Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС (с календарно-тематическим планированием)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Козырева Елена Альбертовна

Рабочая программа полностью соответствует требованиям ФГОС  второго поколения. Включает пояснительную записку,календарно - тематическое планирование, результаты изучения учебного предмета, планируемые результаты. Календарно- тематическое планирование содержит метапредметные, предметные, личностные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.rar50.47 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Цель урока

Ход урока

Домашняя работа

план

факт

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

ВВЕДЕНИЕ

1

Биология – наука о живой природе.

Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии.

Давать определение ключевым понятиям.

Проявлять познавательный интерес,  направленный на изучение живой природы.

Изучение понятия биология как науки.

Объяснение нового материала

Прочитать п.1. Зарисовать в тетради рис 1 на стр 6

2

Методы исследования в биологии

Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен  наблюдениями и экспериментами

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения

Изучение методов исследования в биологии

Объяснение нового материала

Пользуясь текстом п.2 ответить на вопросы 1-3 стр 13

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику

Составлять план параграфа по предложенному алгоритму.

Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности.

Изучить правила техники безопасности, знать методы исследования в биологии

Объяснение нового материала

Составить план п.3 пользуясь памяткой на стр 18

4

Среды обитания живых организмов

Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания.

Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму.

Иметь первоначальные навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности.  

Изучение среды обитания живых организмов.

Объяснение нового материала

Прочитать п.4

5

Экологические факторы и их влияние на организм

Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами.

Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму.

Иметь первоначальные навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности.  

Анализирование  связей организма с окружающей средой

Объяснение нового материала

Прочитать п.5. Подготовиться к контрольной работе

6

Обобщающий урок

Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы.

Выполнять задания по закрытым тестам.

Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности.

Анализ и сравнение экологических факторов, их влияния на организм.

Контрольная

 работа

Индивидуальные задания

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа№1: Рассматривание тканей растения под лупой.

Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними.

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Проявлять познавательный интерес,  на- правленый на изучение живой природы.

Закрепление полученных навыков по работе с текстом учебника, таблицами, схемами.

Лабораторная работа

Прочитать п. 6. Выполнить задания на стр 33

8

Строение клетки

Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата.

Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения

Ознакомиться с правилами работы с микроскопом.

Объяснение нового материала

Прочитать п.7. Зарисовать рис.20 на стр 35

9

Лабораторная работа№2: Строение клеток кожицы чешуи лука.

Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата.  Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки.

Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения.

Знакомство с  понятиями «клетка», «органоиды», кл. мембрана, ядро, вакуоль и т.д.

Лабораторная работа

Индивидуальные задания

10

Пластиды. Лабораторная работа№3: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом

Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы.

Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала.

Проявлять познавательный интерес,  на- правленый на изучение живой природы.

Научить готовить микропрепараты, проводить наблюдения, описывать и зарисовывать объекты. Проводить сравнение натур. объекта с изображением.

Лабораторная работа

Индивидуальные задания

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы.

Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала.

Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки.

Уметь различать органоиды клетки на таблицах и под микроскопом.

Объяснение нового материала

Составить план п.8. пользуясь  памяткой на стр 18.

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, питание, дыхание. Лабораторная работ №4: Наблюдение за движением цитоплазмы.

 Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки:  дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ.

Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы.

Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности.

Раскрыть роль хим. в-в клетки для ее жизнедеятельности. Ознакомить с экспериментом, его ролью в получении знаний, научить работать с лаб. Оборудованием.

Лабораторная работа

Прочитать п. 9. Ответить на вопросы стр 45.

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков.

Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения.

Изучить основные процессы жизнедеятельности клетки, научить ставить эксперименты по изучению процессов ж/д растения, отработать  навыки работы с микроскопом.

Объяснение нового материала

Индивидуальные задания

14

Деление клетки

Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма.

Иметь навыки заполнения таблицы.

Проявлять познавательный интерес,  на- правленый на изучение живой природы.

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, объяснять результаты экспериментов.

Объяснение нового материала

Зарисовать рис на стр 44

15

Ткани. Лабораторная работа №5: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей.

Правильно использовать биологическую терминологию и символику  

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки.

 Выделение признаков, характерных для различных тканей. Отработка умения работать с микроскопом.

Лабораторная работа

Пользуясь текстом п.10 заполнить таблицу "Ткани" стр 49

16

Обобщающий урок

Знать особенности строения и  жизнедеятельности  бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках.

Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта

Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности.

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Контрольная работа

Приготовить сообщения о бактериях

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

П. Понимать значимость знаний  роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов.

Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения.

Выделить существенные признаки бактерий, особенности их строения и жизнедеятельности.

Объяснение нового материала

Составить план п.11

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактерия- ми. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний.

Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации.

Иметь первоначальные навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности.  

Объяснить роль бактерий в природе и жизни человека.

Объяснение нового материала

Прочитать п 12

ЦАРСТВО ГРИБЫ

19

Общая характеристика грибов

Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом  во взаимоотношениях других живых организмов.

Выполнять и оформлять в тетради  лабораторную работу по совместно составленному плану работы.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения.

Выявить существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснить роль грибов в природе и жизни человека.

Объяснение нового материала

Составить конспект п.13

20

Шляпочные грибы

Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов.

Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни.

Выявлять на таблицах и натуральных объектах различия съедобных и ядовитых грибов, освоение приемов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Объяснение нового материала

Ответить на вопросы 1-6 стр 77 .

21

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6: Особенности строения мукора и дрожжей.

Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере.

Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы.

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Изучить особенности строения плесневых грибов, рассмотреть под микроскопом мукор и дрожжи. Отработать правила  обращения с микроскопом.

Лабораторная работа

Прочитать п.15

22

Грибы-паразиты

Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Пони- мать отличие симбиоза и паразитизма

Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».

Применять полученные знания в практике жизни.

Определить понятие «грибы-паразиты», объяснить роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Объяснение нового материала

Прочитать п.16. выполнить задание на стр 85

23

Обобщающий урок

Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы»., грамотно объясняя их сущность.

Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по закрытым тестам.

Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки.

Систематизировать и обобщить понятия раздела. Контроль знаний и умений работать

Контрольная работа

Индивидуальные задания

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

24

Разнообразие, распространение и значение растений

Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека.

Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям.

Правильно делать расшифровку биологических терминов.

Определение понятий «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом», выявление признаков низших и высших растений, их взаимосвязь со средой обитания.

Объяснение нового материала

Выполнить задания на стр 92

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7: Строение зеленых водорослей

Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей

Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы.

Иметь первоначальные навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности.  

Выделение существенных признаков водорослей, умение работать с таблицами и гербариями. Умение готовить микропрепараты водорослей.

Лабораторная работа

Прочитать п.18. Знать ответы на вопросы стр 93

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биологическую терминологию

Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника.

Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны водорослей.

Объяснение нового материала

Ответить письменно  на вопросы 1-3 стр 101

27

Лишайники

Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать  особенности строения и жизнедеятельности  лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами.

Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках.

Проявлять познавательный интерес,  на- правленый на изучение живой природы.

Изучение многообразия, распространения, строения и жизнедеятельности лишайников.

Объяснение нового материала

Составить план п.19

28

Мхи, Лабораторная работа №8: Строение мха.

Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов.

Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения.

Выделить основные признаки споровых растений, сравнивать разные группы растений и находить их на таблицах, рисунках, в гербариях.

Лабораторная работа

Прочитать п.20,21. Составить сообщение"Многообразие высших споровых растений"

29

Папоротники, хвощи, плауны.

Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники.

Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией.

Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения.

Выделить основные признаки споровых растений, сравнивать.

Изучение нового материала

30

Голосеменные растения. Лабораторная работа №9: Строение хвои и шишек хвойных.

Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице

Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Выделить существенные признаки голосеменных растений, описывать представителей г\с

Лабораторная работа

Используя текст  параграфа 22 заполните таблицу на стр 124

31

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №10: Строение цветкового растения

Давать характеристику покрытосеменных растений.

Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией.

Иметь первоначальные навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности.  

Выделить существенные признаки п/с, описывать с использованием таблиц и гербарных материалов, объяснять роль п/с в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Выполнить задания 1,2 стр 131

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу

Уметь использовать схемы учебника в устном ответе.

Проявлять познавательный интерес,  на- правленый на изучение живой природы.

Повторение пройденного материала

Объяснение нового материала

Индивидуальные задания

33

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования.

Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности.

Контроль знаний

Контрольная работа

Индивидуальные задания

34

Заключительное занятие

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  деятельности при обобщении знаний по изученной главе.

Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности.

Повторение пройденного материала

Повторение пройденного материала

Задания на лето

Структура курса

№ п/п

Модуль (глава)

Кол-во часов

1.

Введение

6 ч.

2.

Клеточное строение организмов

12 ч.

4.

Царство Грибы

5 ч.

5.

Царство Растения

12ч.

                                                                                                                ИТОГО

35 ч.

Перечень проверочных работ

№ п/п

Модуль (глава)

Срок

1.

Введение. Биология наука о жизни

2.

Клеточное строение организмов

4.

Царство Грибы

5.

Царство Растения

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема лабораторных работ

Срок

1.

Лабораторная работа№1: Рассматривание тканей растения под лупой.

2.

Лабораторная работа№2: Строение клеток кожицы чешуи лука.

3.

Лабораторная работа№3: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом

4.

Лабораторная работ №4: Наблюдение за движением цитоплазмы.

5.

Лабораторная работа №5: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей.

6.

Лабораторная работа №6: Особенности строения мукора и дрожжей.

7.

Лабораторная работа №7: Строение зеленых водорослей

8.

Лабораторная работа №8: Строение мха.

9.

Лабораторная работа №9: Строение хвои и шишек хвойных.

10.

Лабораторная работа №10: Строение цветкового растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс

Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....

Рабочая программа по математике-6 (Виленкин) и Календарно-тематическое планирование к программе, 2014 г.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов в соответствии с:·           Федераль...

Рабочая программ по географии 6 класс ФГОС с календарно тематическим планированием

Программа по географии для 6  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федера...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС с календарно-тематическим планированием к учебнику Баринова И.И

Программа по географии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык» с календарно-тематическим планированием по УМК М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Турбанева “EnjoyEnglish – 2” для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений на 2015-2016 учебный год

Данный материал будет полезен учителям, работающим по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English" во 2 классе. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год и содержит календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по физической культуре для 6-го класса ФГОС с календарно-тематическим планированием.

рабочая программа по физической культуре для 6-го класса  ФГОС с календарно-тематическим планированием, по Ляху с УУД на 102 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу мировой художественной культуры. Календарно-тематическое планирование 8-9 классы.

Рабочая программа по мировой художественной культуре  разработана на основе :Федерального компонента государственного стандарта общего образования;авторской программы под редакцией Даниловой Г.И....