Урок чистоты в 6 классе на тему: «Природа не прощает ошибок».
классный час по биологии (6 класс) на тему

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать учащихся к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_ne_proshchaet_oshibok.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чистоты в 6  классе на тему:  «Природа не прощает ошибок».

Белоногова И.А., учитель биологии, химии высшей квалификационной категории МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа »

Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать учащихся к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) На доске – эпиграфы:   Берегите эти земли, эти воды,

           Даже малую былиночку любя.

           Берегите всех зверей внутри природы,

           Убивайте лишь зверей внутри себя!  (Е.Евтушенко)

б) «Чисто не там,  где  убирают, а там, где не сорят.»

в) «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»  И делать это надо каждый день.»

                                                                                                       (Антуан де Сент-Экзюпери)

г) Четыре закона экологии:

1.  Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Эмоциональный настрой. (Звучит мелодичная музыка.)

- Я хочу на зорьке встать.
Солнце первой повстречать.
Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»
И оно мне улыбнется.
- Доброе утро! – Солнцу и  птицам.
-Доброе утро! – всем улыбчивым лицам.

Здравствуйте! Сегодня, ребята,  мы с вами проведем необычный урок – Урок чистоты. 

- Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота? 

 

Ответы учащихся: Чистота тела, чистота одежды, чистота в доме, чистота улиц и дворов и т.п.
Учитель: Чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете – всё это очень хорошо. Но есть еще и такое понятие, как «чистота души». Как вы это понимаете? 

Ответы  учащихся:  Это если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков, не будет мусорить, не будет сквернословить, обижать братьев наших меньших.
Учитель:  Мне хотелось бы вам напомнить вам  слова  Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери, который более полувека назад завещал: «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»  И делать это надо каждый день.»

 - Как вы понимаете это высказывание? 
Ответы  учащихся:  Нужно  бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и  защищать  и содержать в чистоте. Мир вокруг нас, Земля – это наш зеленый дом, который нужно беречь и защищать.

Учитель: Тема нашего   сегодняшнего  урока  чистоты – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия в природе послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в нашей экологической культуре. 

  1. Экологические законы.

Учитель:  Законов природы всего четыре. Их  легко запомнить! А сформулировал эти законы американский эколог Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем».

Любое изменение, совершаемое человеком  в природе, вызывает цепь последствий, как правило, неблагоприятных. Послушайте экологическую сказку «На озере».

   В некотором царстве, в небольшом государстве, посередине дремучего леса расположилось маленькое, но очень красивое лесное озеро. На этом дивном озере, заросшим рогозом и камышом, тихо, мирно и счастливо жила семья самых обыкновенных … лягушек. И всё бы у них было прекрасно: и воды, и пищи было вдоволь. Питались лягушки мошками, комарами, личинками насекомых. Играли, квакали, вечерами сочиняли на своём озере свои лягушачьи песни. И как в любом царстве-государстве, в своих апартаментах  жил, ни о чём не тужил местный царь. И было бы всё  хорошо, да только поехал однажды царь на пир в соседнее королевство и испробовал на том пиру блюдо заморское, деликатесное, французским поваром из лягушачьих лап приготовленное. Так полюбилось царю это кушанье, что вернувшись домой, он отдал приказ семью лягушек из озера выловить и дивных блюд приготовить.

   Пришла беда в царство мирное, в лес дремучий, на озеро тихое. Стали жители этой местности болеть, мучила их лихорадка лютая. Вот сколько бед и несчастий от царской забавы приключилось.

   В лесу, рядом с озером, жили норки. Норки постоянно охотились на лесном озере, и водилось их в этих местах великое множество. Только вот теперь всё реже и реже стали встречаться эти пушистые зверьки. Говорили старики мудрые, что и в этой беде повинен царь со своими прихотями. Сказка – ложь, да в неё намёк, где в ней выдумка, а где урок?

Ребята: Ребята, как вы считаете, в чём же царская вина?

Примерные ответы учащихся:

- Если уничтожить лягушек, то произойдёт массовое размножение комаров, что может стать причиной болезни малярии, переносчиками которой являются комары. Если исчезнут лягушки, исчезнет и норки, которые ими питается.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Не нужно уничтожать ничто живое в природе. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает наука экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы учащихся:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

- Когда-то и у нас, в Альметьевском районе, истребили волков. В результате чего стали погибать лоси. Волки - санитары леса, они уничтожали больных, ослабленных лосей. Не стало волков – стало больше больных животных. В результате эпидемии лоси стали погибать.

Учитель: Ребята, попробуйте сейчас составить экологическую сказку, выстроив текст в логической последовательности.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили улей.
  3. Пришлось мужику мириться с Филином.
  4. Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало Филина - расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова не стала давать молока.
  8. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ учащихся: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Второй закон: «За всё надо платить». 

 Учитель:   С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать. «Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».

1.Средство гигиены, которое, попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)

Справка: Вещества, содержащиеся в аэрозолях, растворителях, хладоагентах, пенообразователях и разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.)

2. Этого вещества в последние годы содержится очень много в осадках.  Выпадая вместе с дождём, вещество губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота.)

Учитель:   

Справка: По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину или столовому уксусу. Кислотные дожди образуются при взаимодействии воды с диоксидом серы и оксидами азота, которые содержатся в больших количествах  в дымах предприятий, выхлопных газах автомобильного транспорта.

- А хотите увидеть на практике, что произойдёт с растением или горной породой, если выпадет кислотный дождь?

Демонстрация воздействия серной кислоты на образцы мела, листа растения.

3. Этот газ образуется в атмосфере при сжигании топлива. Высокое содержание  газа приводит к перегреву нижних слоёв атмосферы и к парниковому эффекту, что ведёт к потеплению климата и интенсивному таянию ледников. (Пробирка с углекислым газом.)

Третий закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». 

Учитель:    Не секрет, что, гуляя по улице, по лесу, по парку, мы часто оставляем после

себя самые различные кучи мусора, бумажек и т. д. Это бывает даже тогда,

 когда урны находятся рядом.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора  в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.

Учитель: Ребята, а чем опасны мусорные свалки?

Ответ учащихся: Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.

Учитель: Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. К примеру, бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу пролежит без изменения 100 лет и более. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга". Поэтому нужно думать об уменьшении количества отходов и последующей их переработке, иначе произойдет то, что описывает в своем  стихотворении  «Мусорная фантазия» поэт А. Усачев:
 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». 

Учитель: Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. В частности средства для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Между тем в природе существуют природные - биологические способы борьбы с этими вредителями.

Учитель:  Сегодня к нам на урок пожаловала гостья. Она находится в этой шкатулке. (показывает  шкатулку). Вот  что она о себе написала:

« Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камни бросят или ногой пнут. За что? Не всем же быть красивыми! А вот польза от меня людям очень  большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков и слизней. Иногда, моей добычей становятся даже мелкие землеройки и полевки – враги урожаев. А если меня принести в дом, где завелись тараканы – они быстренько исчезнут. В русских деревнях, аж до середины 20 века, пока повсеместно не распространились холодильники, меня клали  в молоко, чтобы оно дольше  не прокисало.
А уж, сколько от меня достается комарам, которых вы, ребята, ох как не любите! Догадались, кто я?

Ответ учащихся: В шкатулке находится лягушка.

3.  Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» (Просмотр слайдов)

Учитель: Экологическая культура человека заключается в том, чтобы знать и выполнять законы природы. Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов и  сёл  и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

 А вот и первый нарушитель. Слайд 1. Сброс сточных вод в реку.  Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен?  И как правильно действовать в этой ситуации?  

Примерные ответы учащихся:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек  получит пищевое отравление.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

- Нарушены первый и третий экологические законы.

Учитель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители посёлка сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон  нарушают жители? Слайд 2. Сжигание мусора.

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за населенный пункт, на мусорные свалки.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».

Слайд 3. Биогумус.  На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

- Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы учащихся:

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется третий закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк - существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

4. Работа в группах. «Что можешь сделать ты  один?» 

Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.  

- Ребята, а что бы вы смогли сделать для того, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.  

Основные правила ( учащиеся формулируют правила и поднимают экологические знаки):

  • не буду выбрасывать старые игрушки и книги: они могут кому-то понадобиться;
  • узнаю, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и сдам туда ненужную бумагу;
  • починю и исправлю вещь вместо того, чтобы ее выбрасывать;
  • буду экономно расходовать воду, электроэнергию и горючее;
  • не буду рвать первоцветы, ломать ветви деревьев и кустарников;
  • не буду разорять птичьих гнёзд;
  • не буду ломать ветви деревьев и кустарников;
  • не буду разводить костры;
  • не буду шуметь в лесу;
  • не буду оставлять на природе после себя мусор;
  • очищу свой школьный двор, село от мусора;
  • буду участвовать в посадке и охране зелёных насаждений и др.

Учитель: Спасибо, ребята,  надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

5. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих   законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Прочитайте эпиграф к нашему классному часу:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

 

Это строки поэта Евгения Евтушенко.

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы учащихся:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы учащихся:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: 

- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

- Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Ответы учащихся.

Учитель:  Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в ваших руках, дорогие ребята! Чтобы сберечь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца и  жить в гармонии с природой.

Главные принципы жизни человека в гармонии с природой: 

  • " Не навреди",
  • " Познавая, не разрушай",
  • " Не бери у природы больше, чем тебе необходимо".

- Завершить наш сегодняшний разговор хотелось бы стихотворением «Природа», которое написал ученик нашей школы   Нигматьянов  Рифдар.

Ах, как красива ты, природа!

Сколько лет ты служишь народу!

Хоть мы тебя и бьем, и пашем, и пилим…

Не обижайся на нас,

Твою обиду мы не осилим.

Мы тебе, обещаю, поможем,

И тогда нас простить ты, наверное, сможешь.

Землетрясения кончатся тогда,

И у вулканов заснет ярость навсегда.

И кончатся все войны на Земле,

Которые  убивали  жизнь в тебе.

Зазеленеют вновь леса,

А в реках снова будет чистая вода.

Давайте же поможем мы Природе на Земле!

Всем сразу станет легче на душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Классный час посвящён законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нём использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя н...

Викторина по правилам дорожного движения «Дорога не прощает ошибок» для учащихся 5-9 классов

В ходе мероприятия учитель может проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах, познакомить с правилами водителей велосипедов; выяснить умение пользовать...

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Детям об экологических законах; о формировании негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к безответственному отношению к природе; пропаганда экологических идей....

Конспект классного часа на тему «Природа не прощает ошибок».

План – конспект открытого классного часа на экологическую тему в форме телепередачи «Час Пик»....

Классный час на тему : "Природа ошибок не прощает."

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов экологии человек уже расплачивается...

Классный час, посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий, на тему: «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается...

Урок чистоты в 5 классе на тему: «Природа не прощает ошибок».

Урок чистоты в 5 классе  на тему:  «Природа не прощает ошибок»....