Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Чуенкова Нина Владимировна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой// Биология в основной школе: Программы-. М.: Вентана-Граф, 2007 отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progamma_po_biologii_8_klass.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» на МО

Руководитель МО

                  Чуенкова Н.В.

————/–––––––––––

                        ФИО

Протокол № 1 от

       

«  »сентября  2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

                   

                         Самсонова Е.В.

–––––––––––/––––––––––––––––/

                                    ФИО

               «  » сентября 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

                   Шуршина Н.И.

––––––––––––/––––––––

                              ФИО

Приказ № 323 от

       

 «   »сентября 2014г.

                         .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по  биологии , 8 класс,

вторая ступень обучения                                

              Чуенковой Нины Владимировны

               

 

                                                               Принята на заседании

                  педагогического совета

                                                                 протокол №

                                                                от «    » сентября 2014 г

                                       2014 -2015  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Учебно – тематический  план

 по предмету биология

Класс: 8

Учитель: Чуенкова Нина Владимировна

Количество часов: всего- 68, в неделю 2 часа

Плановых  лабораторных  работ – 9 , практических- 20

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» под редакцией Пономаревой И.Н. для 8 класса «Человек» авторов А.Г Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Учебник: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

п/п

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Лабораторные ,

  практические работы

Использование ИКТ

Повто

рение изученного/полго

товка к ОГЭ,ЕГЭ

Календарные сроки

       план

факт

Введение.

1

1

Введение. Науки о человеке. Понятие о

здоровом образе жизни. Роль гигиены и

санитарии в  борьбе за экологически чистую природную среду. Биосоциальная природа человека. Отличия человека от животных.

1

5.09

Раздел1. Организм.

Общий обзор.

4

2.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Органы, системы органов, организм. Уровни организации организма

1

видео

6.09

3.

 Клетка и ее строение. Органоиды клетки.

Химический состав и жизнедеятельность

клетки. Органические и неорганические

вещества клетки. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах. Деление клеток

1

12.09

4

 Основные ткани животных и человека. Их разновидности. Строение нейрона.

1

Л.Р. №1 «Клетки и ткани под микроскопом

13.09

5

Процессы возбуждение и торможения.

Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1

П.Р. №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение».

19.09

Раздел 2. Опорно-двигательная система

9

6

Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Скелет. Строение и состав костей. Внутреннее строение костей. Красный и желтый костный мозг. Его роль в кроветворении.

1

Л.р.2. «Строение костной ткани»

20.09

7

Соединение костей. Строение суставов.

1

презентация

26.09

8

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночника, их функция. Скелет головы и туловища.

1

Л.Р.№3 «Состав костей».

27.09

9

Скелет конечностей и поясов свободных

конечностей.

1

П\р 2 «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти»

03.10

10

Первая помощь при травмах: растяжении

связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

презентация

04.10

11

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

1

Л.Р №4 «Строение поперечно-полосатой мышечной ткани»

презентация

10.10

12

Работа мышц. Регуляция мышечных движение.  Распределение физической нагрузки среди дня. Предупреждение нарушения осанки и плоскостопие

1

П.Р.№3 «Утомление при статистической и динамической работе»

11.10

13

 Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды  на образ жизни и формировании скелета. Последствия гиподинамии. Условия возникновения тренировочного эффекта.

1

П\р 4 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Повторить тему «Опора и движение»

   17.10

14

 Обобщающий урокпотеме:«Опорно-

двигательная система».

1

тесты

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

   18.10

Раздел 3. Кровь и кровообращение.

9

15

Внутренней  среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа, их круговорот. Значение крови и ее состав. Свёртываемость крови.

1

Л.Р.№5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

презентация

    24.10

16

Иммунитет. Органы иммунной системы.

Иммунная реакция. Антигены. Антитела.

Работы Л. Пастер и  И.И. Мечникова.

Изобретение вакцин. Лечебные  сыворотки.

1

презентация

25.10

17

Тканевая совместимость и переливание крови. І, ІІ, ІІІ, ІV группы крови – проявление наследственного иммунитета

1

презентация

31.10

18

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Роль предсердий и желудочков. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды. Большой и малый круг кровообращения.

1

П.Р 5. «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение»

§ 14,15,16 повторить

1.11

19

 Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

1

14.11

20

Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Способы его. Пульс.

1

П.Р.№6 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки, измерение пульса на лучевой артерии».

                              15.11

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности.

1

П\р 7 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы в следствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости»

21.11

22

 Первая помощь при кровотечениях.

1

Л\р №6 «Изучение приемов остановки кровотечений»

презентация

Повторить тему «Кровь и кровообращение»

22.11

23

Обобщающий урок по теме: «Кровь. Кровообращение».

1

тесты

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

28.11

Раздел 4. Дыхание.

5

24

Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосового аппарата. Трахея. Главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы

1

Презентация,тренажер

29.11

25

Легкие. Пристеночная и лёгочные плевры, плевральная полость.

1

Л.Р. №7,8 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.».

5.12

26

Обмен газов в  легких и тканях Дыхательные движения

1

П.Р.№8 «Определение запыленности воздуха в зимнее время. Измерение обхвата грудной клетки».

6.12

27

Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их

предупреждение. Гигиена дыхания.

Первая помощь при поражении органов

дыхания.

Понятие о клинической и биологической

смерти. Приёмы искусственного дыхания

1

презентация

12.12

28

Обобщающийурокпо теме: «Дыхательная

система».

1

13.12

Раздел 5. Пищеварение

7

29

 Значение пищи и её состав. Пищевые

продукты и питательные вещества.

Экологическая чистота пищевых продуктов.

1

презентация

19.12

30

Значение пищеварения. Система

пищеварительных органов.

1

презентация

20.12

31

Пищеварение в ротовой полости. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости

1

Л.Р.№9 «Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки»

26.12

32

Пищеварение в желудке. Ферменты желудка.

1

П\ р 9 «Наблюдение за подъёмом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка»

27.12

33

Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Действие кишечного сока на пищу. Конечные продукты переваривания белков, жиров, углеводов. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением

1

презентация

§ 34,35 Повторить тему «Пищеварение»

9.01

34

Регуляция пищеварения.

1

П\р 10 «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка»

10.01

35

Обобщающий урок «Пищеварительная

система»

1

тренажер

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

16.01

Раздел 6. Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

36

Превращения белков, жиров и углеводов.

Обменные процессы в организме.

Подготовительная и заключительная стадииобмена. Пластический и энергетический обмен.

1

П\р 11 «Примерное определение  энергозатрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания. Составление пищевого рациона

презентация

17.01

37

Энергоемкость питательных веществ.

Определение норм питания

1

13.01

38

Значение витаминов. Гипо- и

гиперавитвминозы. Водорастворимые и

жирорастворимые витамины. Витамины.

Авитаминозы.

1

презентация

24.01

Раздел 7.Мочевыделительная система.

2

39

Роль различных систем в удалении ненужных вредных в-в, образующихся в организме Роль органов мочевыделения, их значение. Удаление мочи из организма.

1

презентация

30.01

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

1

31.01

Раздел 8. Кожа.

4

41

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы, ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы

1

презентация

6.02

42

Нарушение кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях

1

П\р №12 «Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки»

7.02

43

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

1

презентация

Повторить тему «Мочевыделительная система, Кожа»

13.02

44

Обобщающий урок по теме:

«Мочевыделительная система. Кожа»

1

тесты

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

14.02

Раздел 9. Эндокринная система.

2

45

Железы наружной, внутренней и смешанной секреции. Роль  гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

20.02

46

Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией и с гиперфункцией гипофиза.

Болезни щитовидной железы. Гормон

поджелудочной железы и надпочечников.

1

21.02

Раздел 10. Нервная система

5

47

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела

1

П\р. №13  «Выявление действия прямых и обратных связей вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи

презентация

27.02

48

Симпатический и парасимпатический

подотделы. Нейрогуморальная регуляция

1

презентация

28.02

49

Строение и функции спинного мозга.

1

презентация

5.03

50

Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий головного мозга

1

презентация

Повторить тему «Нервная система»

6.03

.51

Обобщающий урок: «Эндокринная и нервная система»

1

тесты

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

13.03

Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы.

6

52

Функции органов чувств и анализаторов.

Ощущения и восприятия. Взаимосвязь

анализаторов в отражении внешнего мира.

1

14.03

53

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения

1

П\р. №14 «Выявление функций зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цвето-ощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»».

презентация

20.03

54

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверье и улитка. Звукопередающий извуковоспринимающий аппараты уха.

Слуховой анализатор. Гигиена слуха.

1

презентация

21.03

55

Вестибулярный аппарат – орган равновесия.Функции преддверия внутреннего уха иполукружных каналов.

1

П\р 15 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

21.03

56

Органы осязания, обоняния, вкуса, их

анализаторы. Взаимосвязь ощущений –

результат аналитико-синтетической

деятельности коры больших полушарий.

1

П\р 16 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек».

Повторить тему «Анализаторы»

3.04

57

Обобщающий урок по теме: «Органы чувств. Анализаторы»

1

тесты

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

4.04

Раздел 12. Поведение и психика.

7

58

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

1

П\р 17 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассмотрении рисунков двойственных изображений. Иллюзия установки».

10.04

59

Открытие И.М.Сеченовым центрального

торможения. Работы И.П.Павлова и

А.А.Ухтомского. Открытие явления

доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сноведения.

1

11.04

60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий .

1

.П\р 18«Влияние речевых инструкций на восприятие».

17.04

61

 Виды памяти, приёмы запоминания.

Особенности мышления, его развитие.

1

. П\р 19 «Тренировка наблюдательности. Памяти, внимания, воображения. Иллюзия зрения».

18.04

62

 Качество воли. Физиологическая природа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

1

П\р 20 « Опыт с усечённой пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания»

24.04

63

 Изменение работоспособности, борьба с

утомлением. Стадии работоспособности.

Организация отдыха на разных стадиях

работоспособности. Режим дня.

1

Повторить тему «Поведение и психика»

25.04

64

Обобщающий урок: «ВНД – основа поведения и психики».

1

тесты

Повторить вопросы, вызвавшие затруднения

2.05

Раздел 13. Индивидуальное развитие организма

4

65

Роль половых хромосом в определении развития организма. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

1

8.05

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

1

презентация

15.05

67

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека

1

презентация

16.05

68

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Роль наследственности и приобретённого опыта в развитии способностей.

1

презентация

22.05

                 

Содержание тем учебного курса

                    Введение -1ч

  1. Общий обзор организма человека (4ч.)

Введение. Науки о человеке. Понятие о здоровом образе жизни. Роль гигиены и санитарии в  борьбе за экологически чистую природную среду. Биосоциальная природа человека. Отличия человека от животных.

Клетка и ее строение. Органоиды клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Органические и неорганические вещества клетки. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах. Деление клеток. Части и полости тела. Топография внутренних органов.

Основные ткани животных и человека. Их разновидности. Строение нейрона

Уровни организации организма Органы, системы органов, организм.. Процессы возбуждение и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга

Лабораторные работы

  1. Клетки и ткани под микроскопом.

           Практические работы:

        1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

         2. Опорно-двигательная система (9 ч.)

Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Скелет. Строение и состав костей. Внутреннее строение костей. Красный и желтый костный мозг. Его роль в кроветворении.

Соединение костей. Строение суставов. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночника, их функция. Скелет головы и туловища.  Скелет конечностей и поясов свободных конечностей.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

Работа мышц. Регуляция мышечных движение.  Распределение физической нагрузки среди дня. Предупреждение нарушения осанки и плоскостопие

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды  на образ жизни и формировании скелета. Последствия гиподинамии. Условия возникновения тренировочного эффекта.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.

Лабораторные работы:

      2. Строение костной ткани

      3. Состав костей

                  4.Строение поперечно-полосатой мышечной ткани.

Практические работы:

2. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти

3. Утомление при статистической и динамической работе

 4. Определение нарушения осанки и плоскостопия.

3. Кровь и кровообращение (9 ч)

Внутренней  среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа, их круговорот. Значение крови и ее состав. Свёртываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены. Антитела. Работы Л. Пастер и  И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные  сыворотки.

Тканевая совместимость и переливание крови. І, ІІ, ІІІ, ІV группы крови – проявление наследственного иммунитета

 Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Роль предсердий и желудочков. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды. Большой и малый круг кровообращения

Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Способы его. Пульс. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности

Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.

Лабораторные работы:

5.Сравнение крови  человека и лягушки.

6.Изучение приемов остановки кровотечений

Практические работы:

5. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

6. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Измерение пульса на лучевой артерии

7. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.

4. Дыхательная система (5ч)

Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосового аппарата. Трахея. Главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.

 Легкие. Пристеночная и лёгочные плевры, плевральная полость.  Обмен газов в  легких и тканях Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приёмы искусственного дыхания.

           Демонстрации.  Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы:

7.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

8. Изготовление самодельной модели Дондерса.

Практические работы:

8. Измерение обхвата грудной клетки.

9.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

5. Пищеварительная система (7 ч.)

Значение пищи и её состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости .

Пищеварение в желудке. Ферменты желудка. 

Регуляция пищеварения. Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Действие кишечного сока на пищу. Конечные продукты переваривания белков, жиров, углеводов. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Питание и здоровье.

              Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат). 

Лабораторная работа: 

9. «Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки».

Практическая работа:

             10. Наблюдение  за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

11. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Пластический и энергетический обмен.

Значение витаминов. Гипо- и гиперавитвминозы. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины. Авитаминозы.

Практические работы:

12. Примерное определение  энергозатрат по числу пульсовых ударов.  Определение норм питания. Составление пищевого рациона.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных в-в, образующихся в организме. Роль и строение органов мочевыделения, их значение. Удаление мочи из организма.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа (4 ч.)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы, ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы

Нарушение кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена одежды. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

                  Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практические  работы:

13Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы наружной, внутренней и смешанной секреции. Роль  гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией и с гиперфункцией гипофиза. Болезни щитовидной железы. Гормон поджелудочной железы и надпочечников.

         Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.

10. Нервная система (5 ч)

 Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция

Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий головного мозга

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы:

 14 .Выяснение действия прямых и обратных связей вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

11. Органы чувств. Анализаторы (6ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения.  Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверье и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.

Практические работы:

15.Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

16.Определение выносливости вестибулярного аппарата.

17. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

12. Поведение и психика (7ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М.Сеченовым центрального торможения. Работы И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сноведения.

.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий . Виды памяти, приёмы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Качество воли. Физиологическая природа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

         Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практические работы:

18.Влияние речевых инструкций на восприятие

19Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.

20 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.

13. Индивидуальное развитие организма (4 ч.)

Роль половых хромосом в определении развития организма. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Роль наследственности и приобретённого опыта в развитии способностей.

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Итого-68 часов

                   Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

               В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                          Перечень учебно-методического обеспечения

1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

          2) Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

3). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;

4) 2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.

         5). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005.

6). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997

7). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004.

Мультимедийная  поддержка курса «Биология. Человек»:

Биология 6-11 класс (автор Пономарева И.Н.)

      Интернет-ресурсы

      Компьютерный учебник (автор Пименов А.В.)

               Уроки Кирилла и Мефодия. Биология ( учебное электронное издание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.

Рабочая учебная программа по биологии к УМК  И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит  пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...