рабочая программа Основы микробиологии, санитарии и гигиены 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
рабочая программа по биологии на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса  №  4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины         Основы микробиологии, санитарии и гигиены

код, специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества  

                                                  потребительских товаров    

                                               

Москва

2014 год


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО        

Методическим объединением

профессиональных дисциплин

Протокол № 1

от «___»  __________ ______г.

Методист ГБОУ СПО КМБ №4

__________ /______________/

подпись            Ф.И.О.                                                        

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров            

УТВЕРЖДАЮ:

 Заместитель директора по учебной работе

                       

     _____________/  ____________ /

             подпись               Ф.И.О.

«  ____ » ___________  2014 г.

Составитель (автор): Ахломова Светлана Александровна, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4 _________________
                                             
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

_______________________________________________________________________________

Рецензенты:___________________________________________________________________

                            Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

______________________________________________________________________________

                        

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

      УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

       УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                 7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

      УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ     ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                           16

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии, санитарии и гигиены

1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, с учетом социально-экономического профиля получаемого образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный  цикл. 

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).  

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» обучающийся должен:

знать/понимать:

- основные понятия и термины микробиологии;

- классификацию микроорганизмов;

- морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;

- роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;

- характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха;

- особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов;

- возможные источники микробиологического загрязнения в торговле, условия их развития;

- методы предотвращения порчи пищевых продуктов;

- схему микробиологического контроля;

- санитарно-гигиенические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю и одежде;

уметь:

- работать с  лабораторным оборудованием;

- определять основные группы микроорганизмов;

- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

- осуществлять микробиологический контроль пищевого производства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть   общеучебными компетенциями:

1) самоорганизация;

2) самообучение;

3) информационные;

4) коммуникативные.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть   профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Проводить товароведную экспертизу.

ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.

1.4. Профильная составляющая (направленность) дисциплины: Профильное изучение дисциплины осуществляется:

  1. Путем отбора дидактических единиц программы по основам микробиологии, санитарии и гигиены, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
  2. Осуществлением  межпредметных  связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
  3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).

1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины, в том числе:

максимальная учебная нагрузка – 48 часов,

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 32 часа;

самостоятельная (внеаудиторная) работа – 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

в том числе:

практические занятия

32

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа:

№ 1: Составление презентации «Роль микроорганизмов в практической деятельности человека»

№ 2: Составление сообщения на тему «Использование некоторых форм лучистой энергии для стерилизации»

№ 3: Составление сообщения на тему «Перспективы применения токов высокой частоты (обработка СВЧ – полями и т.д.)»

№ 4: Составление сообщения на тему «Порядок проведения санитарно-гигиенической экспертизы предприятия торговли»

№ 5: Составление сообщения на тему «Показатели, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние предприятия торговли»

2. Подготовка к учебным занятиям.

 16

11

3

2

2

2

2

5

Итоговая аттестация в форме                                                       зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы микробиологии, санитарии и гигиены

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная

работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Микроорганизмы.

23

Тема 1.1 Предмет, методы и цели микробиологии

Содержание учебного материала.

5

Предмет, цель и содержание микробиологии. Общая характеристика микроорганизмов. Краткая история развития науки микробиологии, современное состояние и перспективы развития. Место микробиологии среди смежных дисциплин.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

3

 

№ 1: Составление презентации на тему «Роль микроорганизмов в практической деятельности человека».

Тема 1.2. Морфология и систематика микроорганизмов

Содержание учебного материала.

4

Бактерии. Формы и размеры клеток бактерий. Строение прокариотной клетки. Подвижность бактерий и органы движения. Спорообразование у бактерий, рост и размножение. Принципы классификации бактерий. Понятие об ультрамикробах (вирусы и бактериофаги).

Грибы. Общая характеристика. Строение эукариотной клетки. Деление грибов на высшие и низшие. Способы размножения грибов: вегетативное размножение, бесполое спорообразование, половой способ размножения. Классификация грибов – характеристика шести основных классов. Значение грибов в природе и практической деятельности человека.

Дрожжи. Формы и размеры клеток дрожжей, их строение. Способы размножения. Классификация дрожжей. Значение и использование дрожжей в промышленности и сельском хозяйстве

2

3

Практические работы

2

3

Практическое занятие № 1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним».

Тема 1.3 Физиология микроорганизмов

Содержание учебного материала.

4

Особенности химического состава клеток эукариотов и прокариотов. Органические и неорганические вещества в микробной клетке. Конструктивный обмен у микроорганизмов (анаболизм). Типы питания – автотрофное и гетеротрофное. Сапрофиты и паразиты. Проникновение в клетку экзогенных веществ. Диффузия и активный транспорт. Тургор, плазмолиз и плазмолиз микробной клетки.

Энергетический обмен у микроорганизмов (катаболизм). Способы получение энергии у гетеротрофов: полное и неполное окисление в аэробных условиях. Брожение. Анаэробное дыхание. Роль АТФ в энергетическом обмене. Источники энергии для автотрофных микроорганизмов – световая энергия (бактериальный фотосинтез). Использование химической энергии окисления минеральных веществ (хемосинтез).

2

3

Практические работы

2

3

Практическое занятие № 2 «Микроскопирование бактерий, плесневых грибов, дрожжей».

Тема 1.4 Влияние условий внешней среды на микроорганизмы

Содержание учебного материала.

8

Рост микроорганизмов в зависимости от температуры. Термоустойчивость вегетативных клеток и спор микроорганизмов. Использование высоких температур для стерилизации. Действие низких температур. Влияние относительной влажности воздуха на микроорганизмы. Устойчивость микроорганизмов к высушиванию. Влияние осмотического давления. Отношение микроорганизмов к кислороду. Значение рН среды. Кислотоустойчивые и ацидофильные микроорганизмы.

Регулирование микробиологических процессов путем изменения условий внешней среды. Антимикробные вещества, характер их действия (микробостатистический и микробоцидный). Специфичность и механизм их действия. Применение антимикробных веществ. Важнейшие консервирующие и дезинфицирующие средства, применяемые в пищевой промышленности. Взаимоотношения микроорганизмов между собой. Симбиоз и его типы.

2

3

Практические работы

2

3

Практическое занятие № 3 «Условия выращивания микроорганизмов, методы учета и определения культуральных и физиологических признаков».

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

4

№ 2: Составление сообщения на тему «Использование некоторых форм лучистой энергии для стерилизации».

№ 3: Составление сообщения на тему «Перспективы применения токов высокой частоты (обработка СВЧ – полями и т.д.)».

2

2

Тема 1.5 Патогенные микроорганизмы

Содержание учебного материала.

2

Определение патогенных микроорганизмов, их свойства, образование токсинов. Условно патогенные микроорганизмы.

Инфекция. Определения, возбудители, источники и пути распространения инфекции. Бактерионосительство. Иммунитет. Вакцины. Сыворотки.

Пищевые заболевания, вызываемые микроорганизмами. Пищевые отравления.

Пищевые токсикоинфекции. Сальмонеллез.

Пищевые инфекции: брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера, инфекционный гепатит, бруцеллез, туберкулез, сибирская язва.

Возбудители пищевых заболеваний. Источники инфицирования пищевых продуктов. Условия размножения микроорганизмов на пищевых продуктах. Роль отдельных пищевых продуктов в возникновении пищевых заболеваний. Меры профилактики.

Санитарная оценка пищевых продуктов. Методы определения микробиологических показателей. Санитарный контроль качества пищевых продуктов.

3

Раздел 2.

Микробиология в товароведении.

20

Тема 2.1 Биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами, их значение в природе и практическое использование

Содержание учебного материала.

2

Спиртовое брожение и его возбудители. Химизм спиртового брожения и его промышленное использование. Молочнокислое брожение, его химизм и возбудители. Использование в практике. Маслянокислое брожение, его возбудители, значение в природе и практике. Брожение пектиновых веществ и разложение целлюлозы в анаэробных условиях. Значение этих процессов в природе и практике.

2

3

Тема 2.2 Распространение микроорганизмов в природе

Содержание учебного материала.

4

Микрофлора воздуха, почвы, воды и человека.

2

3

Практические работы

2

3

Практическое занятие № 4 «Распространение микроорганизмов в природе».

Тема 2.3 Микробиология продовольственных товаров

Содержание учебного материала.

2

Качественный и количественный состав микрофлоры основных продуктов питания, источник инфицирования, санитарные требования к качеству, условия хранения.

2

3

Тема 2.4 Микробиология непродовольственных товаров

Содержание учебного материала.

6

Роль микроорганизмов в разрушении материалов, микрофлора непродовольственных товаров, способы защиты.

2

Практические работы

2

3

Практическое занятие № 5 «Микробиология отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

№ 4: Составление сообщения на тему «Порядок проведения санитарно-гигиенической экспертизы предприятия торговли».

2

Тема 2.5 Гигиена и санитария в торговле

Содержание учебного материала.

6

Санитарные требования, предъявляемые к предприятиям торговли. Санитарные требования к размещению и содержанию помещений торгового предприятия, его территории. Санитарные требования к торгово-технологическому процессу, оборудованию, инструментам и инвентарю, таре.

Санитарно-гигиенические требования к условиям приема, хранения и реализации пищевых продуктов.

Личная гигиена работников торговли Уход за кожей рук и полостью рта, санитарной одеждой. Профилактические медицинские обследования и санитарная документация. Санитарная подготовка персонала.

Санитарно-гигиеническое законодательство в Российской Федерации Принципы санитарного законодательства и надзора. Функции санитарной службы. Нормативно-техническая документация на санитарно-гигиенические требования к пищевым продуктам.

4

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

№ 5: Составление сообщения на тему «Показатели, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние предприятия торговли».

2

Всего:

43

Внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка домашних заданий к учебным занятиям)

5

Итого:

48

 



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации дисциплины

Реализация программы дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» требует наличия учебного кабинета «Основы микробиологии, санитарии и гигиены».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по микробиологии, санитарии и гигиене.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2.Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

УМК включает следующие блоки: нормативно-методические материалы, учебно-информационные, учебно-методические, в том числе, учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, учебно-методические материалы по контролю.

  • ГОС СПО по специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
  • Государственные стандарты общего образования по дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены».
  • Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению рабочей учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
  • Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» для специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
  • Календарно-тематический план по дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены»  для специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
  • Комплексные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.
  • Формирование общеучебных компетенций обучающихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Методические рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
  • Разработка требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам, необходимых для освоения основных профессиональных образовательных программ ФГО НПО и СПО. Социально-экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.

  1. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены: учебник. – М.: Академия, 2011

2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник. – М.: Академия, 2010

Дополнительные источники:

Учебники

3.  Горохова С.С., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. – М.: Академия, 2013

4.  Жарикова Г.Г. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена. – М.: Академия, 2005

5. Ткаченко К.В. Микробиология: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2006

Нормативные документы:

1. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

2. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования и др.

 Интернет-ресурсы:

- http://www.plam.ru/biolog/mikrobiologija_konspekt_lekcii/p1.php

- http://www.grandars.ru/college/medicina/fiziologiya-mikroorganizmov.html

- http://med-books.info/gigiena-sanepidkontrol_733/vliyanie-usloviy-vneshney-sredyi.html

- http://micro.moy.su/publ/obshhaja_mikrobiologija/tipy_brozhenija/11

- http://microbiology.ucoz.org/

- http://med-books.info/gigiena-sanepidkontrol_733/mikrobiologiya-osnovnyih-pischevyih.html

- http://auto-ally.ru/biolog/7152/index.html?page=6

- http://www.spmag.ru/doc/dokumenty-zhurnala/sanitarno-epidemiologicheskie-trebovaniya-k-organizaciyam-torgovli

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формируемые общеучебные и общие  компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

основные понятия и термины микробиологии;

классификацию микроорганизмов;

морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;

роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;

характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха;

особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов;

возможные источники микробиологического загрязнения в торговле, условия их развития;

методы предотвращения порчи пищевых продуктов;

схему микробиологического контроля;

санитарно-гигиенические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю и одежде;

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать

сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать

решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов

команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи

профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общеучебные компетенции: самоорганизация, самообучение, информационные, коммуникативные.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Проводить товароведную экспертизу.

ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.

Текущий контроль знаний:

- тестирование,

- устный опрос,

- творческие индивидуальные задания,

- проверочные работы по темам,

- домашняя работа;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

Итоговая аттестация в форме зачета.

 

Уметь: работать с  лабораторным оборудованием;

определять основные группы микроорганизмов;

проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

осуществлять микробиологический контроль пищевого производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

 Программа производственной (преддипломной) практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки по специальности средне...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности». Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические указания разработаны с целью оказания помощи студентам в подготовке и выполнении курсовой  работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности».Предлагаемая разработка содержит ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» предназначена для реализации среднего общего образования в приделах  основных образовательных программ по специальности 100801 Товаровед...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...