Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Голосеменные" (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Конспект включает в себя методическую разработку урока в соответствии с ФГОС, практическую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_g.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии в 5 классе по ФГОС

Любченко Надежда Владимировна – учитель биологии МБОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Голосеменные растения»

Цели: образовательная – изучить особенности строения некоторых представителей голосеменных, их распространение и роль в природе и в жизни человека; и воспитательная – формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, печатный раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Титульный слайд ученикам не показываем, тему и цели урока выводят учащиеся  по ходу урока

Приветствие. Улыбнёмся. Работаем в парах, в группах. На столах задания. Оценочный лист, после каждого задания вы должны себя оценить. В конце урока я соберу эти листы.

    Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения.  

  Давайте вспомним изученный материал и ответим на вопросы

         Какие группы растений мы уже изучили? (Водоросли, мхи и папоротники)  

  1. Во время ВОВ при недостатке перевязочного материала отправлялись на болото. За каким растением и почему?
  2. В ночь на Ивана Купалу 1раз в сто лет папоротник зацветает и если увидеть его цветок, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется. Можно ли увидеть цветок папоротника?
  3. Что общего в размножении мхов и папоротников? (Образование спор)

Хорошо! Молодцы!

Изучение нового материала.

  Ну а сейчас отгадайте загадки? (презентация)

1.  Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста.

      Только шапка зелена. (сосна)

2.  Этой бабке сто лет, горба у неё нет, высоконько торчит, далеконько  глядит,    придёт смерть за старушкой – станет бабка избушкой. (сосна)

3.  Хвойная одёжка, смольная ножка, мохнатая лапа, зелёная шляпа. (ель)

4.  Кора со смолкой, листок - иголкой, только не колкой (лиственница).

  1. Молодцы! Загадки отгадали. Значит, сегодня на уроке мы изучаем эти растения. А какое же общее название носят эти растения? Как же называется отдел этих растений? Давайте разгадаем головоломку.  Работаем в парах. На столах лежат задания. Из первых букв этих символов образовано слово. Отгадайте его.

ГОЛОВОЛОМКА

   

   Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Архангельской области.  Кто знает, как называется наш лес? (тайгой). А какие хвойные деревья произрастают в тайге?  

Итак, мы сегодня с вами – ученые-дендрологи. Дендрология – наука о деревьях.

 Сформулируйте  цели сегодняшнего урока. (Слайд, тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)

Работают наши дендрологи в парах, для ответов на вопросы и выполнение заданий используют учебник, презентацию и гербарии.  

    Работаем с учебником – п. 17 стр. 62. Прочитайте текст о голосеменных и дайте общую характеристику отдела.

Приём «Микрофон»

Слайд  - Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет)

             –А какие формы встречаются? (Деревья, кустарники, лианы)

 - Как размножаются голосеменные? (Семенами)

- Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет)

 - Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек) – выполним задание 1 в рабочей тетради.

 - Что такое хвоя? (Видоизменённые игольчатые листья голосеменных растений)

Слайд  Теперь выполним лабораторную работу – сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения: ель и сосну.   Давайте запомним, как можно их различить. Рассмотрим гербарии, рисунки учебника и фотографии слайда, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой группе)

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (в см)

1см

5 см

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Как называется лес

Ельник

Бор

Количество света в лесу

Мало

Много

Количество влаги в лесу

Много

Мало

Применение дерева человеком

?

?

Последние графы заполните дома, поискав информацию в Интернете.

А теперь проверим, как мы заполнили таблицу (слайд)

Физминутка

   А как вы думаете, почему хвоя не боится мороза, а листья боятся? (Хвоя жесткая, в ней мало воды, и клетки не разрушаются кристалликами льда). Кроме того, в хвое к зиме накапливается глицерин – незамерзающее вещество.

  Ещё одна важная задача стоит перед нами. Давайте рассмотрим семена голосеменных. Работают в парах ( на столе семена и лупы).

 Какие они имеют размеры по сравнению со спорами? (они крупнее)

Чем семена защищены от неблагоприятных условий? (семенной кожурой)

С помощью чего семена распространяются? (это парашютики)

Сделайте вывод: ЧТО выгоднее иметь споры или семена?

 Преимущества очевидны: конечно, семена!

 Сейчас Настя расскажет нам о лиственнице. Слайд.

 Чем же замечательна лиственница? Почему она так называется? (Хвоя мягкая и осыпается)

  Тайга – это богатейший животный и растительный мир. Лес играет важную роль в жизни человека. Давайте послушаем рассказ Дианы.

Не забудьте, вам дома нужно будет подумать о значении леса.

  1. Закрепление

С каким отделом мы с вами сегодня познакомились? В роли каких учёных мы сегодня с вами побывали? С какими чудесами вы сегодня впервые познакомились? Что вам показалось интересным?

  1. Рефлексия  -Достигнуты ли нами цели урока? Пригодятся ли вам полученные знания? Что мы узнали о наших лесах?  Как называется лес, в котором мы живём? Надо его беречь? Нуждается ли он в охране? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить его?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не забудьте сдать листочки с  самооценкой.

  1. Домашнее задание: (слайд ) п. 17 стр. 62, 64-65, задание 1 на стр 64. Рабочая тетрадь – задания 2-4. (прокомментировать)

 Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...