Разработка тематического планирования по биологии, 11 класс с промежуточной аттестацией по программе Н.И.Сонина.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Аблязизова Рима Раисовна

Разработка тематического планирования по биологии, 11 класс с промежуточной аттестацией по программе Н.И.Сонина. Планы составлены на основе Стандартов образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_plan.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» Руководитель МО

1   В.Н.Журавлева

Протокол    №

от«       »                        2014 года

«Согласовано»

заместитель директора по учебной работе МБОУ

«СОШ № 6» Бавлинского муниципального района РТ

/ Г.Р.Залеева

«Утверждено»

директор МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан /Т.А.Малахова/

Приказ № 167 от «29» августа 2014 года

«29» августа 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету        Биология        

в        11        классе

Аблязизовой Римы Раисовны

учителя биологии высшей квалификационной категории

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка к рабочей  программе  по биологии  для 11класса

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального компонента государственного  стандарта общего образования по биологии
  • Приказа МО и НРТ от 10.07.2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики  Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования» 
  •  Примерных  программ основного общего и среднего общего  образования по биологии
  • И. Б Агафоновой, В.И, Сивоглазова, 2011 год.
  • Учебного плана МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год.
  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан»
  • Федерального Закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

      Программа рассчитана  на 34 часа в год (1 час в неделю).

  • На изучение биологии в 11 классе на базовом уровне отводится 34 часа  
  • В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

-освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм): об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естестренно-научной картины мира; о методах научного познания; -овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений, биологии, вошедших в общечеловеческую культуру сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; -воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношение) окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики, заболеваний, правил поведения в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на развитие

внутрипредметных связей, а также, с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе Особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной 'картины' мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования, для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умения, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология  на ступени среднего полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учебник для 11 класса ; В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, И.И.Сонина; методическое пособие к учебнику авторов В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, И.И.Сонина.- издательство «Учитель», 2006 год.

Дополнительной литературы для учителя:

1)Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы с мультимедийным приложением.,издательство «Планета», 2012 год.

2) Г.М. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии, М.

3) О.Б.Гигани, О.Н. Спиранской Общая биология.-М, «Уникум центр», 2001 год

4)Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.-М.:Дрофа, 2008 год и другие.

МУЛЬТИМЕДИАРЕСУРСЫ:

Биология.10-11 класс. Мультимедийное приложение к учебнику 10-11 классы.

Интернет ресурсы: «ФЦИОР», «Киорилла и Мефодия», «ЦОР»Ы. и др.

Содержание программы за курс «Общая биология. 11 класс», базовый уровень:

Тема  1.  Закономерности  развития  живой  природы (10 часов)

1.История представлений в додарвиновский период.

2.Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

3. Естественный отбор –главная движущая сила эволюции.

4. Борьба за существование.

5. Микроэволюция. Вид.

Лабораторная работа №1 по теме «Описание особей вида по морфологическому критерию».

6. Эволюционная роль мутации.

Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

7. Приспособленность организмов.

8. Относительная приспособленность.

Лабораторная работа №3 по теме «Выявление приспособленности»

9. Видообразование.

10. Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение».

Тема 2 Макроэволюция (3 часа)

1.Пути достижения биологического прогресса

2. Аллогенез. Катагенез.

3. Обобщающий урок-семинар по теме: «Макроэволюция»

Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)

1.Развитие жизни на Земле.

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

2. Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эрах.

3. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Урок-семинар по теме: «Развитие жизни на Земле».

Тема 4. Происхождение человека (4 часа)

1. Происхождение человека.

Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

2. Стадии эволюции человека.

3. Первые современные люди. Расы.

4. Обобщающий урок. Семинар по теме:

«Происхождение человека».

Тема 5.Биосфера.

1.Биосфера и структура.(2часа)

2.Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Тема 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 часов)

1. Биогеоценозы. Причины устойчивости и смены экосистем. 

Практическая работа № 4«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

2. Абиотические факторы.

Практическая работа №5 «Решение экологических задач».

Взаимодействие факторов среды.

3. Биотические факторы среды.

4. Взаимоотношения между организмами

Тема 7. Биосфера и человек (4 часа)

1. Ноосфера.

2. Антропогенное влияние на природу.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Лабораторная работа №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

3. Охрана природы.

Глобальные экологические проблемы современности  и пути их решения.

Практическая работа № 6 «Анализ и оценка экологических проблем и путей их решения».

4. Правила поведения в окружающей среде.

Обобщающий урок-семинар по теме «Экология».

Тема 8. Бионика (2 часа).

1.Бионика

2. Роль биологии в будущем. Заключительный обобщающий урок.

Итого:34 часа, в том числе:

Срезы знаний по разделам тем-8

Лабораторных работ -5

Практических работ -6, итоговое тестирование-1.

Наименование раздела.

Тема урока.

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся.

Вид контро-

ля.

Измери-

тели.

Элементы содержания образования.

Домашнее задание

Дата проведения

Коли-чество

часов

Примеча-ния

По план

Фак.

Раздел 1.  Закономерности  развития  живой  природы (10 часов)

1.

История представ-лений в додарви-новский период.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Вводный урок изучения и первичного   закрепления    новых знаний. 

Давать определения ключевым понятиям Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.  Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Работа с вопросами ЕГЭ.

Работа с текстом учебника, поисковый материал Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков».

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение ключевым понятиям. Ключевые понятия

Эволюция

Креационизм

Трансформизм

Классификация

Таксоны 

Факты

История    эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии(Конфуций,  Диоген,  Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, иистотель);

господство идеалистических идей.

Закономерности «Система        природы» К.Линнея. Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками.

Законы «Упражнение и неупражнение органов».

Назвать ученых и их вклад в развитие биологической науки.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

П.1.1.2 – 1.1.3 стр.9-17 вопросы с.19

3.09

1

2.

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Комбинированный

Давать определения ключевым понятиям.

Ключевые понятия

Эволюционная      палеонтология

Определенная   изменчивость

Неопределенная   изменчивость 

Называть

 Естественнонаучные и социально-экономические предпосыли возникновения учения Ч.Дарвина.

Факты 

Объяснять

Роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках.

Фронт-альный опрос, срез знаний.

Ключевые понятия

Эволюционная      палеонтология

Определенная   изменчивость

Неопределенная   изменчивость

Факты

Естественно-научные    и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Давать определение ключевым понятиям

Ключевые понятия

Искусственный отбор Наследственная   изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Факты

Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Процессы.  Искусственный отбор, естественный отбор.

Теории Эволюционная     теория Ч.Дарвина.

п.1.2.1.-1.3, стр.20-24

10.09

1

3.

Естественный отбор –главная движущая сила эволюции.

Комбинированный

Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать:

естественный отбор как результат борьбы за существование;

- формы естественного отбора

Сравнивать      действие движущего   и   стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Работа с вопросами ЕГЭ.

Работа с текстом учебника, поисковый материал.

Индиви-

дуальный опрос

Ключевые понятия

Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор

Факты Движущие силы Давать определение ключевым понятиям(факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный   отбор   -главная движущая сила эволюции.

Процессы Направленный  эволюционный процесс закрепления определенных изменений.

Называть причину борьбы за существование.

П.1.3.1 -1.3.2

17.09

1

4.

Борьба за существование.

Комбинированный

Работа с вопросами ЕГЭ.

фронт-альный опрос,

Индиви-

дуальный опрос

 Называть причину борьбы за существование.Давать определение

ключевым понятиям

24.09

.

1

5.

Микроэволюция. Вид. Лабораторная работа №1 по теме «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Работа с текстом учебника, поисковый материал

фронт-альный опрос

Ключевые понятия

Вид

Критерии вида Генофонд Популяция

Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.

Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная    изоляция, неравномерное    распределение особей в пределах ареала. Давать определение.

. П.4.1, стр. 40-42

01.10

.

1

6.

Эволюционная роль мутации.

Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Комбинированный

Работа с вопросами ЕГЭ.

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение

ключевым понятиям

П.1.4.2 – 1.4.5

08.10

1

7.

Приспособленность организмов.

Изучение нового материала

Характеризовать:

Приспособленность     как закономерный     результат эволюции; виды адаптации.

Работа с текстом учебника, поисковый материал 

Сравнивать      действие движущего   и   стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Давать       определения ключевым понятиям.

Приспособленность… Объяснять    взаимосвязи организмов и окружающей среды:> механизм  возникновения приспособлений; ^относительный   характер приспособлений.

фронт-альный опрос

Ключевые  понятия

Адаптации и их многообразие,   виды   адаптации (морфологические,    физиологические).

Характеризовать:

Приспособленность     как закономерный     результат эволюции; виды адаптации.

зиологические,   поведенческие).

Факты

Приспособленность    как соответствие строения и функционирования   организмов конкретным условиям   среды   обитания. Адаптация как результат эволюции.

П. 1.4.6.-1.4.7

15.10

1

8.

Относительная приспособленность. Лабораторная работа №3 по теме «Выявление приспособленности»

Комбинированный

Характеризовать:

Приспособленность     как закономерный     результат эволюции; виды адаптации.

Работа с текстом учебника, поисковый материал 

Сравнивать      действие движущего   и   стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Давать       определения ключевым понятиям.

Приспособленность. Объяснять    взаимосвязи организмов и окружающей среды:> механизм  возникновения приспособлений. Относитель

ный   характер приспособлений.

Выявление приспособленности.

фронт-альный опрос

Ключевые  понятия

Адаптации и их многообразие,   виды   адаптации Факты

Приспособленность    как соответствие строения и функционирования   организмов конкретным условиям   среды   обитания. Адаптация как результат эволюции.

22.10

1

9.

Видообразование.

Комбинированный

Факты

Видообразование  -  результат эволюции.

фронт-альный опрос

Называть способы видообразования и приводить примеры.

П.1.4.7., стр.70-77

29.10

1

10.

Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение».

Тестирование.

Повторе

ние, коррек

ция знаний.

12.11

2неднояб

1

Раздел 2 Макроэволюция (3 часа)

11.

Пути достижения биологического прогресса

Изучение нового материала

Работа с плакатами (аро-

морфоэ)

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям

п.2.1. стр 78-

85

19.11

1

12.

Аллогенез. Катагенез.

Комбинированный

Работа с плакатами (идиоадаптация, регресс)

Работа с вопросами ЕГЭ

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям

п.2.2 стр. 86-95

26.11

1

13.

Обобщающий урок-семинар по теме: «Макроэволюция»

Работа с плакатами (ди-

вергенция, конверген-ция, параллелизм)

Индиви-

дуальный опрос

0312

1

Раздел 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)

14.

Развитие жизни на Земле.

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Работа с таблицей учебника, с таблицей периодов.

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям.

П. 3.1 – 3.2

10.12

1

15.

Развитие жизни в архейскую, протеро-зойскую и палео-зойскую эрах.

Комбинированный

Работа с таблицей учебника, с таблицей периодов.

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям

П.3.3 – 3.4

17.12

1

16.

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Урок-семинар по теме: «Развитие жизни на Земле».

Работа с вопросами ЕГЭ

Индиви-

дуальный опрос

24.12

1

Раздел 4. Происхождение человека (6 часов)

17.

Происхождение чело-века.

Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Изучение нового материала

Составление таблицы

Работа с текстом учебника, поисковый материал

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

-стадии эволюции

человека;

-представителей каждой эволюцион-ной стадии.

Характеризовать

развитие взглядов

ученых на проблему антропогенеза.

П.4.1 – 4.2

31.12

1

18.

Стадии эволюции человека.

Комбинированный

Составление таблицы,

ссылка на таблицу учебника

фронт-альный опрос

Называть:

-стадии эволюции человека;

-представителей

каждой эволюцион-ной стадии.

П.4.3 изучить

14.01

1

19.

Первые современные люди. Расы.

Изучение нового материала

Составление таблицы,

ссылка на таблицу учебника

фронт-альный опрос

Называть и различать человеческие расы.

Объяснять механизмы формирования рас-ывых признаков.

П.4.4

21.01

1

20.

Обобщающий урок. Семинар по теме:

«Происхождение человека».

Урок контроля и оценки знаний

Работа с вопросами ЕГЭ

Тестов-ая конт-рольная работа.

28.01

1

21.

Раздел 5. Биосфера.

Биосфера и структура.

Комбинированный

Работа с терминами, текстом учебника

фронт-альный опрос

Давать определение

ключевым понятиям

П.5.1 стр.151-152

28.01

1

22.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Комбинированный

Опорные схемы, выступления по ним учащихся или по презентациям

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение

ключевым понятиям

П.5.2

04.02

1

Раздел 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 часов)

23.

Биогеоценозы. Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая работа № 4«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, поисковый материал

Работа с вопросами ЕГЭ

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

-задачи экологии;

-экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практических задач.

П.6.1 – 6.2

11.02

1

24.-25

Абиотические факторы.

Практическая работа №5 «Решение экологических задач».

Комбинированный

Работа с текстом учебника, поисковый материал

Работа с вопросами ЕГЭ

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному ком-плексу абиотических факторов.

П.6.2

18.02

25.02

2

26.

Взаимодействие факторов среды.

Изучен-ие нового материала

Работа с текстом учебника, поисковый материал

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение

ключевым понятиям

П.6.3.3

04.03

1

27.

Биотические факторы среды.

Комби-нированный

Работа с текстом учебника, поисковый материал

Работа с вопросами ЕГЭ

фронт-альный опрос

П.6.3.4

11.03

1

28.

Взаимоотношения между организмами

Комбинированный

Работа с вопросами ЕГЭ

Изучить п.6.4

18.03

1

Раздел 7. Биосфера и человек (4 часа)

29.

Ноосфера.

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, поисковый материал

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение

ключевым понятиям

П.7.1

01.04

1

30.

Антропогенное влияние на природу.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Лабораторная работа №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Изучение нового материала

Работа с вопросами ЕГЭ

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям.

П.7.2 – 7.3

08.04

1

31.

Охрана природы.

Глобальные экологические проблемы современности  и пути их решения.

Практическая работа № 6 «Анализ и оценка экологических проблем и путей их решения».

Комби-нированный

Ознакомление с законами об охране природы

Работа с вопросами ЕГЭ

фронт-альный опрос

Давать определение ключевым понятиям

П.7.4

22.04

.

1

32.

Правила поведения в окружающей среде.

Обобщающий урок-семинар по теме «Экология».

Работа с вопросами ЕГЭ

Индиви-

дуальный опрос

06.05

1

Раздел 8. Бионика (2 часа).

33.

Бионика

Изуче-ние нового материала

Презентация учащихся

Индиви-

дуальный опрос

Давать определение

ключевым понятиям

Стр. 259-270

13.05

1

34.

Роль биологии в будущем. Заключительный обобщающий урок.

Презентация учащихся

Индиви-

дуальный опрос

20.05

1

Промежуточная аттестация по биологии

ученика (цы)  11__ класса МБОУ «СОШ №6»

города Бавлы Бавлинского района

___________________________

Тестирование.

Промежуточная аттестация по биологии

ученика (цы)  _11класса МБОУ «СОШ №6»

города Бавлы Бавлинского района

___________________________

Тестирование.

Вариант 1

Часть I. Из предложенных четырех ответов выберите один правильный :

1.        Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

а)        формулировании биогенетического закона;

б)        создании первой эволюционной теории;

в)        разработке теории естественного отбора;

г)        создании закона наследственных рядов.

2.        Наследуются признаки следующей изменчивости:

а) определенной; б) модификационной; в)мутационной; г)групповой.

3.        Движущая форма отбора обычно приводит к:

а)        уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции;

б)        сужению прежней нормы реакции;

в)        расширению прежней нормы реакции;

г)        сдвигу прежней нормы реакции.
4.Гомологичными органами являются:

а)        лапа кошки и нога мухи;        в) чешуя рептилий и перья птицы;

б)        глаз человека и глаз паука;        г) крыло бабочки и крыло птицы.

5.        Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путём:

а) ароморфоза; б) идиоадаптации; в) общей дегенерации; г) направленной эволюции

6.        К идиоадаптации следует отнести:

а)        многоклеточность;        в) двойное дыхание;

б)        четырёхкамерное сердце млекопитающих;     г) лишение хлорофилла.

7.        Рудиментарным органом человеческого организма является:

а)        аппендикс;        в) копчиковый отдел позвоночника;

б)        третье веко;        г) всё перечисленное.

8.        В эпоху великого оледенения жили:        ,

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) синантропы; г) питекантропы.

9.        Взаимодействие актинии и рака-отшельника называется;

а) симбиозом;   б) паразитизмом; в) комменсализмом; г) конкуренцией.

10.        Наибольшая биомасса в биоценозе луга у:

а) зелёных растений; б) бактерий; в) травоядных животных; г) плотоядных животных

Часть П. Из предложенных шести ответов выберете три правильных ответа:

11. К автотрофным организмам относятся:

а)        фотосинтетики;      в) хемосинтетики;        д) консументы;

б)        млекопитающие;     г) продуценты;        е) редуценты.
12. Примерами ароморфоза являются:

а)        уплощение тела у данных рыб;        г) покровительственная окраска;

б)        возникновение полового процесса;        д) появление хобота у слона;

в)        усложнение нервной системой;        е) вскармливание детенышей молоком.

13.        Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами
новых безжизненных территорий:

а)        выветривание горных пород;

б)        появление травянистых растений, кустарников;

в)        образование тончайшего слоя почвы;

г)        появление бактерий, водорослей, накипных лишайников;

д)        заселение мхов и кустистых лишайников;

е)        появление лесных сообществ.        1
Дайте краткий ответ.

  1. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах? (1 балл). Часть III. Дайте полный развернутый ответ.
  2. Муха-пчеловидка сходна по окраске и форме тела с пчелой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности? (3 балла).

Ответы

.'"

1-6; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-в; 7-г; 8-6; 9-а; 10-а; 11-а, в, г; 12-6, в, е, 13-а, г, в, д, б, е.

14.        Они образуют органические вещества из неорганических и относятся к продуцентам.

15.        а) тип приспособленности- мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного
животного защищенному;

б)        сходство_с1Дчелой предупреждает возможного хищника об опаснос1и_быть ужаленным;

в)        муха-пчеловидка становится добычей молодых птиц, у которых ещё не выработался реф-
лекс на пчелу.

2 вариант

Часть I. Из предложенных четырех ответов выберите один правильный:

1.        По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а)        борьба за существование;        в) естественный отбор;

б)        наследственная изменчивость;            г) всё перечисленное.

2.        Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а) определенная; 6) модификационная; в) групповая; г) мутационная.

3.        Естественный отбор действует на уровне:

а) отдельного организма; б)популяции; в) вида;  г) биоценоза.

4.        Аналогичными органами являются:

а)        жабры рака и жабры рыбы;        в) листья берёзы и иголки кактуса;

б)        лапа собаки и крыло птицы;        г) чешуя рептилий и перья птиц.

5.        Микроэволюция приводит к образованию новых:

а) семейных групп; б) подвидов и видов;   в) родов; г) отрядов и семейств.

6.        К ароморфозу можно отнести:

а) лишение хлорофилла; 6) двойное дыхание; в) многоклеточность; г) ветроопыление.

7.        К атавизму можно отнести:

а) третье веко; 6) многососковость; в) аппендикс; г) нет верного ответа.

8.        Человек умелый, изготавливавший из камня орудия груда, относится к.

а) древнейшим людям; б) древним людям;   в) обезьянолюдям; г) новым людям.

9.        Конкуренция- это отношение между:

а)        хищниками и жертвами;

б)        видами со сходными потребностями;

в)        паразитами и хозяевами;        

г)        живыми организмами и абиотическими факторами.

10.        Продуктивностью экосистемы называется:

а)        её суммарная биомасса;

б)        прирост этой биомассы за единицу времени;

в)        суммарная биомасса продуцентов;

г)        суммарная биомасса консументов.

Часть II. Из предложенных шести ответов выберите три правильных ответа:

11.        К гетеротрофным организмам относятся:

а)        фотосинтетики;        г) плотоядные животные;

б)        травяные животные;        д) редуценты;        

в)        консументы;        е) продуценты.
12. Примерами идиоадаптации является:

а)        насекомоядность;        г) наличие цветка;

б)        перекрестные опыление;        д) теплокровность;

в)        наличие побегов;        е) утрата шерсти у млекопитающих.

13.        Установите последовательность событий, происходящих в популяции в процессе микроэво-
люции:

а)        фенотипическое проявление мутации, перешедших в гомозиготное состояние;

б)        дивергенция внутри вида, образование новых популяций и подвидов;

в)        попадание под действие естественного отбора новых наследственных изменений;

г)        накопление фенотипически не проявляющихся наследственных изменений;

д)        постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание особей внутри
популяции;

е) изоляция подвидов.

Часть III. Дайте развёрнутый ответ:

14.Чем отличается микроэволюция от макроэволюции?

Дайте полный развернутый ответ:

15.Клоп-солдатик имеет яркую окраску. Назовите тип его защитного приспособления, объясни: его значение и относительный характер приспособленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по биологии для 8 класса (по Сонину)

Данная рабочая программа и тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по биологии. VI—IX классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, ...

тематическое планирование по биологии 7 класс,автор Сонин Н.И. 2часа

Программа для общеобразовательных учреждений  по биологии (5-9)  составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с ф...

тематическое планирование по биологии 8 класс,автор Сонин Н.И. 2часа

Программа для общеобразовательных учреждений  по биологии (5-9)  составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с ф...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Календарно- тематическое планирование по биологии по программе Н.И. Сонина

Каландарно- тематическое планирование по биологии содержит все программы включая 5-7 класс по ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...