Открытый урок по теме "Выделительная система человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок усвоения новых знаний, который поможет сформировать знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выделительная система171 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Выделительная система человека»

     Цель: сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы.

     Задачи урока:

Образовательные

  • Обобщить знания об органах выделения организма.
  • Изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.
  • Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи;

Развивающие

  • Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами.
  • Развивать речевую культуру.

Воспитательные

  • Воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «выделительная система», раздаточный материал, стихотворение о почках для групповой работы,

После изучения темы ученики должны

знать/понимать

  •  сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы выделительной системы человека

проводить самостоятельный поиск информации, в том числе с использованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  1. Организационный момент – 1 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным. Запишите в тетрадь тему урока.

      Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.

     К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и  даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают.

Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы  

  • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
  •  Узнаем,  как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
  • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.  
  1. Проверка домашнего задания  - тест  по теме «Кожа» - 5-7 мин.

Закончите фразу:

1) Выделительную функцию кожи выполняют ….. железы.

2) Кожу смазывают ………………… железы

3) Производными эпидермиса являются…..

4) Самый тяжелый орган у человека ………..

5) Поддержание постоянной температуры тела –

6) Верхний слой кожи называют ….

7) Участок наружного покрова, в котором расположены рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды…. -

Выберите правильный ответ

        1. Собственно кожа образована:

а) эпителиальной тканью,   б) соединительной тканью      в) мышечной тканью    

г) нервной

        2. Кожа выполняет функции:   а) защитную и выделительную б) опорную в) пищеварительную   г) рецепторную и транспортную

       3. Температура тела у человека:

 а) постоянная                    б) изменяется при понижении температуры воздуха

 в) изменяется при повышении температуры воздуха

       4. В теплоотдаче участвуют:      

а) желудок и кишечник,                                     б) печень и мышцы,

в) кожа, легкие, кровеносные сосуды,              г) сердце и пищевод

       5. Что из нижеперечисленного повышает теплоотдачу через кожу?

 а) повышение влажности воздуха                   б) прием небольших количеств соли

 в) повышение температуры воздуха               г) ограничение в питье

3. Объяснение нового материала – 25 мин.

Работа со схемой «Этапы обмена веществ». 

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

*Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.  

*Второй этап - внутриклеточный обмен.

*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Прочитайте в учебнике на стр. 156 третий абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов?

Итак, какие продукты распада образуются из белков?

А из жиров и углеводов образуются …

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз. 

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Какие? Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть  на информационном листке)

Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

Строение мочевыделительной системы. (работа с таблицей «Выделительная система»)

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика (задание на информационном листке)

СЛОВАРИК:  две,   почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
  • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
  • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

- У кого было не больше двух ошибок?  - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря,  подчеркните или впишите их.

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу. 

Ребята, предлагаю «Словесные пропорции». (задание на информационном листке)

Алгоритм поиска соответствия в представленных аналогиях. Необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение — утверждение. Например: «Из органов строится система органов». Тогда для второй части подойдет только вариант «Из клеток строится ткань».

Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

Мочевой пузырь : мочевыводящий орган  =       ?      :  мочеобразующий орган

легкие : углекислый газ  =   почки  :   ?

мочевой пузырь : мускульный мешок  =  мочеточники :  ? 

Ответы: *почки, *моча,* трубочки

Давайте рассмотрим строение почки. (таблица «Строение почки»)

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончена, ты молодец!

«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (работа с таблицей «Строение нефрона»)

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»?

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.

В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях:

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.

Уберите лишнее (задание на информационном листке)

  1. Извитой каналец                                              1. Капиллярный клубочек
  2. Петля                                                                 2. Мочеточник
  3. Лоханка                                                             3. Извитой каналец
  4. Собирательная трубочка                                  4. Капсула

Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона

Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона: (работа с таблицей на доске)

Извитой каналец

Капиллярная сеть канальца

Почечная капсула

Собирательная трубочка

Капиллярный клубочек?

*Ответы: 2,1,4,5,3

Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку?

Беседа. В тетрадь пишем: Работа нефрона.

В тетрадь пишем: Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.

Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.

Задания учащимся:

1. В крови, принесенной в нефрон содержатся как полезные, так и вредные вещества. Вспомните начало урока, схему «Обмен веществ» и дайте ответ на вопрос: какие из веществ, представленных на схеме, вы считаете полезными? (белки, глюкоза, вода). А вредными? (избыток воды, соли и мочевина).

В тетрадь пишем: Белки не фильтруются через капсулу.

В тетрадь пишем: плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.

Дополняю: У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.

В тетрадь пишем: Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.

Дополняю: За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. всасывается обратно.

 Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем: Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.

Дополняю: В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше.

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности (задание в информационном листке)

  1. Мочевой пузырь
  2. Мочеточники
  3. Лоханка
  4. Почечные  чашки
  5. Мочеиспускательный  канал

*Ответ: 4,3,2,1,5

(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л  150 л 1,5 л

*Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.

 Каждому на парту.

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу крови
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

4.Закрепление и проверка усвоения темы урока. – 10 мин.

Задание 1.  «СВЕТОФОР»

(у каждого красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)

  1. К мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал +
  2. Почки – органы бобовидной формы, расположенные в брюшной полости в поясничной области +
  3. Наружный слой почек – мозговой, внутренний – корковый
  4. Структурно-функциональная единица почки – почечное тельце
  5. Капсулы нефронов располагаются в корковом слое почек +
  6. Почки обильно снабжены кровеносными капиллярами, которые тесно переплетаются с мочевыми канальцами почек +
  7. При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, глюкоза, витамины +
  8. Первичная моча образуется в собирательной трубочке
  9. Нефрон состоит из капсулы, извитого канальца и собирательной трубочки +

 Задание 2: На модели «Разрез почки» показать и назвать все части почки

5.Итог урока. Рефлексия.

1. Продолжите фразу

Изученный материал дает мне…

Полученные знания я могу применить…

Достигнута ли цель урока?

6.Домашнее задание.

Параграф 42.

1. По желанию  «О чем расскажет анализ мочи».        

2. Разработать советы по предупреждению заболеваний почек.