урок дыхательная система человека
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Урок биологии в 8 классе по ФГОС. Описаны ход урока,  деятельность ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dyhatelnaya_sistema_cheloveka_bryushinoy_l._a.doc33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Андреевская средняя общеобразовательная школа 

Открытый урок

по биологии

в 8 классе.

ТЕМА

«Дыхательная система человека»

Провела учитель биологии

Брюшина Людмила Алексеевна.

2015 г


Тема урока:   «Дыхательная система человека»

Цели  урока:   формирование    у    учащихся    новых   анатомо-физиологических  понятий       о   строении  и  функциях  органов  дыхания.

Цели урока.

Образовательные:

1.  Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

       2. Изучить строение органов дыхания, показать взаимосвязь строения органов дыхания с их функциями.

3. Сформировать знания о строении и функции голосового аппарата, мерах профилактики заболевания голосовых связок .

Развивающие:

1. Развитие способностей к самостоятельной работе и логическому мышлению.

Воспитывающие:

1. Формирование коммуникативных качеств,

2. Создание условий для стремления к здоровому образу жизни,

3. Эстетическое воспитание.

Задачи:

1.Знать значение дыхания, строение и функции органов дыхания;

2.Уметь наблюдать и делать выводы;

3.Уметь работать самостоятельно;

4.Применять полученные знания на практике.

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых первичных знаний

Оборудование: презентация  «Дыхательная  система», электронное приложение»  тесты «Органы  дыхания», задания «Установи соответствие», рабочая   тетрадь , макет  торса, макет гортани,

Тип урока:  Изучение нового материала.

Структура урока:

 1. Актуализация знаний.

       2. Изучение нового материала.

  1. Дыхание. Значение дыхания для обменных процессов в органах и тканях.
  2. Строение и функции дыхательных путей.
  3. Строение и функции легких.
  1.  Закрепление знаний.
  2. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.

.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие. Проверьте готовность к уроку.

 Сегодня   мы   сделаем  еще  один   шаг  на  пути  познания  своего  организма

(На экране  изображения органов)

Проверяют готовность к уроку

К какой системе они относятся?

Какая тема нашего урока? (Уточняется учителем )

Запишите  тему урока в тетради

Отвечают. Предполагают тему урока,

записывают тему урока в тетрадь

Дышат люди, дышат звери.
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною,
Хочет  жизнью дорожить.
Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться.

Определим ваши стартовые знания по теме. Что вы знаете о дыхании (тест «Дыхание»)  

Тест «Дыхание»

знаю

Не знаю

1.Органы дыхания рыб:

А) жабры,Б) легкие,В) сердце.

2.Органы дыхания млекопитающих: А) жабры,

Б) легкие,В) сердце

3. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы называется:

А) эритроцит,Б) лейкоцит,

В) тромбоцит

4кровь обогащается кислородом

А.в сердце В.в печени

В.в легких

5. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

А) кровь, сердце, легких,

Б) воздухоносные пути, легкие,

В) почки, печень, желудок

6.каждая половина носовой полости имеет

А.1 раковину б.2 раковины

в. 3 раковины

7.в носовой полости воздух

А.охлаждается Б согревается  

в.становится сухим

8.между  голосовыми  связками при разговоре  образуется

А.узкая щель Б треугольная щель

В.большая щель

9.плевра легких состоит из

А.2-х листков Б.3-х листков

10. альвеолярные пузырьки

а. сжимаются

б. не изменяют форму

Выполняют тест

Проверка:(на экране )

При правильном ответе ставят «+» в графу «знаю», при неправильном- в графу «не знаю»

Анализ, самооценка

Мои оценки за урок

Тест «Дыхание»

Строение органов дыхания (устно)

Задание

Установить соответствие

Итоговая оценка

Выставляют в таблицу «Мои оценки за урок»

Озвучивают, делают вывод о том, что не знают,

Уточняет «Не знаем строение и функции органов дыхания.

Какую учебную  задачу мы поставим на урок? Уточняет. Изучить строение органов дыхания, показать взаимосвязь строения органов дыхания с их функциями.

Ученики ставят учебную  задачу

Какие еще задачи, вы ставите перед собой

-приобрести  знания об органах дыхания животных

-развивать умение слушать друг друга;

-организовывать анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

-задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,

- уметь наблюдать и делать выводы;

-работать только индивидуально

-доказывать или опровергать утверждения педагога;

- проводить химический эксперимент

Выбирают из предложенного списка свои задачи, озвучивают

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха человек не может прожить и несколько минут.

Проведем наблюдение: Сделайте глубокий выдох и задержите своё дыхание.  Что вы ощущаете? Можно ли долго находиться в таком состоянии?

Анализируют, отвечают

Какой путь проделывает воздух, в процессе дыхания

На макете покажите органы дыхательной системы.

В раб тет. выполните задание стр 92, №140

На макете ученик показывает и  называет органы дыхательной системы.  Выполняют зад. Рабочая тетрадь стр 92, №140

Какое значение имеет дыхание  

Установите Логическую цепочка (на компьютере)    

Выполняют группой (групповая работа)

Этапы Дыхания:  (учитель)

  • внешнее  (вдох и выдох)
  • внутреннее (клеточное дыхание)

 Органы дыхания – это специализированные   органы   для   газообмена   между  организмом и окружающей средой.    

Записи в тетради

Врата внутрь нашего организма- нос. Воздухоносный путь начинается с носовой полости. (слайд)
А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше?

Вопрос: Почему нужно дышать носом?

Высказывают предположения, свое мнение

Что надо знать, чтобы ответить на вопрос?

Где мы можем найти ответ?  

Высказывают предположения

Работают с учебником(учебник 158-161) и печатным  дополнительным  м-лом

Ученик отвечает на Вопрос: Почему нужно дышать носом?
одноклассники  оценивает ответ

Ф-ии записывают в раб тетради

Предлагаю выполнить Дыхательную гимнастику. Для профилактики заболеваний дых путей. (На стенд вывешиваются некоторые  упражнения)

Выполняют  упражнение «Ладошки»

Дальше воздух двигается через носоглотку и ротовую часть глотки, которая связана с ртом в гортань.

Гортань, (слайд )

 Особенности  строение

Работают с учебником и печат доп м-лом,  Моделью гортани

Какие  функции  выполняет гортань?

Ученик отвечает, класс  оценивает ответ

Работа гол.связок (электронное  приложение)

Гигиена голосового аппарата

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.(памятка вывешивается на стенд)

Смотрят, слушают

Наблюдение  

Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

Выполняют,

 делают вывод

Трахея, бронхи обеспечивают свободное прохождение воздуха.(слайд)

Какие особенности строения позволяют им выполнять эту функцию?

Работают с учебником и печат доп м-лом,

Ученик отвечает на вопрос

Ф-ии записывают в раб тетрадь

Поперечный разрез какого из органов изображен на экране? Свой ответ обоснуйте.

 Что происходит с воздухом в трахее и бронхах?

Отвечают на поставленные вопросы

Где происходит газообмен?

Основной орган дыхательной системы легкие (слайд, макет)

Отвечают на вопрос

Вопрос: Каковы Особенности строения лёгких в связи с выполняемыми функциями.

Работают с учебником и печат доп м-лом,

Один ученик отвечает, класс  оценивает ответ

Ф-ии записывают в раб тетрадь

Наблюдение:       кусочек легкого в воде не тонет.  Почему оно легкое?

Отвечают.

Почему легкие являются и органами выделения? Как это доказать из жизненного опыта

Говорят о зеркале

Итак ;  В чем заключается функция дыхательной системы?

Отвечают на вопрос

Вернемся к задачам урока. Выполнены ли они?  

Что узнали на уроке

Ученики говорят о том, что изучили на уроке

Закрепление знаний

Выполните  задание на установление соответствия между органом, строением и функцией. (напечатаны)

Установите соответствие  (обозначить стрелками)

1.Носовая полость         Самая длинная часть   воздухоносного пути

2. Гортань                Воздух очищается, согревается,   увлажняется

3.трахея                 Место газообмена

4.бронхи                 Внутри содержит голосовые связки

5.Легкие                 Образованы хрящевыми кольцами

Выполняют тест

(Проверка на экране)

Самооценка задания

Выставим   общую оценку за урок  (исходя из 3-х)

.

Итоговая оценка

Дифференцированное домашнее задание.

Средний  балл за урок

Домашнее задание

5 – 4,5

 Молодец!

Составьте кроссворд по теме «дыхательная  система»

4 – 3,5

Неплохо.

Повторите материал учебника стр 158-161, раб т №138, 142

3, 2, 1

Нужно постараться!

 Внимательно изучите  материал  учебника стр 158-161, раб т №138, 142  

Записывают дом задание

Рефлексия.  Ваше отношение к уроку. (напечатано на листах)

У меня появилось желание изучить тему глубже

Было интересно и познавательно.

Мне тема совсем не интересна.

Мне это не очень интересно.

Спасибо за урок!

Выбирают, подчеркивают

Дополнения к тексту учебника

Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. 

Трахея и бронхи. Трахею и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Стенки трахеи мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которые быстро – быстро, 500 раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.  За сутки мерцательный эпителий выносит наружу 20 гр пыли.

Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие  бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы, толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы.  

Стенки альвеол густо оплетены сеткой капилляров. Эпителиальные клетки пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленки поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, приникающие в легкие с воздухом. Отработанная пленка выводится через воздухоносные пути через мокроты, или переваривается легочными фагоцитами.

При воспалении легких, туберкулезе и других инфекционных заболеваниях пленка может повреждаться, легочные пузырьки слипаются и не могут участвовать в газообмене  При воспалении легких, туберкулезе и других инфекционных заболеваниях пленка может повреждаться, легочные пузырьки слипаются и не могут участвовать в газообмене.  

У курильщиков пузырьки теряют свою эластичность и способность очищаться, пленка твердеет от ядов сигарет

Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты)


                                   

Гигиена голосового аппарата.

1. Не допускается переутомления голосового аппарата.

2. Не произносить слишком громкие звуки.

3. Не курить.

4. Не употреблять алкогольные напитки.

5. Не принимать острую, очень горячую или холодную пищу.

6. Избегать длительных разговоров или пения на сквозняке или холоде.

7. Избегать простудных инфекций.


Дыхательная  гимнастика.

1. Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 20 серий по 8 вдохов).,

2. Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.

3. Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.

Правила выполнения упражнений дыхательной гимнастики

Во время тренировки думайте только о вдохе через нос – вдох должен быть резким, коротким, шумным, а выдох через рот, наоборот, не слышным и пассивным. Все движения выполняются одновременно с вдохом, и никак по-другому. А вот положение тела в исходной позе почти не имеет значения – упражнения можно выполнять не только стоя, но и сидя, и даже лежа в постели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Презентация "Дыхательная система человека"

Данная презентация является  наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...

Обобщающий урок "Дыхательная система человека"

Обобщение знаний по теме "Дыхательная система человека" в виде командной игры....

Конспект урока по анатомии "Дыхательная система человека" (8 класс, биология)

Конспект урока по анатомии с использованием технологии проблемного диалога....

Разработка урока на тему "Дыхательная система человека"

Цель урока: -дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; -установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; - познакомить с мерами профилактики заболе...