Голосеменные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Лихачева Наталья Степановна

Данный урок составлен по программе Пасечника В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golosemennye.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок № 20                                              Голосеменные                           

Цель: познакомить учащихся с  многообразием и особенностями строения голосеменных, как высших семенных растений

Задачи:

  • Показать преимущество размножения семенами перед размножением спорами;
  • Изучить  представителей голосеменных, произрастающих в Архангельской области;
  • Продолжить развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.
  • Познакомить со  значением  хвойных в природе и в жизни человека;

Оборудование:

  • Таблица “Сосна обыкновенная”;
  • Коллекция шишек и семян;
  • Побеги сосны, ели, можжевельника;
  • Компьютерная презентация: слайды “ Голосеменные”;
  • Выставка предметов, сделанных на основе голосеменных растений (бумага, крема, лекарственные препараты и т.д).

Понятия: Голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, фитонциды, живица.

Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий

Практическая часть: Лабораторная работа “Изучение строения хвои и шишек голосеменных  растений”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы с вами закончили изучение споровых растений.

II. Повторение изученного.

1. На какие группы делят растения в зависимости от строения? Составьте схему.

2. В чем отличие высших растений от низших?

2. На какие отделы разделяют все растения? Заполните схему.

3. Назовите отделы растений, которые мы изучили. (Водоросли, мхи, папоротники)

4. Что общего между этими растениями? (Размножаются с помощью спор и только при наличии воды)

Выберите правильные утверждения

(если согласны с утверждением, то рисуете волну сверху, если  не согласны, то волну снизу)

  1. Мхи относятся к высшим споровым растениям.
  1. Хвощи являются индикатором кислых почв.
  1. Папоротники – это высшие цветковые растения.
  1. «Олений мох» - ягель (Кладония)относится ко мхам.
  1. Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.
  1. Бурым и красным водорослям придают цвет, содержащиеся в      

    клетках пигменты.

  1. Тело водорослей называют таллом или слоевище.
  1. Кукушкин лён вызывает заболачивание местности.
  1. Вайи – это листья папоротника
  1. Все низшие растения – одноклеточные.

            0         1        2      3       4       5       6       7          8          9         10

II. Изучение нового материала.

  1. Возникновение семенного размножения – важный этап в историческом развитии (эволюции) растений

Сегодня мы с вами начинаем изучать новых представителей растительного царства – ГОЛОСЕМЕННЫЕ.

ЧИСЛО                                                ТЕМА УРОКА

Какие растения относятся к хвойным? Почему они так называются? (ОТВЕТ)

 Голосеменные растения это очень древняя группа высших семенных растений. Своего расцвета они достигли около 150 млрд. лет назад, еще в девоне. Тогда они господствовали среди наземных растений нашей планеты.

Голосеменные – растения исключительно древесные формы (деревья, кустарники, лианы).

Они отличаются от высших споровых тем, что образуют семена, с помощью которых размножаются  и распространяются. Возникновение семенного размножения – это важный этап эволюции растений.

В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий окружающей среды.

У голосеменных оплодотворение не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуй шишек.

Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. К ним относятся ель, сосна, пихта, можжевельник, кипарис, туя и др..

Голосеменные имеют стебель, корень, листья.

У хвойных прямостоячие стволы покрыты чешуйчатой коркой. На поперечном разрезе стебля хвойных растений видна относительно тонкая кора, затем расположен массивный древесный цилиндр и в центре стебля едва различима сердцевина.

В коре и древесине многих хвойных имеются смоляные ходы, в которых находятся эфирные масла, смолы и бальзамы. Эти вещества широко используются человеком для различных целей.

Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые.

Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Листья не опадают ежегодно (вечнозеленые), однако есть и листопадные формы (лиственница).  

2. Многообразие голосеменных растений, особенности их строения.

Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны. В Архангельской области преобладают сосны, ели, чуть реже встречаются  лиственницы, сосна сибирская (кедр) и можжевельник. С которыми, мы сейчас и познакомимся.

По ходу моего рассказа о ели и сосне, вам необходимо заполнить табличку , которую я вам приготовила на листочках, которые вы вклеите дома в тетрадочки.

 Сравнительная характеристика ели и сосны

Признаки сравнения

Ель сибирская

Сосна обыкновенная

Отношение к почве

Отношение к свету

Форма кроны

Расположение хвоинок на ветке

Продолжительность жизни хвоинок

Продолжительность жизни растения

CОСНА

Давайте закроем глаза и на мгновение представим, что мы с вами находимся в светлом сосновом бору. Деревья высокие, стройные как колонны, а ветки  остались только вблизи вершин. Как вам дышится в таком лесу. Очень хорошо, вы дышите полной грудью. Птичек много в таком лесу. Ягоды и грибы растут. Откройте глаза.

Сосна- это светолюбивое растение. Отметьте в табличке. Дерево высотой 20-40 м и диаметром ствола до 1 м с высоко поднятой, конусовидной, а затем округлой широкой кроной с горизонтально расположенными в мутовках ветвями.

Сосны не прихотливы их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых они укрепляются.

У сосен растущих на плотных почвах хорошо развит главный корень, на песчаных почвах у сосны развивается главный корень и боковые корни. А на болотистых почвах у сосен плохо развит главный корень.

На ветвях сосны, располагаются чешуйчатые бурые листочки, в пазухах которых сидят очень короткие побеги. На каждом побеге развивается 2-а сизо -зеленых листа, но бывает и исключение по 3-4 шт. Хвоинки живут 2-3 года, а затем опадают с коротким побегом.

Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов. Одни из них зеленовато-желтые, собраны тесными группами у основания молодых побегов – это мужские шишки.

Другие, красноватые одиночные – женские. Они находятся на вершинах молодых веток. Женские шишки растут и одревесневают. Через 2-а года из шишек высыпаются семена снабженные пленчатым выростом- крылышком, что позволяет им расселяться на большие расстояния при помощи ветра.

При благоприятных условиях сосны живут до 350-400 лет.

ЕЛЬ – теневыносливое растение, которое отличается от сосны пирамидальной формой.

В еловых лесах царит полумрак, густые кроны их смыкаются. Под деревьями нет подлеска из-за темноты. Лишь зеленые мхи, лишайники и сплошная подстилка из опавшей хвои. Ель растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлаженной почве. Главный корень развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели довольно неустойчивы и очень часто образуют ветровалы.

Хвоинки ели одиночные, живут на ветвях 5-7 лет.

Шишки, как и у сосны 2-х видов: мужские и женские. Женские шишки  фиолетово-красные или зеленоватые, появляются на концах прошлогодних побегов, торчат вертикально.

Мужские шишки, располагаются низе женских, имеют желтовато-бурую окраску.

Живет ель до 250 лет, достигая 40 метров высоты.

О лиственнице и можжевельнике мы послушаем небольшие сообщения, которые приготовили  ребята.

ЛИСТВЕННИЦА -

            Широко распространена в нашей стране. В Архангельской области встречается редко,  в основном это одиночные деревья. Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах. Крона молодых лиственниц конусовидная, у старых она становится более округлой и раскидистой. Хвоинки светло-зеленые, мягкие, собраны в пучки, состоящие из 20-50 хвоинок. Лиственница это листопадная форма, она ежегодно сбрасывает осенью свою листву. Также как сосна и ель, лиственница имеет шишки 2-х видов, женские и мужские, которые отличаются по цвету. Живет до 400-500 лет, достигая 30-40 м в высоту и 2м в диаметре. Древесина лиственницы прочная и твердая, весьма устойчива к гниению. Постройки из древесины лиственницы могут сохраняться веками в хорошем состоянии.

           МОЖЖЕВЕЛЬНИК-

           Вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Растет в еловых и сосновых лесах. Хвоинки игольчатые, одиночные,  длиной до  полуторых  сантиметров.

           Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастающиеся вместе, образуют шишкоягоду, созревающую два года. Можжевельник растет медленно, но зато долговечен до 2 тысяч лет.

           Древесина можжевельника декоративна, используется для изготовления поделок, обладает высокой стойкостью к гниению и большой прочностью.

4. Выполнение лабораторной работы “Изучение строения хвои и шишек хвойных растений”. Открыли учебники на стр.

Цель работы: научиться различать представителей голосеменных растений по строению шишек и хвои

Оборудование: ветки сосны, ели, можжевельника, шишки.

Ход работы

  1. Рассмотрите хвою. Определите её форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на окраску.
  1. Пользуясь определителем “Признаки хвойных растений”, определите какому дереву или кустарнику, принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 -7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе…

Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку….

Ель.

Хвоинки длиной до 1,5 см, с широкой белой полосой вдоль жилки, расположены мутовками по три штуки.                                                                                                 

                                                                                                                                   

                                                                                                        Можжевельник

  1. Занесите данные в таблицу:

  Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на стебле

Размер

Форма чешуек

Плотность

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным.
  1. Сделайте вывод по лабораторной работе.

5. Значение голосеменных

  • Древесина сосны идёт на постройку мачт, телеграфных столбов, шпал, для изготовления мебели, искусственных волокон;
  • Семена сосны содержат витамин В1, хвоя витамины С, К и А;
  • Из молодых побегов получают зелёную и красную краски;
  • Сосновые насаждения являются основным источником добывания живицы, дающей скипидар и канифоль. Живица – смолистое вещество, содержащееся в смолянистых ходах растения (при поранении ствола заживляет рану, поэтому живица);
  • В хвойном лесу (сосновом) отмечается повышенное содержание озона в результате окисления смолянистых веществ, он губителен для микроорганизмов, благодаря этому воздух хвойных лесов считается здоровым., в нем огромное количество фитонцидов;
  • Из древесины ели производят бумагу, изготавливают музыкальные инструменты (деки скрипок);
  • Из семян сосны получают кедровое, пихтовое  масло
  1. Подведение итога урока:

Мы сегодня узнали много нового о растениях отдела голосеменные.

Попытаемся перечислить признаки, по которым голосеменные отличаются от всех остальных растений.

(учащиеся выделяют и записывают признаки голосеменных растений)

Признаки растений отдела Голосеменные:

  • Размножение с помощью семян;
  • Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы;
  • Листья игольчатые, чешуевидные (хвоя – видоизменённые листья)
  • Вечнозелёные растения (исключение лиственница)
  • Разнополые растения
  • Шишка видоизменённый побег.

Рефлексия.

Домашнее задание: §16 , ответить на вопросы к параграфу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

"Размножение голосеменных растений"

урок по биологии 6и класса....

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

презентация "Отдел Голосеменные растения"

В презентации ведется речь о строении и происхождении отдела Голосеменные растения, слайды сопровождаются  рисунками и фотографиями различных видов Голосеменных....

Отдел Голосеменные. Классификация. Многообразие. Значение

Две презентации, в которых рассматривается классификация отдела, особое внимание уделяется хвойным растениям....

План урока "Голосеменные растения".

Урок биологии 6 класс по программе Пасечник В.В. с использованием ИКТ  и проектной технологий....