Опыт использования ИКТ в практике учителя сельской школы
статья по биологии на тему

Именно дистанционные мероприятия, на мой взгляд, помогают проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Я уверена, что участие в дистанционных мероприятиях обеспечивает развитие индивидуальных способностей моих учеников, повышение их творческой активности. Эта новая форма организации учебно-воспитательного процесса построена на основе ИКТ и реализует принципы личностно-ориентированного образования. Считаю участие в таких мероприятиях очень полезным для детей. Мои ребята научились работать в оболочке Мастер-тест, завели свои собственные электронные почтовые ящики и научились работать с ними, зарегистрировались на портале Открытый класс и научились создавать в нем материалы, размещать изображения. Они получили возможность не только показать свою эрудицию, но и приобщиться к информационной культуре. Это, на мой взгляд, гораздо важнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт использования ИКТ22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Федулова Ирина Николаевна
учитель географии, биологии и химии
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ с. Липовка
Духовницкого района
Саратовской области»



Кабинет естествознания, которым я заведую, оснащён современной техникой: компьютер с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран. В кабинете есть подборка электронных УМК, особое место в ней занимают диски серии «Уроки Кирилла и Мефодия». Они помогают мне быстро и без особых проблем организовать урок. Диски содержат иллюстрации, интерактивные карты, схемы, видеофрагменты, большой справочный материал. Они позволяют также проводить контроль знаний. На уроках активно использую материалы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» и «Федерального центра информационно-образовательных ресурсов». Работать с ресурсами этих сайтов очень удобно. Они просты в управлении, наглядны, мобильны, можно найти ресурсы, рассчитанные на детей разной степени обученности и детей разных физических возможностей. Я использую их на этапе объяснения нового материала для визуализации географической информации, для организации практических работ, на этапе контроля усвоения материала.

Использование пакета программ Microsoft Office: PowerPoint, Excel
Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет мне подготовить материалы к урокувнеклассному мероприятию, родительскому собранию и т. д., комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Эту программу активно используют и мои ученики для подготовки информационной презентации - домашнего задания. Презентация часто является продуктом проектной деятельности учащихся

Программу Microsoft Exsel использую очень часто, в основном для построения различных диаграмм, обработки статистических данных. 
Программа Microsoft Exsel также отлично подходит для создания тестов, тестов-тренажеров для проверки знаний. 

Использование программы МаpKit1-4
МаpKit1-4 – это конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями – современный творческий инструмент, который позволяет мне создавать насыщенные интерактивными объектами карты и задания самостоятельно, без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики. Интерактивные модели, созданные при помощи Конструктора, использую на разных этапах урока: объяснение нового материала (возможность включать/выключать показ объектов в нужный момент времени; возможность подсвечивать объект для концентрации внимания учащихся); контроля усвоения знаний на уроке; как тренажёр (домашнее задание). 

Использование сервисов Web2.0

Картографический сервис «Google Maps»
C помощью сервиса «Google Maps» можно осуществлять поиск и просмотр различной информации, при этом есть возможность дополнять её содержание, создавая новые карты. Возможность выхода в Интернет позволяет мне использовать такие карты непосредственно на уроке: для визуализации информации при объяснении нового материала. При возможности проведений занятий в компьютерном классе, когда работает схема «1 ученик – 1 компьютер», применение программы МаpKit1-4 и «Google Maps» особенно оправдано. Несколько раз в месяц мне предоставляется такая возможность – использую её для проведения интернет-уроков и практических работ. Сервис «Google Maps» позволяет работать над картой совместно, осуществляя проектную деятельность. Участвуя в Федеральном геопроекте «День Земли», мы с ребятами создали такую «совместную» карту.

Сервис Prezi.com
Сервис для создания динамических презентаций. Ресурс имеет онлайн-редактор, который можно описать как простой, быстрый, с интуитивно понятным интерфейсом. Презентации, созданные в этом сервисе, можно сохранять на диск, но так как они имеют очень большой объем, использую их в основном для сетевых мероприятий. Этот сервис также подходит для совместной работы в сети, поэтому используем его в проектной деятельности. Пример работы (Проект «Что мы знаем о циклахене?) размещен в блоге «Наш дом – планета Земля» (http://naschdomplanetazemlya.blogspot.ru/).

Сервис Lino it.com
Сервис Linoit представляет собой интернет-площадку для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Так как материалы, созданные в этом сервисе, нельзя сохранить на диск, использую его только для работы в сети. Такую работу уместнее выдать в качестве домашнего задания, но не чаще, чем 1 раз в четверть, так как она займет немного больше времени, чем обычная. Но, несомненно, она понравится учащимся и привлечет их внимание к предмету.

Сервис Bubbl.us
Социальный сервис bubbl.us позволяет достаточно быстро построить графическую схему, не ограничивая пользователя в рабочем пространстве. Созданную схему можно сохранить в формате .jpg или .html, распечатать или использовать в дальнейшей работе как рисунок, разместить на своем сайте. Этим сервисом я пользуюсь очень часто для составления логических схем, опорных конспектов

Использование электронных дневников.
С февраля 2012 года в нашей школе проходил муниципальный эксперимент по введению электронных журналов и электронных дневников. Ведение электронных журналов и дневников осуществляется в школьной образовательной сети Дневник.ру. За несколько месяцев работы в данной сети, я изучила механизмы выставления оценок, пропусков, систему выдачи домашнего задания, механизмы взаимодействия с родителями. На мой взгляд, электронный журнал обеспечивает:
• стимулирование новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
• оперативность информирования состояния учебных достижений учащихся на основе электронного журнала, отчётов классных руководителей (экономия времени на подготовку соответствующих материалов). Следовательно, повышение качества образования: доказано, что доступ родителей к информации об учебно-воспитательном процессе улучшает успеваемость и посещаемость детей;
• дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений.

Презентация педагогической деятельности

Необходимость обобщения и систематизации накопленного опыта работы привела меня к созданию своего персонального сайта irinageo.ucoz.ru. На сайте есть такие разделы, как «Рабочие программы», «Методическая копилка», в которых размещены мои собственные разработки уроков, проектов, внеклассных мероприятий; «РМО учителей географии» (здесь отражена работа МО учителей географии Духовницкого района, руководителем которого я являюсь на протяжении 3 лет), «Все свое ношу с собой» (здесь даны ссылки на моё электронное портфолио в сети Openclass и сервисе Mindomo, «Классное руководство» и др.). На протяжении нескольких лет я являюсь активным участником педагогических интернет-сообществ: Завуч.Инфо, Сеть творческих учителей, ПроШколу и др. Моими любимыми образовательными порталами являются «Открытый класс» и «Электронные образовательные ресурсы». Здесь, по моему мнению, каждый учитель может удовлетворить все свои профессиональные потребности: 
• Повысить свою квалификацию, приняв участие в обучающих семинарах и мастер-классах.
• Опубликовать свои методические разработки и статьи.
• Принять участие в профессиональных конкурсах.
• Принять участие в профессиональных конференциях.
• Привлечь своих учеников к участию в дистанционных конкурсах, проводимых на портале.
• Воспользоваться методической копилкой портала.
• Принять участие в обсуждении интересующих вопросов в различных форумах.
• Задать вопросы экспертам или самому стать экспертом.
• Стать участником сообщества или самому организовать его.

На портале Открытый класс я являюсь администратором сообществ «Классный руководитель» и «Муниципальный конкурс плейкастов «Ты прекрасна, Матушка Земля!»»; экспертом. 

Опыт применения ИКТ стараюсь, по мере возможностей, передавать и своим ученикам. Во внеурочное время привлекаю и их к участию в мероприятиях, где можно проявить свои способности в области ИКТ. Мы живем в отдаленном районе области, и участвовать в очных региональных и всероссийских мероприятиях ребятам затруднительно по понятным причинам. Интернет предоставил возможность моим ученикам проявить свою эрудицию посредством участия в дистанционных конкурсах. Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставляют равнодушными детей.

Именно дистанционные мероприятия, на мой взгляд, помогают проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Я уверена, что участие в дистанционных мероприятиях обеспечивает развитие индивидуальных способностей моих учеников, повышение их творческой активности. Эта новая форма организации учебно-воспитательного процесса построена на основе ИКТ и реализует принципы личностно-ориентированного образования. Считаю участие в таких мероприятиях очень полезным для детей. Мои ребята научились работать в оболочке Мастер-тест, завели свои собственные электронные почтовые ящики и научились работать с ними, зарегистрировались на портале Открытый класс и научились создавать в нем материалы, размещать изображения. Они получили возможность не только показать свою эрудицию, но и приобщиться к информационной культуре. Это, на мой взгляд, гораздо важнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт реализации социальных проектов в условиях сельской школы.

Статья расскрывает опыт реализации социальных проектов в сельской школе на основе плана воспитательной работы школы....

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...

Опыт использования электронного дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...

Традиции и новаторство. Опыт использования образовательных онлайн-ресурсов в средней школе.

Статья была опубликована на сайте Урок.РФ ( https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/user/327531?blogs ) В чём истинная суть нововведений, обрушивающихся на школу? Как найти разумный компромисс мжду усто...

Опыт внедрения основ финансовой грамотности в сельской школе

Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в соответствии распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Страте...