Программа воспитания экологической культуры
материал по биологии (6 класс) на тему

Чердонова Вероника Александровна

Программа воспитания экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Учитель биологии и географии, к.б.н. : Чердонова В.А.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  1. Пояснительная записка

Нормативно – правовой и документальной основой программы  формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся являются:

1.Закон «Об Образовании».

2.Устав образовательного учреждения.

3.Типовое положение ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида.

4.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и  воспитания в специальных школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.;

5.Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта — комплексная программа формирования у слепых и слабовидящих обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности слепых и слабовидящих обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья слепых и слабовидящих детей:

• неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

       Настоящая программа реализуется с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей школьного возраста, опираясь на зону актуального развития. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.

Принципы, которые легли в основу создания  программы:

  1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей слепых и слабовидящих школьников предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником.
  2. Учет  возрастных особенностей слепых и слабовидящих обучающихся;
  3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.
  5. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
  6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации слепого и слабовидящего  ребенка к условиям школы
  7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

Наиболее эффективным путём формирования осознания ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации слепого и слабовидящего ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у слепых и слабовидящих детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

 Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.

          Цель программы - развитие экологической культуры младшего школьника как качества личности, сохранение, поддержание и укрепление здоровья, в том числе, нарушенного зрения, сохранных анализаторов слабовидящих обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка, развитию пространственно-ориентировочных адаптационных механизмов, саморазвитию и самовыражению.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение; охрана, лечение и развитие зрения.

 

Задачи программы:

-формировать основы экологической культуры через освоение обучающимися элементарных экологических знаний, понимания, что природа является источником жизни и красоты на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; обогащение нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождѐнных общением с природой;

-формировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе: о факторах риска по ухудшению (потери) зрения при определенных глазных болезнях (физические нагрузки, нерегламентированный зрительный труд, обострение хронических заболеваний), о роли оптической коррекции для охраны и поддержания зрения, о роли занятий физической культурой в развитии зрения; о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-дать представление с учѐтом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

-формировать позитивное отношение к охране, лечению, развитию нарушенного зрения, к освоению умений и навыков гигиены зрения, совершенствованию умений и навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки на основе нарушенного зрения;

-расширять и обогащать представления, формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

-научить школьников выполнять правила личной гигиены, гигиены глаз и использования оптической коррекции; основам регламентации и организации зрительного труда; развить готовность самостоятельно поддерживать своѐ здоровье;

-формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах для зрения;

-формировать представление о рациональной организации режима дня, учѐбы и отдыха, зрительного труда и отдыха для глаз, двигательной активности, о месте упражнений для глаз в режиме дня, научить ребѐнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, включать в него упражнения для глаз разной направленности (с целью профилактики и или снятия зрительного утомления; развития моторного компонента зрения; улучшения питания глаз);

-формировать представление о некоторых опасных ситуациях (в быту, на улице и др.);

-обучать способам безопасного поведения в различных видах деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной и др.), формировать компенсаторные способы безопасного выполнения орудийных, предметных действий, безопасного передвижения с преодолением естественных и искусственно созданных препятствий;

-формировать знания о факторах риска по ухудшению (потере) зрения; формировать знания и умения осторожного и деликатного обращения с животными;

обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

-формировать навыки позитивного общения;

-научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-формировать потребность ребѐнка безбоязненно обращаться к врачу и окружающим по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

II.Этапы организации работы образовательного учреждения по реализации программы

Работа по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их зрительным нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации проводимой и необходимой для реализации программы просветительской работы образовательного учреждения с обучающимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных и зрительных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы по данному направлению.

1. Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:

• лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями) включает:

• проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

III. Основные направления, формы и методы реализации программы

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно-исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.

Основные направления по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

- создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры   образовательного учреждения;

- организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

-организация работы с родителями (законными представителями);

- организация лечебно-профилактической работы.

         Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение экологической культуры слабовидящих обучающихся, соблюдение здорового и безопасного образа жизни требует:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям, особым образовательным потребностям слепых и  слабовидящих обучающихся;

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

соблюдение офтальмо-гигиенических требований к организации учебной, трудовой, бытовой, внеурочной деятельности слепых и  слабовидящих обучающихся;

- соблюдение временного регламента непрерывной зрительной нагрузки в учебной деятельности  слабовидящего обучающегося в соответствии с клиническими формами нарушения зрения;

- соответствие опто-физических характеристик учебников, тетрадей и др. зрительным различительным возможностям обучающихся, соблюдение норм освещения рабочей зоны слабовидящего, требования к безнаклонному письму, расположение визуального материала на подставке на уровне глаз, рассаживание на уроках в соответствии со степенью и характером зрения и др.;

- осуществление контроля за самочувствием каждого ребѐнка, его психоэмоциональным состоянием;

- строгое соблюдение всех требований (в том числе офтальмо-гигиенических) к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований  к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки 

       

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.

Работа с родителями (законными представителями) включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, на сохранность зрения;

- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

- пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Планируемые результаты

Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, к своему зрению, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей  деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа с родителями по проведению соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"

    Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска.     Воспитание экологической культуры...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...