Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Подгородниченко Галина Васильевна

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon labaratornyy_praktikum_10_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Лабораторный практикум    10 класс

                                             Лабораторная №1

Тема: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпедермиса лука»

Цель:

Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

1.Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2.Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4.Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

                                               Лабораторная работа №2

Тема: «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

Цель:

Сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Ход работы

  1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток листа.
  2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.
  3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:  какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?
  4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы
  5. Вывод.

                                             

Лабораторная работа №3

Тема: «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»

Цель:

закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом , находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование:

микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
  3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.

                                   Лабораторная работа №4

Тема: «Изучение изменчивости у растений  и животных, построение вариационного ряда и кривой »

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида , наборы семян, плодов, листьев и др.)

Ход работы

  1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.),найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
  2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
  3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие - ненаследственной изменчивостью?

Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

                                           Лабораторная работа №5

Тема: «Изучение фенотипов растений»

Цель:

сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование:

гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень и др.)

Ход работы

  1. Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, Ячменя идр.) одного сорта. Сравните эти растения.
  2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков), Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
  3. Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение.

                                   

Лабораторная работа №6

 Тема: « Составление родословных»

Цель:

сформировать умение составлять родословную, прослеживать передачу наследственных заболеваний и других признаков из поколения в поколение, с учетом генетических законов.

Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами. Система обозначений родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году.

 1.      Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

2.      Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

3.      Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.

4.      Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

5.      На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и  их супругов, соединив их степени родства.

6.      На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

7.      Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.

8.      Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

9.      После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

10.  Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

11.  Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

                   Лабораторные работы   11 класс

                                                Лабораторная работа №1

Тема: «Морфологические особенности растений различных видов»

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
  2. Сравните растения двух видов,выявите черты сходства и различия.Чем объясняются сходства(различия) растений?

                                                             Лабораторная работа 2

Тема: «Приспособленность живых организмов к среде обитания»

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

 Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения,чучела или рисунки животных различных мест обитания.

 Ход работы

 1.Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.

2.Выявите черты приспособленности к среде обитания.

3.Выявите относительный характер приспособленности.

4.На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

                                     Лабораторная работа № 3

   Тема: «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений у насекомых »

   Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

   Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

    Ход работы

    1.Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение - назовите имеющиеся у них органы.

    2.Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

    3.Рассмотрите насекомых разных отрядов(чешукрылые,прямокрылые,двухкрылые и др.),выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

   4.Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.

 

                               Лабораторная работа №4

Тема: « Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов»

Цель: Сформировать умение выявлять черты приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.

 Ход работы.

 1.Определить среду обитания организма(животного и растения).

 2.Выявить экологические факторы, оказывающие определенное воздействие на выбранный организм и вероятные черты приспособленности к воздействию данных экологических факторов.

3. На основании знаний об экологических факторах и движущих силах эволюции объясните механизм возникновения  приспособлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". – А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Календарно-тематическое планирование 10 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Календарно-тематическое планирование 11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся  закрепить ...

рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....