Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Козловская Татьяна Васильевна

Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12stsenariy_uroka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2011г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения»

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины  изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные  отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. Улыбки это свет и тепло. Заряд положительных эмоций. И начнем наше занятие. (слайд №1)

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(2 мин)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их.  Назовите.(слайд№2)

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Формулируют тему.

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

(7 минут)

Для начала давайте определим для себя, что уже знаем  о растениях, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке.

У на экране таблица и  карточки с вопросами о растениях. Вы берете вопрос и определяете его в таблицу на доске. Если вопрос относите в столбик «знаем», то и отвечаете на него. (слайд №4)

Знаем

Хотим узнать

Что такое фотосинтез?

Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?

Какой способ питания присущ растениям?

Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

Какое значение растений в природе?

Как долго растут растения? (всю жизнь)

Что такое каратиноиды растительной клетки?

Что такое фитогормоны? Для чего они нужны?

 Что такое тургор?

Из чего состоит клеточная стенка растительной клетки?

У всех растений имеется стебель, листья, корень?

  1. Что такое фотосинтез? (слайд №5)

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идёт к зелёному листу

И с СО2 соединяясь

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты.

  1. Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?

  1. Какой способ питания присущ растениям?

На слайде №6 две клетки растительная и животная. Определите, где какая?

Так как значение растений в природе вы отнесли в столбик знаем, то выполите следующее задание. На столе лепестки ромашки. Запишите на них значения растений в природе. А теперь на магнитной доске сделайте свою ромашку.

(слайд №7 с картинками-подсказками)

Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать»)

Давайте составим кластер. (где мы можем найти информацию о интересующих нас вопросах)

растения

учитель

компьютер

интернет

газета

телевидение

Окружающая природа

учебник

Чем мы можем воспользоваться сейчас на уроке?

Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал.

Определяют карточки с вопросами в нужный столбик таблицы.

На вопросы из столбика «знаем» сразу дают ответ.

 

Называют определения.

Фотосинтез—процесс образования органических соединений из неорганических соединений, СО2 и воды с помощью хлорофилла и солнечной энергии.

Участвует в фотосинтезе и придает растениям зеленый цвет.

Автотрофный — самостоятельное образование органических веществ из неорганических

Определяют растительную клетку по наличию:

  1. Клеточная стенка;
  2. Вакуоль;
  3. Пластиды;

Записывают значение растений в природе и жизни человека и объясняя, прикрепляют к магнитной доске.

На основании вопросов из столбика «хотим узнать» определяют для себя цели на урок.

Перечисляют источники информации(учитель, книга, интернет, газета, телевидение, окружающая природа)

Предлагают версии.

Открытие нового знания. (12 мин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет?  

Где можно в растениях встретить красный , желтый или оранжевый цвет?

(слайд №8)

Пластиды в растения делятся на три группы

1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем?
2. каротиноиды (оранжево – желтые и красные окраски)  которые появляются при пожелтении листьев и  придают плодам и цветам тот или иной цвет.

 (Показывает муляжи овощей и фруктов)
3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;

Где они встречаются?

 (Показывает разрезанный картофель)

Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала.

ФИЗМИНУТКА (1 мин)
Работа в группах

На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их.

Чем мы воспользуемся для этой работы?

Признак растения

Его определение

Каким веществом представлены в растениях

Функция

Значение для растения

фитогормоны

Растительные гормоны

Этилен и ауксин

Регулируют процесс жизнедеятельности организма

Приводит к ветвлению побегов и корневой системы.

Клеточный сок

Продукт обмена веществ

Раствор органических соединений (аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества) и неорганических веществ (нитраты, фосфаты, хлориды)

Накапливаясь в цитоплазме, увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение е клеточной стенки—тургор.

Высокая прочность растения

Клеточная стенка

целлюлоза

углевод

Малая подвижность растения

Ткани растений приобретают высокую прочность

Посмотрите на экран. На слайде №9 две картинки. Что на них изображено? (водоросль и цветковое растение).

Видно, что они разные. В чем их отличия? (на одном рисунке есть стебель, листья и корень, а на другом нет)

Какой вывод можно сделать из этих картинок?

(Слайд №10 с надписью Подцарство Высшие растения и  Подцарство Низшие растения с теми же картинками)

Какие растения будут относиться к подцарству высших, а какие к подцарству низших растений?

Предлагают версии.

Красно-желтый пигмент.

Перечисляют: овощи, фрукты, плоды, осенние листья и т.п.

Рассматривают предложенные объекты, предлагают версии на поставленные учителем вопросы.

! Вопрос о каротиноидах переносят в столбик «знаем».

Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника стр 43-44. Работают группами для заполнения таблица.

Комментируют ответы.

! Вопросы о клеточном соке, фитогормонах и клеточная стенке переносятся в столбик «знаем».

Рассматривают, сравнивают, анализируют и делают вывод, что у одного растения есть корень, стебель, лист у другого нет.

Выдвигают версии.

Делают вывод, что есть растения тело, которых не разделено на ткани и органы.

Определяют, что Царство растений разделяется на подцарство Высшие и Низшие.

!Вопрос переносят в столбик «знаем».

Применение нового знания. (4 мин)

На столах лежат биологические лабиринты. Пройдя их, определите, достигли ли вы цели урока, которые определили в начале.

Выполняют биологические лабиринты.

Озвучивают свои ответы.

Итог урока. Рефлексия (3мин)

Урок подходит к концу. Предлагаю устно закончить следующие предложения.

Варианты на столе.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

Предлагаю составить синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему РАСТЕНИЯ.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например.

растение
зеленое, ядовитое
растет, выделяет, убивает
чем yдобpяли, то и выpосло
организм.

растения
семенные, многочисленные
привлекают, опыляют, оплодотворяют
наличие цветка в качестве органа полового размножения
покрытосеменные

Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Выделяют важные моменты урока.

Составляют синквейн, развивают образное мышление.

Задание на дом (1мин)

Комментирует домашнее задание. Два на выбор обязательно.

  1. В учебнике ответить на вопросы стр 45, используя стр 43-44;
  2. Заполнить таблицу:

Положительная роль растений

Отрицательная роль растений

  1. Подготовить сообщения по темам ( по желанию):  
  1.  Лекарственные растения
  2. Культурные растения
  3. Растения занесенные в Красную

книгу

  1. Найти по 5 представителей отделов подцарства Высшие и подцарства Низшие растения.
  2. Сравнить клетку растений, грибов.

Признак

Клетки

грибов

растений

Клеточная стенка

Крупная вакуоль

Хлоропласты

Способ питания

Выбираю д/з с учетом достижения целей. Индивидуально.