Задания для школьной олимпиады по биологии
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Гашина Наталья Викторовна

Задания биологической олимпиады нацелены на выявление и развитие творческого потенциала школьников. Предложенный вариант заданий включает оригинальные задания, вполне доступные школьникам, которые не занимались специальной олимпиадной подготовкой, и такие задания, которые оказывают сильное «сопротивление материалов» даже самым выдающимся профессионалам. Выполнение предложенных заданий требует от учащихся знаний теоретических основ биологии, уровней организации живой природы, признаков живых организмов, общих биологических закономерностей, знаний о многообразии животного и растительного мира. На выполнение заданий отводится 2 астрономических часа (120 минут)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_biologii_9_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)

9 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие только одного правильного ответа. Максимальное количество баллов – 25 (по одному за каждое тестовое задание)

1. После оплодотворения у папоротника развивается

  1. семя
  2. коробочка со спорами
  3. заросток
  4. растение с листьями

2. К видоизмененным побегам относится съедобная часть

         1) моркови

         2) картофеля

         3) свеклы

         4) репы

3.Однодомными называются растения, у которых на одной особи расположены

         1) только тычиночные цветки

        2) только пестичные цветки

        3) и тычиночные, и пестичные цветки

        4) цветки и плоды

4. Определите правильную последовательность развития прудовой лягушки

        1) оплодотворение → откладывание икры в воду → созревание икринки → выход маленькой лягушки

        2) откладывание икры в воду → оплодотворение → развитие головастика → →появление лягушонка  

        3) оплодотворение→ перемещение икры на сушу → развитие личинки → развитие лягушонка

        4) откладывание икры в воду → развитие личинки → развитие лягушонка

5. К перелетным птицам северной части России относится

        1) сизый голубь

        2) домовой воробей

        3) сорока

        4) белый аист

6. У человека по сравнению с шимпанзе лучше развита

        1) пищеварительная система

        2) кровеносная система

        3) нервная система

        4) дыхательная система

7. Если поджелудочная железа выделяет недостаточно инсулина, то больному ставят диагноз

        1) базедова болезнь

        2) сахарный диабет

        3) бери-бери

        4) авитаминоз В

8. В результате митоза количество хромосом в новых ядрах:

        1) не изменяется

        2) уменьшается вдвое

        3) удваивается

        4) утраивается

9. Вирусы – это:

        1) прокариоты

        2) эукариоты

        3) неклеточная форма

        4) вид бактерий

10. Спорами не размножаются:

        1) водоросли

        2) грибы

        3) папоротники

        4) голосеменные

11. Изгибы позвоночника обеспечивают человеку

        1) прямохождение

        2) амортизацию при передвижении

        3) прочность скелета

        4) способность лазать по деревьям

12. Белки пищи начинают перевариваться в

        1) желудке

        2) печени

        3) ротовой полости

        4) тонкой кишке

13. Баклажан относится к семейству

        1) бобовых

        2) крестоцветных

        3) розоцветных

        4) пасленовых

14. Людям, заболевшим дифтерией, назначают

        1) болеутоляющие средства

        2) ослабленную вакцину

        3) лечебную сыворотку

        4) промывание желудка

15. Трение в суставе уменьшается, благодаря:

        1) суставной сумке

        2) суставной полости

        3) надкостнице

        4) суставной жидкости

16. Сходство грибов и животных заключается в:

        1) одинаковом строении их клеток

        2) одинаковом образе жизни

        3) типе питания

        4) роли в окружающей среде

17. Хитин – это:

        1) панцирь ракообразных

        2) основа наружного скелета членистоногих

        3) пигмент в покрове беспозвоночных

        4) составная часть целлюлозы

18. Сходство грибов и растений заключается в:

        1)  одинаковом строении их клеток

        2) одинаковом образе жизни

        3) типе питания

        4) роли в окружающей среде

19. Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен:

        1) целлюлозно-бумажным комбинатом

        2) холодным климатом

        3) животными и растениями

        4) землетрясениями

20. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

        1) лежа

        2) мало

        3) постоянно в движущемся транспорте

        4) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз

21.Человек, как биологический вид возник в результате:

        1) социальной эволюции

        2) эволюции органического мира

        3) развития способности к труду

        4) появления рассудочной деятельности

22. Для растений семейства крестоцветных характерны соцветия:

        1) головка

        2) корзинка

        3) коробочка

        4) кисть

23. Гидра защищается от врагов с помощью:

        1) чернильной жидкости

        2) зубов

        3) стрекательных клеток

        4) бегства

24.Репродуктивным органом растения является:

        1) цветок

        2) лист

        3) корень

        4) семенная чешуя шишки

25. Дыхание человека регулируется центром, находящимся в

        1) продолговатом мозге

        2) спинном мозге

        3) мозжечке

        4) среднем мозге

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантов ответа из 4 возможных, но требующих предварительного множественного выбора.  Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)

1. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:

   1) способность к размножению спорами;

   2) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин;

   3) наличие хлоропластов;

   4) накапливание гликогена, как запасного вещества;

   5) гетеротрофность.

        а) только 1;

        б) только 1, 2;

        в) только 1, 2, 5;

        г) только 1, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

2. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:

   1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)млекопитающие.

        а) 1, 2;

        б) 1, 2, 3;

        в) 2, 3;

        г) 2, 3, 4;

                д) 3, 4, 5.

3. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:

     1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

        а) 1, 2, 3;

        б) 2, 3, 4;

        в) 2, 3, 5;

        г) 1, 3, 4;

                д) 2, 4, 5.

4. Хорда сохраняется в течении всей жизни у:

1) окуня; 2) осетра; 3) щуки; 4) миноги; 5) ланцетника.

        а) 1, 2, 3, 4,

        б) 3, 4, 5

        в) 2, 4, 5

        г) 2, 3, 5.

5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:

      1) уменьшается объем грудной клетки;

      2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;

      3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;

      4) диафрагма сокращается;

      5) сокращаются мышцы грудной клетки.

        а) 1, 2;

        б) 1, 3;

        в) 1, 3, 5;

        г) 1, 3, 4, 5;

        д) 1, 2, 3, 4, 5.

6. К хищникам, как правило, охотящихся из засады, относятся

1) волк; 2) рысь; 3) ягуар; 4) гепард; 5) медведь.

        а) 1, 2, 3, 4,

        б) 3, 4, 5

        в) 2, 4, 5

        г) 2, 3, 5

7. Бактерии вызывают заболевания:

1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия; 4) туляремия; 5) гепатит.

        а)  2, 4,

        б) 1, 4, 5

        в) 1, 2, 4,

        г) 2, 3, 4, 5

8. Признаки, отличающие белки от углеводов и жиров:

1) состоят из остатков глюкозы; 2) состоят из аминокислот; 3) откладываются в запас в организме; 4) определяют признаки организма; 5) индивидуальны у каждой особи вида.

        а) 2, 4, 5,

        б) 1, 3,

        в) 1, 3, 4,

        г) 1, 4, 5

9. Железы только внутренней секреции:

1) гипофиз; 2) надпочечники; 3) поджелудочная железа; 4) слюнные железы;

5) щитовидная железа.

        а) 2,4,

        б) 1, 4, 5,

        в) 1, 2, 5,

        г) 2, 3, 4, 5

10. Не встречаются в пресных водоёмах представители следующих групп

беспозвоночных:

   1) губки; 2) плоские черви; 3) головоногие моллюски; 4) иглокожие; 5) кольчатые черви.

        а) 1, 2;

        б) 2, 5;

        в) 3, 4;

        г) 1, 4, 5;

        д) 2, 3, 4.

        

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений. С каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить, В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов – 15.

  1. Папоротники – низшие растения.
  2. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование полового и бесполого размножения.
  3. Пресмыкающиеся в своем развитии проходят стадию головастика.
  4. Позвонки грудного отдела соединены между собой подвижно.
  5. Красный костный мозг осуществляет кроветворную функцию.
  6. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в полость органов.
  7. По аорте течет венозная кровь.
  8. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  9. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных
  10. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
  11. У всех рыб сердце трехкамерное.
  12. Кора больших полушарий головного образована белым веществом.
  13. В коже расположены осязательные рецепторы
  14. У домашних животных головной мозг, как правило, больше чем у их диких предков
  15. В состав плазмы крови входят белки.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов – 5 (по 2,5 баллов за каждое тестовое задание)

        

        1. Установите соответствие между признаком (А-Д) и организмом (1-2), которому он соответствует (2,5 балла)

             Признак                                                                               Организм

А) Есть кровеносная система                                           1) Дождевой червь

Б) Нет промежуточного хозяина в цикле развития        2) Свиной цепень

В) Пищеварительная система отсутствует

Г) Паразитирует в организме животных

Д) Участвует в разложении органических веществ в биоценозе

        2. Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5). (2,5 балла)

  1. Компонент клеточной стенки грибов                              А) Крахмал
  2. Компонент клеточной стенки растений                           Б) Гликоген
  3. Компонент клеточной стенки бактерий                           В) Целлюлоза
  4. Запасной полисахарид растений                                       Г) Муреин
  5. Запасной полисахарид грибов                                           Д) Хитин

Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)

9 класс

Ответы

Часть I. Максимальное количество баллов – 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответ

4

2

3

2

4

3

2

1

3

4

2

1

4

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

3

4

3

2

3

1

4

2

4

3

1

1

Часть II. Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

А

Д

Б

В

Б

Г

В

А

В

В

Часть III. Максимальное количество баллов – 15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«да»

+

+

+

+

+

+

«нет»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Часть IV.  Максимальное количество баллов – 5.

  1. (2,5 балла)

признак

А

Б

В

Г

Д

организм

1

1

2

2

1

  1. (2,5 балла)

функции

1

2

3

4

5

соединения

Д

В

Г

А

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьной олимпиады по биологии 10 - 11 кл.

Будучи студенткой Естесственно - географического факультета, отделения биологии я была на практике в школе. Как задание по педагогической практике мне нужно было разработать задания для школьной олимп...

Задания для школьной олимпиады по биологии для 9 класса.

Задания выполняются в течение 45 минут. Олимпиада состоит из 4-х заданий: 1-тест  с выбором одного  правильного ответа.2-на знание предмета изучения биологических наук. 3-на знание вклада уч...

Задания школьной олимпиады по биологии 7 класс

Настоящие задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 7 классе с целью выявления наиболее сильных и активных ребят....

Задания школьной олимпиады по биологии 8 класс

Данные задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 8 классе....

Задания школьной олимпиады по биологии 9 класс

Данный уровень заданий рассчитан на школьников, интересующихся биологией, желающих заниматься этой наукой....

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по биологии....

задания для школьной олимпиады по биологии

задания по биологии для учащихся 9-11 классов предметной олимпиады школьного уровня...