тесты по теме "КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ"
тест по биологии (10 класс) по теме

Иващенко Елена Васильевна

Представлены тесты для писменной проверки знаний по разделу "Клеточный уровень" по темам "Строение клетки " и "Способы деления клетки. Митоз" Для каждой темы представлена подборка вопросов для блицопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема № 6. СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ. РАЗМНОЖЕНИЕ

Вариант 1

Максимальное количество баллов - 30

I. Определить, верно ли данное высказывание. (10 баллов)

  1. В интерфазе митоза происходит удвоение количества ДНК в ядре.
  2. Кроссинговер — это спаривание гомологичных хромосом.
  3. Бивалентами называют слившиеся (спаренные) гомологичные хромосомы.
  4. Половые клетки образуются только в результате мейоза.
  5. В результате мейоза получаются 4 гаметы из 1 материнской клетки.
  6. Шизогония - это способ бесполого размножения животных типа споровики.
  7. При оогамии одна гамета не имеет жгутиков.

8. Размножение, при котором новый организм образуется из яйцеклетки без участия сперматозоида, называется полиэмбриония.

9. Обоеполые животные называются гермафродитами. 10. Почкование — вид полового размножения.

II. Сравните последовательно по фазам (стадиям) митоз и второе деление мейоза (мейоз II). Напишите сходства и различия в протекании фаз. Удобнее всего сделать сравнительный анализ в форме таблицы. (10 баллов)

Фаза

Митоз

Мейоз II

Интер-

Про-

Мета

Ана-

Тело-

III. Охарактеризуйте все известные вам способы бесполого размножения, используя подсказки в скобках (почкование, партеногенез, вегетативное, бинарное, шизогония, полиэмбриония, фрагментация, споровое). (10 баллов)

Вариант 2

Максимальное количество баллов -30

I. Определить, верно ли данное высказывание. (10 баллов)

1.        В интерфазе мейоза I происходит удвоение количества ДНК в ядре.

2.        Конъюгация — это спаривание гомологичных хромосом.
3. Бивалентами называют деспирализованные (раскрученные) хромосомы.

4. Соматические клетки образуются только в результате митоза.

5. В результате мейоза получаются 2 гаметы из 1 материнской клетки.

6. Шизогония — это способ полового размножения животных типа споровики.

7. При анизогамии одна гамета не имеет жгутиков.

 8. Размножение, при котором новый организм образуется из яйцеклетки без участия сперматозоида, называется почкование.

9. Раздельнополые животные называются гермафродитами.

10. Полиэмбриония — вид полового размножения.

П. Сравните последовательно по фазам (стадиям) митоз и первое деление мейоза (мейоз I). Напишите сходства и различия в протекании фаз. Удобнее всего сделать сравнительный анализ в форме таблицы. (10 баллов)

Фаза

Митоз

Мейоз I

Интер-

Про-

Мета

Ана-

Тело-

III. Охарактеризуйте все известные вам способы полового размножения, используя подсказки в скобках (изогамия, обоеполые, наружное оплодотворение, анизогамия, внутреннее оплодотворение, оогамия, гермафродиты, яйцеклетка, спаривание, сперматофор, спермий, сперматозоид, гамета). (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов — 38

I. Найдите ошибки в тексте (13 баллов):

Способом образования гамет (спор) называют мейоз. Термин происходит от латинского слова «мейо» — уменьшать. Начинается он, как и митоз, с интерфазы (но интерфазы I), во время которой происходит удвоение (транскрипция) ДНК. В конце интерфазы I каждая хроматида состоит из 2-х хромосом. Затем клетка вступает в профазу I, во время которой гомологичные хромосомы спариваются (т.е. происходит кроссинговер). Одновременно разрушается ядерная оболочка и начинает формироваться веретено деления. Следующая стадия — метафаза I, когда биваленты (спаренные хромосомы) прикрепляются к нитям веретена деления и расходятся к противоположным полюсам клетки. При этом происходит обмен участками между гомологичными хромосомами (конъюгация). Затем наступает анафаза I, когда биваленты выстраиваются посередине клетки. Затем идет телофаза I, в которой образуются 2 дочерние клетки. Далее каждая образовавшаяся клетка вступает в интерфазу II, в которой, как и в любой интерфазе, происходит удвоение ДНК. Далее профаза II, когда начинает образовываться веретено деления, потом метафаза II, когда хроматиды выстраиваются посередине (по «экватору») клетки. Затем следует анафаза II, когда каждая хроматида делится на 2 хромосомы, и каждая хромосома отходит к своему полюсу клетки. В итоге, в телофа-
зе II получается 4 клетки с диплоидным (одинарным) набором хромосом.

II. Найдите ошибки в таблице. (8 баллов)

Фаза

Мейоз I

Мейоз II

Интер-

2nlc – 2n2с

. 2х 1n2с

Про-

1n4с

2x2nlc

Мета

2n4с

2 х 1n2с

Ана-

2n2с

2х 1n2с

Тело-

2 х 1n2с

4х 1n2с

III.        Найдите ошибки в схеме митоза. (2 балла)

2nlc — 2n2с — 2n4с — 2 х 2n1с

  1. Сравните биологический смысл митоза и мейоза. (5 баллов)

V. Заполните таблицу. (10 баллов)

Формы размножения организмов

Примеры живых организмов

Какие клетки участвуют

Генетическая информация

Набор хромосом

не изменяется

изменяется

n

одинарный (гаплоидный)

2n двойной (диплоидный)

Бесполое

Половое

Вариант 4

Максимальное количество баллов — 41

I. Найти ошибки в тексте. (9 баллов)

Еще Рудольф Вирхов провозгласил, что новая клетка может появиться только в результате деления старой. Таким образом, в основе любого вида размножения лежит деление клеток. Вид клеточного деления, в ходе которого образуются половые клетки, называется митозом; в противоположность мейозу — способу образования клеток соматических. Первая стадия митоза называется профазой («про» значит «начало»), за ней следует интерфаза («интер» в пер. с лат. — «середина»); далее метафаза («мета» в пер. с греч. — «между»), затем следует телофаза («телиум» значит «расслоение, слой»). И, наконец, последняя фаза назывется анафазой от греч. «строить». В результате деления соматической клетки получаются точные копии материнской клетки (клоны), тогда как в результате образования половой клетки количество ДНК в гамете в 2 раза меньше, чем в исходной клетке.

II.Сравните половое и бесполое размножение по следующим параметрам: А) какие клетки участвуют; Б) каким организмам присущи; в) биологический смысл. (10 баллов)

Ш.Определите, верно или нет данное суждение. (10 баллов)

  1. Биологический смысл бесполого размножения — быстрое увеличение количества особей вида.
  2. Точные копии материнского организма называются клоны.
  3. Гаметы — это половые клетки.
  4. Партеногенез - это способ полового размножения.
  5. При изогамии обе гаметы имеют жгутики.
  6. При изогамии обе гаметы имеют одинаковые размеры.
  7. При гетерогамии одна из гамет не имеет жгутика.
  8. Споры — это специализированные гаметы.

9. Способ образования половых клеток называется митозом.
10. Стадия клеточного цикла, во время которой удваивается ДНК, называется профазой.

IV.  Найдите ошибки в таблице.      (12 баллов)

Фаза (в порядке следования)

Мейоз I

Мейоз II

Мета

2n2с – 2n4с

2х2n2с

Про-

1n4с

2х2n1с

Интер-

2n4с

2 х1n2с

Ана-

2nlc

2х2n2с

Тело-

2 х 1п2с

4х lnlc

Вариант 5

Максимальное количество баллов 59

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

I. В чем биологический смысл каждого из трех типов размножения (половое, бесполое, вегетативное)? (6 баллов)

II. Заполните таблицу, подставив в соответствующие графы цифры подходящих определений. (28 баллов)

Фаза

Митоз

Мейоз I

Мейоз II

Интер-

Про-

Мета

Ана-

Тело-

Определения (состояние на конец фазы):

  1. Удвоение хромосом (синтез ДНК)
  2. Хромосомы (состоящие из двух хроматид) выстраиваются по экватору клетки.
  3. Биваленты (состоящие из четырех хроматид) выстраиваются по экватору клетки.
  4. Конъюгация гомологичных хромосом.
  5. Кроссинговер (обмен участками).
  6. К полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из 2-х хроматид (т. е. 2-х молекул ДН К).
  7. К полюсам клетки расходятся хроматиды (т.е. хромосома делится на 2 хроматиды, которые расходятся).
  8. Образуются 2 новые клетки.
  9. Образуется веретено деления.
  1. Разрушается (исчезает) оболочка ядра.
  2. Разрушается веретено деления.
  3. Образуется 2 клетки, каждая из которых содержит двойной (диплоидный) набор хромосом.
  4. Образуется 2 клетки, каждая из которых содержит одинарный (гаплоидный) набор хромосом.
  5. Каждая из образовавшихся (дочерних) клеток содержит хромосомы, состоящие из 1-й хроматиды.

III. На основании анализа задания II составьте обобщенную схему «Механика клеточного цикла». Схема должна описывать cобытия, происходящие в каждой фазе любого деления (состояние хромосом, изменения в строении и количестве органоидов, количество ДНК, синтез веществ и т.д.). (10 баллов)

1V.Дайте краткую характеристику амитоза: в каких клетках протекает, в чем отличие от митоза. (5 баллов)

V. И в царстве животных, и в царстве растений наблюдается одна и та же закономерность: низкоорганизованные представители царства имеют 2 стадии в жизненном цикле - половую и бесполую. Однако по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице (от примитивных к более высокоорганизованным представителям) бесполая стадия начинает преобладать над половой, а затем и 2 стадии жизненного цикла сливаются в одну. Попробуйте объяснить эту закономерность. (10 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Отрезок жизни клетки с момента образования до момента смерти или деления называется ____.        
  2. Размножение, при котором новый организм образуется в результате слияния гамет.
  3. Что такое гамета?
  4. Как называется слияние гамет?
  5. Что такое зигота?
  6.  Каков набор хромосом гаметы?
  7. Каков набор хромосом зиготы?
  8. Как называются специализированные клетки для бесполого размножения?
  9. Способ деления клетки, при котором образуются соматические клетки.
  10. Способ деления клетки, при котором образуются половые клетки.
  11. Тип полового размножения, при котором обе гаметы одинаковые.
  12. Размножение, при котором новый организм образуется из неоплодотворенной яйцеклетки, называется ________.
  13. Девственное размножение называется_________.
  14. Тип полового размножения, при котором обе гаметы имеют жгутики, но различаются по размерам.
  15. Вид бесполого размножения у дрожжей и кишечнополостных животных.
  16. Тип полового размножения, при котором одна гамета намного крупнее и не имеет жгутика.
  17. Название крупной безжгутиковой гаметы при оогамии.
  18. Отрезок жизни клетки от интерфазы до телофазы.
  19. Отрезок жизни клетки от профазы до телофазы.
  20. Вид бесполого размножения у растений и губок, при котором новый организм образуется из группы клеток или части тела материнского.
  21. Форма бесполого размножения, при которой у материнского организма формируется вырост, который затем отделяется и превращается в новый организм.
  22. Самый древний вид полового размножения.
  23. Вид полового размножения у инфузорий и бактерий _____________.
  24. Одинарный набор хромосом обозначается п и называется__________
  1. Двойной набор хромосом обозначается 2п и называется________,
  2. Митоз в переводе на русский язык        .
  3. Из какого языка ведет свою историю термин «митоз»?
  1. Мейоз в переводе на русский язык        .
  2. Форма полового размножения, при которой одноклеточные особи временно сближаются, обмениваются частью генетической информации, после чего расходятся        .
  3. Форма бесполого размножения, при которой эмбрион разделяется на несколько частей, из каждой вырастает отдельный организм.
  4. Форма бесполого размножения, при которой тело взрослого животного распадается на несколько частей, и из каждой вырастает новый взрослый организм.
  5. Как называется способ размножения животных, при котором личинка способна к половому размножению?

Тема № 6. СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ. РАЗМНОЖЕНИЕ

Вариант 1

I) 1-да, 2-нет, 3-да, 4-да, 5-да, 6-да, 7-да, 8-нет, 9-да, 10-нет

Вариант 2

I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-нет, 6-нет, 7-нет, 8-нет, 9-нет, 10-нет

Вариант 3

I)        ошибки подчеркнуты:

Способом образования гамет (спор) называют мейоз. Термин I происходит от латинского слова «мейо» — уменьшать. Начинается он, как и митоз, с интерфазы (но интерфазы I), во время которой происходит удвоение (транскрипция) ДНК. В конце интерфазы I каждая хроматида состоит из 2-х хромосом. Затем клетка вступает в профазу I, во время которой гомологичные хромосомы спариваются (т.е. происходит кроссинговер). Одновременно разрушается ядерная оболочка и начинает формироваться веретено деления. Следующая стадия — метафаза I, когда биваленты (спаренные хромосомы) прикрепляются к нитям веретена деления и расходятся к противоположным полюсам клетки. При этом происходит обмен участками между гомологичными хромосомами (конъюгация). Затем наступает анафаза I, когда биваленты выстраиваются посередине клетки. Затем идет телофаза I, в которой образуются 2 дочерние клетки. Далее каждая образовавшаяся клетка вступает в интерфазу II, в которой, как и в любой интерфазе, происходит удвоение ДНК. Далее профаза II, когда начинает образовываться веретено деления, потом метафаза II, когда хроматиды выстраиваются посередине (по «экватору») клетки. Затем следует анафаза II, когда каждая хроматида делится на 2 хромосомы, и каждая хромосома отходит к своему полюсу клетки. В итоге, в телофазе II получается 4 клетки с диплоидным (одинарным) набором хромосом.

II)        правильный вариант заполненной таблицы:

Фаза

Мейоз I

Мейоз II

Интер-

2nlc – 2n2с

2х 1n2с

Про-

1n4с

2xln2c

Мета

1n4с

2xln2c

Ана-

2n2с

2х2n1с

Тело-

2 х 1n2с

4х lnlc

III) правильная схема: 2nlc — 2n2с — 4n1с - 2 х 2nlc

Вариант 4

I) ошибки подчеркнуты:

Еще Рудольф Вирхов провозгласил, что новая клетка может появиться только в результате деления старой. Таким образом, в основе любого вида размножения лежит деление клеток. Вид клеточного деления, в ходе которого образуются половые клетки, называется митозом: в противоположность мейозу — способу образования клеток соматических. Первая стадия митоза называется профазой («про» значит «начало»), за ней следует интерфаза («интер» в переводе с латинского — «середина»): далее метафаза («мета» переводится с греческого как «между»), затем следует телофаза («телиум» значит «расслоение, слой»). И, наконец, последняя фаза назывется анафазой от греческого «строить». В результате деления соматической клетки получаются точные копии материнской клетки (клоны), тогда как в результате образования половой клетки количество ДНК в гамете в 2 раза меньше, чем в исходной клетке.

II)        1-да, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да, 6-да, 7-нет, 8-нет, 9-нет, 10-нет

III)        правильный вариант заполненной таблицы:

Фаза

Мейоз I

Мейоз II

Интер-

2nlc-2n2c

2х 1n2с

Про-

1n4с

2xln2c

Мета

1п4с

2 х 1n2с

Ана-

2n2с

2x2nlc

Тело-

2х 1n2с

4х lnlc

Вариант 5 П)

Фаза

Митоз

Мейоз I

Мейоз II

Интер-

1

1

Про-

9,10

4, 5, 9, 10

9, 10

Мета

2

3,4

2

Ана-

7

6

7

Тело-

8,11,12, 14

8, 11, 13

8, 11, 13, 14



Предварительный просмотр:

Тема № 5  Строение клетки

Вариант 1

Максимальное количество баллов - 63

I. Описать органоиды (рибосомы, комплекс Гольджи) по плану. (16 баллов)

а)        Функции

б)        Строение

в)        Количество в клетке

г)        Химический состав

II. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)

Органоиды

Характеристики

  1. Плазматическая мембрана
  2. Ядро
  3. Митохондрии
  4. Пластиды

5.        Рибосомы
6.ЭПС

  1. Клеточный центр
  2. Комплекс Гольджи
  3. Лизосомы

10.Цитоскелет

11.Жгутики и реснички

A)        Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

B)        Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Немембранные

Ж)Синтез жиров и углеводов

3) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М)Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

III.        Уберите лишнее. (3 балла)

Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка

IV.        Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках. (3 балла)

        +        +        =        

(цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения)

65

V.        Выберите правильный ответ. (5 баллов)

1.        Фотосинтез происходит:

А) в хлоропластах        В) в лейкопластах

Б) в вакуолях        Г) в цитоплазме

2.        Образование РНК происходит:

А) в ЭПС        В) в комплексе Гольджи

Б) в ядре        Г) в цитоплазме

3.        Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержатся:

  1. и рибосомах        В) в цитоплазме
  2. н лиюсомах        Г) в ЭПС

4.        Жиры и углеводы образуются:

А) в рибосомах        В) в вакуолях

Б) в комплексе Гольджи        Г) в цитоплазме

5.        Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
А) в рибосомах        В) в вакуолях

Б) в комплексе Гольджи        Г) в цитоплазме

VI.        Определите, правильно ли данное высказывание (да — нет). (10 баллов)

  1. ЭПС — это часть комплекса Гольджи.
  2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.
  3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.
  4. Цитоскелет выполняет защитную функцию.

5.Включения - это непостоянные образования клетки.

6. Клеточная стенка есть только у растений.

7. У растений нет клеточного центра.

8. Жгутики и реснички различаются по функциям.

9. Облегченная диффузия — это вид активного транспорта.

10. Митохондрии отличаются от пластидов наличием ДНК.

Вариант 2

Максимальное количество баллов — 63

I.        Описать органоиды (митохондрии, клеточный центр) по плану. (16 баллов)

а)        Функции

б)        Строение

в)        Количество в клетке

г)        Химический состав

II.        Распределите   характеристики   соответственно   органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)

Органоиды

Характеристики

1. Плазматическая мембрана

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Пластиды

5. Рибосомы

6. ЭПС

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

9. Лизосомы

10. Цитоскелет

11. Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Немембранные

Ж)Синтез жиров и углеводов

3) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М)Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

С) Есть только у животных

III. Уберите лишнее. (3 балла)

Ядро, митохондрия, комплекс Гольджи, пластиды

IV. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках. (3 балла)

        +        +        =        

(лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты)

67

V.        Выберите правильный ответ. (5 баллов)

1.        Накопление крахмала происходит:-

А) в хлоропластах   Б) в вакуолях       В) в лейкопластах   Г) в цитоплазме

2.        Образование ДНК происходит:

А) в ЭПС    Б) в ядре         В) в комплексе Гольджи         Г) в цитоплазме

3.        Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, синтезируются:

А) на рибосомах   Б) на лизосомах          В) на клеточном центре         Г) на комплексе Гольджи

4.        Жиры и углеводы образуются:

А) в рибосомах           Б) в комплексе Гольджи         В) в вакуолях         Г) в цитоплазме

5.        Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
А) в рибосомах           Б) в комплексе Гольджи         В) в лизосомах           Г) в цитоплазме

VI.        Определите, правильно ли данное высказывание (да — нет) (10 баллов)

  1. Комплекс Гольджи — это часть ЭПС.
  2. Рибосомы образуются в ядре.
  3. ЭПС всегда покрыта рибосомами.
  4. Цитоскелет состоит из сократительных белков.
  5. Включения — это постоянные образования клетки.
    6. Клеточной стенки нет только у животных.
  1. У растений нет клеточного центра.
  2. Жгутики и реснички не различаются по функциям.

9.Канальные белки обеспечивают активный транспорт.
10. Пластиды отличаются от митохондрий наличием ДНК.

Вариант 3

Максимальное количество баллов — 63

I. Описать органоиды (ядро, лизосома) по плану. (16 баллов)

а)        Функции   б) Строение в)Количество в клетке г) Химический состав

П. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)

Органоиды

Характеристики

  1. Плазматическая мембрана
  1. Ядро
  2. Митохондрии
  3. Пластиды
  4. Рибосомы
  5. ЭПС
  6. Клеточный центр
  7. Комплекс Гольджи
  8. Лизосомы
  1. Цитоскелет
  2. Жгутики и реснички

A)        Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение
реакций в клетке

Б) Синтез белка

B)        Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Немембранные

Ж)Синтез жиров и углеводов

3) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М)Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

C)        Есть только у животных

III. Уберите лишнее. (3 балла)

Плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрия, комплекс Гольджи, лизосома

IV. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках. (3 балла)

        +        +        =        

 (кристы,  митохондрия, внутренняя мембрана,  наружная мембрана)

Выберите правильный ответ. (5 баллов)

1.        Хемосинтез происходит:

А) в хлоропластах   Б) в вакуолях           В) в лейкопластах    Г) в цитоплазме

2.        Образование РНК НЕ происходит в:

А) в ЭПС      Б) в ядре          В) в митохондрии         Г) в хлоропласте

3.        Рибосомы состоят:

А) из РНК и белков Б) из РНК, белков и липидов  В) из ДНК и белков Г) из белков и липидов

  1. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?
    А)лейкопласты   Б) хлоропласты          В)хромопласты       Г) все пластиды
  2. Крупные частицы попадают в клетку путем:
    А) пиноцитоза       Б) диффузии        В) фагоцитоза        Г) облегченной диффузии

VI.        Определите, правильно ли данное высказывание (да нет).
(10 баллов)

  1. Рибосома состоит из двух субъединиц.
  2. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов —  фотосинтез.
  3. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.
  4. Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца.
  5. Органоиды — это непостоянные образования клетки.
  6. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.
  7. У прокариотов нет оформленного ядра.
  8. Жгутики и реснички различаются по длине.
  9. Пиноцитоз — это вид эндоцитоза.

10. Митохондрии сходны с пластидами наличием собственных рибосом.

Вариант 4

                          Максимальное количество баллов 63

  I. Описать органоиды (ЭПС, пластиды) по плану. (16 баллов)

  а) Функции    б) Строение   в) Количество в клетке   г) Химический состав

П. Распределите   характеристики   соответственно   органоидам  клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам  органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)

               Органоиды

Характеристики

  1. Плазматическая мембрана

 2. Ядро

 3. Митохондрии

 4. Пластиды

 5. Рибосомы

  6. эпс

7. Клеточный центр

  8. Комплекс Гольджи

  9. Лизосомы

10. Цитоскелет

 11. Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Немембранные

Ж) Синтез жиров и углеводов

3) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М)Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

С) Есть только у животных

III. Уберите лишнее. (3 балла)

Оболочка, гиалоплазма, органоиды, цитоплазма, включения

  1. Заполните пробелы,  пользуясь подсказками в скобках. (3 балла)

        +        +        =        

 (ДНК, пластиды, две мембраны, рибосомы)

V. Выберите правильный ответ. (5 баллов)

1.        К прокариотам относятся:

А) бактерии        В) растения

Б) грибы        Г) животные        .

2.        Образование белка не происходит:

А) в митохондриях        В) в пластидах

Б) в ядре        Г) в рибосомах

3.        Клеточная стенка грибов состоит:

А) из мурей на        В) из целлюлозы

Б) из хитина        Г)из крахмала

  1. Какие вещества не входят в состав клеточной оболочки?
    А) белки        В) нуклеиновые кислоты
    Б) липиды        Г) углеводы
  2. Митохондрия по строению отличается от ядра наличием:
    А) двух мембран        В) РНК

Б) ДНК        Г) рибосом

VI. Определите, правильно ли данное высказывание (да нет). (10 баллов)

  1. Клетки животных не имеют клеточной стенки.
  2. Клеточная стенка бактерий состоит из целлюлозы.
  3. Растения, животные и грибы относятся к эукариотам.
  4. Органоиды — это постоянные образования.
  5. Пиноцитоз - это вид фагоцитоза.
  6. Плазмалемма состоит из двух слоев липидов.
  7. Рибосомы клетки крупнее рибосом митохондрии.
  8. Молекула ДНК эукариотов имеет форму кольца.
  9. Пластиды различаются по функциям.

10. Митохондрии, в отличие от пластидов, способны самостоятельно делиться, независимо от деления клетки.

Вариант 5

Максимальное количество баллов 85 ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

I. Нарисуйте схему строения животной или растительной клетки в виде топографической карты, подпишите структурные элементы. (10 баллов)

II. Составьте путеводитель по карте-схеме клетки, с кратким описанием для каждого структурного элемента: какие вещества там можно найти, какие процессы можно наблюдать, особенности структуры и т.п. (30 баллов)

III. Заполните таблицу «Строение эукариотической клетки». (20 баллов)

Структурный элемент клетки

Химический состав

Особенности строения

Функции, разновидности (если есть)

Количество в клетке

IV. Назовите отличия активного и пассивного транспорта веществ через мембрану. (3 балла)

V. Найдите черты сходства (помимо сходства в строении) у всех. (15 баллов)

  1. Немембранных органоидов
  2. Одномембранных органоидов
  3. Двумембранных органоидов
  1. Напишите памятку: «Как отличить клетку Прокариота от клетки Эукариота». Укажите не менее 5-ти отличий. (7 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Как называется жидкая часть цитоплазмы?
  2. Как называются постоянные образования клетки?
  3. Как называются непостоянные образования клетки?
  4. На какие группы можно разделить органоиды по строению?
  5. Перечислите немембранные органоиды.
  6. Перечислите 1-мембранные органоиды.
  7. Перечислите 2-мембранные органоиды.
  8. Назовите функции плазмалеммы.
  9. Сколько слоев липидов входит в состав мембраны?
  1. У какой группы живых организмов нет клеточной стенки?
  2. Из какого вещества состоит клеточная стенка растений?
  3. Из какого вещества состоит клеточная стенка грибов?
  4. Из какого вещества состоит клеточная стенка бактерий?
  5. Какие группы живых организмов относятся к эукариотам?
  6. Какие группы живых организмов относятся к прокариотам?
  7. Какие органоиды есть у прокариотов?
  1. Каких органоидов нет у прокариотов?
  2. Назовите функции ядра.
  3. Назовите функции митохондрий.
  4. Что общего в строении у митохондрий и ядра?
  5. Чем различаются по строению митохондрии и ядро?
  6. Что общего у митохондрий и бактерий?
  7. Назовите функции ЭПС.
  8. Что у бактерий выполняет функции ЭПС?
  9. Назовите функции лизосом.
  10. Назовите функции рибосом.
  11. Что такое шероховатая ЭПС?
  1. Назовите функции комплекса Гольджи.
  2. Какие органоиды есть только у животных?
  3. Какой части клетки нет только у животных?
  4. Назовите функции клеточного центра.
  5. Какие органоиды есть только у растений?
  6. Назовите функции вакуолей у растений.
  7. У каких еще организмов бывают вакуоли?
  8. Назовите виды вакуолей у простейших.
  9. Назовите функции пищеварительной вакуоли.
  1. Назовите функции сократительной вакуоли.
  2. Назовите виды пластидов.
  3. Назовите функции хлоропластов.
  1. Назовите функции хромопластов.
  2. Назовите функции лейкопластов.
  3. Назовите 2 общих черты строения пластидов, митохондрий и ядра.
  4. Назовите функции жгутиков.
  5. Назовите функции ресничек.
  6. Каковы отличия по движению жгутиков и ресничек?
  7. Чем по строению отличаются жгутики эукариот и прокариот?
  8. Назовите функции пероксисом.
  9. Назовите виды транспорта веществ через мембрану.
  10. Дайте определение активного транспорта.
  11. Дайте определениепассивного транспорта.
  12. Назовите виды эндоцитоза.
  13. Что такое пиноцитоз?
  14. Что такое фагоцитоз?
  15. Дайте определение понятию «осмос».

Тема № 5. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Вариант 1

II) 1- О, И; 2- Д, 3, Н; 3- 3, К, Н; 4- В, 3, К, Н, Р; 5- Б, Е; 6- А, И; 7- Е, П, С; 8- Ж, И; 9- И, Л; 10- Г, Е, М; 11- Е, М; III) ли-зосомы; IV) А) гиалоплазма + органоиды + включения = цитоплазма; V) 1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 г; VI) 1 нет, 2 да, 3 да, 4 нет, 5 да, 6 нет,

7        да, 8 да, 9 нет, 10 нет

Вариант 2

II) 1- О, И; 2- Д, 3, Н; 3- 3, К, Н; 4- В, 3, К, Н, Р; 5- Б, Е; 6- А, И; 7- Е, П, С; 8- Ж, И; 9- И, Л; 10- Г, Е, М; 11- Е, М; III) комплекс Гольджи; IV) А) лейкопласты + хромопласты + хлороп-ласты = пластиды; V) 1 г, 2 б, 3 а, 4 б, 5 г; VI) 1 да, 2 да, 3 нет, 4 да, 5 нет, 6 да, 7 да, 8 нет, 9 да, 10 нет

Вариант 3

II) 1- О, И; 2- Д, 3, Н; 3- 3, К, Н; 4- В, 3, К, Н, Р; 5- Б, Е; 6- А, И; 7- Е, П, С; 8- Ж, И; 9- И, Л; 10- Г, Е, М; 11- Е, М; III) митохондрии; IV) А) кристы + внутренняя мембрана + наружная мембрана = митохондрия; V) 1 г, 2 а, 3 а, 4 б, 5 в; VI) 1 да, 2 нет, 3 нет, 4 да, 5 нет, 6 да, 7 да, 8 да, 9 да, 10 да

Вариант 4

II) 1- О, И; 2- Д, 3, Н; 3- 3, К, Н; 4- В, 3, К, Н, Р; 5- Б, Е; 6- А, И; 7- Е, П, С; 8- Ж, И; 9- И, Л; 10- Г, Е, М; 11- Е, М; III) цитоплазма; IV) А) ДНК + 2 мембраны + рибосомы = пластиды; V) 1 а, 2 б, 3 б, 4 в, 5 г; VI) 1 да, 2 нет, 3 да,'4 да, 5 нет, 6 да, 7 да,

8        нет, 9 да, 10 нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест уровень самооценки

тест уровень самооценки....

Тесты по биологии для 9 класса к теме "Введение в биологию. Молекулярный уровень"

Различные варианты тестовых заданий по биологии 9 класс к теме "Введение в биологию, молеклярный уровень", учебник Криксунова, Каменского....

Итоговый тест для учащихся 8 класса(уровень Intermediate)

Тест содержит задания на словообразование, определение гамматических структур,использование фразовых глаголов...

Тренировочный тест для подготовки к итоговой аттестации учащихся 4 класса ( повышенный уровень)

Работа рассчитана на учащихся, изучающих язык  по углубленной программе. В работе даются задания по чтению, лексике, грамматике. Говорению и письму. Цель работы помочь ученику успешно подготовить...

Тест по теме: "Уровень конфликтности личности".

Тест для учащихся: "Уровень конфликтности личности"....

Тест на общий уровень знаний по французскому языку (уровень А2)

Тест для определения уровня по французскому языку, расчитан на уровень A2...