Разработка урока по теме "Степные просторы донского края"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Олейникова Лариса Ивановна

Урок с использованием регионального компонента. На уроке используются отрывки из произведений донских писателей. Учащиеся работают индивидуально и а группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stepnye_prostory_donskogo_kraya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РО кадетская школа-интернат «Белокалитвинский им М. Платова казачий кадетский корпус»

Разработка урока с использованием

регионального компонента

по теме «Степные просторы донского края»

6 класс

Разработала:

учитель биологии

I квалификационной категории

Олейникова Лариса Ивановна

2012 год

Конспект урока по биологии 6 класс

Тема: «Степные просторы донского края»

Цели урока:

1. Формирование целостной картины о природе родного края

2. Установить причинно-следственные связи между изученным и изучаемым материалом, подготовить учащихся к восприятию нового материала, продолжить формирование умений и навыков групповой работы на различных этапах урока для активизации познавательной деятельности кадет

3. Способствовать воспитанию патриотических и эстетических чувств, а так же чувства ответственности перед природой; таких качеств, как честность, чувства коллективизма,

взаимовыручки, взаимоподдержки, любовь к родному краю

Тип урока: урок-путешествие

Оборудование:

1. Схема путешествия (1 шт.)

2. Ребус «Первоцветы» (1шт.)

3. Раздаточный материал для каждой команды

4. Самодельные пазлы «Степь» (1шт.) (фотография степи, разрезанная на 7 кусочков – по числу станций)

5. Гербарии однодольных и двудольных растений степной зоны

6. Компьютер, проекционная система

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

(Учитель читает отрывок из произведения М.А.Шолохова, слайд 2)

      Родимая степь под низким донским небом! Вилюжены балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затровевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…

Учитель. Что будет объектом нашего изучения?

Ученики. Степь.

Учитель. Мы совершим путешествие по донским степям.

 

3. Изучение нового материала

Класс заранее делится на четыре группы.

Ууитель. Вы видите на доске карту с маршрутом нашего путешествия. Проходя каждую станцию, вы будете получать один пазл, в конце пути вам откроется спрятанная на доске картинка. Первая наша остановка на станции «Литературный гербарий». Ваша задача собирать гербарий, но не ботанический, а литературный. Из предложенных отрывков выбрать названия растений.

слайды 3-12

(работа в группах, командам раздаются отрывки из произведений донских М.А.Шолохова и А.П.Чехова)

Первая группа

«В этот ранний утренний час ни степной подорожник, ни поникшие ветки желтого донника, ни показавшееся на взгорье и близко подступавшее к шляху жито не источали присущих им дневных запахов. Даже всесильный полынок и тот утратил его – все запахи поглотила роса, лежавшая на хлебах, на травах так щедро, будто прошел здесь недавно короткий сыпучий июльский дождь»                                                           (подорожник, жёлтый донник, жито (рожь), полынок)

                                                                                           М.А.Шолохов «Поднятая целина»

Вторая группа

«Травы от корня зеленели густо и темно, вершинки просвечивали на солнце, отливали медянкой. Лохматился невызревший султанистый ковыль, круговинами шла по нему вихрастая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая обзернённую головку. Местами слепо и цепко прижимался к земле низкорослый железняк, изредка промереженный шалфеем, и вновь половодьем расстилался взявший засилие ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, желтой сурепкой, молочаем…»

                                       (ковыль, пырей, железняк (зопник), шалфей, овсюг, сурепка, молочай)

                                                                                              М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Третья группа

«Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубежного остается незатопленным небольшой участок высокого левобережья.

С обдонской горы весною далеко виден на разливе остров, густо поросший молодыми вербами, дубняком и сизыми раскидистыми кустами чернотала. Летом деревья там до макушек оплетает дикий хмель, внизу по земле стелется непролазный колючий ежевичник, по кустам ползут, кучерявятся бледно-голубые вьюнки, и высокая глухая трава, щедро вскормленная жирной почвой, поднимается на редких полянах выше человеческого роста».

                                           (верба, дуб, чернотал (верболаз ивовые), хмель, ежевичник, вьюнок)

                                                                                         М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Четвёртая группа

«Окруженное легкою мутью, показалось громадное багровое солнце. Широкие полосы света, еще холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с веселым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. Серебристая полынь,  желтая сурепа, васильки  все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою улыбку»

                                                                                                        (полынь, сурепа, васильки)

                                                                                                            А.П.Чехов «Счастье»

 

Вторая станция «Цветок» (1 человек от  группы). Здесь мы высадим по одному игроку от группы и поедем дальше.

Добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

Цве- -нож- -             (цветоножка)

Ты- - -ка                   (тычинка)

Л-п-ст-к                   (лепесток)

П-льн-к                    (пыльник)

Ок-л-цв-тн-к            (околоцветник)

За - - -ь                     (завязь)

Следующая станция «Донские перевёртыши» (1 человек от  группы). Здесь мы также оставим по одному игроку от группы и поедем на станцию «Пошевели мозгами».

Переставьте слоги в словах так, чтобы получились названия растений, произрастающих на Дону, найдите соответствующие картинки и прикрепите на доску.

Бе-ле-да           (лебеда)

Ци-рий-ко        (цикорий)

Вер-кле            (клевер)

Ник-пов-ши     (шиповник)

Да-че-ре           (череда)

Не-буд-за-ка    (незабудка)

Фи-ка-ал          (фиалка)

Станция «Пошевели извилинами» (работа индивидуально).

Ответьте на вопросы.

Учитель. Что называют корневой системой? Какие корневые системы вы знаете?

Ученики. Корневая система – это все корни одного растения. Корневая система бывает стержневая и мочковатая

Учитель. Дайте характеристику стержневой корневой системы.

Ученики. Стержневая корневая система – это корневая система, в которой сильнее других развит главный корень, похожий на стержень.

Учитель. Дайте характеристику мочковатой корневой системы.

Ученики. Мочковатая корневая система – это корневая система, в которая состоит из придаточных и боковых корней, главный корень недостаточно развит или рано отмирает.

Учитель. Почему лист считают «зелёной» химической лабораторией?

Ученики. Потому что в процессе фотосинтеза в листьях на свету образуются органические вещества.

Учитель. В чём особенность строения листьев степных растений (на примере ковыля)?

Ученики. У таких типичных степных и полупустынных растений, как ковыли, устьица находятся на верхней стороне листа, а лист в условиях недостатка влаги способен свертываться в трубку. Устьица тогда оказываются внутри трубки и изолируются от окружающего сухого воздуха. В полости трубки концентрация водяных паров повышается, что приводит к ослаблению испарения.

Учитель. Дайте характеристику класса Однодольные растения.

Ученики. Для растений класса Однодольные характерно: мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листа, семя имеет одну семядолю в зародыше, проводящие пучки разбросаны по стеблю и лишены камбия, кора и сердцевина не дифференцированы, цветок трёхчленный.

Учитель. Почему устьице можно образно назвать «форточкой» зелёного листа?

Ученики. Устьице можно назвать «форточкой» зелёного листа, потому что через устьичную щель в лист проникает воздух и происходит испарение воды.

Учитель. Дайте характеристику класса Двудольные растения.

Ученики. Для растений класса Двудольные характерно: стержневая корневая система, сетчатое жилкование листа, семя имеет две семядоли в зародыше, проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, есть камбий, кора и сердцевина хорошо дифференцированы, цветок четырёхчленный или пятичленный.

Учитель. Из предложенных гербарных экземпляров выбрать однодольные и двудольные растения.

Учитель. Молодцы! Вы открыли ещё три пазла нашей головоломки. А нас ждёт следующая станция 

«Хоровод цветов». (работа в группах)     слайды 13-15

        Цветок, ещё цветок

        Ну, кто быстрей

        Сплетёт венок?

Какая команда первой сплетёт венок, разгадывая загадки о донских растениях (отгадки сопровождаются показом слайдов)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – серёжки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги.    (подорожник)    

Растение видное,

А имя обидное.        (лопух)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.      (василёк)    

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же ...             (крапива)    

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем полезны для еды.       (шиповник)     

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка

Был цветок – и нет цветка.      (одуванчик)     

Все знакомы с нами,

Яркими, как пламя,

Полюбуйтесь дикими

Алыми…            (гвоздиками)     

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету.       (ирис)    

Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички.            (ромашка)

Крошечные чашечки развесил,

Словно бусы, он на стебельке,

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и реке.         (ландыш)

Какое растение получило прозвище «полевая рябинка»?       (пижма)    

Название своё трава получила давным-давно за то, что её треугольные стручочки с семенами напоминают дорожный мешок или торбу          (пастушья сумка)    

Учитель. Ребята, мы с вами попали на станцию «Мифов и легенд». Послушайте славянские легенды о растениях, знакомых вам с детства. (выступление подготовленных учащихся)                                 слайды 16-20

Василёк: Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако молодые не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синюю воду.

Дуб: Согласно древнему славянскому мифу, ещё до сотворения мира, когда не было ни Земли, ни Неба, в синем море находился огромный дуб, на котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звёзды. Из них и были созданы Земля и небо.

Ландыш: В русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слёз роняла на землю девушка крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли прорастали очаровательными цветами – ландышами.

Девясил: В старинной славянской легенде о происхождении девясила повествуется о любящем отце, который превратился в это лекарственное растение, чтобы излечить своего смертельно раненного сына.

Шиповник: Согласно одной из легенд, бедная девушка-казачка горячо полюбила жившего в их селе храброго юношу, но богатый атаман, желавший жениться на ней, решил насильно увести красавицу Не в силах перенести разлуку с любимым, девушка убежала в лес и пронзила своё сердце кинжалом. На месте её гибели вырос куст с прекрасными душистыми розовыми и тёмно-красными цветами, покрытый для защиты от злых людей острыми шипами.

 Учитель. Мы с вами добрались до последней станции и поговорим «О растениях родного края, которые нужно охранять»

      Командам даётся задание прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы.  

                 МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК         (Медуница)

                АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН         (Пион)

                ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД         (Жарки)

 

Учитель. А теперь разгадайте ребус

                             

          (первоцветы)

 

Учитель. Ребята, многие растения, о которых мы с вами говорили сегодня, охраняются и занесены в Красную книгу Ростовской области. В Белокалитвинском районе памятниками природы являются урочище «Черная балка» и урочище «Филькино». На слайдах посмотрите растения, которые обтают рядом с нами и подлежат строгой охране.        слайды 21-27

Учитель. Мы с вами достигли конечного пункта нашего путешествия и собрали пазлы. Ребята, какие знания вы вынесли с этого урока?

Ученики. Донские степи уникальны и богаты редкими, уязвимыми растениями, которые нужно охранять.

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание: по группам подготовить проекты на темы «Они цветут первыми», «Донская аптечка», «По страницам Красной книги», «Растения в мифах и легендах».

Литература:

  1. ГОУ ДПО «ИПК и ПРО» Методический журнал «Практические советы учителю» 2001 г. №7
  2. ГОУ ДПО «ИПК и ПРО» Методический журнал «Практические советы учителю» 2006 г. №11
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону; Издательство «Учитель», 2001. – 176 с.
  4. Феоктистова Н. Ю. Биология: Ботаника 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.: ил. (Я иду на урок).
  5. Жук Л.И. Купалье – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004. – 128 с. –   (Праздник в школе).
  6. Жук Л.И. Как чудесен этот мир! – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004. – 128 с. –  (Праздник в школе).
  7. Степаненко Л.Г. Ростовская область: Растительное убранство. Ростов – н/Д.: ООО «Багир», 2003. – 248 с., 7 ил.
  8. Рой Маккалистер. Всё о растениях в легендах и мифах. СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»,   2007. – 192 с., ил.
  9. Соловьёва В.А. Целебные травы России – М.: АСТ; СПБ.: Астрель-СПб, 2006
  10. Чехов А.П. Собрание сочинений в двенадцати тома. Том 6. Рассказы, повести, статьи. 1887-1888; Серия Библиотека «Огонёк», Отечественная классика. Изд-во «Правда», М.1985. –   464 с. ил.
  11. Шолохов М.А. Тихий Дон: Роман в четырёх книгах. Книга первая. – Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1988. – 352 с., ил. (Донская библиотека «Лазоревая степь»).
  12. Шолохов М.А. Тихий Дон: Роман в четырёх книгах. Книга вторая. – Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1988. – 352 с., ил. (Донская библиотека «Лазоревая степь»).
  13. Земля донская. Редактор Тимошкин Д.С. Очерки об истории, природе, населении, экономике и культуре Ростовской области. Ростов, Кн.изд-во,1978 - 208 с.
  14. Природа донского края. Редактор – составитель Шнейдерман Н.А. Научно – популярные статьи и очерки. Ростов, Кн. изд – во, 1975 – 224 с. с ил.
  15. Красная книга Ростовской области - Особо охраняемые природные территории http://www.doncomeco.ru/reserves/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Разработка урока истории"Ратный подвиг донских казаков"

Урок истории в 8 классе посвящен подвигу донских казаков в Отечественной войне...

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

разработки уроков по курсу Мой родной край Луганщина 6 клас

Курс мой родной край Луганщина 6 класс. Цель работы показать природно - заповедный  фонд Луганской области  с природными ландшафтами . Уроки воспитания патриотизма, уважение к героическ...

Разработка урока по теме население Алтайского края

Дистанционный урок  географии. Конспект и презентация....

Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс

При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»...