Урок по теме "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа" проводится в 6 классе. Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneshnee_stroenie_lista.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

                    II.Конспект урока по теме:  Внешнее строение листа.

Цели урока:

1. Образовательные:     формирование знаний о многообразии листьев, особенностях их  внешнего  строения, типах  жилкования  и функциях листа.

2. Развивающие:          

- формирование  интереса к предмету, повышение  мотивации  к  учебной деятельности

- развитие и углубление ранее изученных понятий и формирование  новых

 ( развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях ).

 .  формирование умений самостоятельной работы с учебной литературой.

 .  развитие навыков проведения лабораторных работ, наблюдений и

    формирования выводов на основе полученных результатов  экспериментов.

 .  развитие коммуникативных качеств учащихся.

 .  развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.

3. Воспитательные: воспитание у  учащихся  бережного  отношения  к  растениям.

 Оборудование: интерактивная доска, гербарные материалы, инструктивная карточка к   лабораторной  работе.

                                                           План  урока:

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация знаний учащихся.

3.  Определение темы урока.

4.  Постановка целей и задач урока.

5.  Изучение нового материала.

6.  Проведение лабораторной работы.

7.  Закрепление изученного материала.

8.  Оценивание  учащихся.

9.  Домашнее задание.

                                                         ХОД  УРОКА

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация знаний учащихся.

          Фронтальная беседа:

1)   Какие вегетативные органы  имеет растение?  

      (- корень и побег)

2)  Что  называется побегом?

       (- стебель, несущий почки и листья.)

3)  Из чего развивается побег?

       (- из почки.)

4)  Докажите, что почка – зачаточный побег?

     ( - в почке есть зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки.)

5)  Как называется округлая почка с зачатками цветков?

      (- генеративная или цветочная.)

6)  Каково строение вегетативной почки?

      СЛАЙД № 1: Строение  вегетативной почки.

       (- зачаточный стебель,  конус нарастания, зачаточные листья, зачаточные почки.)

     Вывод:    Листья развиваются из вегетативных почек.

7) Нарисуйте на доске схемы расположения листьев на стебле и  определите типы

     листорасположения на комнатных растениях.

                                          ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

_   Ребята, для того чтобы определить  тему нашего урока, предлагаю сыграть в игру « Что? Где? Когда?». Вы сможете узнать, что лежит у меня в черном ящике, угадав следующую загадку.

СЛАЙД  № 2:  Загадка

    «Сидит  зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет.»

-  Вы наверняка  догадались, о чем идет речь? (- это лист.)

 

-  Итак, на уроке мы будем изучать листья растений.    

                                   

Слайд №3: Запишите в тетради тему урока: Внешнее строение листа.

                                             

-   Что мы должны узнать о листья на этом уроке?

 Слайд №4:          Задачи  урока

1.Познакомиться с многообразием листьев,  изучить  их внешнее строение и типы жилкования.

2.Научиться различать простые и сложные листья, сидячие и черешковые листья, определять виды сложных листьев.

3.Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.

     Лист – боковая часть побега. Наземный орган, улавливающий солнечный свет.

« Лист», в переводе с  греческого, означает «пластинка».

Мотивация  обучающихся:   Древнегреческий ученый Теофраст, друг  Аристотеля, около 300 лет до н.э. задался вопросом: « Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать ветвь пальмы, винограда, левкоя?». Именно с Теофраста началось изучение листа. Теперь вы, жители 21 века, что  можете сказать о значении листьев в жизни растения и в жизни людей?

  Слайд № 5:   « Функции листа»

                                   Функции листа:

                                  1)  Фотосинтез                    

                                  2)  Газообмен

                                  3)  Испарение воды (транспирация).

  Слайд №6:          Форма листовой пластинки                              

  Форма листовой пластинки:

  • овальные;
  • сердцевидные;
  • округлые;
  • игольчатые;
  • ланцетовидные

                                                                                                                                                                                           

Слайд № 7:        «Листья черешковые и сидячие».      

                                                                  Листья

                                     черешковые                               сидячие

             листовая пластинка        черешок                 не имеют черешка

Работа с гербарием (Конверт №1): Отобрать среди гербария черешковые и сидячие листья.         У каких растений они встречаются?

Вопрос к классу: Одинаковые ли размеры и форма листьев у разных растений? Почему?

( Ответ: Размеры и форма листьев разнообразны; это связано с приспособлениями к различным условиям обитания растений).

Слайд № 8:  «Листья простые и сложные»                                                                                                                                    

                                                          Виды листьев

                                          (по числу пластинок на 1 черешке)

Простые

Сложные

1.Тройчатые

2.Пальчатосложные

3.Непарноперистые

                   

Работа с гербарием (Конверт №2): Выберите простые листья. У каких растений они встречаются? Выберите сложные листья. Найдите растения с тройчатосложными листьями. Найдите парноперистые и непарноперистые листья. У каких растений они встречаются?

Вывод: По числу листовидных пластинок листья бывают простые или сложные. У сложных листьев на черешке располагаются 3 и более листовых  пластинок (листочков), которые опадают поодиночке, не одновременно.

Листовые пластинки листьев пронизаны многочисленными жилками. Жилки – это проводящие пучки.

                                 

Слайд № 9:                          Жилкование листьев

                             сетчатое            дуговое           параллельное

Работа с гербарием (Конверт №3) «Жилкование листьев»:

 

1. Найдите листья с сетчатым жилкованием. У кого они встречаются

2. найдите листья с дуговым жилкованием. У каких растений они встречаются?

3. найдите листья с параллельным жилкованием. У каких растений они встречаются?

Вопрос к классу: Есть ли на вашем столе листья растений – «родственников», относящихся к одному классу?

Работа с гербарием.

Вопрос к классу: Но природа не может обойтись  без некоего лукавства: какие 2 растения являются исключением из этого правила? Почему?

(Ответ: 1. Подорожник. У него дуговое жилкование листьев, хотя он относится к классу двудольных растений.

2. Вороний глаз. У него сетчатое жилкование листьев, а относится он к классу однодольных растений).

Слайд № 10:     «Лабораторная работа»

 Лабораторная работа: «Листья простые и сложные».

I. Работа с гербарием:

1. Рассмотрим листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами  листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Слайд №11: Таблица

II. Заполните таблицу.

Название растения

Листья простые или сложные

Жилкование

Листорасположение

Выводы: 1. Листья необходимы растению для процесса фотосинтеза, газообмена, испарения воды 

2. Листья разные, потому, что растения обитают в разных условиях и отличия листьев помогают лучше выполнять свои функции.

3. Листья различают по:

а) прикреплению к стеблю;

б) жилкованию листа;

в) по количеству листовых пластинок на черешке;

г) по форме и по краю листовой пластинки.

III. Закрепление нового материала:

Слайд №12:

1)  Упражнение: «Найди ошибку»

Найди ошибки в письме, которое написал Незнайка Звездочке. Подчеркни ошибки.

« 1. Я собирал листья.

2. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок, расположенных на одном черешке.

3. Называют эти листья сложными.

4. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана.

5. Интересно и расположение жилок на листьях – известно до 10 видов жилкования.

6. Если жилки в листьях многократно ветвятся и образуют сплошную сеть, то такое жилковании называют параллельным.

7. У листьев березы дуговое жилкование, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое».  

Слайд №13

2) Упражнение: «Выбери лишнее».

Выбрать из списка лист, который является лишним и объяснить свое решение.

1.  Липа, дуб, клен, шиповник

(у шиповника сложные листья – непарноперистые)

2. Земляника, каштан, акация, береза.

(у березы простые листья)

3. Чеснок, пшеница, лук, тюльпан.

(у тюльпана дуговое жилкование, а у остальных – параллельное)

4. Клен, береза, дуб, пшеница.   

(у пшеницы параллельное жилкование, а у остальных – сетчатое)

Слайд №14

3) Реши задачу.

1. 1 м2 зеленых листьев за 1 час способен усвоить из воздуха 8г CO2 и одновременно выделить столько же О2. Сколько поглотят СО2 и выделят О2 2 (2м2) зеленых листьев в течении суток?

Решение: 1) 1ч – 8г СО2

24ч – х

Х=  24х8 = 192г (СО2 и О2)

1        

2) 192 х 2 = 384г (СО2 и О2)

2. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево в лесу. Сколько деревьев 50 – летнего возраста сохранят ребята, собравшие 720кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 80 деревьев полувекового возраста?

Решение: 1) 60кг – 1 дерево                

                     720 кг – х  деревьев

Х = 720 х 1 = 12 (деревьев)

60

2) 60х80 = 4800кг (макулатуры)

Слайд №15

4) Игра «Что? Где? Когда?»

1. В «черном ящике» лежит растение, листья которого прикладывают к ранам, для их быстрого заживления.  (Подорожник).

2. В «черном ящике» лежит  растение, в волосках листьев которого содержится муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение. Назовите это растение. (Крапива)

3. В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящие время? (лавр; лавровые листы используют как приправу).

4. Настои и отвары почек этого растения используют при заболеваниях почек, ликвидируют пигментные пятна, угри, повышают эластичность кожи. Отвар листьев этого дерева укрепляет волосы и способствует их росту. Его сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, обилие витаминов, дубильные вещества. Сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких. На бересте этого дерева писали первые письма наши далекие предки. Это дерево – символ России. Ветви какого дерева лежат в «черном ящике»? (береза).

IV .  Выставление оценок учащимся.

V.   Домашнее задание:

      Выучить параграф 23;

      Составить тест и кроссворд по теме «лист» (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Строение листа"

обобщающий урок по теме "Лист"                                             ...

Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.

Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....

Урок -путешествие "Внешнее строение листа"

Урок изучение нового материала.Урок проводится  с использованием ИКТ....

Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс

Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....

Урок по теме "Строение листа"

Урок изучения нового материала по теме "Внешнее и внутреннее строение листа"...

Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс

На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти  среди комнатных растений  растения, име...