Урок по теме "Скелет человека" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Изучаем скелет человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data skelet_cheloveka.notebook2.14 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_skelet_cheloveka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Скелет человека»

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях скелета человека, связанных с прямохождением, трудовой деятельностью, речью.

Обучающие задачи: сформировать и закрепить знания об основных частях скелета и выполняемых ими функциях, выработать умения находить кости скелета на таблицах и рассказывать об их строении и функциях. Показать различия в строении скелета млекопитающих и человека.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выявлять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с различными источниками информации.)

 Воспитательные задачи:  формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», раздаточный материал к уроку: скелет человека и кошки, позвонки человека; компьютер, мультимедийный проектор.  

Тип урока: комбинированный

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление .
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся характеризовать особенности скелета человека, связанные с прямохождением , трудовой деятельностью и речью.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Урок начинается с актуализации знаний о скелете . (демонстрируется слад №   1 ). С этой целью учащимся предлагается вспомнить и заполнить первую колонку таблицы

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

На выполнение этого задания отводится 2-3 минуты. После этого проводится фронтальная беседа по следующим вопросам

  • Что такое скелет? Какое значение он имеет?
  • В чем сходство скелета позвоночных животных?
  • В чем сходство скелета человека и млекопитающих животных?

Ответы учащихся:( Позвоночные животные имеют внутренний скелет, представленный хордой у ланцетника, который в ходе эволюции преобразуется в позвоночник.

Сходство заключается в том, что человек и млекопитающие имеют общий план строения скелета).

Учитель спрашивает: В чем тогда различие скелета человека и млекопитающих животных?

Предположения учащихся. 

После этого учащиеся совместно с учителем  формулируют цели и задачи урока. Заполняют колонку « Хочу знать».

  1. Изучение нового материала

Демонстрируются слайды № 2-3.

Совокупность твердых образований - костей, хрящей  и укрепляющих их связок- называют скелетом. Скелет служит опорой тела, позволяет ему сохранять определенную форму и вертикальное положение. Костная система совместно с мышечной участвует в движении. Скелет и мышцы выполняют также защитные функции: череп и позвоночник служат футлярами для головного и спинного мозга. Грудная клетка надежно закрывает сердце , легкие, а брюшные мышцы защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит из более чем 200 костей. В нем  различают три отдела: череп, скелет туловища и скелет конечностей.

Демонстрируется слайд №4. Скелет головы-  череп.

Задание учащимся:

- Рассмотрите и сравните  череп человека и млекопитающих животных  и ответьте на вопросы:

  1. Как развиты мозговой и лицевой отделы черепа человека и млекопитающих? (У человека преобладает мозговой отдел над лицевым, что связано с большим развитием головного мозга).
  2. Почему у млекопитающих животных челюсти значительно вытянуты вперед и лучше развиты, чем у человека (Челюсти животных являются органом защиты и нападения, у человека эту функцию выполняют руки, вооруженные соответствующими орудиями).
  3. Ещё какое отличие в лицевом отделе вы заметили? (У человека появляется подбородочный выступ, у кошки и обезьяны  подбородок скошенный). С чем это связано? (С речью; речевые движения связаны с работой мышц, прикрепляющихся к подбородочному выступу).

- Дополните схему. Сделайте выводы.

Демонстрируется слайд № 5   Скелет туловища.

- Что является основой скелета туловища? (позвоночник) Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Какие отделы в нем различают?  (шейный- образован 7 позвонками, грудной -12,

поясничный  -5, крестцовый -5 сросшимися, копчиковый 4-5 сросшимися)

- Чтобы позвоночник мог изгибаться, кости должны быть подвижными; чтобы он мог служить достаточно прочной осью тела, позвонки должны прочно скрепляться между собой.

Вопрос для обсуждения:- Как одновременно обеспечиваются прочность и подвижность позвоночника? Какое строение имеют позвонки? Что общего и чем отличается их строение. Как объяснить эти различия?

Чтобы ответить на эти вопросы, организуется работа в группах (5 минут).

Задание для групп: рассмотреть рисунки 75, 76 стр. 147 учебника, набор «Позвонки человека». Зарисовать в тетради строение позвонка, сделать выводы. Слайд № 6-7

  • Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга косные кольца – позвоночный канал – костный футляр для спинного мозга.
  • Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.
  • Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Атлант  и эпистрофей участвуют во вращении головы (какое отношение имеет Атлант, герой красивой древней сказки, к позвоночному столбу, вы можете узнать  из книги Руденко «Знаешь ли ты себя?»).
    - грудные крупнее шейных и сочленены с ребрами;
    - поясничные отличаются массивностью тел;
    - крестцовые срастаются в одну кость в результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения;
    - копчиковые – остаток хвоста – рудимент.
    - Какие изгибы имеет позвоночник и какие функции они выполняют?
    (4 изгиба – шейный, грудной, поясничный, крестцовый. Благодаря этому  позвоночник способен пружинить, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках)
    Демонстрируется слайд № 8.
     Грудная клетка.

Задание для учащихся:

- Выясните, какими костями образована грудная клетка и какую функцию она выполняет (стр. 147, рис. 77)?

- После обсуждения учитель обращает внимание на особенность соединения ребер с плоской грудиной: - I-VII  соединяются с грудиной и называются истинными ребрами;

VIII- X грудины не достигают, соединятся с вышележащим ребром, поэтому получили название – ложные;XI-XII  заканчивается в мышцах брюшной полости, отличаются большой подвижностью, называются колеблющимися.

- К ребрам прикрепляются дыхательные мышцы и диафрагма.

- В чем отличие грудной клетки человека от кошки, с чем связано? (в связи с прямохождением у человека она уплощена в передне- заднем направлении, , а у кошки сжата с боков).

 Скелет верхних  конечностей. Демонстрируется слайд № 9

Задание учащимся:- Выясните, чем представлен скелет верхней конечности.  Дополните схему.

        После обсуждения учитель обращает внимание на особенности соединения некоторых костей.        ( Предплечье образовано 2 костями: локтевой и лучевой.  Локтевая сочленена с плечевой и находится со стороны мизинца ,  а лучевая сочленена с кистью и лежит со стороны большого пальца).

- Какие особенности имеет кисть человека по сравнению с кистью млекопитающего? (У человека большой палец противопоставляется остальным, благодаря ему возможен не только силовой захват, но и точный).

Скелет нижних конечностей. Демонстрируется слайд № 10

Задание для учащихся:

- Выясните, чем образован скелет нижних конечностей, и какие особенности он имеет?

- Дополните схему.

После обсуждения учащиеся делают выводы:

- В связи с прямохождением таз человека стал шире и массивнее, сращен с крестцом- поддерживает органы брюшной полости; кости нижних конечностей также более массивны,  отличаются большой длиной и прочностью, стопа имеет сводчатость.

Своды стопы присущи только человеку, смягчают толчки тела при ходьбе.

  1. Закрепление знаний. Слайд 11

- Заполняют 3-ю колонку таблицы «Что узнал(а)».

- Учащиеся выполняют тестовые задания из электронного учебника «Кирилла и Мефодия».

5. Рефлексия: Что нового узнали? Что было трудным? Что пригодится в будущем?

6. Домашнее задание. Прочитать параграф  и  составить таблицу: особенности скелета человека в связи с прямохождением , трудовой деятельностью и речью.

Литература:

1. А.В.Драгомилов,Р.Д.Маш.  Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф.

2. В.С.Рохлов, С.Б. Трофимов. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина.2013 г.

3 .Батуев      Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа

4.Руденко. « Знаешь ли ты себя?»

5.Электронный учебник « Кирилла и Мефодия»

6. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....