Урок биологии в 7 классе Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Донская Алевтина Геннадьевна

Урок, презентация, рабочий лист для ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_kishechnopolostnye_presnovodnaya_gidra.docx265.4 КБ
Файл rabochiy_list.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 7-м классе "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра".

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Проблемно-обучающие технологии

Изучение нового материала.

2.

Личностно – ориентированные технологии

Итог урока, самооценивание, домашнее задание

3.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

На всех этапах урока

4.

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка, рефлексия.

5.

Технология сотрудничества

Изучение нового материала

Задачи урока:

Образовательные: иметь представление об особенностях строения гидры и дифференцировании клеток ее тела. Сформировать знания о классификации гидры

Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, микроскопом, сравнивать, выделять главное  обобщать делать соответствующие выводы.

Воспитывающие: создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и самооценивания, умения рефлексировать. 

Оборудование урока: Таблица “Пресноводная гидра, мультимедийный проектор, презентация “Пресноводная гидра”, микроскопы, микропрепарат “Гидра”.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

(фронтальный опрос)

3. Изучение нового материала

4.Физкультминутка

5.Возвращается к проблеме

6. Закрепление.

7.Рефлексия

8. Итог урока, самооценивание.

9. Домашнее задание.

1Приветствие учащихся. 2Проверка организации рабочих мест.

3Проводит фронтальный опрос по пройденным темам.

4Постановка проблемы для определения темы и цели урока. Слайд 1. 2.3.Раздает рабочие листы.

5Предлагает обучающимся просмотреть п. 13 и п. 14. и совместно заполнить таблицу «Классификация кишечнополостных»

6Вводит понятие «Лучевой симметрии» опираясь на математические знания обучающихся.

7Ориентирует обучающихся на работу с учебником с.57: найти особенности строения пресноводной гидры и среды ее обитания. Слайд 4.5

8Предлагает зарисовать внешнее строение гидры в тетрадь. Слайд 6.

9Предлагает настроить микроскоп и рассмотреть готовый микропрепарат гидры

10Объяснение учителем внутреннего строения Кишечнополостных на примере гидры с записью в таблицу. Слайд  7- 17

11Проводит гимнастика для глаз. Представить себя гидрой и показать ее движения Слайд 18,19,20

12Дочитывает опыт А.Трамбле и предлагает найти в учебнике название этого процесса

13Фронтальная беседа, заполнение пропусков в тексте.

14Составить синквейн.

Слайд 21

Гидра

2 прилагательных

3 глагола

Вывод одним предложением

Синоним слову Гидра.

15Предлагает самооценивание на уроке. Выставляет оценки в журнал.

16Написано на доске заранее п.13

На выбор: Сообщение о Кишечнополостных (медузы,  кораллы, актинии) или сочинить о них сказку.

Слайд 22

1Приветствие учителя.

 2Организация рабочих мест.

3Отвечают по поднятой руке.

4Анализируют и с помощью наводящих вопросов выходят на тему урока, формируют цели.

5Самостоятельно ориентируясь в п.13, 14  заполняют основные таксономические группы в рабочих листах. Кишечнополостных. 6Беседа с учителем.

7Работают с учебником. Зачитывают ответы по поднятой руке.

8Делают рисунок в тетради и подписывают основные части тела.  

9Настраивают микроскоп  и рассматривают.                                                    

10Заполняют таблицу в рабочем листе ориентируясь на презентацию, рассказ учителя.

11Делают гимнастику для глаз и фантазируют в движениях движение гидры.

12Обучающиеся находят процесс «регенерация»

13Отвечают на вопросы по поднятой руке. Работают в рабочем листе. Зачитывают предложения по очереди.

14Составляют синквейн, зачитывают по желанию. Говорят насколько поняли материал.

15Проводят самооценивание с выставлением оцено в дневник

16Записывают п.13 и задание на выбор.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Фронтальный опрос.

1. На какие царства делится все Живое на земле?

2. Какое царство и подцарство мы изучили на предыдущих уроках?

3. Какие классы вы знаете в подцарстве Простейшие? Назовите их особенности.

4.Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?

5.Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?

6.Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.

7.Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?

8. Какое животное называют колониальным и почему?

3. Изучение нового материала.

Учитель подводит итог, повторению отмечая, что на примере изучения простейших учащиеся узнали об одноклеточных микроскопических животных, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Важно при этом подчеркнуть, что простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.

Затем учитель читает

Более двух с половиной веков назад из Швейцарии в Голландию приехал молодой человек. Он только что завершил университетское образование в области естествознания. Нуждаясь в деньгах, он решил наняться в гувернеры к одному графу. Эта работа оставляла ему время для проведения собственных исследований. Звали молодого человека Абраам Трамбле. Его имя вскоре стало известно всей просвещенной Европе. А прославился он, изучая то, что было в прямом смысле слова у всех под ногами, — весьма простые организмы, водившиеся в лужах и канавах. Слайд 1.Один организм он описывал так: «Я отрезал голову у восьми матерей, имевших детей, у которых руки еще не появились... Затем я четвертовал одного из них».

- С кем же Трамбле так жестоко обращался, описывая свои опыты?

  Слайд 2.

«Это действительно настоящее чудовище. Длиннющие, вооруженные особыми стрекательными капсулами на щупальцах. Рот, который растягивается так, что может поглотить жертву, намного превосходящую саму гидру по величине. Гидра ненасытна. Она питается постоянно. Поедает несметное количество добычи. Гидра всеядна.»

- Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(постановка цели урока с помощью обучающих) 

Учитель записывает тему урока на доске, обучающиеся в тетради.

Приложение 1 у каждого обучающегося  Слайд 3.

Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Пресноводная гидра.

Вспоминаем, смотрим п. 13,14 заполняем начало таблицы Классификация Кишечнополостных..

Царство:

Подцарство:

Тип :                                                

Класс

Класс

Класс

Представитель

Представитель

Представитель

Слайд 4.

Пресноводная гидра относится к типу Кишечнополостных животных. Среди представителей типа кишечнополостных, живущих в морях, встречаются сидячие формы – полипы и свободноплавающие – медузы. Гидра пресноводная также является полипом.

Важно раскрыть понятие «лучевая симметрия». В связи с этим целесообразно повторить знания из математики о симметрии, и ее элементах (ось симметрии, плоскость симметрии). Слайд 5.

Учитель объясняет, что полип, в переводе с греческого – многоног, т.е. имеет много щупалец (слайд 3, схема лучевой симметрии слайд 4). Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой». Она характерна для малоподвижных форм животных.

В учебнике на странице 57 прочитайте и расскажите, какова среда обитания и величина пресноводной гидры (ребята находят, зачитывают.) Слайд 6.

Тело гидры в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом. Нижняя часть тела называется подошвой. На другом конце тела гидры расположен рот, окруженный венчиком из 6–8 щупалец.

Зарисуйте в тетрадь внешнее строение гидры, подпишите части тела.

Рассмотрим гидру на готовом микропрепарате.

Работа с микропрепаратом. Рассмотрите внешнее строение гидры.

Клеточное строение гидры Слайд  7

Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними имеются слабо дифференцированные клетки - мезоглея. Полость, образованная этим мешком, называется кишечной.

Работаем с п.57, презентацией и вместе заполняем приложение 1 Внутреннее строение

На доске выполняется таблица учителем, а ребята – делают ее в тетради.

Эктодерма (наружный слой)

Энтодерма (внутренний слой)

Кожно-мускульные (покровы тела, сокращение).

Пищеварительные клетки (пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей).

Стрекательные (нападение, защита)

Железистые клетки (выделение пищеварительного сока).

Половые (размножение).        

Нервные (образование диффузной нервной системы).

Промежуточные клетки (регенерация)

Одновременно с заполнением таблицы учитель продолжает объяснение о строении клеток эктодермы и энтодермы.

 Слайд  8, 9,10,11

Заполняем схему “Клетки эктодермы”

Работаем самостоятельно. Заполнить схему “Клетки энтодермы” Слайд 12

Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов?

 Движение гидры. Слайд 13, 

Строение нервной систем. Раздражимость. Слайд 14,15.

Питание

Гидра – активный хищник. Об этом сказал еще Абрам Трамбле, наблюдая за гидрой.

Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи.

Слайд 16,17.

Размножение

Размножается гидра половым и бесполым (почкование) путями. Почкуется она обычно летом. К осени в теле гидры образуются мужские и женские половые клетки, и происходит оплодотворение.

.

4.Физкультминутка Гимнастика для глаз.

 Представить себя гидрой и показать ее движения

5.Возвращается к проблеме Слайд 18,19,20

А. Трамбле писал дальше: «Через десять дней на дне банки сидели, как ни в чем не бывало, две гидры-близняшки. Длинными тонкими щупальцами они ловили мелких рачков и засовывали себе в рот. Следовательно, гидра все-таки животное. Существо, которое можно без вреда для него разрезать надвое! На четыре части! Это невероятно! «Вначале я с трудом верил своим глазам... Кто мог вообразить, что у нее отрастет голова!» – восторженно записывает Трамбле свои впечатления.

Какой процесс описывал А.Трамбле? (найдите в учебнике) Регенерация

6. Закрепление.

  1. Назовите характерные признаки внешнего строения пресноводной гидры.
  2. Из каких клеток состоит эктодерма? Каковы их функции?
  3. Что такое рефлекс? Какова роль нервной системы в жизни гидры?
  4. Что такое регенерация?

2. Заполните пропуски в тексте.

Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.

7.Рефлексия

Составить синквейн.  Слайд 21

Гидра

2 прилагательных

3 глагола

Вывод одним предложением

Синоним слову Гидра.

8. Итог урока, самооценивание.

9. Домашнее задание. Слайд 22

  1. Изучить параграф 14.
  2. Повторить признаки кишечнополостных животных.
  3. Подготовить сообщения о кишечнополостных животных (медузах, кораллах, актиниях).
  4. Написать сказку про Гидру.

(3 или 4 на выбор)



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра.

Царство:

Подцарство:

Тип :                                                

Класс

Класс                                         Класс

Гидроидные

Коралловые полипы

Сцифоидные медузы

Представители

Представители

Представители

Лучевая симметрия.    2Жизненных формы: Полипы – прикрепленная

 и медузы - свободноплавающая.

Строение гидры

Эктодерма (наружный слой)

Энтодерма (внутренний слой)

Кожно-мускульные         (покровы        тела, сокращение).

Пищеварительные клетки (пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей).

Стрекательные (нападение, защита)

Железистые клетки (выделение пищеварительного сока).

Половые (размножение).

Нервные (образование диффузной нервной системы).

Промежуточные клетки (регенерация)

Мезоглея

План ответа.

  1. Среда обитания. Образ жизни.  Внешнее строение.
  2. Передвижение.    3. Питание.

4. Дыхание.   5.Выделение.     6.Нервная система.

7. Защита.  8. Размножение и развитие.  9. Регенерация.

Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра.

Царство:

Подцарство:

Тип :                                                

Класс

Класс                                         Класс

Гидроидные

Коралловые полипы

Сцифоидные медузы

Представители

Представители

Представители

Лучевая симметрия.    2Жизненных формы: Полипы – прикрепленная

 и медузы - свободноплавающая.

Строение гидры

Эктодерма (наружный слой)

Энтодерма (внутренний слой)

Кожно-мускульные         (покровы        тела, сокращение).

Пищеварительные клетки (пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей).

Стрекательные (нападение, защита)

Железистые клетки (выделение пищеварительного сока).

Половые (размножение).

Нервные (образование диффузной нервной системы).

Промежуточные клетки (регенерация)

Мезоглея

План ответа.

  1. Среда обитания. Образ жизни.  Внешнее строение.
  2. Передвижение.    3. Питание.

4. Дыхание.   5.Выделение.    6.Нервная система.

7. Защита.  8. Размножение и развитие.  9. Регенерация.

2. Заполните пропуски в тексте.

Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.Пресноводная гидра"...

Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.

На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ....

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ....

урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания,показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение,дать п...

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...