Обобщающий урок по главе "Обеспечение клеток энергией"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Валиева Ралифа Маснавиевна

Это урок обобщения и систематизации знаний по главе "Обеспечение клеток энергией". Урок подразделен на блоки. Каждый блок подразумевает ответы на вопросы, обсуждения, работу в парах, взаимопроверки и самопроверку знаний, использование заданий по карточкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Обобщающий урок по главе «Обеспечение клеток энергией»

Цели: обобщить и систематизировать знания по главе «Обеспечение клеток энергией».

Задачи: Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации знаний о сущности обмена веществ и превращения энергии, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, брожения, хемосинтеза.

Развивающая: развивать умения устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; сравнивать обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез; осуществлять самостоятельный поиск  информации.

Воспитательная: воспитание культуры учебного труда, чувства коллективизма.

Оборудование: карточки, тесты, таблицы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Актуализация и мотивация:

1. Что значит систематизировать, система?
2. Приведите примеры автотрофов и гетеротрофов.
3. Что значит  «обмен веществ и энергии»?

Систематизация и обобщение, применение, проверка усвоения знаний по блокам.

Блок 1.

Задание 1.

  • Дайте общую характеристику метаболизма.
  • Сравните организмы фотосинтетики и хемосинтетики.
  • Выполните задание 2.

Задание 2.  Работа по карточкам.

- Разделите перечисленные организмы на группы по способу питания: 1. Слон африканский, 2.хлорелла, 3. подберезовик, 4. крот, 5. пырей ползучий, 6. серобактерии, 7.  амеба дизентерийная, 8. нитрифицирующие бактерии. Укажите среди перечисленных организмов гетеротрофы,  1, 3, 4, 7

Проверьте выполнение задания.

 Блок 2.

1. Дайте общую характеристику фотосинтеза.
2. Световая фаза.

3. Темновая фаза.

4. Аккумуляторы энергии.

5. Исходные и конечные вещества фотосинтеза.

6. Космическая роль растений.

7. Сравните фотосинтез и хемосинтез.

Блок 3.

Задание 1.

  1. Дайте общую характеристику энергетического обмена.
  2. Значение энергетического обмена.

Задание 2.

Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.

1. Что происходит на подготовительном этапе энергетического обмена с белками, жирами, углеводами, нуклеиновыми кислотами?

2. Где происходят реакции подготовительного этапа?

3. Что происходит с энергией, которая выделяется в реакциях подготовительного этапа?

4. Что образуется в результате бескислородного окисления в клетках у животных при недостатке О2?

5. Что образуется в результате бескислородного окисления в клетках у растений при недостатке О2?

6. Чем отличается дыхание от горения?

Обучающиеся проверяют ответы, работая в парах.

Блок 4.

Тестирование по теме «Фотосинтез»

Вариант 1

1. Какие лучи спектра преимущественно поглощает хлорофилл?

А).  Красные                           Б). Зеленые

В). Фиолетовые                      Г). Весь спектр

2. НАДФ+  в  хлоропласте необходим:

А). Как составная часть двухслойной мембраны хлоропласта;

         Б). Как «ловушка» для электронов

В).  В качестве фермента для образования крахмала

         Г). В качестве фермента для диссоциации воды

3. Фотолиз воды – это:

А). Накопление воды в листе под действием света

          Б). Диссоциация воды на ионы под действием света              

В). Выделение водяных паров из устьиц под действием света

Г). Нагнетание воды в листья под действием света

4. Процессы, происходящие в световую фазу:

А).  Превращение энергии солнечного света в НАДФ и АТФ

         Б).  Накопление крахмала

         В).  Расщепление крахмала

         Г).  Расщепление АТФ и НАДФ с выделением свободных электронов

5. Автотрофы – это:

А).   Организмы – паразиты

Б). Грибы шляпочные и плесневые, гнилостные бактерии

         В).   Зеленые растения и бактерии, использующие энергию химических реакций

        Г). Животные, питающиеся падалью.

Взаимопроверка ответов тестов и выставление оценок в журнал.

Ответы: 1.А   2. Б 3.Б  4. А  5.В

Блок 5.

Тесты по теме «Обмен веществ и энергии»  

  1. Почему ассимиляция  называется пластическим обменом:

А. создаются органические вещества;

Б. расщепляются органические вещества.

  1. Почему диссимиляция  называется энергетическим обменом:

А. поглощается энергия;

Б. выделяется энергия

3. Что включает в себя процесс ассимиляции:

А. синтез органических веществ с поглощением энергии;

Б. распад органических веществ с выделением энергии.

4. Что включает в себя процесс диссимиляции:

А. синтез органических веществ с поглощением энергии;

Б. распад органических веществ с выделением энергии.

5. Какие процессы, происходящие в клетке, относятся к ассимиляционным:

А. синтез белка;

Б. фотосинтез;

В. синтез липидов;

Г. синтез АТФ;

Д. дыхание.

6. Чем отличается окисление органических веществ в митохондриях от горения этих же веществ:

А. выделение теплоты;

Б. выделение теплоты и синтез АТФ;

В. синтез АТФ;

Г. процесс окисления идет с участием ферментов;

Д. процесс окисления идет без  участия ферментов.

7. На каком этапе диссимиляции полимеры расщепляются до мономеров:

А. 1

Б. 2

В. 3.

8. Что происходит с глюкозой на 2 этапе диссимиляции?

А. гликолиз с образованием молочной кислоты;

Б. окисление до СО2 и Н2О.

9. Какой этап диссимиляции называют кислородным?

А. 1

Б. 2

В. 3.

10. Почему один из этапов диссимиляции называют кислородным?

А. в процессе реакции к промежуточным продуктам присоединяется кислород;

Б.. в процессе реакции выделяется кислород.

11. На каком этапе диссимиляции углеводов синтезируется 2 АТФ?

А.  1             Б. 2               В. 3.

12. На каком этапе диссимиляции углеводов синтезируется 36 АТФ?

А.  1             Б. 2              В. 3.

13. На каком этапе диссимиляции углеводов АТФ не синтезируется?

А.  1            Б. 2               В. 3.

      14. Что общего между окислением, происходящим в митохондриях клеток, и горением;

А. образование СО2 и Н2О;

Б. выделение теплоты;

В. синтез АТФ.

Ответы: 1.А   2. Б   3.А  4. Б  5.А, Б, В  6. В  7. А  8. А  9. В  10.А  11. Б.  12. В  13. А  14. А

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание:  1. повторить § 11-13;

2. Найти дополнительный материал об аккумуляторах энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Обобщающий урок по физике: "Применение закона сохранения энергии в механических процессах". 10 класс.

Методическая разработка обобщающего урока «Применение закона сохранения энергии в механических процессах», может служить примером использования технологии проблемного обучения. Проблемное обучение сле...

Тесты по теме "Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ" для 10 классов

Теты используются для закрепления изученного материала, или при проверке домашнего задания....

Разработка урока по теме "Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии"

Разработка урока по теме "Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии" для 8 класса...

Технологическая карта урока с использованием ОК "Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия"

Конспект урока с использованием ОК "Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". 7 класс. УМК А.В. Перышкин. Используются на уроке фото- и видеоматериалы....

"Обеспечение клеток энергией"

Презентация к уроку "Обеспечение клеток энергией" в 9 классе (УМК И.Н. Пономарева), разработанная по формуле "ИКТ+ФГОС+ТРИЗ"....