Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ (результаты работы в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» г. Москва)
статья по биологии на тему

Чердонова Вероника Александровна

В статье описывается опыт реализации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе, а также проведенные мероприятия  и результаты работы в рамках экспериментальной площадки за 2013-2014 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_cherdonova_v.a.-2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Чердонова Вероника Александровна (Cherdonova Veronika Alexandrovna),

кандидат биологических наук, учитель биологии и географии

ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида, г. Улан-Удэ

Реализация научно-исследовательской и проектной  деятельности в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ (результаты работы в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» г. Москва)

Аннотация: В статье описывается опыт реализации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе, а также проведенные мероприятия  и результаты работы в рамках экспериментальной площадки за 2013-2014 учебный год.

Ключевые слова: проект, исследование, воспитанники, реабилитация, социализация.

Keywords: project, research,pupil,rehabilitation,socialization.

Детям-инвалидам, а также слабовидящим школьникам приходится «держать экзамен в жизни» наряду со зрячими детьми, а также превосходить их  по многим параметрам для того, чтобы быть на одной ступени со здоровыми детьми и конкурировать с ними. Понимая это, в нашей школе педагоги стремятся к творческой реализации своих воспитанников. Творчество – великая сила, заложенная в человеке, способная строить или разрушать. Ее результатом являются все достижения человечества и достояния человеческой культуры.  Задача человека – овладеть этой мощной стихийной силой и тогда – он на коне. Но она же способна подмять под себя и раздавить человека [1].

Наша школа является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования г. Москвы, работающего по теме «Развитие творческого потенциала детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации».

Цель работы экспериментальной площадки в нашей школе-  создание условий по развитию творческого потенциала воспитанников с нарушениями зрения на основе конкурентной среды конкурсов, организация совместной творческой работы родителей, воспитанников и педагогического коллектива  -как условие для эффективной коррекции и реабилитации  учащихся.

В рамках данной работы, в школе проводятся конкурсы, в том числе- на эколого-биологические темы, так как мы живем в удивительном и красивейшем месте России, где завораживают величавые горы, удивительные степные пейзажи, безграничные просторы и конечно, наша жемчужина-озеро Байкал.

Так, за 2013-2014 учебный год, были проведены следующие конкурсы: «Сказки Матушки-природы»-где воспитанники сочиняли собственные произведения (сказки), в которых отражались биолого-экологические закономерности природы, в том числе, родного края. Обязательным условием конкурса являлась творческая поделка-рисунок, аппликация и др., которая бы отражала суть сказки. Воспитанники и их родители приняли активное участие  в конкурсе. Лучшие работы опубликованы в школьном методическом издании.

В феврале 2014 года был проведен школьный конкурс «Вторая жизнь Хлама». В данном конкурсе приняли участие 80% воспитанников школы и педагогического состава. Такой отклик получил данный конкурс в силу того, что каждый педагог, воспитанник и его родители, в совместном творчестве, смогли проявить свою фантазию, «включить» творческое начало для того, чтобы превратить ненужный бытовой мусор в произведение искусства, либо применить мусор в прикладном качестве. По результатам конкурса, были определены лучшие работы по номинациям, воспитанники и педагогический коллектив был награжден дипломами и грамотами. Конкурсными работами были украшены стены нашей школы, некоторые работы используются практически- настольная лампа, выполненная из старых ниток, украшенная бусинами и др. отходами; стул воспитателя, который получил свою вторую жизнь.

В марте 2014 года проведен конкурс «Красная Пасха». Воспитанники, родители и педагогический коллектив смогли применить свои знания и умения при выполнении поделок к Пасхе- многие работы- коллажи, поделки, рисунки, мозаика и др., были выполнены в различных художественных технологиях.

В мае 2014 года проведен школьный конкурс «Лучшее портфолио воспитанника». Каждый воспитанник нашей школы, в совместной работе с родителями, составлял свое творческое портфолио. Данный конкурс способствовал систематизации достижений воспитанников, повышению их самооценки, осмыслению себя и своих приоритетов. Совместная деятельность воспитанник-педагог-родитель способствует взаимопониманию, сплочению и их творческому выражению.  Определены победители конкурса. В сентябре следующего учебного года, пройдет школьная конференция, где лучшие воспитанники смогут презентовать свою презентацию-портфолио своим друзьям. Каждому из победителей будет присуждена номинация. Данная конференция будет способствовать выработке умений донести свой материал до публики, умению держаться на публике, анализировать материал.

С 9-16 июня 2014 года  педагогический коллектив нашей школы участвовал в семинаре, проводимого в рамках деятельности экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме: «Развитие творческой активности детей с нарушениями зрения как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации». Каждый педагог смог оценить свою творческую активность, способность к нестимулированному извне порождению идей и способности к творческой самореализации. Были выявлены сильные и слабые стороны его деятельности, заложена мотивация на творческую активность-ведь все начинается с заинтересованного педагога!  Определены дальнейшие индивидуальные планы и задачи для выполнения темы работы; научным руководителем нашей экспериментальной площадки- Максимовой С.В., к.псих.наук, проведены познавательные тренинги, обучающие круглые столы и семинары. Также все педагоги смогли разработать свое творческое портфолио-как результат не только педагогической работы, но и творческой жизни человека [2].

По результатам работы в рамках экспериментальной площадки опубликовано 6 научно-методических статей, тиражировано школьное методическое издание. Педагоги школы приняли участие в 7 конференциях регионального, российского и международного уровня.

Наряду с конкурсными мероприятиями, школа реализует научно-исследовательскую и проектную  деятельность, в частности, реализуется уникальная научно-исследовательская биолого-экологическая программа  «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ» [3]. Воспитанники наряду с состоявшимися учеными и специалистами проводят научную работу на площадках постоянного наблюдения за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ, что способствует выработке интереса к научно-исследовательской работе, вовлекает учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, способствует раннему определению в выборе будущей профессии.

Со следующего учебного года, в школе запланировано введение нового проекта- «Мульттерапия-как средство социализации и реабилитации детей с ОВЗ через развитие их творческой активности».

В данном проекте вижу большую перспективу по творческой реализации наших воспитанников, их реабилитации-начиная от использования элементов анимационной техники на уроках, заканчивая занятиями по мульттерапии.

Список литературы:

  1. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? М. Рукопись книги. 2013г.
  2. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся: методическое пособие, программа, тематическое планирование/М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.-120с.
  3. Чердонова В.А. Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ:авторская научно-исследовательская биолого-экологическая программа/Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2013.-32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»

Отчетоб итогах работы  в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...

Результаты работы воспитанников ГКОО СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ по научно-исследовательской эколого-биологической программе «Экологический мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ»

В статье рассмотрены основные результаты работы воспитанников по авторской эколого-биологической Программе "Мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ"...

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «МОНИТОРИНГ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА УЛАН-УДЭ» В ГКОУ СКОШИ №62 III-IV ВИДА.

В школе реализуется уникальная Программа  мониторинга за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ. Научно-исследовательская работа по Программе   способствует правильной  расс...

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.

Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида в Бурятии....

Деятельность учителя по реализации научно-исследовательского и проектного методов обучения в рамках изучения физической культуры.

Данная презентация содержит материал по реализации проектного метода на уроках физической культуры....

: «Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках экспериментальной площадки проекта «Мир профессий нефтегазохимического комплекса»

Методическая разработка содержит модель организации внеурочной работы по биологии в рамках экспериментальной площадки КНИТУ. В работе раскрывается система общешкольной работы, формы и виды проектных р...