итоговое занятие "Возникновение жизни на Земле"
тест по биологии (11 класс) на тему

Иващенко Елена Васильевна

Задания для проведения итогового занятия по теме "Возникновение жизни на Земле" включает в себя 4 варианта тестовых заданий и один вариант заданий творческого уровня. Так же представлены блиц-вопросы  по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozhdenie_zhizni_na_zemle.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема № 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ

Вариант 1

Максимальное количество баллов 30

I.        Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        Первыми живыми организмами на Земле были:

А) анаэробные гетеротрофы

Б) анаэробные автотрофы    

В) аэробные гетеротрофы

 Г) аэробные автотрофы

2.        Опыты Л. Пастера доказали возможность:

A) самозарождения жизни  

 Б) появления живого только из живого  

 B) занесения «семян жизни» из космоса

 Г) биохимической эволюции

3.        Появление фотосинтеза привело:

  1. к возникновению многоклеточности

Б) к возникновению бактерий

В) к накоплению кислорода в атмосфере
Г) к возникновению полового процесса

4.        В соответствии с гипотезой А. Опарина:

A) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

B) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана
Г) жизнь на Земле существует вечно

5. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого в первичной атмосфере не было:
А) водорода Б) кислорода В) метана  Г)воды

II.        Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

  1. появление многоклеточности
    Б) появление клеточной мембраны
  2. появление ядра

Г) появление полового процесса

Д) появление аэробного дыхания

III.        Выделяют три этапа возникновения жизни на Земле:

1.        Возникновение простых органических веществ (мономеров) из неорганических

2.        Образование сложных органических веществ (полимеров)

3.        Образование первичных живых организмов (протобионтов)
Дайте характеристику первого этапа. Опишите условия, в которых он протекал.
(10 баллов)

IV. И Аристотель, и Опарин являлись сторонниками теории самозарождения, однако их взгляды на самозарождение сильно различались. Охарактеризуйте это различие. (10 баллов)

Вариант 2

Максимальное количество баллов — 30

I.        Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

  1. Первыми автотрофными организмами на Земле были:
    А) анаэробные эукариоты         В) анаэробные прокариоты
    Б) аэробные прокариоты        Г) аэробные прокариоты
  2. Опыты Л. Пастера опровергли теорию:

A) появления живого из неживого

Б) появления живого только из живого

B) занесения «семян жизни» из космоса
Г) божественного творения

3.        Появление фотосинтеза привело:

  1. к возникновению многоклеточности
    Б) к возникновению бактерий
  2. к возникновению полового процесса

Г) к возникновению аэробного дыхания

4.        В соответствии с гипотезой Рихтера:

A) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

B) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана
Г) жизнь на Земле существует вечно

5. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого первые живые организмы появились:    

А) 6 млрд лет назад        В) 3,5 млрд лет назад

Б) 4,6 млрд лет назад        Г) 2,6 млрд лет назад

II.        Расположите события в порядке их возникновения (5 баллов)

  1. появление аэробного дыхания
    Б) появление клеточной мембраны
  2. появление метаболизма

Г) появление многоклеточности Д) появление полового процесса

III.        Выделяют три этапа возникновения жизни на Земле:

  1. Возникновение простых органических веществ (мономеров) из неорганических
  2. Образование сложных органических веществ (полимеров)

3. Образование первичных живых организмов (протобионтов)
Дайте характеристику второго этапа. Опишите теории происхождения протобиополимеров.
(10 баллов)

IV.        Сравните теории биохимической эволюции и панспермии. Приведите аргументы, подтверждающие и опровергающие каждую теорию. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов 30

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        Согласно теории симбиотического происхождения первыми эукариотами были:

А) анаэробные фототрофы      В) аэробные гетеротрофы Б) анаэробные гетеротрофы    Г) анаэробные хемотрофы

2.        Опыты Ф. Реди доказали возможность:

A) самозарождения жизни

Б) появления живого только из живого

B) занесения «семян жизни» из космоса
Г) биохимической эволюции

3.        Накопление кислорода в атмосфере вследствие фотосинтеза привело:

  1. к возникновению многоклеточности
    Б) к возникновению бактерий
  2. к возникновению аэробных организмов
    Г) к возникновению полового процесса

4.        В соответствии с гипотезой Прейера:

A) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

B) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана
Г) жизнь на Земле существует вечно

5.        Согласно представлениям о возникновении живого из неживого первые многоклеточные организмы появились:
А) 6 млрд лет назад                       В) 3,5 млрд лет назад

Б) 4,6 млрд лет назад        Г) 2,6 млрд лет назад

II.        Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

A) появление ядра

Б) появление автотрофного питания (фотосинтеза)

B) появление многоклеточности
Г) появление полового процесса
Д) появление генетического кода

III.        Выделяют три этапа возникновения жизни на Земле:

  1. Возникновение простых органических веществ (мономе
    ров) из неорганических
  2. Образование сложных органических веществ (полимеров)

3.        Образование первичных живых организмов (протобионтов)
Дайте характеристику третьего этапа.
(10 баллов)

IV. Сравните теории происхождения многоклеточности (теории гастреи и фагоцителлы). Приведите аргументы «за» и «против» каждой гипотезы. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов — 30

I.        Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        Первыми живыми организмами на Земле были:

  1. анаэробные гетеротрофы
    Б) анаэробные автотрофы
  2. аэробные гетеротрофы
    Г) аэробные автотрофы

2.        Опыты Опарина доказали возможность:

A) самозарождения жизни

Б) появления живого только из живого

B) занесения «семян жизни» из космоса
Г) биохимической эволюции

3.        Появление фотосинтеза привело:

  1. к возникновению многоклеточности
    Б) к возникновению бактерий
  2. к накоплению кислорода в атмосфере
    Г) к возникновению полового процесса

4.        В соответствии с гипотезой панспермии:

A) жизнь переносится с планеты на планету

Б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли

B) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана
Г) жизнь на Земле существует вечно

5.        Согласно современным представлениям возраст Земли  около:

А) 6 млрд лет        В) 3,5 млрд лет

Б) 4,6 млрд лет        Г) 2,6 млрд лет

II.        Расположите события в порядке их возникновения. (5 баллов)

  1. появление многоклеточности
    Б) появление клеточной мембраны
  2. появление ядра

Г) появление полового процесса Д) появление аэробного дыхания

  1. Охарактеризуйте этапы формирования Солнечной системы и Земли. Какой была по составу первичная атмосфера Земли?
    (10 баллов)

Дайте характеристику теории биохимической эволюции. Напишите этапы происхождения живых организмов. Что происходило на каждом этапе? Опишите кратко основные процессы. (10 баллов)

Вариант 5

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Максимальное количество баллов 60

I. Проведите сравнительный анализ основных гипотез возикновения жизни на Земле. Результаты анализа оформите в вн таблицы. (20 баллов)

Гипотезы возникновения жизни на Земле

Креационизм

Панспермия

Теория вечности жизни

Абиогенез

Биогенез

Авторы

Основная идея

Теоретические и практические доказательства

Слабые места гипотезы

Ваши собственные комментарии

II. Существуют два основных подхода к происхождению эукариотов от прокариотов. По одному из них, двухмембранные органоиды образовались путем впячивания мембраны клетки; по второму — двухмембранные органоиды образовались путем симбиоза. Охарактеризуйте обе гипотезы, предложите не менее двух аргументов «за» и «против» по каждой гипотезе. (10 баллов)

III.        Расположите события в порядке их возникновения в виде схемы. Дайте краткое описание каждого события. (20 баллов)

  1. появление многоклеточности
    Б) появление клеточной мембраны
  2. появление ядра

Г) появление полового процесса

Д) появление аэробного дыхания

Е) появление автотрофного питания (фотосинтеза)

Ж) появление генетического кода

3) появление метаболизма

IV.        Нарисуйте серию рисунков с пояснениями (комикс) «Возникно-

вение жизни на Земле». (10 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Приблизительный возраст Земли.
  2. Название теории происхождения живого из неживого.
  3. Название теории происхождения живого из живого.
  4. Итальянский ученый, с помощью опыта доказавший, что личинки мух появляются только из яиц мух.
  5. Ирландский священник, с помощью опыта доказавший, что живое зарождается из неживого.
  6. Французский ученый, с помощью опыта опровергнувший теорию абиогенеза.
  7. Автор теории панспермии.
  8. Автор теории вечности жизни.
  9. Назовите состав первичной атмосферы Земли.
  10. Какого вещества из тех, что есть в атмосфере сейчас, не было в первичной атмосфере?
  1. Почему невозможно самозарождение жизни в современных условиях?
  2. Какие условия нужны для самозарождения жизни?
  3. Перечислите этапы биохимической эволюции.
  4. Когда возникли первые живые организмы?
  5. Как были устроены первые живые клетки?
  6. Как питался первый живой организм?
  7. Как дышал первый живой организм?
  8. Название теории происхождения первых полимеров под действием температуры в +180°...+200°С.
  9. Название теории происхождения первых полимеров путем адсорбции на глине.
  1. Название теории происхождения первых полимеров под действием холодной плазмы.
  2. Автор коацерватной теории происхождения протобиополимеров.
  3. Называние гипотезы происхождения эукариот путем взаимополезного сожительства разных прокариотических клеток.
  4. Как согласно теории симбиоза возникли одноклеточные животные?
  5. Как согласно теории симбиоза возникли одноклеточные растения?
  6. Какие теории происхождения многоклеточности вы знаете?
  7. Автор теории гастреи.
  1. Суть теории гастреи.
  2. Автор теории фагоцителлы.
  3. Суть теории фагоцителлы.
  4. Когда возникли первые многоклеточные организмы?
  5. Что изменилось в атмосфере Земли под действием фотосинтетиков?
  6. Какое изменение атмосферы позволило появиться аэробные организмам?
  7. Суть теории креационизма.
  8. Суть теории панспермии.
  9. Суть теории вечности жизни.
  10. Суть теории абиогенеза.
  11. Суть теории биогенеза.
  12. Основная мысль теории биохимической эволюции.
  13. Американские учёные, повторившие в 50-е годы 20 века опыт Опарина.

Ответы к тестовым заданиям

Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ

Вариант 1

I) la, 26, 3d, 4в, 56;    Н)Б-Г-Д-В-А

Вариант 2

I) 1в, 2а, Зг, 4а, 5в;    Н)Б-В - Д-А-Г

Вариант 3

I) 1в, 26, Зв, 4г, 5г;    ЩД-Г-Б-А-В

Вариант 4

I)        1а, 2г, Зв, 4а, 56;    Н)Б-Г-Д-В-А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.

Среда обитания  (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...

Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.

Разработка метапредметного  урока по биологии в 9 классе по теме«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.Тип урока: урок изучения и ...