Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologicheskoe_kraevedenie.docx65.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГАММА

ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС.

Составитель: Кириллова О.П.,

учитель биологии

МБОУ СОШ № 11 Александровского района

2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГАММА ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


        Рабочая программа по биологическому краеведению для 5 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г. Основой программы являются рекомендации Т.А.Ловковой и Н.П.Тихоновой: Т. А. Ловкова, Н. П. Тихонова. Краеведческий модуль в преподавании биологии. Владимир: Городской  информационно-методический центр.2009.96 с.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 34 часа (1 час в неделю) из регионального компонента.
        Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Владимирской области.
        Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Владимирской области.
         Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем  на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.
         Цель:
Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.

         Задачи:
1.Ознакомление  с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области, районе.
2.Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в стране, области, районе.
3.Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах животных, растений, грибов, лишайников. 4.Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС»

          Курс «Биологическое краеведение» раскрывает многообразие живой природы родного края (на примере Владимирской  области), особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну данной области.

         Изучение данного курса  по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

       Для изучения курса «Биологическое краеведение» в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

       Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг  другу, поскольку культура включает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и  соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической. Поскольку само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологического краеведения играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

       Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

       В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

       Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

       Курс в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

       Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

       Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

  1. формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметные результаты:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • - объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране, области
  • - объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области
  • - определять по гербариям древесные  и кустарниковые породы растений, травянистые растения
  • - сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп  по одному или нескольким предложенным критериям
  • - оформлять результаты экскурсий
  • - формулировать  выводы на основе собранного материала
  • - давать характеристику растениям разных систематических групп
  • - прогнозировать последствия воздействия  антропогенных факторов на биологическое разнообразие  области
  • - применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
  • - использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)

Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Владимирской области. Природные условия и причины биологического разнообразия Владимирской  области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».

Тема 2. Флора Владимирской области (10 часов)
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Владимирской области. Ботанико-географические подрайоны Владимирской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края]. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Владимирской области.
Практические работы:
1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.


Тема3. Грибы и лишайники (2 часа)
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
Тема 4. Фауна Владимирской области(8 часов)
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Владимирской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края]. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практическая работа: «Изучение следов жизнедеятельности животных»

Тема 5.Организм и среда (5 часов)
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Владимирской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.

Тема 6.Охрана природы родного края (5 часов)
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.
Охраняемые территории Владимирской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Экскурсия «Весенние явления в природе».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата по плану

Дата фактич. проведения урока

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Деятельность учащихся

   Универсальные

   учебные действия

    (УУД)

1

Введение в биологическое краеведение.

Предмет биологического краеведения. Исторический обзор.

Слушают учителя. Работают в тетради.

Познавательные УУД:

- умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

- понимание роли человека как жителя конкретного региона, страны, планеты Земля.

-формирование элементов экологической культуры.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

2

Методы исследования. Феносигналы.

Слушают учителя. Выступают с короткими сообщениями по теме.

Работают с измерительными приборами.

Познавательные УУД:

- умение проводить элементарные измерения;

 -умение работать с различными источниками информации.

 Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД;

 умение воспринимать информацию на слух.

3

Понятие о биоиндикации.

Работают с текстом учебника. Составляют схему «Царства живого» и план параграфа.

Познавательные УУД:

- умение давать определения понятиям, классифицировать объекты;

- умение переводить информацию из одного вида в другой (текст в схему).

 Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

-  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- формирование научного мировоззрения на основе знаний об отличительных признаках живого и неживого.

Регулятивные УУД:

-  умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

 умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4

Экскурсия «Природа родного края и методы ее исследования». 

Работают с текстом учебника и дополнительной информацией. Представляют устные сообщения о средах обитания организмов.

Познавателъные УУД:

- умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям;

 - развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение применять полученные на уроке знания на практике;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;

- эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

-  умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

5

Тема 2. Флора родного края.

Разнообразие растений. Флора. Зональность.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Познавательные УУД:

- умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение применять полученные на уроке знания на практике;

- формирование элементов экологической культуры.

Регулятивные УУД:

- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

6

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папортникообразные.

Работают в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, составляют отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

Познавательные УУД:

- формирование интереса к изучаемому предмету;

- умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Личностные УУД. 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение применять полученные на уроке знания на практике;

- формирование элементов экологической культуры.

Регулятивные УУД. 

- умение организовать свою деятельность по зданию учителя (поставить цель, составить план действий, соотнести результат работы с ее целью.)

Коммуникативные УУД:

- умение работать в составе творческих групп.

7

Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Знакомятся с увеличительными приборами.  Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Познавательные УУД: 

- овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное;

- приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

- умение применять полученные на уроке знания на практике;

- формирование познавательное мотива на основе интереса к работе с новым оборудованием;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

8

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, презентацией учителя и микропрепаратами.

Познавательные УУД: 

- овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное;

- умение работать с приборами.

Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9

Ядовитые растения.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Познавательные УУД: 

- овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

- приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий по инструктивной карте и оформлять результаты работы;

- развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

10

Лекарственные растения.

Практическая работа № 1. «Изучение лекарственных трав края по гербарным экземплярам».

Работают с текстом учебника. Наблюдают за опытами, демонстрируемыми учителем, обсуждают их результаты.

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД6

- умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-  умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

11

Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки.

Работают с текстом учебника. Наблюдают за опытами, демонстрируемыми учителем, обсуждают их результаты.

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД6

- умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-  умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

12

Структура Красной книги.

Наблюдают за экспериментами по изучению процессов жизнедеятельности клетки, объясняют их результаты. Наблюдают за движением цитоплазмы в клетке.

Познавательные УУД:

- умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

-умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: 

-умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

13

Практическая работа № 2. «Деревья и кустарники в осеннее – зимний период».

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Познавательные УУД:

- умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

-умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: 

- умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

14

Обобщающий урок по теме «Флора родного края».

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД:

- понимание смысла своей деятельности;

- понимание единства живого мира;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. 

- умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД.

- умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

15

Тема 3. Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение.

Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- отработка навыков работы с приборами и микропрепаратами.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- понимание единства живого мира;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. 

- умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД.

- умение слушать учителя, высказывать свое мнение

16

Лишайники.

Работают с учебником, тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- отработка навыков работы с приборами и микропрепаратами

Личностные УУД. 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение применять полученные на уроке знания на практике;

- формирование элементов экологической культуры;

- формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. 

- умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД.

- умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

17

Тема 4. Фауна родного края.

Разнообразие животных. Фауна. Зональность.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, презентацией учителя.

Познавательные УУД. 

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- формирование научного мировоззрения на основе изучения строения бактерий;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: 

-умение организовать выполнение заданий учителя.

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

- умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

18

Разнообразие животных. Беспозвоночные.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками при обсуждении.

Познавательные УУД. 

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- формирование познавательной самостоятельности и мотивация на изучение объектов природы;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: 

-умение организовать выполнение заданий учителя.

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

- умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

19

Разнообразие животных. Позвоночные.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками при обсуждении.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя.

- развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

20

Птицы и млекопитающие нашего края.

Практическая работа № 3. «Изучение следов жизнедеятельности этих животных».

Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Работают с муляжами.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу;

- умения оказать первую помощь при отравлении грибами.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья;

- формирование элементов экологической культуры.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

21

Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Познавательные УУД: у

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

- умение анализировать, сравнивать, находить черты сходства и различия изучаемых объектов. Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

-умение организовать выполнение заданий по инструктивной карте;

- развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

22

Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками при обсуждении

Познавательные УУД: у

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

- умение анализировать, сравнивать, находить черты сходства и различия изучаемых объектов. Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья;

- формирование познавательной самостоятельности и мотивация на изучение объектов природы.

Регулятивные УУД: 

-умение организовать выполнение заданий по инструктивной карте;

- развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

23

Охраняемые животные нашего края.

Работают с учебником,  тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: 

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей

24

Обобщающий урок по теме «Фауна родного края».

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Познавательные УУД:

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Личностные УУД. 

- понимание смысла своей деятельности;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;

-  эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.

-умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

25

Тема 5. Организм и среда.

Экологические факторы и среда обитания.

Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

-  отработка навыков работы с приборами и микропрепаратами.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

26

Природные сообщества.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, гербариями, натуральными объектами.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья;

- формирование элементов экологической культуры.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

27

Наземные природные сообщества.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья;

- формирование научного мировоззрения на основе сравнения низших и высших растений.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

28

Водные природные сообщества.

Работают с текстом учебника, гербариями и микропрепаратами.  Выполняют лабораторную работу.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

29

Смена природных  сообществ.

Работают с текстом учебника, гербариями, микропрепаратами. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

30

Тема 6. Охрана природы родного края.

Система охраны природы. Виды охраняемых территорий.

Работают с текстом учебника, гербариями.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение работать в составе творческих групп.

31

Охраняемые территории Владимирской области.

Работают с текстом учебника.

Познавательные УУД: 

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: 

- понимание смысла своей деятельности;

- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: 

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: 

- умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

32

Экскурсия «Весенние явления в природе».

Работают с текстом учебника , тетрадью, дополнительной информацией.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя.

33

Обобщающий урок. Задание на лето.

Резервное время: 1 час.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства ИКТ:

- компьютер ACER

- проектор EPSON  

   Медиатека:

 Биология 7  класс (электронное учебное издание к учебнику  В.Б.Захаров, Н.И.Сонин)

Биология. Живой организм. 6 класс

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.

Демонстрационный материал и учебное оборудование:

- Микроскоп

- Лупа

- Микропрепараты

- Гербарии

- Таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....