психологическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовке егэ
материал по биологии на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день!

Тема моего выступления « психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».

Вы все здесь присутствующие – учителя, педагоги с большим опытом. Вы не первый год готовите учащихся к сдаче экзамена по биологии. Каждый из вас нашел свой метод подготовки и использует его в своей практике. Что касается меня, то в сфере образования работаю третий год. Опыт небольшой, но уже есть.

Готовясь к сегодняшнему дню, читая различные статьи, я в них нашла подтверждение своим предположениям, много почерпнула нового для себя.

Современный мир характеризуется высокой динамичностью. Система целостных ориентаций в обществе перешла в разряд быстро изменяющихся категорий.

Введение ЕГЭ в форме тестирования призвано снять ряд проблем, одна из которых процедура оценивания. Она не позволяет выделить учеников, достигших развития компетенции высшего уровня.

В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ в целом достаточно освещена, тогда как психологический компонент данной подготовки все еще остается мало разработанной областью психолого-педагогической теории и практики.

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого-педагогической практике.

Важна в таких случаях позиция, которая декларируется и предъявляется школой : « мы вместе помогаем нашим детям подготовится к экзамену». Для достижения этой цели возможно проведение тематических родительских собраний, на которых родители знакомятся с информацией о содержании и структуре подготовке к экзамену, реализуемое в школе, которое позволяет осмыслить свою ответственность в этом сложном процессе. Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.

Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:

  • УРОВЕНЬ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
  • УРОВЕНЬ ТЕСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСНИКА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СФОРМИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В НЕПРИВЫЧНОЙ ОБСТАНОВКЕ.

В психологии существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование первый раз, Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.

ЗАДАЧАМИ УЧИТЕЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Адекватная оценка в течение учебного периода в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
  2. Не натаскивание старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету.
  3. Составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
  4. Проведение обсуждение этих планов со всеми участниками образовательного процесса.
  5. Проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся.
  6. Анализ результатов тестирования на разных уровнях.

Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы учащиеся со специфической процедурой экзамена. Для ознакомления учащихся с процедурой ЕГЭ есть следующие формы работы:

  1. Просмотр видеозаписи процедуры экзамена ( постановочный вариант)
  2. Игра-драматизация – проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале.
  3. Игры с заданиями о процедуре и правилах ЕГЭ

В заключении не много статистики и исследований.

Стресс и страх, который испытывает учащийся перед экзаменом затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.

Сильную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на экзаменах испытывают так же по следующим причинам: итоги экзамена влияют на возможность поступления в выбранный ВУЗ, на социальный статус молодого человека, его самооценку.

Методика работы со страхом перед экзаменами подбирается индивидуально, это связано с тем, что разные люди, реагируют на страх по-разному. Например, для людей, активно реагирующих на страх перед экзаменом, проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса. Для людей пассивно реагирующих на страх перед экзаменом – нужно настроится и мобилизовать все силы , как говорится, надо как следует разозлить, чтобы успешно сдать экзамен.

У учащихся существуют предэкзаменационные мифы, которые мешают подготовке к экзаменам:

  • надо себя заставить
  • чем больше за учебником, тем лучше знаешь
  • не отвлекайся
  • полезно проговаривать вслух то, что читаешь, чтобы лучше запомнить
  • в ночь перед экзаменом запоминается лучше всего
  • вредно много есть в период подготовки к экзамену

по данным интернет – опроса 68% учителей относятся к ЕГЭ отрицательно. Из 1400 опрошенных на сайте интернет сообщества учителей pеdsovet.su только 17% проголосовали, что  уверены что ЕГЭ – это благо для России, 14% - затруднились с ответом и 68% - высказались против.

Проблема всех.

По правилам выпускник средней школы может рассылать заявку с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений. В результате абитуриенты не понимают, куда именно они в итоге поступят. А ВУЗ, в свою очередь, не знает, сколько на самом деле студентов зачислено.

Эксперты признают, что необходимо отладить систему ЕГЭ, чтобы объективно оценивать знания учащихся и прервать коррупцию в школе и ВУЗе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий

Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего ж...

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса профильного и предпрофильного обучения

Роль педагога-лихолога в сопровождении учебно-воспитательного процесса...

Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Данный материал содержит выступление на тему "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»", а так же презентацию по данной проблеме. Кр...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

Семинар - практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ГИА"

Психологическая подготовка обучающихся к прохождению ГИА является одним из приоритетных направлений работы психолога, от которой, порой, зависит больше половины результата...