Урок по теме "Вирусы" в 10 классе, профильный уровень.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Хижняк Наталья Львовна

Урок разработан с применением технологии моделирование как один из методов осмысления и преобразования учебной информации на уроках биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_virusy.doc56.5 КБ
Office presentation icon urok_virusy.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Вирусы "

Тема урока: Вирусы.

Цели:

Образовательные: сформировать представления о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.

Развивающие: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме посредством применения метода моделирования.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: учебник Общая биология 10-11 классы, авторы В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Москва «Дрофа», 2006 г.

 Презентация к уроку "Вирусы, их многообразие", модели по теме «Вирус», сделанные учениками.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

 Актуализация знаний        

Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества - токсины. Шесть лет спустя независимо от  Д.И.Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а "жидкое заразное начало", размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не "жидкое заразное начало", как предполагал Бейеринк. (Слайд 1)

- Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы учащихся - вирусы)

Тема урока: Вирусы. Запишите тему урока в тетрадь (Слайд 2,).

Сегодня нам предстоит ответить на вопросы:

Как устроены  вирусы?

 Как они  размножаются?

 Каково их значение и каковы способы защиты от вирусов?  ( Слайд 3)

-Работать  мы будем по плану, который представлен на данном слайде. (Слайд 4)

- В какой форме структурирована учебная информация? ( ответы учащихся - модель). Она поможет нам  увидеть главное в теме.

  1. Создание учебной ситуации

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, «вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка".

- В чем смысл этого высказывания, как вы думаете? (гипотезы учащихся).

Прозвучали разные предположения, какое из них точнее – в этом нам предстоит разобраться.

Как вы думаете, почему он так сказал? В этом нам сегодня предстоит разобраться.

  1. Учебная деятельность.
  1. Проверка домашнего задания

Дома вам всем было предложено сделать модель по теме «Вирус», т.к. этот материал изучался вами в 6, 7 и 9 классах.

(Учащиеся представляют свои модели и защищают их) (Слайды 6,7,8,9,10)

- Удалось ли отразить в модели специфические черты вирусов?  

  1. Выводы

Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества?

- А как считаете вы?

- В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?

- Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов)

Выводы (формулируют учащиеся) записываем в тетради:

  • Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.
  • Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.
  • Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.
  • Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.
  • Вирусы - внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

  1. Знакомство с  новой учебной информацией.

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы, называется вирусология.

Международным Комитетом по Таксономии Вирусов в 1966 году была принята система классификации вирусов основанная на различии типа (РНК и ДНК), количества молекул нуклеиновых кислот (одно- и двух-цепочечные) и на наличии или отсутствии оболочки ядра. Система классификации представляет собой серию иерархичных таксонов:

Отряд (-Virales)

Семейство (-Viridae)

Подсемейство (-Virinae)

Род (-Virus)

Вид (-Virus)   (Слайд 11)

 

        А сейчас нам предстоит разобраться, каков механизм действия вирусов в живом организме.

  1. Смысловое чтение текста (Механизм действия вирусов).  

-Вашему вниманию предложен научный текст. Внимательно прочитайте его и составьте схему механизма действия вируса    

Проникновение вируса в клетку. На следующем этапе вирусу необходимо доставить внутрь клетки свою генетическую информацию. Некоторые вирусы переносят также собственные белки, необходимые для её реализации (особенно это характерно для вирусов, содержащих негативные РНК). Различные вирусы для проникновения в клетку используют разные стратегии: например, пикорнавирусы впрыскивают свою РНК через плазматическую мембрану, а вирионы ортомиксовирусов захватываются клеткой в ходе эндоцитоза, попадают в кислую среду лизосом, где происходит их окончательное созревание (депротеинизация вирусной частицы), после чего РНК в комплексе с вирусными белками преодолевает лизосомальную мембрану и попадает в цитоплазму. Вирусы также различаются по локализации их репликации, часть вирусов (например, те же пикорнавирусы) размножается в цитоплазме клетки, а часть (например, ортомиксовирусы) в её ядре.

Перепрограммирование клетки. При заражении вирусом в клетке активируются специальные механизмы противовирусной защиты. Заражённые клетки начинают синтезировать сигнальные молекулы — интерфероны, переводящие окружающие здоровые клетки в противовирусное состояние и активирующие системы иммунитета. Повреждения, вызываемые размножением вируса в клетке, могут быть обнаружены системами внутреннего клеточного контроля, и такая клетка должна будет «покончить жизнь самоубийством» в ходе процесса, называемого апоптозом или программируемой клеточной смерти.

От способности вируса преодолевать системы противовирусной защиты напрямую зависит его выживание. Неудивительно, что многие вирусы (например, пикорнавирусы, флавивирусы) в ходе эволюции приобрели способность подавлять синтез интерферонов, апоптозную программу и так далее. Кроме подавления противовирусной защиты, вирусы стремятся создать в клетке максимально благоприятные условия для развития своего потомства.

        У многих вирусов существуют системы контроля, обеспечивающие оптимальное расходование биоматериалов клетки-хозяина. Например, когда вирусной мРНК накоплено достаточно, транскрипция вирусного генома подавляется, а репликация напротив — активируется.

Созревание вирионов и выход из клетки. В конце концов, новосинтезированные геномные РНК или ДНК одеваются соответствующими белками и выходят из клетки. Следует сказать, что активно размножающийся вирус не всегда убивает клетку-хозяина. В некоторых случаях (например, ортомиксовирусы) дочерние вирусы отпочковываются от плазматической мембраны, не вызывая её разрыва. Таким образом, клетка может продолжать жить и продуцировать вирус.

Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

  1. Самостоятельная работа. Составить модель – «Механизм действия вирусов»

Механизм действия вирусов:

 1.Прикрепление вируса к клетке –хозяина;

 2. Проникновение вируса в клетку;  

3. Транскрипция вирусного генома — то есть синтез вирусной мРНК;

4.  Её трансляция, то есть синтез вирусных белков;

5. Репликация вирусного генома (в некоторых случаях, когда генетическая информация вируса закодирована в виде РНК геномная РНК одновременно играет роль мРНК, и, следовательно, процесс транскрипции в паразитируемой клетке не происходит за ненадобностью);

 6. Выход вируса из клетки. (Слайд 12)

6. Проверка (модель- слайд 13)

7. Практическая работа (Решение задачи на закрепление изученного материала)

        Фрагмент  молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ.  Данная молекула была поражена вирусом, имеющим молекулу ДНК ЦЦГААТГЦГАТТ .Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Решение:   Заменяет исходную молекулу ДНК  на вирусную и решаем задачу, используя алгоритм:

•Молекула т-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности. 
•Не забудьте, что в состав РНК вместо тимина входит урацил.
•Антикодон – это последовательность из трех нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам кодона в и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.

  1. Практическая значимость темы.

- Какова практическая значимость темы?

Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации)  (Слайд 14).

Но самое страшное вирусное заболевание на сегодняшний день – это СПИД, вызываемое вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ). (Слайд 15) СПИД – называют чумой XX века, почему? Об этом я попрошу вас  дома написать эссе.

  1. Обобщение.

Итак, в начале урока мы услышали  выражение английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, « вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". Как вы думаете, почему  же он так сказал? (Дискуссия)

Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка", так как:

  1. Вирус  не имеет клеточного строения: главная часть вируса – это молекула ДНК или РНК, покрытая сверху капсодом – оболочкой из белка;
  2. Вирусы способны жить и размножаться только в живых клетках;
  3. Вирусы имеют простой механизм размножения:

1)  Прикрепление вируса к клетке –хозяина;

2)  Проникновение вируса в клетку;

3)  Редупликация вирусного генома;

4)  Синтез вирусных белков и самосборка капсида;

5)  Выход вируса из клетки.

            4.   Вирусы очень быстро размножаются;

            5.   Вирусы вызывают опасные заболевания  (Слайд 16)

- Можно ли защитить себя от вирусных заболеваний?

-Ответы учащихся: да и не всегда.

- Каким образом?

- С помощью профилактических прививок (Слайд 17) и выполнения простых  гигиенических правил (Слайд 18).

  1. Домашнее задание ( по выбору учащихся).

Вашему вниманию предлагаю следующие виды домашнего задания (Слайд 19, 20)

  1. Эссе «СПИД –чума XX века»
  2.  Разработать дидактическое пособие по теме «Вирусы» для использования  на тематических классных часах, посвященных здоровому образу жизни;
  3. Кроссворд по теме;
  4. Разработка памяток для учащихся по профилактике вирусных инфекций.  

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работы Д.И.Ивановского Дмитрий Иосифович Ивановский — русский физиолог растений и микробиолог. Окончил Петербургский университет (1888). Ассистент Ботанической лаборатории Петербургской АН (с 1890), приват-доцент Петербургского (1895—1901), профессор Варшавского(1901—15) и Донского (с 1915) университетов. Начав в 1887 изучение заболеваний табака на Ю. России, различил ранее смешиваемые так называемые рябуху и мозаичную болезнь. Выяснил (1892), что возбудитель последней, в отличие от бактерий, невидим в микроскоп при самом сильном увеличении, проходит через фарфоровые фильтры и не растет на обычных питательных средах. Обнаружил в клетках больных растений кристаллические включения ("кристаллы И."), открыв, таким образом, особый мир возбудителей заболеваний небактериальной и непротозойной природы, названных впоследствии вирусами. Д.И.Ивановский (1864-1920)

Слайд 2

Вирусы

Слайд 3

Цель: расширить знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности Задачи: 1.Как устроены вирусы; 2. Как они размножаются; 3. Каково их значение и каковы способы защиты от вирусов.

Слайд 4

Вирусные заболевания и их профилактика Модель урока «Вирусы» Цель: систематизировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности. История открытия вирусов Значение вирусов Механизм действия вирусов Классификация вирусов Строение клеток вирусов и бактерий прокариоты Модели учащихся Выводы: Вирусы –неклеточная форма жизни, паразитирующая в живой клетке -задачи -работа с текстом презентации Домашнее задание Эссе «СПИД –чума XX века» Задания на соответствия к ЕГЭ Кроссворд «строение вируса»

Слайд 5

Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка» (Питер Медавар)

Слайд 6

Вирусы Вирусы 2.Проникновение в клетку 3.Перепрограммирование клетки 4.Персистенция 5.Создание новых вирусных компонентов 6.Созревание вирионов и выход из клетки Простейшая форма жизни на нашей планете. Не способны размножаться вне клетки. Модель Теллы Веры 10 в 1.Присоединение к клеточной мембране

Слайд 7

Неклеточная форма жизни Состоит из: Нуклеиновых к-т ( или ДНК, или РНК) и белка Размножаются путем эндоцитоза или вводит в клетку свою нуклеиновую к-ту Разнообразие: Вирус Герпеса, Вирус Табачной мозаики, Бактериофаг Вирус Вирусы, инфицирующие бактерий – бактериофагами Заболевания: Грипп, корь, краснуха, гепатит, ветряная оспа, бешенство, герпес, СПИД… Модель Константиновой Анастасии 10 в

Слайд 8

Вирусы (неклеточная форма жизни) Прямое воздействие (воздействие на кл етку). Косвенное (путём уничтожения бактерий)- бактериофаги Сложные (нуклеиновая кислота, капсид и дополнительная белковая или липопротеидная оболочка.) Простые (нуклеиновая кислота и капсид) Модель Румянцева Никиты

Слайд 9

Вирус Строение: Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК) Белковая оболочка, которую называют капсидом Дополнительная липопротеидная оболочка. ДЕЗОКСИВИРУСЫ РИБОВИРУСЫ 1. ДНК двухнитчатая 2. ДНК однонитчатая 1. РНК двухнитчатая 2. РНК однонитчатая 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: аденовирусы 1.1.2. С внешними оболочками: герпес-вирусы 1.2. Смешанный тип симметрии: Т-четные бактериофаги 1.3. Без определенного типа симметрии: оспенные вирусы 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: крысиный вирус Килхама, аденосателлиты 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: реовирусы, вирусы раневых опухолей растений 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: вирус полиомиелита, энтеровирусы, риновирусы 2.2. Спиральный тип симметрии: 2.2.1. Без внешних оболочек: вирус табачной мозаики 2.2.2. С внешними оболочками: вирусы, бешенства, онкогенные РНК-содержащие вирусы Модель Хачапуридзе Александры

Слайд 10

Вирус Вирус По виду: 1)Фильтрующиеся 2)Нефильтрующиеся Состав вирусов Белковая оболочка Нуклокапсид Содержит ДНК или РНК Вирусные заболевания : Бешенство Оспа Грипп Полиомиелит Гепатит Корь Жизненный цикл вирусов Вироспора Прикреплении к клетке Внедрение в клетку Латентная стадия Образование вирусов нового поколения Выход в вироспор Фаги - группа вирусов, приспособившаяся к паразитированию в бактерии и вне этих клеток не проявляющие свойств Состав ДНК и белковый компонент Форма Головка и хвост Применение фагов С лечебной и профилактической целью против возбудителей х холеры, брюшного тифа Модель Сидельниковой Анастасии

Слайд 11

Классификация вирусов Международным Комитетом по Таксономии Вирусов в 1966 году была принята система классификации вирусов основанная на различии типа (РНК и ДНК), количества молекул нуклеотических кислот (одно- и двух-цепочечные) и на наличие или отсутствие оболочки ядра. Система классификации представляет собой серию иерархичных таксонов: Отряд (- V irales) Семейство (- V iridae) Подсемейство (- V irinae) Род (- V irus) Вид (- V irus)

Слайд 12

Механизм действия вирусов: 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина; 2. Проникновение вируса в клетку; 3. Редупликация вирусного генома; 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида; 5. Выход вируса из клетки. Вирусы – внутриклеточные паразиты, которые действуют на генетическом уровне.

Слайд 13

Модель «Механизм действия вируса» Механизм действия вируса

Слайд 14

Значение вирусов 1 Вирусы-возбудители тяжелых заболеваний : СПИДа Бешенства Полиомиелита Гепатита Гриппа Оспы Герпеса 2 Позитивные значения вирусов.

Слайд 15

Строение вируса иммунодефицита человека .

Слайд 16

Вирусы (по составу) ДНК – содержащие РНК – содержащие ретровирусы Оспа герпес Грипп, краснуха, бешенство ВИЧ, атипичная пневмония Вирусы (по строению) Простые Вирус табачной мозаики Сложные Грипп, ВИЧ Строение и состав вирусов Капсид Нуклеиновая кислота Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Слайд 17

Профилактика вирусных заболеваний

Слайд 19

Вирусные заболевания и их профилактика Модель урока «Вирусы» Цель: систематизировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности. История открытия вирусов Значение вирусов Механизм действия вирусов Классификация вирусов Строение клеток вирусов и бактерий прокариоты Модели учащихся Выводы: Вирусы –неклеточная форма жизни, паразитирующая в живой клетке -задачи -работа с текстом презентации Домашнее задание Эссе «СПИД –чума XX века» Задания на соответствия к ЕГЭ Кроссворд «строение вируса»

Слайд 20

Домашнее задание Эссе «СПИД –чума XX века» Разработать дидактическое пособие по теме «Вирусы» для использования на тематических классных часах, посвященных здоровому образу жизни; Кроссворд по теме; Разработка памяток для учащихся по профилактике вирусных инфекций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока по праву 10 класс профильный уровень

Разработка урока по праву 10 класс. Система органов власти. Федеральное собрание....

Планирование уроков информатики в 10 классе (профильный уровень) по учебнику И.Г. Семакина

Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 10 классе для физико-математического и информационно-технологичнеского профиля. Планирование составлено на основе рекомендаций автора уч...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

Урок химии в 11-м классе (профильный уровень). Тема урока: "Окислительно-восстановительные реакции".

материал урока расчитан на обобщение и систиматизацию знаний и для подготовки к ЕГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...