Тематическое планирование 9 класс Сонин
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Мельникова Оксана Валентиновна

Программа по биологии "Общая биология"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31  

города Новошахтинска

"Утверждаю"

директор школы

Мирон Л.М._____

" _" ________ 2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    биологии

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения  

 (начальное общее, основное общее, среднее  общее образование с указанием классов)

9 класс

Уровень базовый

      Количество часов  66                

                                                                   

                                                         

     Учитель                         Мельникова О.В,

                                                      (ФИО, должность, категория)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цели изучения курса: рассмотреть основные законы жизни на всех уровнях .

Задачи:

— систематизировать знания по биологии (6,7,8 классы);

— изучить эволюционную теорию Ч. Дарвина и её значение;

— познакомиться с основами генетики и селекции;

— углубить знания о строении и размножении клеток;

— показать место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы.

2.Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии .

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонин, В.Б. Захаров «Биология. Общие закономерности» 9 класс М: «Дрофа»2010

   

 Выбор данной  программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование знаний и умений, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

     В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

     Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического,  культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

      Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции.     Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

    Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

   3.  Программа рассчитана на 66ч. в год (2 часа  в неделю).

     Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ-4;
  • лабораторных работ- 4

В данном курсе изучения биологии включены различные типы организации уроков, которые предусматривают: самостоятельную работу с учебной и дополнительной литературой, самостоятельные, тестовые работы.

Задания, предлагаемые уч-ся, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на развитие умения ориентироваться в структуре текста учебника, формулировать понятия и термины, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Большое внимание уделено работе с методическим аппаратом учебника(иллюстрации, схемы) с целью повышения познавательной активности уч-ся, развития внимания, формирования долговременной памяти, расширения словарного запаса. При подготовке и проверке домашнего задания предлагаются для рассмотрения вопросы, указанные в конце параграфа, поскольку фронтальный опрос позволяет поддерживать активность уч-ся, способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию умения правильно строить ответ на поставленный вопрос.

4.УМК:

- учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров «Биология. Общие закономерности» 9 класс М: «Дрофа»2010

-рабочая тетрадь Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

.          5. Требования к уровню подготовки учащихся,

                  обучающихся по данной программе:

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

6. Система оценивания знаний и критерии оценивания различных видов работ.
Общедидактические
Оценка   «5» ставится в случае:
1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка   «4» ставится в случае:
1.  Знания всего изученного программного материала.
2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка   «3» ставится в случае:
1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка    «2» ставится в случае:
1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
  
Оценка   "3" ставится, если ученик:
 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
 
   Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.
 
  
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
 Оценка   «5» ставится, если:
1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.
2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
   
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
  
Оценка    «1» ставится в случае:
1.      Нет ответа.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. 
 Оценка    "4" ставится, если ученик:
1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
 
Оценка   "3" ставится, если ученик:
1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
 
Оценка   «2» ставится, если ученик: 
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
 
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
   
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
 
Грубыми считаются  ошибки:
-   незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
-   неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
-   неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
-   неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
-   неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-   нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
 К негрубым относятся ошибки:
-   неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;
-   ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;   
-   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-   ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
-   нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-   нерациональные методы работы со справочной литературой;
-     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
 Недочётам и являются:
-   нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
-   арифметические ошибки в вычислениях;
-   небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
-   орфографические и пунктационные ошибки.

7.Содержательные линии

Эволюция живого мира на Земле (2)

Развитие биологии в додарвиновский период (2)

Теория Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (3)

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(5)

Макроэволюция (3)

Возникновение жизни на Земле (3)

Развитие жизни на Земле (5)

Химическая организация клетки (3)

Строение и функции клеток (7)

Размножение организмов (2)

Онтогенез (3)

 Закономерности наследственности (9)

Закономерности изменчивости (3)

Селекция (2)

Биосфера и человек (6)

№п\п

№ урока в теме

Дата

Корректировка даты

Содержание

Кол-во часов

ЗУН

Мониторинг

Тип урока

Применчания.

Эволюция живого мира на Земле

2

1.

1.

1.9

Введение. Биология – наука о жизни

1

- знать методы науки биология, уметь выявить значение общей биологии  и её место в системе биологических знаний

Изучение ново-

го мате

риала

2.

2.

5.9

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

1

- иметь представления о работах Энгельса и других учёных по изучению природы, знать св-ва, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения «жизнь» и др., уметь объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, происходящие в живых системах

Комб.

Развитие биологии в додарвиновский период

2

3.

1.

8.9

Становление систематики

1

- иметь представление о работах учёных разных периодов: К. Бэра, М,В, Ломоносова, Ж, Кювье, знать основные положения учения К, Линнея

Работа по карточ-

кам

Комб.

4.

2.

12.9

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1

- знать основные положения теории Ламарка, уметь объяснить многообразие живых организмов, их классификацию согласно этой теории

Комб.

Теория Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

3

5.

1.

15.9

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Дарвина об искусственном отборе.

1

- иметь представление об основных этапах жизни Дарвина, знать его эволюционные взгляды наизменяемость видов, сходства и различия между ними

Изучение ново

го мате

риала

6.

2.

19.9

Вводный контроль.

1

Конт

роль зна

ний

7.

3.

22.9

Учение Дарвина о естественном отборе.Формы естественного отбора

1

- иметь представление  о работе Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора», знать основные положения теории Дарвина о естественном отборе

- иметь представление о работах Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о др. факторах эволюции, знать основные формы естественного отбора, уметь объяснять механизм действия изученных форм отбора, приводить примеры

Комб.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

5

8.

1.

26.9

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1

- иметь представления о многообразии адаптаций живых организмов, уметь объяснять сущность приспособлений, приводить примеры адаптаций

тест

Комб.

9.

2.

29.9

1

Уметь делать выводы о приспособлениях конкретных живых организмов к условиям адаптации

Л.р.№1

«Изучение приспо

собленности организмов к среде обита

ния»

10.

4.

3.10

Забота о потомстве

1

- иметь представление о многообразии форм заботы о потомстве, уметь объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве

Комб.

11.

5.

6.10

Физиологические адаптации

1

- иметь представление о многообразии физиологических адаптаций, знать определения 2физиологическая адаптация», механизм формирования адаптаций

Тест

Комб.

Микроэволюция

3

12.

1.

10.10

Вид, его критерии, структуры

1

- иметь представление о работах отечественных учёных в этой обл., уметь давать определения изученным терминам, объяснять структуру вида, его критерии

Л.р.№2

«Изучение измен

чивос

ти, критериев вида, резуль

татов искусственного отбора»

Комб.

13.

3.

13.10

Эволюционная роль мутаций

1

- иметь представления о работах Г. Де Фриза, С.С. Четверикова, уметь объяснять эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции

Изучение ново

го мате

риала

Макроэволюция

3

14.

1.

20.10

Главные направления эволюции.

1

- уметь объяснять главные направления эволюции, их соотношения и роль

Комб.

15.

2.

24.10

Общие закономерности эволюции

1

- иметь представления о закономернос

тяхбиологической эволюции, уметь объяснять примерами основные формы филогенеза

Комб.

16

3.

27.10

К.р.№2

1

Контроль зна

ний

Возникновение жизни на Земле

2

17.

1.

31.10

Современные представления о возникновении жизни

1

- иметь представление о многообразии теорий, гипотез о происхождении жизни, знать основные этапы хим. Эволюции по теории Опарина, уметь давать характеристику

первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах

Изучение ново

го мате

риала

18.

2.

10.11

Начальные этапы развития жизни

1

- знать основные этапы биологической эволюции, уметь объяснять суть процессов, происходивших на различных этапах эволюции

Комб.

Развитие жизни на Земле

5

19.

1.

14.11

Жизнь в Архейскую и протерозойскую эры

1

- уметь давать объяснения процессам, происходившим в архейскую и протерозойскую эры

Изучение нового материала

20.

2.

17.11

Жизнь в Палеозойскую эру

1

- иметь представления о процессах, происходивших в палеозойскую эру

Комб.

23.

3.

21.11

Жизнь в Мезозойскую эру

1

- иметь представления о процессах, происходивших в мезозое, уметь объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающих

ся, млекопитающих

Тест

Комб.

24.

4.

24.11

Жизнь в кайнозойскую эру

1

- иметь представление о продолжительности кайнозоя и его периодов

Комб.

25.

5.

28.11

Происхождение человека (презент.)

1

- знать основные этапы эволюции приматов и человека, многообразие рас человека и их значение

Комб.

Химическая организация клетки

2

26.

1.

1.12

Неорганические в-ва, входящие в состав клетки

1

- знать основные хим. элементы, входящие в состав клетки

Изучение ново

го мате

риала

27.

2.

5.12

Органические в-ва, входящие в состав клетки

1

- знать особенности строения молекул биополимеров, основные фун-ии белков, жиров, углеводов

Комб.

Обмен веществ и преобразования энергии в клетке

5

28.

29.

1.-2.

8.12

12.12

Пластический обмен. Биосинтез белков

(презент.)

2

- иметь представление о процессе биосинтеза белка

Изучение ново

го мате

риала

30.

31.

3.-4.

15.12

19.12

Энергетический обмен

2

- иметь представление об энергетическом обмене, уметь объяснить суть протекающих процессов

Комб.

32.

5.

22.12

К.р. №3

1

Конт

роль зна

ний

Строение и функции клеток

7

33.

1.

26.12

Прокариотическая клетка

1

- иметь представление о многообразии различных форм бактерий

34.-35.

2.-3.

12.1

16.1

Эукариотическая клетка. Цитоплазма (презент.)

2

- знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки

Комб.

36.

4.

19.1

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

- иметь представление о многообразие форм и размеров ядра в различных клетках

Комб.

37.-38.

5.-6.

23.1

26.1

Деление клеток

2

- иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путём митоза

Изучение ново

го мате

риала

39.

7.

30.1

Клеточная теория строения организмов

1

- иметь представление об истории изучения клетки, знать основные положения клеточной теории

Тест

Обобще

ние и систематизация зна

ний

Размножение организмов

2

40.

1.

2.2.

Бесполое размножение

(презент.)

1

- иметь представление об основных формах размножения, уметь объяснит суть бесполого размножения

Изучение ново

го мате

риала

41.

2.

6.2

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

- иметь представление о сути полового размножения, уметь объяснить процесс образования половых клеток

Комб.

Онтогенез

3

42.

1.

9.2

Эмбриональный период развития

1

- иметь представления о работах отечественных учёных в обл. эмбриологи,  уметь характеризировать стадии эмбриологического развития

Комб.

43.

2.

13.2

Постэмбриональный период развития

1

- уметь объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого развития, закономерности роста

Комб.

44.

3.

16.2

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

- иметь представления о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии, уметь объяснять общие закономерности развития

Тест

Обобщенияисистемати

зациизна

ний

Закономерности наследования признаков

9

45.

46.

1.-2.

20.2

26.2

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

2

- иметь представления о работах Менделя, гибридологическом методе, уметь применять полученные знания на практике

Изучение нового материала

47.

48.

3.-4.

2.3

6.3

Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование.

2

- знать законы Менделя по моногибридному скрещиванию, уметь объяснять закономерности наследования признаков, составлять схемы скрещивания

Комб.

49.

5.

9.3

Третий закон Менделя. Дигибридное и анализирующее скрещивание

1

- знать 3 закона Менделя, уметь пользоваться генетической терминологией

С.р.

Комб.

50.

6.

13.3

Сцепленное наследование

1

- иметь представление о группах сцепления, работах Бетсона, Пеннета, Моргана, уметь использовать полученные знания

Комб.

51.

7.

16.3

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом

1

- уметь решать генетические задачи, иметь представления о работах Моргана по генетике пола и наследовании признаков, сцепленных с полом

Комб.

52.

8.

20.3

Взаимодействие генов.

1

- использовать полученные знания, уметь решать задачи по генетике

Л.р.№3

«Реше

ниегенети

ческих задач»

Обобщения зна

ний

53.

9.

3.4

1

Срезо

вая работа

Конт

роль зна

ний

Закономерности изменчивости

3

54.

1.

6.4

Наследственная(генотипическая)изменчи

вость(презент.)

1

- иметь представления о механизмах возникновения мутаций, уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний

Комб.

55.

2.

10.4

Фенотипическая изменчивость

1

- знать определения «фенотип», «норма реакции», «модификация», уметь объяснять зависимость фенотипической от факторов внешней среды

Комб.

56.

3.

13.4

Обобщение изученного

1

- ознакомиться с закономерностями модификацион

ной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой

Л.р. №4

Изуче

ниеизмен

чивостиПостроениевариа

цион

ной кривой

Селекция

2

57.

1.

17.4

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

- иметь представление о работах Н.И. Вавилова, уметь объяснять значение селекции как науки

Изучение нового материала

58.

2.

20.4

Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов

1

- уметь объяснить суть методов селекции

- иметь представление о биотехнологии, клеточной и генной инженерии

Комб.

Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек

6

59

1.

24.4

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

1

- иметь представление о распространении организмов в биосфере, работах Вернадского, уметь объяснять структуру биосферы, её функции, эволюцию биосферы, уметь объяснять биохимические циклы

Изучение ново

го мате

риала

60.

2.

27.4

История формирования сообществ. Биоценозы и биогеоценозы.

1

- иметь представление о работах Сукачева по изучению структуры биоценозов

Комб.

61.

3.

4.5

Абиотические  и биотические факторы среды.

1

- знать основные экологические факторы, уметь объяснять их влияние и значение в природе

-иметь представление о биотических факторах среды, о структуре биоценозов, их видовом разнообразии, уметь объяснять структуру биоценоза, трофические связи между видами

Комб.

62.

63

4.

5

8.5

11.5

Взаимоотношения между организмами

К.р.№ 4

1

- иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотноше-

ний

Комб.

Конт

роль зна

ний

64.

6.

15.5

Природные ресурсы и их использование. Охрана природы и основы рационального использования природы

1

- иметь представление о теории Вернадского о ноосфере, уметь объяснять место и роль человека в биосфере

- иметь представления о природоохранной деятельности на территории нашей области, знать суть рац.использования природы

Комб.

65-66

6-7

18.5-22.5

Обобщение знаний за год.

Повторение.

                                           

 Аннотация к программе .

Рабочая программа по биологии в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю , всего 68 часов.

 Согласно годовому календарно-учебному плану школы на 2014-2015 учебный год согласованному с Территориальным отделом Управления Ростпотребнадзора по Ростовской области в городе Новошахтинске уроки биологии  в 9 классе проводятся в понедельник и пятницу.

В 2014-2015 учебном году праздники  23 февраля и 8 марта выпали на понедельник, а 1 мая - на пятницу, поэтому было проведено 66 уроков. Рабочая программа сокращена на 2  часа за счёт уплотнения материала по теме «Биосфера и человек» .

 

Согласовано                                                 Согласовано                                                             Протокол заседания                                                Зам.директора по УВР                                                                Методического совета                                           Качаева Л.Г. …………….                                                                 МБОУ СОШ № 31                                                 1.09.2014 года                                                                  От 1.09.2014 года  №1

Дёмина В.Ф…………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе А.А. Плешакова и Н.И.Сонина.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по природоведению в 5 классе по программе А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2...

Календарно-тематическое планирование по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина по природоведению в 5 классе.

Представляю календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классеПРОГРАММА А.А. ПЛЕШАКОВА, Н.И. СОНИНА. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.5 КЛАСС. МОСКВА. «ДРОФА».2010УЧЕБНИК А.А. ПЛЕШАКОВ, Н.И. СОНИН....

Тематическое планирование по биологии для 8 класса (по Сонину)

Данная рабочая программа и тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по биологии. VI—IX классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, ...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...

Календарно-тематическое планирование 5 класс биология ФГОС УМК Н.И.Сонин

КТП к рабочей программе по биологии 5 класс УМК Н.И.Сонин...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин

Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжени...