Эволюция человека
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

Величко Татьяна Сергеевна

Презентация по биологии по теме "Антропогенез" для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya_cheloveka_11_klass.pptx302.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение и эволюция человека Автор: учитель биологии МБОУ СОШ №19 Величко Татьяна Сергеевна

Слайд 2

Эволюция человека

Слайд 4

Сравнительная таблица видов рода Homo Виды Эпоха(млн лет назад) Ареал обитания Средний рост ( m ) Масса тела ( kg ) Объём головного мозга (cm³) Ископаемые останки Дата открытия/первой публикации H. H abilis (Человек умелый) 2,2 - 1,6 Африка 1,0 — 1,5 33 — 55 660 множество 1960/1964 H. E rectus (Ч. прямоходящий ) 2 - 0,03 Африка, Евразия (Ява, Китай, Кавказ) 1,8 60 850 (ранние подвиды) — 1100 (поздние подвиды) множество 1891/1892 H. rudolfensis 1,9 Кения 1 череп 1972/1986 H. georgicus 1,8 Грузия 600 несколько 1999/2002 H. ergaster 1,9 - 1,4 Южная и Восточная Африка 1,9 700—850 множество 1975 H. antecessor 1,2 - 0,8 Испания 1,75 90 1000 2 стоянки 1997 H. cepranensis 0,9 - 0,8? Италия 1000 1 черепная крышка 1994/2003 H. heidelbergensis 0,6 - 0,25 Европа, Африка, Китай 1,8 60 1100—1400 множество 1908 H. neanderthalensis 0,35 - 0,03 Европа, Западная Азия 1,6 55 — 70 (коренастые) 1200—1700 множество (1829)/1864 H. rhodesiensis 0,3 - 0,12 Замбия 1300 очень мало 1921 H. sapiens sapiens 0,2 - до наст. вр . повсеместно 1,4 — 1,9 50 — 100 1000—1850 ныне живущий —/1758 H. sapiens idaltu 0,16 - 0,15 Эфиопия 1450 3 черепа 1997/2003 H. floresiensis 0,10 - 0,012 Индонезия 1 25 400 7 особей 2003/2004

Слайд 5

Предполагаемая модель строения человека будущего В условиях современного общества влияние на эволюцию человека таких факторов, как естественный отбор , волны численности и изоляция , значительно снизилось. Неизменным осталось лишь влияние мутационного процесса . Таким образом, в обозримом будущем ожидать существенного изменения биологического облика человека не приходится. Впрочем, исходя из предположения о незавершенной морфологической эволюции человека советский антрополог Быстров А.П. предположил гипотетический облик «человека будущего» .

Слайд 6

Расы – исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных особенностей (цвет кожи, глаз, волос, разрез глаз, строение век) Монголоидная Негроидная (Экваториальная) Европеоидная

Слайд 9

Примеры рудиментов : Глаза у некоторых пещерных и роющих животных, таких как протей , слепыш, крот , слепая пещерная рыба). Часто глаза скрыты под кожей. Малая берцовая кость у птиц. Остатки волосяного покрова и тазовых костей у некоторых китообразных. У некоторых змей, в том числе у питона, имеются кости задних конечностей. Эти кости не крепятся к позвоночнику и относительно свободно перемещаются в брюшной полости. У многих видов жуков , таких как Apterocyclus honoluluensis , крылья лежат под сросшимися надкрыльями. У человека к рудиментам в частности относятся хвостовые позвонки, волосяной покров туловища, ушные мышцы, бугорок ушной раковины. Червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс) у некоторых травоядных животных используется для переваривания растительной пищи и имеет большую длину. Например, у коалы длина аппендикса составляет от 1 до 2 метров. Аппендикс человека имеет длину от 2 до 20 сантиметров и не участвует в расщеплении пищи. Вопреки распространённому убеждению, наличие у аппендикса второстепенных функций не означает, что он не является рудиментом. Атавизмы Атавизмом называется появление у особи признаков, свойственных отдалённым предкам , но отсутствующих у ближайших. Появление атавизмов объясняется тем, что гены, отвечающие за данный признак, сохранились в ДНК, но в норме не формируют структуры, типичные для предков. Примеры атавизмов: Хвостовидный придаток у человека; Сплошной волосяной покров на теле человека; Добавочные пары молочных желез ; Задние ноги у китов ; Задние плавники у дельфинов ; Задние ноги у змей ; Дополнительные пальцы у лошадей; Возобновление полового размножения у ястребинки волосистой и у клещей семейства Crotoniidae .

Слайд 10

Схема прохождения возвратного гортанного нерва у жирафа В ходе эволюции каждая новая конструкция получается из старой за счёт последовательности приспособительных изменений. Эта особенность является причиной специфических несообразностей в строении живых организмов. Например, возвратный гортанный нерв у млекопитающих идёт (в составе блуждающего нерва ) от мозга к сердцу , огибает (уже в качестве самостоятельного нерва) дугу аорты и возвращается к гортани . В результате нерв проходит гораздо более длинный путь, чем необходимо, а аневризма аорты может приводить к параличу левой голосовой связки . Особенно наглядно проблема видна на примере жирафа , у которого длина возвратного нерва может достигать 4 метров, хотя расстояние от мозга до гортани — всего несколько сантиметров. Такое расположение нервов и сосудов млекопитающие унаследовали от рыб, у которых шея отсутствует. Желудочно-кишечный тракт млекопитающих пересекается с дыхательными путями , в результате мы не можем одновременно дышать и глотать, а кроме того существует опасность подавиться. ПРИЧИНА? Эволюционное объяснение данного обстоятельства заключается в том, что предками млекопитающих являются кистепёрые рыбы из группы остеолепиформных , которые заглатывали воздух, чтобы дышать.

Слайд 11

Из-за чего возникают такие частые патологии как выпадение матки , частое воспаление носоглотки , боли в пояснице у людей? Ответ: отчасти они связаны с тем, что мы используем для прямохождения тело, сформированное эволюцией в течение сотен миллионов лет для передвижения на четырёх конечностях.

Слайд 12

Чем реально отличается человек от других видов животных? По физиологии, психологии: - неотения (человек - детеныш по своей природе до конца своей жизни) - человек самое дрессированное (или приученное) животное (если вы выдрессировали собаку - она будет слушаться Вас в Вашем присутствии, ребенок будет слушаться вас в ваше отсутствие). Ребенок будет утверждать ваши установки поведения среди других людей (и маленьких и больших) - человека можно заставить работать. Человек может заставить работать домашних животных и с большим трудом диких. У животных - стая или прайд , или вожак стада может убить волка, может отобрать добычу, но заставить охотиться или организованно собирать бананы - не может. Рабство у муравьев не считается - муравей считает себя членом нового муравейника, нет принуждения - он не хочет работать - собрались муравьи и заставили. - у человека есть письменность. отличия человека от животного - у человека есть такая вещь как внутренний монолог. Человек всегда о чем-то говорит про себя.

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы эволюции человека"

Урок-лекция с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содержит теоретический мате...

Презентация на тему "Происхождение и эволюция человека"

Применяется в курсе биологии 11 класса. Подробно рассмотрены все этапы эволюции человека...

Урок-конференция "Современный этап эволюции человека. Расы и расогенез" 11 класс

Интегрированный урок с использованием информационных технологий...

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Тест по теме: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека"

Тест по теме: " Место человека в системе органического мира. Эволюция человека" Из 15 вопросов выбрать 1 правильный ответ. Отлично подходит для проверки домашнего задания....

Место человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Биология 8 класс. Тестирование в формате ОГЭ....

Эволюция человека. Аспекты биосоциальной сущности человека.

Призентации к уроку о биосоциальной сущности человека, его формировании как биологического объекта и социальной единицы общества....