Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда». 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Колбанова Светлана Васильевна

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности. 6 класс

Тема: «Утилизация твердых бытовых отходов»

 

                                                 Эпиграф к уроку:

«… Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»

 Д.И. Менделеев.

 

 

 

 

Цель: формирование знаний, умений и навыков о способах утилизации твердых бытовых отходов.

 

задачи:

 

а) образовательные: обучающиеся  должны знать способы утилизации ТБО и определять значение переработки ТБО для окружающей среды;

б) развивающие: развивать навыки работы в группе и парах, умение строить ответ по алгоритму, творческие способности.

в) воспитательные: воспитывать экологически правильное отношение к окружающей среде.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.urok-igra.utilizatsiya_byt.oth-v.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности. 6 класс

Тема: «Утилизация твердых бытовых отходов»

                                                 Эпиграф к уроку:

«… Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»

 Д.И. Менделеев.

Цель: формирование знаний, умений и навыков о способах утилизации твердых бытовых отходов. 

задачи:

а) образовательные: обучающиеся  должны знать способы утилизации ТБО и определять значение переработки ТБО для окружающей среды;

б) развивающие: развивать навыки работы в группе и парах, умение строить ответ по алгоритму, творческие способности.

в) воспитательные: воспитывать экологически правильное отношение к окружающей среде.

  1. Организационный момент.

-сообщение темы, цели и задач мероприятия;

- деление на команды.

  1. Актуализация опорных знаний.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

- Какой случай произошел в известном всем стихотворении?

- Сломалась игрушка. Знакомая ситуация.

- Как поступить со сломанной игрушкой?

( Починить, послужит еще. Выбросить и купить новую).

- Вещи окружающие нас имеют свой срок службы. Одни служат долго и передаются из поколения в поколение, а другие быстро отслуживают свой срок и превращаются в отходы.

Игра «Путь вещи»

Из картинок составить цепочку «путь вещи» (кто быстрее выполнит и даст пояснения)

- Проблема отходов важна как для одного человека так и для всего человечества.

Только в Московской области накапливается в год около 2,5 млн. тонн бытовых отходов. Сегодня на уроке мы будем решать вопрос. Что делать с мусором, что бы наша планета не превратилась в огромный мусорный полигон.

  1. Проверка домашнего задания.

1 Работа в группах.

Домашним заданием было проанализировать. Что ваша семья выбрасывает в мусорное ведро в качестве твердых бытовых отходов (ТБО)

- Каждая группа подходит к своему столу и на листе где нарисовано ведро рисует бытовые отходы в течении одной минуты. Задача – нарисовать как можно больше не повторяя рисунков.

( ученики выполняют задание)

- Давайте подсчитаем сколько ТБО набралось у каждой команды.

- А что теперь делать с этими «наполненными «ведрами?

( отнести в мусорный контейнер) 

- Давайте сядем за парты и послушаем что нам мог бы рассказать о себе мусор. Самая  длинная жизнь у отслуживших нам вещей начинается на городской свалке. Одни могут исчезнуть без следа за несколько лет. А другие могут там находится  десятилетиями.

IV. Основная часть.

1.Сообщения детей о вреде ТБО.

- Деревянные изделия ущерба природе не наносят. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.

Макулатура:  собственно бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет.  Макулатура составляет 30% нашего мусора. Для получения тонны бумаги требуется 17 деревьев. Тонны бумаги хватает в среднем на 2-4 жителя планеты в год.  Производство бумаги энергоемко и сопровождается выделение загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в 2 раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает потребление воды на 60 %, энергии на 40%, загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.

Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.

Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты.  На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.

Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.

Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой– на полигонах ТБО она может разлагаться от 500 до 1000 лет, а для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксины, воздействие диоксинов на человека сродни радиационному.

- Шестнадцатилетний студент Высшей Школы из Ватерлоо, Онтарио, Дэниел Берк решил провести эксперимент с разложением пластика в рамках своей научной работы.

Целью проекта было выяснить возможно ли ускорить процесс разложения пластика. И ему удалось это сделать. Он смог сократить процесс до трех месяцев, используя бактерии.

Он соединил пластиковую сумку, хлорид натрия, грязь, взятую со свалки (которая теоретически должна содержать микроорганизмы, способные разлагать пластик), всю эту смесь смешал в контейнере сроком на 4 недели под температурой 86 градусов.

Процесс разложения пластика может занимать тысячелетия. Поэтому значение изобретения 16-летнего студента трудно переоценить. Эксперты научного сообщества Канады по достоинству оценили достижение Дэниела и присудили ему премию в размере 30 000 долларов за его научное изобретение.

P\S: Биопластики разлагаются значительно быстрее. В литературе указываются сроки от 3-х месяцев до 5 лет.

 - Можем ли мы так бездумно отправлять ТБО в мусорный контейнер? Что же тогда делать? Предложите способы утилизации ТБО.

(вторичная переработка бумаги. металла. стекла. Изготовление из старых вещей новых )

- Что нам это даст?

(уменьшит площадь полигонов, сбережет почву, воду, воздух от загрязнения, сбережет ресурсы и электроэнергию)

- Но прежде чем перерабатывать ТБО что нужно сделать?

( сортировать мусор)

-Какой принцип сортировки мусора подойдет?

( по материалу из которого он изготовлен)

2. Работа в группах.

Подойдите к своим столам и мусор который вы нарисовали в ведра «отсортируйте « его в таблицу.

3. Взаимопроверка.

Обменяйтесь таблицами и проверьте правильность выполнения задания.

4. Представление: «Новая жизнь старым вещам»

- Дома вы делали поделки из бытовых отходов, представьте их используя алгоритм.

  • Из чего выполнена поделка?
  • Ее функциональное назначение
  • Сколько лет могли бы отходы находиться на свалке?
  • Что сберегли из ресурсов?
  • Что сберегли от загрязнения?

- Для этого можно использовать данные таблицы.

  1. Рефлексия.

- отметки и оценки за урок

-Оцените свою работу на уроке и дома.

- Перед вами вазочка с конфетами, вы работали активно, можете съесть по конфете.

VI. Практическое применение  ЗУН.

- Внимание! Что у вас в руках?

- Что с ними нужно сделать

- Как вторично можно использовать фантики?

Мастер- класс по изготовлению бабочки из фантиков от конфет.

(работа в паре)

- Определите область применения бабочки.

(игрушка для котенка, игрушка на новогоднюю елку)

  1. Итог урока.

-Прочитайте еще раз эпиграф к уроку

- Как бороться со злейшим врагом цивилизации мусором?

(его необходимо перерабатывать)

-Что нужно сделать для переработки?

(организовать раздельный сбор мусора)

-Можете ли вы помочь природе в борьбе с мусором? Каким образом?

(дать вторую жизнь старым вещам).

  1. Домашнее задание.

Решить экологическую задачу.

В год на каждого жителя города приходится целая тонна мусора!

Посчитайте, сколько мусора образуется в вашей семье за неделю? За год?

А в вашем подъезде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

"Знатоки дорожных знаков". Открытое мероприятие по внеурочной деятельности в начальных классах

В занятие включены элементы творческих выступлений (стихи, мини-сценка по ПДД), чтобы создать на занятии ситуацию психологического и физиологического комфорта у учеников, сохраняя их психическое и физ...

Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1....

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...

ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.

Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...