Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Акулова Татьяна Ивановна

Конспект урока + презентация

Многообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого.

 

Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого". Соответствует программе и учебнику автора Н. Сонина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок биологии 6 класс2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Многообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого". Соответствует программе и учебнику автора Н. Сонина.

...на всех обитаемых планетах дороги ведут к тем, кто их строил.

Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий, «Обитаемый остров»

  • Цель урока:  Активизировать познавательную деятельность учащихся. Повысить мотивацию.

 Задачи урока:

Образовательные: 

  • Восстановить знания учащихся о разнообразии живого на Земле из курса природоведения и на их основе создать представление о живых организмах, их многообразии и сходстве.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения использовать имеющиеся знания для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • Научить школьников выявлять характерные  признаки  живых организмов. Уметь их формулировать.
  •  Развивать самостоятельную деятельность при получении знаний.
  • научить учащихся формулировать выводы;
  • развивать мышление ученика, речь.

Воспитательные: 

  • Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация, печатные приложения для индивидуальной работы на уроке.

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Стадия  «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.
  3. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.
  4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Стадия «Вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

Знакомство с УМК по биологии.

На доске записано высказывание братьев Стругацких.

...на всех обитаемых планетах дороги ведут к тем, кто их строил.

Тема урока не называется и на доске не написана.

Я поздравляю вас с тем, что вы стали взрослыми  настолько, что в вашей школьной жизни наступил замечательный период знакомства с целым комплексом наук, которые объединяются одним словом «биология»!

Сейчас вы будете смотреть слайды. В ходе просмотра, а также на протяжении всего урока   у вас, возможно, возникнут вопросы. Запишите их на рабочем листке.

Примечание: учитель может поместить  картинки с организмами на слайды в начале презентации.

Демонстрация слайдов.

Что объединяет все просмотренные слайды? (Ответы учащихся.)

Задание№1: Разделите данные тела на живые и неживые.  Слайд 2-3.

(Заполнение таблицы №1 на рабочем листе.) Приложение 1.

Как вы думаете , что является предметом изучения биологии в 6 классе?

  • Что такое биология? Слайд 4 (Ответы учащихся.)
  • Что значит «живой» организм? Слайд 5 (Ответы учащихся.)
  • Чем отличается шмель от ромашки? Слайд 5 (Ответы учащихся.)

Вспомните царства живой природы. Слайд 5

 Беседа о многообразии организмов на Земле.

К каким царствам относятся следующие организмы ? Слайд 6.

Представителей какого царства названо не было? Слайд 7(Ответы учащихся.)

Давайте проверим насколько хорошо вы разбираетесь в многообразии живых существ на Земле и выполним задание.

Что же объединяет всех представителей царств живой природы? (Ответы учащихся.)

Задание 2: (Слайд 8) Перед вами две одинаковых схемы. Первую нужно заполнить сейчас и вписать признаки живых организмов самостоятельно (3-4 минуты), а другую заполните в течение дальнейшей работы на уроке и сравните с первой.

Рассмотрим каждый признак по отдельности. Найдите  признак, упоминающийся в тексте учебника первым. Далее работаем по тексту.

  1. Слайд 9 Все живые организмы состоят из клеток, т.е. имеют клеточное строение, а также сходный химический состав.
  2. Слайд 10  Обмен веществ.
  3. Слайд 11    Питание.
  4. Слайд 12  Выделение.
  5. Слайд 13   Дыхание.
  6. Слайд 14  Рост и развитие.
  7. Слайд 15   Раздражимость.
  8. Слайд 16   Движение.
  9. Слайд 17   Размножение.

Итак, мы перечислили признаки, характерные для всех живых организмов. Но между ними есть и отличия. Например, растения и животные. Чем они отличаются друг от друга? Слайд 18.

Растения действительно растут в течение всей жизни. Среди этого царства есть уникальные , настоящие рекордсмены роста. Слайд 19-20

Проверим, вся ли схема нами заполнена? Слайд 21   Сравните с первой схемой и оцените свою самостоятельную работу.

За каждый совпавший признак – 1 балл. Признаков мы назвали девять. Тот, кто набрал 8-9 баллов получит «5», 6-7 баллов – «4». Кто набрал меньшее количество баллов, а также другие желающие,  имеет возможность проверить полученные знания на уроке заполнив следующую таблицу. Приложение 3

Дайте оценку своей  работе на уроке.

А теперь сделайте вывод о том, что вы узнали на уроке Слайд 23.   и на основании вывода сформулируйте тему урока, подходящего к концу.

Предложения учащихся.

 А вам интересно моё мнение?

Многообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого.

На доске вместо темы урока было записано высказывание писателей братьев Стругацких. Удалось ли вам построить хотя бы малую часть дороги, протоптать тропинку к знаниям?

В самом начале урока я попросила  записать  вопросы, которые у вас возникли. Нашли ли вы ответ на них в ходе урока? Если нет, то прочитайте дома стр. 3 - 10   учебника. Если и там нет ответа на интересующий вас вопрос то зададите его на следующем уроке своим одноклассникам или учителю.

Другим домашнее задание:  ответить на вопросы в конце текста на стр. 11 учебника.

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------

При  подготовке  презентации и конспекта урока использованы материалы:

  • Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс: учебник 2011 год.
  • Н.И. Сонин.,Бровкина Е.Т. Биология. Живой организм. 6 класс: Методическое пособие к учебнику.
  • Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина Биология. Живой организм. 6 класс
  • AminPRO Презентация Рекорды природы «Самые, самые деревья».
  • http://havy.ucoz.ru/news/tip_p… 
  • http://learcy.ucoz.ru/news/vir… 
  • http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....