Путешествие по природным зонам
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

КВН для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_puteshestvie_po_pr._zonam_5-7_kl.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:  проверить и углубить знания школьников 5-6 классов о природе родного края; развивать их сообразительность, память, логическое мышление, общеучебные  умения и навыки; прививать бережное отношение и любовь к родной природе, чувство коллективизма.

Форма: КВН

Оборудование:  гербарий, коллекции минералов, листы с планами, карта природных зон, кроссворды, письма «с жалобами», записи  голосов птиц

Этапы проведения мероприятия:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

На подготовительном этапе определяются участники, пишется сценарий игры, распределяются обязанности по ролям сценария, проводится анализ подготовленности участников к конкурсам и их деление на команды, определяются члены жюри.

На основном этапе определяется порядок выступления команд, проводятся конкурсы, работают жюри и счетная комиссия.

На заключительном этапе подводятся итоги конкурсов, освещаются результаты, награждаются победители и участники.

Сценарий игры КВН

Ведущий: Ребята! Сегодня нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие в природные зоны нашей Родины. Во время путешествия мы услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны. В путешествие отправляются … команды. Давайте познакомимся с ними.

Приветствие команд

Ведущий: Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды подготовились к путешествию.

Разминка

Ответить на вопросы:

  1. Как по солнцу определить стороны горизонта?
  2. Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
  3. Что и как может заменить компас?

Ведущий:  Итак, собрав свой багаж,  мы отправляемся в путешествии по природным зонам Земли. Ребята, а что такое природная зона?

Учащиеся из зала:

Природная зона –  это обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.

Ведущий:  Путешествуя, мы будем придерживаться определенного маршрута: от северных границ России до самого юга, но не будем покидать наш уютный зал. А узнать об особенностях природных зон нашей Родины нам помогут бывалые путешественники.

Звучит музыка и выходят путешественники, их выступление сопровождается слайд-шоу.

Полярник: 

Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли (слайд 1).
Где мы сейчас находимся?  Зона арктических пустынь находится в Северном Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя (слайд 2), царство льда и снега. В Арктике суровый климат – очень суровая зима и холодное лето. Во время полярной ночи часты ураганные ветры, все живое улетает на юг, либо укладывается в спячку. За полярным кругом часто бывает северное сияние (слайд 3). Особенно яркие и волшебные переливы красок бывают в тихую морозную ночь. Необычайно яркая палитра цветов, абсолютно фантастические сочетания красок, это зрелище завораживает так, что просто невозможно отвести взгляд Летом в Арктике полярный день (слайд 4). Средняя температура июля составляет  +5 °С.  По нескольку дней могут идти моросящие осадки, а вот гроз и ливней практически не бывает. Зато часты туманы. Лето очень короткое, но за это время вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц (слайд 5). Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый, не зря это скопление птиц назвали «птичий базар» (слайд 6). Кроме птиц на лето приплывают морские львы, моржи, котики (слайд 7). За короткое лето в арктической пустыне оттаивают лишь незначительные части суши, и всего на 40 см., и там можно встретить небольшие участки со мхами, лишайниками, а также травянистыми растениями (осотом, злаками). В этих суровых условиях встречаются даже некоторые цветущие растения – лисохвост альпийский, лютик, камнеломка (слайд 8).  Изредка встречаются грибы и ягоды (морошка, клюква, брусника). Так как растительный мир очень скуден, среди животных встречаются в основном хищники, так как травоядным здесь почти нет пищи. Например, белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, полярная лиса (слайд 9).
К началу осени почва снова замерзает. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – это только рыбная ловля и охота на морского зверя.

Оленевод:

А куда мы с вами дальше отправимся? Эта зона находится вдоль северного побережья России. Правильно. Это тундра.  В переводе слово «тундра» означает «безлесная равнина (слайд 9). Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится дольше, чем наш учебный год, а лето очень короткое и прохладное. Весь год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля. Под снегом – замерзшая земля, которая даже летом оттаивает всего на 10-15 см, а ниже – вечная мерзлота. Конечно же, деревья не могут выжить в подобных условиях, и вся растительность тундры состоит из простейших растений, менее требовательных к внешним условиям.  Год тундры делится на две части: снежную и мокрую, так как вода не испаряется и не впитывается в землю, а остаётся, поэтому в тундре много болот. В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы (слайд 10). Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. А так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми. Тундра прекрасна в весеннее время, когда пёстрый ковер из трав радует глаз и редкие островки северных цветков, как оазисы в пустыне дарят нам свою неповторимую красоту. Несмотря на суровые условия обитания, здесь все-таки есть свои жители. В первую очередь, это, конечно, северный олень – главный житель тундры (слайд 11). Его огромные стада кочуют по бескрайним северным просторам в поисках лучшего участка с кормом.
Тундра является домом и для полярных медведей. Живёт в тундре и песец, его основным кормом являются полярные лемминги – грызуны, которые строят норы в земле. Среди птиц хотелось бы выделить полярную сову, красивейшего представителя пернатого мира, также сюда для размножения летом прилетает и белая куропатка (слайд 12).
Зато реки и озера тундры полны рыбой, запасы их порой просто огромны, и кому посчастливилось порыбачить в этих северных реках, надолго их запомнят. А вообще, тундра неповторима и по-своему красива. Пейзажи тундры с одной стороны не отличаются разнообразием, но с другой – они несут в себе некую свободу, простор без конца и края. Недаром, многие люди полюбили эти суровые, но также и прекрасные природные участки.

Лесник:

Мы отправляемся путешествовать дальше. Кто догадался, куда мы отправимся дальше? Леса – основная природная зона нашей страны и одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина.
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги (слайд 13), если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов (слайд 14). Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много болот. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы. В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей (олени, лоси, птицы, белки, бурундуки), другим – жилищем и укрытием (кабаны, волки, лисы). Познакомимся с некоторыми животными тайги поближе (слайд 15). Кабарга, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, медведь – типичные таёжные обитатели. Здесь водится и несколько видов пресмыкающихся и земноводных. К приходу суровой зимы многие таёжные птицы улетают в теплые края (слайд 16). Оставшиеся пернатые и звери спасаются от холодов и голода по-разному. Одни мигрируют на юг тайги, другие впадают в спячку, третьи делают припасы пищи.


Чабан: 

А мы движемся дальше, и перед нами простирается степь (слайд 17).
Здесь более холодные зимы, низкие температуры зимой не позволяют расти более теплолюбивым породам – дубу, клену, липе, ясеню и др. Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. В степи очень много света, поэтому растут светолюбивые травы.
Яркой, пестрой от разнообразия красок, становиться степь весной, которая в степи длится недолго – 2–3 недели (слайд 18). Это время между снежным покровом и засушливым летом, время, когда появляются в степи растения – тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени, и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Характерной для степей является группа трав, получившая название «перекати-поле»: растение в период наступления засушливого периода ломается у корня и под действием ветров перемещается по равнине, рассеивая свои семена (слайд 19). Здесь очень много грызунов (суслик, мышь-полевка), которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов (слайд 20). Грызуны питаются злаками и другими растениями. Из крупных животных выделяются сайгаки. Еще совсем недавно они находились на грани вымирания, но благодаря природоохранным действиям, их численность увеличилась. К хищникам относится лисица, водятся волки, степной хорь (слайд 21). Главные степные птицы – это орел, жаворонок, канюк, дрофа, которая является исчезающим видом (слайд 22).
В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми и превращены в поля.

Кочевник бедуин:

Ну а нам пора отправляться дальше. Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона? (пустыня) (слайд 23). Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течение целого года.
Но, несмотря на суровость пустынь и полупустынь России, растительность здесь все-таки разнообразная. Хозяевами считаются полыни, но много и других растений – злаки, кактусы, верблюжья колючка, песчаная акация и даже цветы – тюльпаны (слайд 24). Эти растения преображают вид пустыни на короткое время в весенний период в результате увлажнения почвы, но из-за высоких дневных температур быстро отцветают, а полупустыня вновь приобретает вид выжженного пространства. У растений вместо листьев колючки, для уменьшения испарения воды, или очень мелкие листья, растения приспособились к добыванию воды очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Животный мир полупустынь и пустынь по сравнению с лесной зоной беден. Наиболее распространены пресмыкающиеся – змеи, ящерицы, черепахи (слайд 25). Много грызунов (хомяки, тушканчики, суслики) и ядовитых паукообразных (скорпионы, тарантулы).  Птиц — дрофу, стрепета, жаворонка — можно увидеть не только в степях, но и в полупустынях (слайд 26). Очень много птиц появляется в зоне полупустынь весной и в начале лета. Некоторые из них вьют свои гнезда прямо в земле. А от опасности их спасает маскировочная окраска, птенцы же их очень быстро развиваются. Из наиболее крупных млекопитающих отметим верблюда, сайгака, встречаются корсак, волк. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный песок днем заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю. Животные степи, как правило, хищники.

Ведущий: Ну, что же, команды готовы к путешествию? Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны она начнёт своё путешествие.

Задание 1

Каждой команде вручается конверт с описанием природной зоны и нужно,  прочитав её описание, назвать эту зону.

  1. Это – безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 градусов, и длится она 8-9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. Мелкие реки промерзают до дна. (Тундра)
  2. Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка – барханы. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Редко бывают дожди. Зима короткая, длится 2-3 месяца, и очень холодная. Бывает до 30 и больше градусов мороза.  (Пустыня)
  3. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая и холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, продолжительное, много солнца. Дождей выпадает немного,  в основном летом. Бывают сильные ветры – суховеи.  (Степь)

Ведущий: Продолжаем путешествие.

Задание 2

Как называются эти растения и зона, в которой они растут.  (Командам вручаются гербарные листы)

Команда 1:

Саксаул, дуб, клюква, ковыль

Команда 2:

Сосна, верблюжья колючка, ягель, черёмуха

Команда 3:

Берёза, солянка, типчак, ландыш

Задание 3

 Как называются эти животные и зона, в которой они обитают.   (Командам вручаются изображения этих животных)

Команда 1:  Суслик, песец, бурый медведь, тушканчик, скворец

Команда 2:  Белка, верблюд, орёл, полевая мышь, благородный олень

Команда 3: Черепаха, хомяк, лемминг, горностай, лось

Отгадать загадку. Определить, из какой природной зоны эти животные? (Командам вручаются листы с загадками). Побеждает та команда, которая первая и правильно ответит.

  1. Зверька узнаем мы с тобой по двум простым приметам:
    Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом.
    (
    Белка
  2. Трав копытами касаясь,  ходит по лесу красавец.
    Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
    (
    Лось
  3. Жвачное парнокопытное, с ветвистыми рогами.
    Ходит стадами снежными полями.
    (
    Олень)

Ведущий: Продолжаем путешествие.

Задание 4

Конкурс художников.  Командам вручаются карточки с изображениями чудо - зверей и предлагается определить: из  каких животных состоят их тела и в какой природной зоне они живут (из частей обитателей каких природных зон он состоит)

Ведущий: Пока наши путешественники заняты, проведём конкурс болельщиков.

Конкурс болельщиков

Песенная перекличка: кто споёт больше песен о растениях, зверях, птицах

Ведущий: Продолжаем путешествие. Наши команды попали в разные уголки нашей великой Родины, которые богаты разными полезными ископаемыми. Каждой команде предлагается определить, что это за полезные ископаемые.   (Вручаются коробки с минералами)

Команда 1:  Апатит, кварцит, известняк, торф, нефть

Команда 2:  Поваренная соль, базальт, гранит, каменный уголь, железняк

Команда 3:  Песчаник, медный колчедан, пемза, слюда, глина

Конкурс  капитанов

Ведущий:  К нам поступили многочисленные жалобы обитателей из разных природных зон. Ваше задание разобрать жалобы: зачитать письмо и ответить, обоснована жалоба или нет.

  1. Ох, и не на любят меня люди! Голос не нравится, и глаза, говорят, у меня не красивые, хоть летаю я абсолютно бесшумно, охочусь ночью и на глаза людям стараюсь не попадаться. Считают, что беду я приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда людям сидеть без хлеба. Вот и подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?     (Это сова.  Одна сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожить тонны зерна)
  2. На земном шаре нет такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылиц, как обо мне. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи, можем летать и охотиться в абсолютной темноте, не задевая препятствий. Но мы друзья человека, а не враги. Обижают нас часто. А ведь мы такими уродились! Что же нам делать?  (Это летучие мыши: регулируют численность насекомых, опыляют ночные растения)
  3. Сама знаю, что я не красавица. Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая, побольше, чем от некоторых красавиц. Однако, когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. Рукой боятся прикоснуться, не приласкают, не погладят, боятся заболеть. А ведь не в красоте дело!   (Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород, а если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.

Ведущий: Пришло время подвести итоги КВН. Пока наше жюри готовится определить победителей, мы с вами давайте проверим, сможете ли вы  узнать по голосу наших соседей. Внимательно слушайте. Победит та команда, которая правильно назовет имена тех, чьи голоса сейчас прозвучат (Звучат записи голосов птиц и зверей лесной зоны).

Ведущий: Подведение итогов КВН. Слово жюри. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Урок – игра «Путешествие по природным зонам России»

Урок повторение и закрепления  пройденного материала по теме «Природные зоны Росси»...

Урок географии в 6 классе: "Путешествие по природным зонам Земли"

Конспект урока в 6 классе по теме: "Природные зоны Земли". Проводится, согласно программы, в конце учебного года. Урок построен на основе игровых технологий....

«Приглашение в пустыню. Урок-путешествие по природной зоне».

- Тайны …., Тайны. Чуть узнает человек , любой из нас , что есть какая – то тайна – загораются глаза любопытством , вспыхивает нетерпеливое желание разгадать . Хорошо , если тайна в...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...

Интерактивная игра по географии"Путешествие по природным зонам"

Данный ресурс можно использовать как внеклассное мероприятие по предмету, на уроке обобщающего повторения, во время проведения предметной недели по географии....