Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде, птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок биологии. 7 класс. | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.
Цели:
1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.
2) воспитание бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
3) продолжить развитие навыков работы с учебником, дополнительной литературой, навыков мышления; умение анализировать и делать выводы.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Повторение
- Беседа по вопросам:
- Какие черты приспособленности к среде обитания имеют водоплавающие птицы?
- Какие основные черты сходства птиц леса?
- Почему на лапах гусей и уток имеются плавательные перепонки, а на лапах аистов и цапель их нет?
- Как дятлы приспособлены к жизни на деревьях и как они добывают пищу?
- Какие приспособления к холодной и снежной зиме имеются в покровах ног у птиц таежных хвойных лесов (у тетерева, рябчика)?
- Почему насекомоядные и зерноядные птицы имеют различное строение клюва?
- Почему ласточки в пасмурную погоду держатся ближе к земле?
- Почему у ястреба-тетеревятника и у сороки ноги и клювы имеют различное строение?
- Приведите примеры.
- Я вам предлагаю названия птиц, а вы должны назвать экологические группы птиц, которые живут рядом с нами:
1. глухарь - растительноядные,
2. ворона – всеядные
3. дятел – насекомоядные,
4. орел – хищник дневной,
5. гусь – водоплавающие,
6. тетерев – растительноядные
7. сорока – всеядная ,
8. лебедь –– водоплавающие
9. филин – хищник ночной
10. утка –– водоплавающие
11. ласточка – насекомоядные
12. курица – всеядная.
- «Живые синонимы».
Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.
Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Мудрый, как … (ворон)
Задиристый, как … (петух)
Вороватый, как … (сорока)
Важный, надутый, как … (индюк)
Длинноногий, как … (цапля)
Глазастый, как … (филин)
Взгляд хищный, как у … (ястреба)
Взгляд зоркий, как у … (сокола)
Нос с горбинкой, как у … (орла)
Нос приплюснутый, как у … (утки)
Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
- Изучение нового материала.
Мы изучили внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и развитие, сезонные изменения и годовой жизненный цикл. Познакомились с многообразием птиц. Все ли мы теперь знаем о птицах? Какие редкие и исчезающие птицы живут в нашей республике? Что мы сегодня будем изучать?
ТЕМА УРОКА, ЗАДАЧИ.
1) Значение птиц в природе.
Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе.
- Ограничивает рост растений.
- Опыление цветковых растений.
- Распространение семян.
- Цепи питания.
- Санитары.
Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса.
2) Значение птиц в жизни человека.
- Промысловые и домашние птицы.
мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.) - Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).
- Удобрения (гуано, домашние птицы).
- Предмет спортивной охоты (тетерева, куропатки, рябчики, перепела, гуси, утки).
- Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных.
- Эстетическое и научное значение.
- Украшения.
3).К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.
3)Причины исчезновения птиц?
1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях; при использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время дрофы взяты под охрану.
2. Безмерный промысел.
- тетерева, которые рядом с нами живут. Каждый год во время брачного сезона птиц, на них идут охотиться ваши отцы и братья. Тем самым они сокращают видовой численность этих птиц.
- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу.
-в начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.
3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.
4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.
5. Загрязнение окружающей среды.
В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья.
3. История исчезновения некоторых птиц.
- Моа – острова Новой Зеландии. Вес птицы достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли тростника по берегам водоемов, в котором обитали птицы; в огне погибали кладки яиц, птенцы, взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли совсем.
- На острове Маврикий обитала слабо летающая птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг). Вкусное мясо дронта явилось причиной его гибели. Последняя птица погибла в 1688 году.
- В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20- е годы в штате Флорида.
- Особенно страшна история исчезновения странствующего голубя, тоже обитавшего в США. В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи, включающие в себя до нескольких тысяч птиц – они пролетали над населёнными пунктами в течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди убивали голубей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 – 3 года количество странствующих голубей резко уменьшилось, но мер по охране принято не было. В 1899 году был застрелен последний странствующий голубь. В 1914 году умерла последняя птица, обитавшая в зоопарке города Цинциннати (там установлена мемориальная доска).
4.) Охрана и привлечение птиц.
Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.
1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.
2) В Красной Книге Республики Тыва – список птиц, нуждающихся в охране:
- Исчезающие виды – нуждающиеся в специальных мерах для сохранения: 1. ГОРНЫЙ ГУСЬ. Даг казы; 2. СУХОНОС. Хоор-кас; 3. САВКА. Ак баштыг шымнырак; 4. ОРЛАН-ДОЛГОХВОСТ .Узун кудуруктуг орлан; 5. БОРОДАЧ. Чола, сегел салдыг эзир, ала эзир, хураган теп чиир эзир. 6.КРЕЧЕТ. Ацнаар шацгыр. 7. ДРОФА (восточносибирский подвид).Тогдук. 8. ДРОФА-КРАСОТКА (джек) Бичии тогдук, буга тогдук, чараш тогдук. 9. БОЛЬШОЙ ЧЕКАН. Улуг чыккылаа.
- Уязвимые виды – численность резко сократилась: 1. КУДРЯВЫЙ Пеликан, омааш-думчук. 2. КОЛПИЦА. Шопулакхай. 3. ЛЕБЕДЬ-КЛИКУН.Эткир уннуг куу. 4. СТЕПНОЙ ЛУНЬ.Хову кускежизи. 5. МОГИЛЬНИК.Базырык эзири . 6. БАЛОБАН.Вргелээр шацгыр 7. САПСАН.Аът баштыг шацгыр 8. СТЕПНАЯ ПУСТЕЛЬГА.Хову шацгыры. 9. ЧЁРНЫЙ ЖУРАВЛь. Кара дуруяа. 10. ФИЛИН. Yry, кызыл-угу, ыйбаангы. 11.
- Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины:1. БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ ЦАПЛЯ. Ак коонгук, тулен. 2. ЧЁРНЫЙ АИСт. Шилен. 3. ТАЁЖНЫЙ ГУМЕННИК. Шан, казы, кас. 4. МАЛЫЙ ЛЕБЕДЬ. Бичии куу.5. ПЕГАНКА. Ала-шокар ацгыр. 6. СКОПА. Шишкииш (шээшкиш), балык-тевер. 7. СТЕПНОЙ ОРЁЛ.Хову эзири. 8. БОЛЬШОЙ ПОДОРЛИК. Алгыжы эзир. 9. БЕРКУТ. Бургут. 10. ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ Ак кудуруктуг орлан . 11. ЧЁРНЫЙ ГРИФ. Дас. 12. АЛТАЙСКИЙ УЛАР. Улар, алтай улары . 13. ПЕРЕПЕЛ. Бедене, матпадак, патпадак. 14. СЕРЫЙ ЖУРАВЛЬ. Бора дуруяа . 15. КРАСАВКА Кек дуруяа, чогдулуг дуруяа 16. КОРОСТЕЛЬ. Коростель. 17. ТОЛСТОКЛЮВЫЙ ЗУЁК.Улуг думчуктуг сайжы. 18. ВОСТОЧНЫЙ ЗУЁК. Чеен сайжызы. 19. ХОДУЛОЧНИК. Шывар-даяктыг куш. 20. ШИЛОКЛЮВКА. Шивегей-думчук куш . 21.ГОРНЫЙДУПЕЛЬ. Даг дылбыйы. 22. БОЛЬШОЙ КРОНШНЕП. Даргый, ыргак-думчук. 23. БОЛЬШОЙВЕРЕТЕННИК. Улуг ээргииш. 24. ЧЕГРАВА. Кызыл хаайлыг суг хараачыгайы. 25. МАЛАЯ КРАЧКА. Бичии суг хараачыгайы. 26. ИГЛОХВОСТЫЙ СТРИЖ. Ине кудуруктуг сыйтылаа. 27. МОНГОЛЬСКИЙ ЖАВОРОНОК. Моол хамнаарак
- Неопределённые виды – нет точной информации о численности: 1. ХОХЛАТЫЙ ОСОЕД.Тас-ары чиир хартыга..2. КЕКЛИК ДЖУНГАРСКИЙ. Кеклик, даг торлаазы.3. АЗИАТСКИЙ БЕКАСОВИДНЫЙ ВЕРЕТЕННИК. Дылбый-ээргииш.
27 видов птиц занесены в Красную Книгу России – лебедь-шипун; серая, желтая, большая и малая белые, египетская цапли; кваква, каравайка, колпица, баклан, розовый и кудрявый пеликаны, балобан, орлан-белохвост, скопа, стрепет, ходулочник, султанка, стерх, дрофа, фламинго, чёрный аист и другие.
Вопрос: предложить свои меры по охране птиц:
- Не разорять гнёзд.
2. Соблюдать правила отстрела.
3. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
4. Устраивать кормушки.
5. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки
6.Не кричать в лесу..
IV. Подведение итогов урока.
Вопросы – итоги:
- почему нужно охранять птиц;
2) причины исчезновения птиц.
ЗАДАНИЕ НА СЛАЙДАХ.
Домашнее задание: § 50. Домашние птицы.
Творческое задание к следующему уроку: учащиеся должны найти художественные произведения, сказки где говорилось бы о птицах и нарисовать птицу по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
Урок повторения и обобщения материала....
Воспитательный час на тему: «Сохраним мир таким, какой он есть. Исчезающие птицы.»
Занятие по направлению «Мир вокруг нас», формирует у учащихся ответственное отношение к окружающей природной среде; побуждает детей задуматься о том, как можно справиться с экологическими пробле...
методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"
методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...
Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»
Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых; на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...
Презентация к уроку биологии по теме "Значение кожи и ее строение"
Презентация содержит большой иллюстративный материал, позволяющий лучше усвоить изучаемую тему; используется видеофрагмент....
Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...