Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Шаймухаметова Маян Амировна

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за ними, их размножению и практическому значению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-5_vneurochka_v_mire_komnatnyh_rasteniy.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №21»

__________Е.В Афанасьева

Приказ №254 от 27.08.2014г

                                           Принято

педагогическим советом

                           Протокол №1 от 27.08.2014г

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

«В мире комнатных растений»

5 класс

Шаймухаметова Маян Амировна-

учитель  биологии высшей категории

г.Нижневартовск 2014 г.

Пояснительная записка

         Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за ними, их размножению и практическому значению.

Содержание курса носит комплексный характер, так как включает основы отраслей биологической науки: анатомии, морфологии, физиологии и  экологии растений. Совокупность тем данного курса и их построение обеспечивает достижение учащимися базового уровня биологических знаний, а также углубление их. В соответствии с логикой развития основных биологических понятий: от простого - к сложному,   обусловлено расположение тем изучаемого материала в данном курсе. Программа содержит 5 разделов.

В данной программе предусмотрена направленность на формирование у школьников экологической культуры. Элективный курс позволяет расширить кругозор обучающихся, помогает  развивать у них наблюдательность, прививает  учащимся эстетический вкус и навыки бережного отношения к природе,  воспитывает ответственное отношение к трудовой деятельности, способствует профессиональному самоопределению учащихся.

            Программа рассчитана на   35 часов из расчета 1 час в неделю.

Курс носит практическую  направленность и предназначен для учащихся 5-7 классов.

Цель курса: сформировать и углубить у учащихся базовые знания по систематике комнатных растений, их  выращиванию, уходу и использованию в практических целях, способствуя формированию нового экологического мышления и культуры отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи курса:

  • дать учащимся представление о многообразии комнатных растений и ознакомить с основными группами, формами и семействами комнатных растений;
  • формировать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями, их размножению, приготовлению почвенных смесей и паспортизации;
  • определить видовой состав комнатных растений класса и школы;
  • расширить знания о практическом применении  комнатных растений в жизни человека;
  • формировать навыки познавательной деятельности, основываясь на выполнении опытов по физиологии растений;
  • прививать устойчивый интерес к изучению биологических дисциплин, прививать любовь к природе;
  • создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Используемые методы: словесные (рассказ, беседа, лекция), практические, проблемно-поисковые, интерактивные.

Технологии: личностно-ориентированные, технология проблемного обучения, RWST.

Формы организации обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Содержательная часть:

Раздел 1. Введение

Ознакомление учащихся с программой элективного курса, его целями и задачами, содержанием практических работ. Сведения об истории возникновении  комнатного цветоводства. Понятие о многообразии комнатных растений. Значение комнатных растений. Влияние комнатных растений на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Лекарственные и косметические свойства комнатных растений. Понятие о фитонцидах Применение комнатных растений в практических целях.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: историю возникновения комнатного цветоводства, понятие «фитонциды», комнатные растения, которые можно использовать в лечебных и косметических целях.

Учащиеся должны уметь: применять знания   о фитонцидах для борьбы с болезнетворными микроорганизмами

Раздел 2. Уход за комнатными растениями

Общие вопросы агротехники комнатных растений. Световой и температурный режим. Светолюбивые и теневыносливые комнатные растения. Теплолюбивые и холодостойкие комнатные растения. Роль воды в физиологических процессах.  Типы полива.  Температура и качество поливной воды.  Основные требования к влажности воздуха. Особенности выращивания садов  в бутылке. Почва и ее свойства: механический состав, влагоемкость. Микробный состав, кислотность почвы. Плодородие почвы. Понятие о садовых землях  и компонентах земельных смесей:  дерновая земля, листовая земля, хвойная земля, компостная земля, глинистая, вересковая земля, перегной, торф, сфагновый мох, кора, песок, корни папоротников. Основные элементы минерального питания комнатных растений. Понятие о макро- и микроэлементах. Минеральные удобрения. Комплексные удобрения. Применение минеральных удобрений. Понятие об органических удобрениях. Применение органических удобрений. Бактериальные удобрения. Бактериальные препараты. Понятие о корневом питании растений, гидропоника. Раствор Кнопа. Техника гидропонной культуры.

Практическая работа:

Влияние света и температуры на жизнедеятельность растений.

Составление земельных смесей и питательных растворов.

Ознакомление с видами систематического и периодического ухода за комнатными растениями.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: основные агротехнические принципы ухода за комнатными растениями, правила размещения комнатных растений в помещении, основные земельные смеси и их компоненты, виды минеральных,  органических  и бактериальных удобрений.

Учащиеся должны уметь: применять агротехнические приемы при выращивании и уходе за комнатными растениями, размещать растения в помещении в зависимости от их требований к условиям местообитания, составлять основные земельные смеси и применять различные виды минеральных,  органических  и бактериальных удобрений для подкормки растений.

Раздел 3. Строение и размножение растений

Основные типы органов растений. Корни. Стебли. Листья. Структура побега. Обрезка, ее типы. Прищипка комнатных растений.  Основные способы размножения комнатных растений.  Вегетативные способы размножения.  Деление куста и клубней.  Воздушные отводки и отпрыски. Черенкование. Прививка. Размножение семенами. Семенной способ размножения. Пересадка комнатных растений. Перевалка. Пересадка покоящихся луковиц и клубней. Обычная пересадка.  Цветочные емкости. Виды керамических горшков. Пластмассовые горшки.  Инвентарь. Нарушение жизнедеятельности комнатных растений. Вредители комнатных растений. Болезни комнатных растений. Меры профилактики. Методы борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений.

Практическая работа:

Приемы вегетативного и семенного размножения комнатных растений.

Пересадка растений. Посуда  и инвентарь.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: строение растения и роль его органов, типы обрезки, основные способы размножения растений семенами и вегетативными органами, приемы пересадки комнатных растений, основные болезни и вредителей комнатных растений, меры борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений и меры профилактики.

Учащиеся должны уметь: проводить различные типы обрезки и прищипку,  размножать комнатные растения вегетативными органами и семенами, пересаживать комнатные растения, определять заболевания и вредителей комнатных растений.

Раздел 4.  Многообразие комнатных растений

Основные группы комнатных растений. Отличительные признаки представителей семейств: амариллисовых, аралиевых, ароидных, асфоделовых, бромелиевых, кактусовых, марантовых, молочайных, орхидных, пальмовых, толстянок, тутовых и папоротников. Особенности выращивания бонсаи. Особенности выращивания цитрусовых и огородных культур в комнатных условиях. Приемы определения комнатных растений, правила составления паспортов комнатных растений.

Практическая работа:

Определение комнатных растений и создание их паспортов.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: основные группы комнатных растений, видовой состав комнатных растений класса, отличительные признаки семейств амариллисовых, аралиевых, ароидных, асфоделовых, бромелиевых, кактусовых, марантовых, молочайных, орхидных, пальмовых, толстянок, тутовых и папоротников, особенности выращивания бонсаи, цитрусовых и овощных культур в комнатных условиях,   приемы составления паспортов комнатных растений.

Учащиеся должны уметь: определять видовую принадлежность комнатных растений, применять знания об отличительных чертах растений входящих в определенное семейство при их выращивании и уходу за  ними, составлять паспорта растений.

Раздел 5.  Дизайн и комнатные растения

Особенности выбора комнатных растений для дома с учетом их физиологических особенностей. Приобретение и транспортировка растений.  Цветочный дизайн жилых и рабочих помещений.  Цветы в поэзии и музыке. Легенды о цветах. Комнатное цветоводство как образ жизни. Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: как располагать растения в помещении с учетом их физиологических особенностей, особенности выбора и приобретения комнатных растений и их транспортировки, расставлять  растения в жилых и рабочих помещениях, легенды о цветах.

Учащиеся должны уметь: размещать растения в помещениях с учетом физиологических особенностей растений, выбирать, транспортировать  комнатные растения, использовать эстетические возможности комнатных растений для формирования эстетического вкуса.

Календарно-тематическое планирование

пп

Тема занятия

Дата

Раздел 1. Введение

Введение. История возникновения комнатного цветоводства.        

3.09

Влияние комнатных растений на психоэмоциональное и физическое состояние человека.        

10.09

Лекарственные и косметические свойства комнатных растений.

17.09

Раздел 2. Уход за комнатными растениями

Световой и температурный режим.        

24.09

Полив. Влажность воздуха. Сады в бутылке.        

1.10

Почва, ее свойства. Земельные смеси.        

8.10

Основные элементы минерального питания. Макроэлементы и микроэлементы.

15.10

Органические удобрения.        Бактериальные удобрения.        

22.10

Гидропоника. Приготовление питательных растворов и смесей

29.10

Раздел 3. Строение и размножение растений.        

Органы растений.

12.11

Размножение комнатных растений.        

19.11

Обрезка.

26.11

Пересадка растений. Посуда  и инвентарь.        

3.12

Вредители комнатных растений и методы борьбы с ними.        

10.12

Болезни комнатных растений и методы борьбы с ними.

17.12

Обобщающее занятие        

24.12

Раздел 4. Многообразие комнатных растений        

Основные группы комнатных растений.

14.01

Семейство амариллисовые. Семейство аралиевые.  

21.01

Семейство ароидные.  Семейство асфоделовые.

28.01

Семейство бромелиевые. Семейство кактусовые.        

4.02

Семейство марантовые.  Семейство молочайные.        

11.02

Семейство орхидные.  Семейство пальмовые.        

18.02

Папоротники. Семейство толстянковые.        

25.02

Семейство тутовые.        

4.03

Бонсаи.

11.03

Выращивание цитрусовых в комнатных условиях.        

18.03

Огород на подоконнике.        

 1.04

Паспортизация комнатных растений. Сбор информации  по 1 этажу        

 8.04

Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 2 этажу

15.04

Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 3 этажу

22.04

Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 4 этажу

29.04

 Обобщающее занятие.  

6.05

Раздел 4. Дизайн и комнатные растения        

Выбор комнатных растений для дома. Их приобретение и транспортировка. Расположение комнатных растений в жилых помещениях.        

13.05

Эстетика и комнатные растения.

20.05

Итоговое занятие.        

27.05

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны уметь:

  • методику работы с биологическими объектами;
  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из различных источников;
  • определять существенные признаки объекта.
  • искать и находить основные источники информации;
  • оформлять список использованной литературы;
  • выделять объект исследования;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Учащиеся должны:

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса по внеурочной деятельности

Материально –технические условия:

  • Комнатные растения в кабинетах школы и коридорах
  • Садово-огороднические инструменты
  • Готовые почвы  для пересадки растений

Учебно-методические материалы:

  • Правила техники безопасности при работе с комнатными растениями
  • Методические рекомендации по уходу  за комнатными растениями

Средства обучения: 

Технические:

  • ПК на базе процессора не ниже Pentium IV
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер (на подготовительном этапе)
  • Экран (или  интерактивная доска)

Программные:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint
  • Презентации по темам занятий

Список литературы для учителя:

  1. А.В. Борисова, О.В.Бердникова Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 240 с. ил.
  2. 1000 + 1 совет по уходу за комнатными растениями / Авт-сост. Е. Манжос.— Мн.: “Харвест”, 1999. — 432 с.
  3. Комнатные растения: Справочник / Б.Н. Головкин, В.Н. Чеканова, Г.И.Шахов и др. – М.: Лесн.пром-сть, 1989.- 431 с.: ил.
  4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. - М.: Просвещение, 1986.
  5. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
  6. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. Полная энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 416 с., илл.
  7. Журнал «Приусадебное хозяйство». – М.: Издательский дом «Сельская новь»,   2011 г.

Список литературы для  обучающихся :

1.00 + 1 совет по уходу за комнатными растениями / Авт-сост. Е. Манжос.— Мн.: “Харвест”, 1999. — 432 с.

2.Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

Источники Интернет:

http://www.floriculture.ru/ - Комнатное цветоводство

http://www.flowersweb.info/  -Все о комнатных растениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Я в...