План-конспект урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Карлова Мария Александровна

План-конспект урока

«Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».  Урок с использованием здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka.docx264.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

        

План-конспект урока

«Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».

           E:\Старый жесткий диск\kolokolchik-chashka-s-bljudtsem-smes.jpg   E:\2013-2014\урок учитель года1\собака\plimutrock.jpgE:\Старый жесткий диск\подсолнух.jpg

            E:\2013-2014\урок учитель года1\собака\bishon-frize.jpgE:\2013-2014\урок учитель года1\собака\коза-15.jpg

Подготовил учитель

 биологии и химии отделения №1

                                                                                                   Карлова Мария  Александровна.

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Методы современной селекции.

Цели:

Раскрыть значение процесса одомашнивания.

         Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе      одомашнивания.                  

Раскрыть значимый вклад отечественных ученых в развитии селекции.

Научиться определять методы селекционной работы и применять полученные знания на практике.

  Задачи:

Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с животными и практическом применении методов селекции животных;

Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных, направлениях и методах селекции живых организмов.

 Развивать умения анализировать материал, делать выводы.

Формировать научное мировоззрение.

Воспитывать бережное, ответственное отношения к окружающему миру.

Средства обучения:

учебник “Общая биология. 10-11” под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица,

рабочая тетрадь,

 дидактический материал.

Оборудование: мультимедийный  проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

      1.  Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

      2.  Целеполагание.

2.1 Прочтение художественных текстов.

Учитель читает в сокращенном варианте два рассказа Бориса Житкова предварительно задав вопрос:

В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?

Как слон спас хозяина от тигра.

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Хозяин сердиться на слона и бить его по ушам веткой.

А слон замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.

А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

- Какой я глупец, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Охотник и собаки.

 Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

"Пора и домой, - подумал охотник. Перейду овраг, а там уже недалеко".

Он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом.

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

"Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".

2.2 Решение шарады.

 Используя перестановку слогов, составьте ключевое слово, которое будет отражать тему сегодняшнего урока:

О/МА/ДО/ВА/ШНИ/НИЕ/

И так тема урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».

            3. Объяснение нового материала.

3.1 Показ слайдов презентации с комментариями учителя чередуется с работой учащихся в специальной рабочей тетради.

Конечно, собака – это домашнее животное. Собаку создал человек, а не природа.

И сегодня на уроке мы поговорим об истории одомашнивании животных, об этом уникальном процессе, о критериях одомашнивания, о методах и значении одомашнивании.

2 слайд: одомашнивание или иначе доместикация (от лат. domesticus — «домашний») — это процесс изменения диких  животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

3 слайд:  Культурные формы организмов и их предки. Собаки.

Одним из первых одомашненных животных является собака. Примерно 10-15 тыс. лет назад она уже сопровождала поселения человека в Европе, передней и Ю-В Азии. На примере этого вида животных мы можем проследить морфофизиологические и поведенческие изменения, возникающие при одомашнивании: изменение формы ушей и хвоста, разнообразие размеров и окраски, изменение сроков линьки и готовности к размножению, изменение поведения.

Собаку первобытный человек использовал для защиты, как помощника в охоте, а также в пищу. Считают, что собаку от различных видов волков. Сейчас насчитывают более 350 пород собаки.

В России собак разводили в основном для охоты. Первое изображение гончей в Софийском соборе в Киеве датируется 11 веком.

4 слайд:  Собака – друг человека.

Зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя они вывезли 700 тысяч тяжело раненных бойцов (для справки - состав дивизии РККА в 1941 г. составлял от 9 700 до 17 000 чел., то есть собаки вывезли с поля боя порядка 40 дивизий полного состава!), а к боевым частям доставили в общей сумме 3500 тонн боеприпасов. Собаки-связисты в боевой обстановке, порой в непроходимой для человека местности, доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода (для сравнения: расстояние от Берлина до Нью-Йорка – 6 500 км.). Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек. Диверсионные собаки использовались в партизанских отрядах для подрыва железнодорожных составов. В целом, на боевом счету собак свыше 300 подбитых танков противникаболее 200 000 доставленных донесений, разминировано 303 города, обследована территория в 15153 кв. км (что сопоставимо с площадью некоторых Европейских государств, так, например, площадь Бельгии – 30, 5 тыс. кв.км.), обнаружено и снято свыше 4 млн.

3 ноября 1957 года спутник с Лайкой на борту ушёл в космос. Телеметрия сообщила, что перегрузки старта прижали собаку к лотку контейнера, но она не дёргалась. Пульс и частота дыхания повысились в три раза, но электрокардиограммы не показывали никакой патологии в работе сердца. Потом всё постепенно стало приходить в норму. В невесомости собака чувствовала себя нормально, медики отмечали «умеренную двигательную активность». Радостные учёные доложили Государственной комиссии: «Жива! Победа!»

В качестве поводырей для людей собаки используется уже несколько сотен лет.

Первые школы для подготовки собак-поводырей были созданы в Германии во время Первой мировой войны в целях повышения мобильности ветеранов, которые ослепли в результате военных действий. В 1929 году была создана первая школа в США .

В качестве поводырей используются преимущественно ротвейлеры, немецкие овчарки, лабрадор-ретвиверыризеншнауцеры, однако возможна дрессировка с этой целью и собак других пород.

В ряде стран собаки-поводыри не имеют ограничения на присутствие в таких местах, как места общественного питания и транспорт. В Российской Федерации проезд подобных животных в общественном транспорте бесплатен.

5 слайд  Культурные формы организмов и их предки. Коровы.

Тур,

Молочная (Голштинофризская  ),

Мясная (Бельгийские голубые),

 Мясомолочная (Шотландская высокогорная ) ,

Декоративная (Плюшевая порода).

Предком крупного рогатого скота был дикий бык - тур, который жил на территории лесостепной и степной зон Евразии (последнее животное этого вида уничтожено в 1627 году в Польше). Выясняется, что его одомашнели около 4 тыс. лет назад в Древней Греции. Известно более 50 пород крупного рогатого скота, которых разводят ради мяса, молока, кожи и как тягловую силу.

Основными направлениями селекции является создание молочных (черно-пестрая, красная степная), мясных (Абер-дино-ангусская, герефордская), мясо-молочных (симментальская, ле-бединська) пород.Есть и декоративные породы коров.Таких пушистых безрогих коров разводят на ферме Лотнера (Lautner farms) в американском штате Айова. Животные в основном имеют декоративную ценность и разводятся на продажу (цены варьируется от 5 до нескольких десятков тыс. долларов) и часто побеждают на различных выставках.

            6 слайд: Культурные формы организмов и их предки. Куры.

породы кур :

орпингтон (мясо-яичная)

русская белая (яичная)

плимутрок (мясная)

Феникс (декоративная)

Бойцовская порода

7 слайд: Важнейший фактор  одомашнивания.

Главный фактор одомашнивания – это искусственный отбор организмов, отвечающий требованиям человека. Необходимо отметить, что на ранних этапах развития животноводства и растениеводства человек заметил, что от лучших особей, рождается, как правило, лучшее потомство. Такой отбор Ч. Дарвин назвал бессознательным. Благодаря бессознательному отбору возникли основные мясные и молочные породы КРС, Скаковые лошади и тяжеловозы, уже известные  вам направления пород собак. Т о отбор создал новые формы организмов. В этом и состоит его творческая роль.

Позднее с накоплением знаний о наследовании признаков люди стали практиковать методический, сознательный, целенаправленный отбор на улучшение определенных признаков

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

Бессознательный.             Оставляют для размножения лучших особей, не задумываясь о результатах.

Сознательный (методологический). Человек ставит цель по улучшению определенного признака или свойства.

3.2 Закрепление полученных данных. Работа учащихся в рабочей тетради над разделом «Одомашнивание».

3.3 Минутка здоровья и релаксации.

8 слайд. Зарядка для глаз под музыку.

3.4  Самостоятельная работа в рабочей тетради с разделом « Центры происхождения культурных растений»

9 слайд: Центры происхождения домашних  животных совпадают с центрами происхождения культурных растений .

Применяя ботанико-географический метод исследования мировых растительных ресурсов, Н. И. Вавилов установил первичные центры происхождения культурных растений, связанные с древними очагами цивилизации и местом первичного возделывания растений. Было обнаружено, что популяции растений имеют наибольшую генетическую изменчивость в центрах происхождения. Именно эти районы стали впоследствии источником ценного исходного материала для селекции новых сортов растений. Перечислим лишь наиболее важные виды растений, возникшие в каждом из 8 открытых Н. И. Вавиловым центров происхождения культурных растений.

правильный выбор исходного материала часто является определяющим фактором успеха селекционной работы. Чем богаче выбор исходного материала, тем легче селекционер может отобрать ценные формы, нужные для создания нового сорта.

10 -11 слайды  Примеры селекции растений (капуста, роза).

Селекция капусты: дикий предок, пекинская, дикая крымская, декоративная, кольраби, цветная, белокочанная, брюссельская, брокколи, китайская.

Постановка проблемы.

- Какое практическое значение имеет гибридизация для человека?

12 слайд Методы селекции растений.

13 слайд Растительные гибриды.

Самостоятельная работа учащихся с разделом «Селекция растений».

14 слайд Гибриды животных.

Предполагаемый ответ учащихся.

- повышение продуктивности, урожайности

 -улучшение эстетических качеств

 -повышение устойчивости к разным факторам

 -закрепление полезных качеств в потомстве

 -увеличение биоразнообразия

 -получение новых качеств, важных для человека

 -стремление к научному прогрессу.

Используя раздел в рабочей тетради «Селекция животных» в устной форме решают поставленный вопрос.

4. Закрепление изученного материала

Рабочая тетрадь раздел Кладовая « Итоговая».

5. Рефлексия

1. Завершите фразы

На уроке мне понравилось …

Я узнала, что …

2. Выберите значок, отвечающий вашему настроению на уроке

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План конспект урока по теме: « Решение квадратных неравенств методом интервалов»

План конспект урокаТема: « Решение квадратных неравенств методом интервалов»Предмет: алгебраКласс: 8Базовый учебник: Алгебра: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк./А. Абылкасымова, В. Корчевский и др. ...

Конспект открытого урока "Аппликатура на начальном этапе обучения домриста"

Конспект урока проведенный с учащейся 1 класса Каневой Юлией...

План-конспект урока информатики по теме "Этапы решения задач на компьютере"

План-конспект урока информатики по теме "Этапы решения задач на компьютере"Тема:Этапы решения задач на компьютереЦели:1) образовательныеПовторить пройденный материал по теме: «Определе...

План – конспект открытого урока по теме: «Начальный этап обучения на классической гитаре».

Тема урока: «Начальный этап обучения на классической гитаре».Форма: индивидуальная.Тип урока: формирование и отработка первоначальных умений и навыков.Вид урока: традиционный.Цель урока: о...