Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за ними, их размножению и практическому значению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-5_vneurochka_v_mire_komnatnyh_rasteniy.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №21» __________Е.В Афанасьева Приказ №254 от 27.08.2014г | Принято педагогическим советом Протокол №1 от 27.08.2014г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире комнатных растений»
5 класс
Шаймухаметова Маян Амировна-
учитель биологии высшей категории
г.Нижневартовск 2014 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за ними, их размножению и практическому значению.
Содержание курса носит комплексный характер, так как включает основы отраслей биологической науки: анатомии, морфологии, физиологии и экологии растений. Совокупность тем данного курса и их построение обеспечивает достижение учащимися базового уровня биологических знаний, а также углубление их. В соответствии с логикой развития основных биологических понятий: от простого - к сложному, обусловлено расположение тем изучаемого материала в данном курсе. Программа содержит 5 разделов.
В данной программе предусмотрена направленность на формирование у школьников экологической культуры. Элективный курс позволяет расширить кругозор обучающихся, помогает развивать у них наблюдательность, прививает учащимся эстетический вкус и навыки бережного отношения к природе, воспитывает ответственное отношение к трудовой деятельности, способствует профессиональному самоопределению учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Курс носит практическую направленность и предназначен для учащихся 5-7 классов.
Цель курса: сформировать и углубить у учащихся базовые знания по систематике комнатных растений, их выращиванию, уходу и использованию в практических целях, способствуя формированию нового экологического мышления и культуры отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи курса:
- дать учащимся представление о многообразии комнатных растений и ознакомить с основными группами, формами и семействами комнатных растений;
- формировать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями, их размножению, приготовлению почвенных смесей и паспортизации;
- определить видовой состав комнатных растений класса и школы;
- расширить знания о практическом применении комнатных растений в жизни человека;
- формировать навыки познавательной деятельности, основываясь на выполнении опытов по физиологии растений;
- прививать устойчивый интерес к изучению биологических дисциплин, прививать любовь к природе;
- создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Используемые методы: словесные (рассказ, беседа, лекция), практические, проблемно-поисковые, интерактивные.
Технологии: личностно-ориентированные, технология проблемного обучения, RWST.
Формы организации обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Содержательная часть:
Раздел 1. Введение
Ознакомление учащихся с программой элективного курса, его целями и задачами, содержанием практических работ. Сведения об истории возникновении комнатного цветоводства. Понятие о многообразии комнатных растений. Значение комнатных растений. Влияние комнатных растений на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Лекарственные и косметические свойства комнатных растений. Понятие о фитонцидах Применение комнатных растений в практических целях.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: историю возникновения комнатного цветоводства, понятие «фитонциды», комнатные растения, которые можно использовать в лечебных и косметических целях.
Учащиеся должны уметь: применять знания о фитонцидах для борьбы с болезнетворными микроорганизмами
Раздел 2. Уход за комнатными растениями
Общие вопросы агротехники комнатных растений. Световой и температурный режим. Светолюбивые и теневыносливые комнатные растения. Теплолюбивые и холодостойкие комнатные растения. Роль воды в физиологических процессах. Типы полива. Температура и качество поливной воды. Основные требования к влажности воздуха. Особенности выращивания садов в бутылке. Почва и ее свойства: механический состав, влагоемкость. Микробный состав, кислотность почвы. Плодородие почвы. Понятие о садовых землях и компонентах земельных смесей: дерновая земля, листовая земля, хвойная земля, компостная земля, глинистая, вересковая земля, перегной, торф, сфагновый мох, кора, песок, корни папоротников. Основные элементы минерального питания комнатных растений. Понятие о макро- и микроэлементах. Минеральные удобрения. Комплексные удобрения. Применение минеральных удобрений. Понятие об органических удобрениях. Применение органических удобрений. Бактериальные удобрения. Бактериальные препараты. Понятие о корневом питании растений, гидропоника. Раствор Кнопа. Техника гидропонной культуры.
Практическая работа:
Влияние света и температуры на жизнедеятельность растений.
Составление земельных смесей и питательных растворов.
Ознакомление с видами систематического и периодического ухода за комнатными растениями.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: основные агротехнические принципы ухода за комнатными растениями, правила размещения комнатных растений в помещении, основные земельные смеси и их компоненты, виды минеральных, органических и бактериальных удобрений.
Учащиеся должны уметь: применять агротехнические приемы при выращивании и уходе за комнатными растениями, размещать растения в помещении в зависимости от их требований к условиям местообитания, составлять основные земельные смеси и применять различные виды минеральных, органических и бактериальных удобрений для подкормки растений.
Раздел 3. Строение и размножение растений
Основные типы органов растений. Корни. Стебли. Листья. Структура побега. Обрезка, ее типы. Прищипка комнатных растений. Основные способы размножения комнатных растений. Вегетативные способы размножения. Деление куста и клубней. Воздушные отводки и отпрыски. Черенкование. Прививка. Размножение семенами. Семенной способ размножения. Пересадка комнатных растений. Перевалка. Пересадка покоящихся луковиц и клубней. Обычная пересадка. Цветочные емкости. Виды керамических горшков. Пластмассовые горшки. Инвентарь. Нарушение жизнедеятельности комнатных растений. Вредители комнатных растений. Болезни комнатных растений. Меры профилактики. Методы борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений.
Практическая работа:
Приемы вегетативного и семенного размножения комнатных растений.
Пересадка растений. Посуда и инвентарь.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: строение растения и роль его органов, типы обрезки, основные способы размножения растений семенами и вегетативными органами, приемы пересадки комнатных растений, основные болезни и вредителей комнатных растений, меры борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений и меры профилактики.
Учащиеся должны уметь: проводить различные типы обрезки и прищипку, размножать комнатные растения вегетативными органами и семенами, пересаживать комнатные растения, определять заболевания и вредителей комнатных растений.
Раздел 4. Многообразие комнатных растений
Основные группы комнатных растений. Отличительные признаки представителей семейств: амариллисовых, аралиевых, ароидных, асфоделовых, бромелиевых, кактусовых, марантовых, молочайных, орхидных, пальмовых, толстянок, тутовых и папоротников. Особенности выращивания бонсаи. Особенности выращивания цитрусовых и огородных культур в комнатных условиях. Приемы определения комнатных растений, правила составления паспортов комнатных растений.
Практическая работа:
Определение комнатных растений и создание их паспортов.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: основные группы комнатных растений, видовой состав комнатных растений класса, отличительные признаки семейств амариллисовых, аралиевых, ароидных, асфоделовых, бромелиевых, кактусовых, марантовых, молочайных, орхидных, пальмовых, толстянок, тутовых и папоротников, особенности выращивания бонсаи, цитрусовых и овощных культур в комнатных условиях, приемы составления паспортов комнатных растений.
Учащиеся должны уметь: определять видовую принадлежность комнатных растений, применять знания об отличительных чертах растений входящих в определенное семейство при их выращивании и уходу за ними, составлять паспорта растений.
Раздел 5. Дизайн и комнатные растения
Особенности выбора комнатных растений для дома с учетом их физиологических особенностей. Приобретение и транспортировка растений. Цветочный дизайн жилых и рабочих помещений. Цветы в поэзии и музыке. Легенды о цветах. Комнатное цветоводство как образ жизни. Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: как располагать растения в помещении с учетом их физиологических особенностей, особенности выбора и приобретения комнатных растений и их транспортировки, расставлять растения в жилых и рабочих помещениях, легенды о цветах.
Учащиеся должны уметь: размещать растения в помещениях с учетом физиологических особенностей растений, выбирать, транспортировать комнатные растения, использовать эстетические возможности комнатных растений для формирования эстетического вкуса.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема занятия | Дата |
Раздел 1. Введение | ||
Введение. История возникновения комнатного цветоводства. | 3.09 | |
Влияние комнатных растений на психоэмоциональное и физическое состояние человека. | 10.09 | |
Лекарственные и косметические свойства комнатных растений. | 17.09 | |
Раздел 2. Уход за комнатными растениями | ||
Световой и температурный режим. | 24.09 | |
Полив. Влажность воздуха. Сады в бутылке. | 1.10 | |
Почва, ее свойства. Земельные смеси. | 8.10 | |
Основные элементы минерального питания. Макроэлементы и микроэлементы. | 15.10 | |
Органические удобрения. Бактериальные удобрения. | 22.10 | |
Гидропоника. Приготовление питательных растворов и смесей | 29.10 | |
Раздел 3. Строение и размножение растений. | ||
Органы растений. | 12.11 | |
Размножение комнатных растений. | 19.11 | |
Обрезка. | 26.11 | |
Пересадка растений. Посуда и инвентарь. | 3.12 | |
Вредители комнатных растений и методы борьбы с ними. | 10.12 | |
Болезни комнатных растений и методы борьбы с ними. | 17.12 | |
Обобщающее занятие | 24.12 | |
Раздел 4. Многообразие комнатных растений | ||
Основные группы комнатных растений. | 14.01 | |
Семейство амариллисовые. Семейство аралиевые. | 21.01 | |
Семейство ароидные. Семейство асфоделовые. | 28.01 | |
Семейство бромелиевые. Семейство кактусовые. | 4.02 | |
Семейство марантовые. Семейство молочайные. | 11.02 | |
Семейство орхидные. Семейство пальмовые. | 18.02 | |
Папоротники. Семейство толстянковые. | 25.02 | |
Семейство тутовые. | 4.03 | |
Бонсаи. | 11.03 | |
Выращивание цитрусовых в комнатных условиях. | 18.03 | |
Огород на подоконнике. | 1.04 | |
Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 1 этажу | 8.04 | |
Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 2 этажу | 15.04 | |
Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 3 этажу | 22.04 | |
Паспортизация комнатных растений. Сбор информации по 4 этажу | 29.04 | |
Обобщающее занятие. | 6.05 | |
Раздел 4. Дизайн и комнатные растения | ||
Выбор комнатных растений для дома. Их приобретение и транспортировка. Расположение комнатных растений в жилых помещениях. | 13.05 | |
Эстетика и комнатные растения. | 20.05 | |
Итоговое занятие. | 27.05 |
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные | Личностные |
Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны:
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса по внеурочной деятельности
Материально –технические условия:
- Комнатные растения в кабинетах школы и коридорах
- Садово-огороднические инструменты
- Готовые почвы для пересадки растений
Учебно-методические материалы:
- Правила техники безопасности при работе с комнатными растениями
- Методические рекомендации по уходу за комнатными растениями
Средства обучения:
Технические:
- ПК на базе процессора не ниже Pentium IV
- Мультимедийный проектор
- Принтер (на подготовительном этапе)
- Экран (или интерактивная доска)
Программные:
- Приложения Microsoft Office PowerPoint
- Презентации по темам занятий
Список литературы для учителя:
- А.В. Борисова, О.В.Бердникова Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 240 с. ил.
- 1000 + 1 совет по уходу за комнатными растениями / Авт-сост. Е. Манжос.— Мн.: “Харвест”, 1999. — 432 с.
- Комнатные растения: Справочник / Б.Н. Головкин, В.Н. Чеканова, Г.И.Шахов и др. – М.: Лесн.пром-сть, 1989.- 431 с.: ил.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. - М.: Просвещение, 1986.
- Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. Полная энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 416 с., илл.
- Журнал «Приусадебное хозяйство». – М.: Издательский дом «Сельская новь», 2011 г.
Список литературы для обучающихся :
1.00 + 1 совет по уходу за комнатными растениями / Авт-сост. Е. Манжос.— Мн.: “Харвест”, 1999. — 432 с.
2.Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
Источники Интернет:
http://www.floriculture.ru/ - Комнатное цветоводство
http://www.flowersweb.info/ -Все о комнатных растениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Я в...