Инструкции для учащихся при изучении учебных материалов.
учебно-методический материал по биологии на тему

Савельева Елена Федоровна

Инструкции по работе с текстом учебника и дополнительной информацией, по выполнению заданий по разным предметам как приемы формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsii_dlya_uchashchihsya.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкции для учащихся:

Как лучше запомнить изучаемый материал. 

  • Текст читай очень внимательно.
  • Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.
  • Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.
  • Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.
  • Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.
  • Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.

Как надо читать текст.

  • Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.
  • При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.
  • Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).
  • Учтите, что чтение бывает:
  • первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;
  • повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.

Как проводить анализ.

Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

  • Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
  • Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
  • Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

  • Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.
  • Определи их сходство.
  • Установи связь между ними.
  • Сформулируй общий вывод.

Как делать выписки.

Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.

  • Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  • Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.
  • Стремись к краткости записи.
  • Отделяй одну мысль от другой.
  • Закончив работу, выпиши все данные источника.

Как работать над понятием.

Понятие - логически оформленная мысль.

  • Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.
  • Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
  • Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
  • Употребляя данное понятие, составь рассказ.

Как работать над сравнением.

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

  • Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
  • Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
  • Выдели существенные признаки каждого предмета.
  • Выясни все признаки сходства и различия объектов.
  • Найди и объясни причины сходства и различия.

Как разъяснять теорию.

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.

  • Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
  • Назови основные положения, понятия теории.
  • Определи круг явлений, объяснимых данной теории.
  • Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
  • Назови области применения данной теории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Тема «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом».

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном эт...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы  "Межнациональные отношения"....