение для своих товарищей о самом удивительном звере любого отряда, не называя его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...