Разработка внеклассного занятия "Полёт гениев"
план-конспект по биологии на тему

Назарова Елена Владимировна

Среди детей выбирают 5 главных участников игры – «гениев».

Гении – это известные исторические личности любого времени, любого народа. (Например, Юлий Цезарь, Демокрит, М. Ломоносов, Петр I и др.). Следует учесть, что образ гения должен быть близок внутреннему миру соответствующего участника игры. Для участников игры важно войти в образ выбранного гения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie_polyot_geniev.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

«Полет гениев»

Оформление:

        Игра проводится в абсолютно темном замкнутом помещении, где заранее стулья расставлены в два круга (внешний и внутренний). Расстояние между кругами не менее 3-4 метров. Во внутренний круг ставится 5 стульев – для главных участников игры – «гениев». В центре круга находится подставка для 5 свечей и микрофоны.

        Количество стульев внешнего круга зависит от количества остальных участников игры. За внешним кругом расположен столик для ведущего, чтеца и звукооператора. На столике установлен микрофон, настольная лампа, по возможности, слайдоскопы.

Предварительная подготовка:

        Среди детей выбирают 5 главных участников игры – «гениев».

Гении – это известные исторические личности любого времени, любого народа. (Например, Юлий Цезарь, Демокрит, М. Ломоносов, Петр I и др.). Следует учесть, что образ гения должен быть близок внутреннему миру соответствующего участника игры. Для участников игры важно войти в образ выбранного гения.

Ход игры.

Часть I    Погружение.

        Участники рассаживаются во внешний круг, внутренний круг пуст. Ведущий играет роль бортового компьютера космического корабля. Звучит музыка (экологический джаз, «Спейс»). За внешним кругом возможна красная подсветка.

Чтец: «С собой не спорят – спорят с другими.

        Река спорит с берегами.

        Ястреб спорит с ветром.

        Один язык спорит с другим языком.

        Око за око, зуб за зуб.

        Но нет такого ока, которое против себя.

        Нет зуба, который против себя.

        Тот, кто не спорит с собой, - как он будет  

        Как он будет спорить с другими?

         Он будет грызть. Он не умеет спорить –

        Он будет грызть. Река грызет берега, жучок

        Прогрызет стол, собака сгрызает кость,

        А человек – человека. Это великая армия

        Грызунов – те, кто не умеет спорить с собою»

        

Что происходит на Земле? Что происходит с нами, с людьми? Почему человек забыл, что он Человек? Почему человек наделил себя правом убить. Почему он наделил себя  этим правом, убил свою душу. Почему Человек, убив свою душу, убил Землю? …

        (После этих слов на фоне музыкальной композиции «Волчьи глаза» Поля Уинтера идет показ слайдов. После 3-4-х слайдов включается бортовой компьютер)

Б.К.  На Земле происходит катастрофа – последствия мировой ядерной войны, причиной которой стал локальный конфликт на одной из территориальных зон планеты. В зоне конфликта взорвано предельно допустимое количество атомного, биологического, генетического оружия. Это послужило началом необратимому процессу гибели всего живого на планете. Высыхают моря, сгорает почва до абсолютного нуля, разряжается атмосфера. Планета превращается в кусок мертвой породы.

        Оставив тщетные попытки остановить необратимый процесс ученые решили спасать то живое, что осталось на планете путем поиска помощи в космосе. Они рассчитали, что в Новой Галактике, на планете ZYZ существует энергетическое средство способное, по меньшей мере, хотя бы остановить необратимый процесс. Результатом поиска явилось создание межгалактического корабля. Это корабль управляется бортовым компьютером марки «Vita – 33”. Система корабля рассчитана на жизнеобеспечение экипажа в составе 5 человек на время экспедиции в Новою Галактику на ZYZ. Корабль оснащен односторонней системой трансляции. С помощью модульного луча земляне смогут слышать и видеть все, что происходит на корабле.Эта экспедиция – единственный шанс спасти то, что осталось от Земли и Человечества. Пусть сейчас сюда выйдут те, кто возьмет на себя ответственность выполнить эту миссию – миссию Спасения. Кто займет место на корабле? («Гении» занимают места на корабле, в это время Б.К. риторически обращается к оставшимся людям).

«Вы надеетесь на следы тех, проходивших до них по этой дороге? Вы думаете, вы сомневаетесь: та ли эта дорога. Будут ли люди умнее тех, прошедших по этой дороге прежде? Этого вы не знаете. Вы верите? Вы доверяете эти людям? Может быть этот путь в никуда?

(После того, как  все «гении» заняли свои места, Б.К. приветствует их).

Б.К. Уважаемые «гении», наш корабль еще не взлетел и каждый из вас еще имеет возможность сделать шаг назад. Ваша ответсвенность велика. Если полет продлится дольше положенного времени – Земля погибнет. Если вы не сумеете доставить на Землю энергетическое средство – Земля погибает. В лучшем случае вы погибнете вместе с ней. Я прошу каждого из вас ответить на вопрос: «Чувствует ли каждый из вас в себе силы выполнить миссию Спасения?

(«Гении» по очереди отвечают на заданный вопрос).

Чтец:          Уж если думать откровенно –

          У нас минут на перечет,

        Хоть кровь лиловая по венам

        Легко и весело течет.

        

        Еще мы мечемся по свету,

        Еще не чувствуем конца,

        А уж она впадает в Лету,

        Кружа опавшие сердца»

                                Алексей Решетов

Б.К.  Уважаемые «гении»! Приветствую вас на нашем корабле. Весь наш полет будет транслироваться на Землю, пусть даже история человечества на этом закончится.

Что же люди сделали с Землей? Жили, любили, воевали и всегда хватало времени обратиться внутрь себя, взглянув глазами человека на нашу Планету. Грядет катастрофа. Земли может не быть совсем.

        Оглянитесь! Вспомните все, что вы оставили на Земле: пахучие края канав с клевером и тмином, с таволгой и маленькими кузнечиками, спящие дороги, цветущая черемуха, от которой вечером кружится голова, засыпающие дома, ветки любимого дерева, тихий дождь. Белые березы, белые оконные рамы; белый путь по которому вы не вернетесь обратно. Все это может погибнуть в любой момент. Вам, покинувшим Землю, некуда будет вернуться, не с кем будет поговорить, не с кем будет делиться. Вы перестанете быть людьми. Подумайте об этом.

(Музыка «Спейс»)

Чтец:  «И этот дождь закончится, как жизнь…

          И наших душ истоптанная местность

          С провалами изломов и кривизн

          Вернется в первозданную безвестность.         

          Там, в темноте, предвечная Река

          К своим пределам тени предков гонит,

И мечутся, как звери, облака

Под взмахами невидимых ладоней,

И дождь, слепой, неумолимый дождь,

Питая переполненную сушу,

Пророчеством становится, как дрожь

Художника, рождающего душу.

… И наши голоса уносит ночь …

Крик памяти сливается с пространством,

С молчанием, со всем, что превозмочь

Нельзя ни мяжетом, ни постоянством …

Не отнимая руки ото лба,

Забудешься в оцепененье смутном,

И сквозь ладони протечет судьба,

Как дождь, закончившийся утром»

Б.К. Ничего не будет, если вы не сможете использовать шанс, данный планете: долететь до планеты ZYZ, убедить жителей этой планеты помочь землянам. Добыть энергетический и вернуться обратно. Вы не отказываетесь от полета?

(У тех кто не отказался от полета, помощник ведущего зажигает свечи, как символ их жизни).

Чтец: «Я свеча, я сгорел на пиру.

        Соберите мой воск поутру,

И подскажет мне эта страница

Как вам плакать, и чем вам гордиться.

Как веселья последнюю треть

Раздарит и легко умереть,

Как под сенью случайного крова,

Загореться посмертно, как слово».

Б.К.  Полет начинается. Назад пути нет.  (Пауза). Наш корабль покинул Землю и начал свой полет в Новую Галактику к планете ZYZ с миссией Спасения.  Я прошу всех членов экипажа представиться. (Помощник фиксирует имена членов экипажа, звучит космическая музыка, подсветкой имитируется взлет корабля, потом переход в имитацию холодного безбрежного космоса. По ходу полета Б.К. задает участникам вопросы)

  • Почему вы решили лететь?
  • Что лично вам дает возможность участия в экспедиции?
  • Как вы думаете, почему Земля близка к катаклизму?
  • У вас есть любимые люди?
  • Стоит ли стараться и приносить себя в жертву человечеству?

(В зависимости от ситуаций и психологического климата игры направленность и варианты вопросов могут меняться. Ответ на последний вопрос неожиданно прерывает чтец).

Чтец: «Мне дела нет, что миллионы раз

Картины небосвода повторялись,

Я ухожу за поволоку глаз,

Туда, где картины мира потерялись,

Я ухожу в тебя, бездонный мир,

В незримые поля под тонкой кожей,

В иное вещество, в другой эфир …»

(Звучит громкая, ударная музыкальная фраза).

Б.К. (с бесстрастной интонацией компьютера)

  • Внимание экипажа! На корабль обрушился метеоритный дождь необычной силы. Произошла авария. Бортовые системы устранили нарушения герметичности и функциональные способности корабля. В атмосферу вышла порция воздуха, рассчитанная на полное жизнеобеспечение одного человека. При оптимальном режиме работы корабля до цели может долететь экипаж из 4-х человек.

Выход: В течение 5 минут вы должны решить, кто останется на корабле. Экипажу из 5-ти человек воздуха хватит лишь на половину пути в Новую Галактику Через 5 минут вы должны решить кто останется на корабле. Отсчет времени начат.

(В течение трех минут участники решают, кто останется на корабле. По истечении каждой минуты Б.К. сообщает об оставшемся времени.

Покинувшему корабль предоставляется последнее слово. Он уходит, потушив свою свечу. Садится в зале, но рядом с ним никого быть не должно).

Б.К.  (После того, как I «гениев» покидает корабль, помощник ведущего тушит его свечу).

  • Сообщите, пожалуйста, кто покинул борт корабля. (Пауза).
  • Корабль продолжает полет в Новую Галактику к планете ZYZ.

(Б.К. задает вопросы оставшимся участникам полета).

  • Оправдана ли эта жертва?
  • Что за человек сейчас погиб?
  • Правильно ли, что не вы покинули корабль?
  • Как вам кажется, кого не хватает на корабле?
  • Не чувствуете ли вы себя убийцами?

(Ответ на последний вопрос неожиданно прерывает чтец)

Чтец:  Плачь, если плачется,

а если нет, то смейся,

а если так больнее, то застынь – застынь,

как лед,

окаменей,

усни.

Припомни:

неподвижность

есть завершенный Взрыв,

прозревший и познавший

свой Предел»…

(Звучит громкая музыкальная пауза)

Б.К.  Вниманию экипажа!

Наш корабль попал в поле действия неизвестной нам цивилизации. Представители цивилизации требуют информацию о Земле и Солнце. Представители цивилизации требуют информацию о Земле и Солнечной системе для создания информационного блока. Нам угрожает задержка, потеря энергии, отклонение от курса.

Выход: Кто-то из членов экипажа должен через 4 минуты оставить корабль и выйти в поле чужой цивилизации. Кто останется на корабле? Отсчет времени начат.

(В течение 4 минут участники решают, кто останется на корабле и продолжит полет. Б.К. информирует о течении времени. По истечении времени I участник покидает борт корабля. Помощник ведущего тушит его свечу.)

Б.К. Сообщите, пожалуйста, кто покинул корабль. Корабль продолжает полет в Новою Галактику к планете ZYZ. Экипаж корабля состоит  из 3 человек. (Называет имена оставшихся)

Вопросы членам экипажа:

  • Расскажите о своей жизни.
  •  Что вы думаете о человеке, который только что ушел в никуда
  • Если полет пройдет успешно, будете ли вы счастливы?
  • Чиста ли ваша совесть?
  • Вы принимаете жертвы других людей во имя Человечества и Вас лично?
  • Вам не хочется застрелиться?

Чтец:   «Я умер подчинившись естеству.

   Но тыщи дум в моей душе вмешались

   Одна из погасла – что за малость?!

    Я в тысячах оставшихся живу»

                                А. Вознесенский.

 Б.К. Внимание экипажа! корабль вошел в неизвестный пространственный поток. Варианты выхода отработаны все, кроме одного: уменьшить биологическую массу корабля, после чего внешнее поле сместится. В течении 3-х минут вы должны решить, кто останется на корабле, другого выхода нет, версия ограничена. Отсчет времени начат.(Участники решают, кто останется на корабле. Ведущий отмечает ход времени, по истечении которого I из “гениев” покидает корабль, гасят свечу).

Б.К. Сообщите, пожалуйста, кто покинул борт корабля. (Пауза). Корабль продолжает свой полет в Новую Галактику к планете ZYZ. На борту экипаж в составе 2 человек. (Называет имена. Пауза) Посмотрите внимательно друг другу в лицо. Возможно, что вы все человечество. Каждый имеет достаточно сил, чтобы выполнить то, в чем он уверен?

Вопросы:

  • Если вы вернетесь на Землю, сможете ли вы смотреть людям в глаза?  
  • Если вам удастся достать это средство, сможете ли Вы еще что-то делать для людей?

Чтец: «Мы сами выбираем образ смерти.

 Свою тропинку и обрыв следа –

проносим в запечатанном конверте,

а вскрытие покажет, как всегда.

Толкая нас на риск и самовольство,

прохладный господин по кличке РОК

использует и веру и геройство,

как искушенный карточный игрок.

Он ни причем, он только исполнитель

твоих желаний и твоих побед,

твой ревностный помощник и целитель,

твердящий наизусть твой детский бред.

И ты идешь за собственную тенью,

от самого себя бесследно скрыв,

Что этот путь – и миг, и лик смертельный –

всего лишь выбор – выбор и обрыв …»

Б.К. Внимание экипажа! На корабле обнаружен вирус замкнутой среды – ВЗС. ВЗС распространяется в замкнутой среде, где присутствует не менее двух биологических активных организма. Защита корабля эффекта не дает. ВЗС смертельно опасен. Единственно возможный выход: кто-то должен покинуть корабль, иначе ни один не достигнет планеты ZYZ. Уважаемые “гении” у вас есть 1 минута. Выбор за вами. Отсчет времени начат.

(1 участник покидает корабль. Гаснет свеча.)

 Чтец: «За сумраком сумрак, за звездами у – звезды,

за жизнью, наверное, смерть,

а сбиться с дороги так просто, так просто,

как в зеркало посмотреть …»

Б.К. Сообщите, пожалуйста, кто остался на корабле. (Пауза)

От Вас зависит судьба планеты Земля. Чувствуете ли Вы в себе силы продолжать полет? (Ответ). Наш корабль приближается к Новой Галактике к планете ZYZ. (Пауза 1-2 минуты).

Наш корабль совершил посадку в Новой Галактике на планете ZYZ. От имени всех бортовых систем желаю Вам удачи.

Чтец: “Вдохновение наступает со скоростью смерти.

Вот прямая твоя протяженность в жизнь –

сжалось в точку.

Скорость плотнит пространство.

Смерть, пружина пружины, разжимается, чтобы

состоялась судьба».

(Во внутреннем круге помощник ведущего переставляет стулья. 5 стульев в линию, 1 – напротив – для оставшегося «гения». Стулья занимают: бортовой компьютер и ребята, выбранные им. Они представляют жителей планеты ZYZ. Между хозяевами и гостем проходят сложные переговоры. «Гений» пытается убедить жителей планеты дать ему спасительное энергетическое вещество для землян. Хозяева задают вопросы, пытаясь выяснить, сможет ли Земля найти единственно возможный путь к своему спасению.

Отправные точки развития сюжета:

  • мы даем Вам средство, но оно сможет сработать только тогда, когда все до единого  люди придут у единственному правильному решению: как жить дальше?
  • Если сейчас мы знаем, что наша планета будет существовать бесконечное количество земных лет, то после того, как мы отдадим часть своей энергии, мы теряем гарантию вечного существования нашей планеты ZYZ. Смогут ли земляне принять такую жертву? (Переговоры длятся 15 минут). (В итоге инопланетяне должны ответить: дают они энергетическое средство или нет. Ребята, представляющие инопланетян, занимают места во внешнем круге, во внутреннем остается только “гений”. Ведущий занимает свое место).

Б.К. Я приветствую на борту корабля (называет имя). Наш корабль возвращается на Землю. (Музыка. Ведущий задает вопросы, в зависимости от настроения аудитории и ситуации в зале. Полет продолжается 2-3 минуты).

Наш корабль завершил свой полет из Новой Галактики и вернулся с планеты  ZYZ в солнечную систему на планету Земля.

Чтец: «Душа не умирай. Душа, питайся болью.

                Не погибай, насытиться спеша.

                Надежда – злейший враг. Гони ее любовью,

                Безумием спасай себя, Душа».

(«Гений» объясняет землянам условия спасения. В течении 15 минут земляне должны прийти к какому-то решению. В зависимости от этого они либо остаются жить, либо погибают.)

Чтец:  «Говорю вам – живите! Живите, когда вам хорошо!

                 Живите назло всякой грубости и свинству.

             Живите ликуя в своем превосходстве.

                Живите в переполненных троллейбусах,

                Живите, когда пьете вино, живите у могилы.

                Не для мертвых живите.

                Вам нужна жизнь, а не мертвым. И даже,

                если вам придется заплатить за это – заплатите!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие - Гений земли Хвалынской

Внеклассное мероприятие, посвящённое художнику К.С. Петрову - Водкину....

Внеклассное мероприятие "Гений земли Русской"

Внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Форма проведения -устный журнал....

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...