РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
рабочая программа по биологии на тему

Программа по биологии составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне уровне в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008 г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_9tora2013-2014.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

23.02.03        ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

БАРНАУЛ 2014

Одобрена ПЦК экологических дисциплин дисциплин

«24» июня  2014 г.

Протокол № 11

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ПЦК

________________ С.С.Волвенкина

Замдиректора по УР

________________ О.Ю. Говорова

                                                «____»_______________2014г.

Составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008 г.

Составитель: С.Н. Колова, преподаватель

Рецензенты: С.С.Волвенкина, преподаватель

        Биология: Рабочая программа.- Барнаул.: АПЭК, 2014, - 20 с.

        

Колова С.Н.,

АПЭК, 2014

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Биология» специальности 23.02.03        Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработанную преподавателем КГБ ПОУ АПЭК  Коловой С.Н.

Представленная на рецензию программа дисциплины «Биология» составлена в соответствии с учебным планом для студентов 1 курса АПЭК, получающих образование на базе 9 классов.

Программа по биологии составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008 г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников.

Данная программа составлена с учетом знаний студентов в области науки и школьного курса биологии.

Программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне произведен на основе культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

В каждой отдельной теме и по всему курсу в целом приведены требования к минимуму знаний и умений, которые должны получить студенты в процессе обучения.

Рабочая программа курса «Биология» отвечает требованиям государственного общеобразовательного стандарта и может быть рекомендована для применения в учебном процессе.

Рецензент

Должность, место работы

Подпись

Инициалы, фамилия


РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Биология» специальности 23.02.03        Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработанную преподавателем КГБ ПОУ АПЭК Коловой С.Н.

Представленная на рецензию программа дисциплины «Биология» составлена в соответствии с учебным планом для студентов 1 курса АПЭК, получающих образование на базе 9 классов.

Программа по биологии составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008 г.

Программа начинается с пояснительной записки, в которой определены принципы отбора содержания курса биологии с учетом требований государственного образовательного стандарта и формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Следующий раздел включает основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Данная программа составлена с учетом знаний студентов в области науки и школьного курса биологии.

Программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука», «Методы научного познания»; «Клетка»; «Организм»; «Вид»; «Экосистемы».

В каждой отдельной теме и по всему курсу в целом приведены требования к минимуму знаний и умений, которые должны получить студенты в процессе обучения.

Рабочая программа курса «Биология» отвечает требованиям государственного общеобразовательного стандарта и может быть рекомендована для применения в учебном процессе.

Рецензент

Преподаватель КГБПОУ «АПЭК»

Должность, место работы

Волвенкина С.С.

Подпись


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по биологии составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне уровне в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008 г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Данная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.


2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Обязательные учебные занятия

Всего

в том числе

теоретическое обучение

лаб. и практ. занятия

курсовое проектирование

Введение

2

-

2

2

-

 Тема1 Учение о клетке

20

8

12

10

2

Тема 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

12

4

8

6

2

Тема 3 Основы генетики и селекции

29

11

18

12

6

Тема 4 Эволюционное учение

25

7

18

18

-

Тема 5 История развития жизни на земле

8

2

6

2

4

Тема 6 Основы экологии

19

7

12

6

6

Тема 7 Бионика

2

-

2

2

-

Итоговое тестирование

Всего по дисциплине

117

39

78

58

20


3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Требования к знаниям:

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.

Требования к умениям:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.

Содержание учебного материала

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

Тема 1 Учение о клетке

Требования к знаниям:

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие био-логической науки;

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

- биологическую терминологию и символику;

Требования к умениям: 

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Содержание учебного материала

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями  (СПИД и др ).  Цитоплазма  и клеточная  мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Лабораторная работа №1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Самостоятельная работа Конспекты по теме «Генетический код», «Биосинтез белка», таблица «Строение органоидов клетки»

 Тематика докладов 

Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме.

Нарушения при их недостатке и избытке.

Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

Половое размножение и его биологическое значение.

Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

Тема 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Требования к знаниям:

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения

Требования к умениям:

- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;

- объяснять нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-        для соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);

-        оценки этических аспектов некоторых исследований в области искусственного оплодотворения.

Содержание учебного материала

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Практическая работа №1 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

Самостоятельная работа Выявить преимущества разных типов развития, составить презентацию по теме «Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений». Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

Тематика докладов 

Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.

Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.

Тема 3 Основы генетики и селекции

Требования к знаниям:

- знать/понимать основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

Требования к умениям:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

- решать элементарные биологические задачи;  

- выявлять  источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики  вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование).

Содержание учебного материала

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения  культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Лабораторная работа №2 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Лабораторная работа №3 Анализ фенотипической изменчивости.

Практическая работа №2 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Самостоятельная работа Конспект «Взаимодействие генов», «Сцепленное с полом наследование», «Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)»

Тематика докладов 

Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Центры многообразия и происхождения домашних животных.

Значение изучения предковых форм для современной селекции.

История происхождения отдельных сортов культурных растений.

Тема 4 Эволюционное учение

Требования к знаниям:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей:  эволюционного учения;

- строение и функционирование биологических объектов: структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

 

Требования к умениям:

уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; причины и факторы эволюции, изменяемость видов;

- решать элементарные биологические задачи; описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- сравнивать биологические объекты: процессы естественный и искусственный отбор и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;  

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Содержание учебного материала

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа Конспект «Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора»

Тематика докладов

История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Тема 5 История развития жизни на земле

Требования к знаниям:

знать/понимать:

- структуру вида;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

 

Требования к умениям:

уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Содержание учебного материала

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

 Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Лабораторная работа №4 Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Лабораторная работа №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Самостоятельная работа Конспект - схема «Эволюция приматов и этапы эволюции человека», «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма».

Тематика докладов

Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения.

Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.

Ранние этапы развития жизни на Земле.

Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

 Тема 6 Основы экологии

Требования к знаниям:

знать/понимать:

  •  основные положения биологических теорий и закономерностей:  учения В.И.Вернадского о биосфере;
  • строение и функционирование биологических объектов: структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов:круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

 

Требования к умениям:

уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;  устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты:  природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные  глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения  правил поведения в природной среде;

Содержание учебного материала

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Лабораторная работа №6 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах г.Барнаула. Сравнительное описание одной из естественных природных систем  и какой-нибудь агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Лабораторная работа №7 Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Практическая работа №3 Решение экологических задач.

Самостоятельная работа Конспект «Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии», « Глобальные экологические проблемы и пути их решения».

Тематика докладов  

Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Сукцессии и их формы.

Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.

Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. 

Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Устойчивое развитие природы и общества.

Тема 7 Бионика

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические  и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Итоговое тестирование 


4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/В.М. Константинов, А.Г,. Резанов .Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – 11-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

2 Каменский, А.А Общая биология 10-11 класс/ А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - Дрофа, 2000.- 366 с.

2 Мамонтов, С. Г. Общая биология: Для средних специальных учебных заведений/С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - М.: Академия (совместно с ВШ), 2001.-320 с.

3 Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности/ Е.И. Тупикин. – М.: ИРПО; Академия, 2000. – 384 с.

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" по дисциплине "Информатика"

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работыОбъем часовМаксимальная учебная нагрузка (всего)126Обязательная...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.15 (профильные) "Математика" 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

КТП дисциплины ОДП.15 «Математика» специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Данный календрано-тематический план сосавлен на 435 часов (из них 290 часов аудиторных) 1 курса специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

Рабочая программа по дисциплине "Английский язык" для студентов 2-4 курсов специальности СПО 90631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Рабочая программа дисциплины «Иностранный (английский) язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подго...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

Настоящие методические указания по дисциплине Биология для специальности 23.02.03         Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта составлены...

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" ОДП 10.Специальность:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа  преназначена для реализации в группах на базе ос...