Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rabochaya_programma_vvedenie_v_biologiyu.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы и соответствует требованиям Федерального государственного стандарта общего образования по биологии.

             Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений           Российской Федерации отводит 36 учебных часов для обязательного изучения биологии в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
            Вводимый с 2015 года курс биологии в 5 классе заменяет бывший курс «Природоведение 5 класс,  продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения  естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
           Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся готовы воспринимать биологию живых организмов, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.
           Изучение биологии в 5 классе
направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека

- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.

2. Содержание учебного предмета

              В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
           Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по темам:

  1. Живой организм: строение и изучение (8ч);
  2. Многообразие живых организмов (14ч);
  3. Среда обитания живых организмов (6ч);
  4. Человек на Земле (7ч).

           Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, метапредметные и личностные и указаны для каждого урока.

3. Требования к уровню подготовки учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии)

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Регулятивные УУД: учащийся научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, выполнять лабораторную работу, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно, и того, что еще не известно. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем.


          
Познавательные УУД: 56-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
 Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
             Коммуникативные УУД: 56-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
             5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Личностные результаты обучения:

- Любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук,

- умение оценивать усваиваемое содержание в нравственно-этическом аспекте;

- навыки обучения;

- познавательные интересы и мотивы,

-  коммуникативные компетентности,

- ценности здорового и безопасного образа жизни;

- сотрудничество со сверстниками, учителями,

   -  ответственное отношение  к природе, ее защите

- навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, развитие интеллектуальных и творческих способностей.;

-     социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.             

4. Разделы тематического планирования


             
Тема 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
             Многообразие живых организмов. Основные признаки  живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Семья  биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Правила работы с микроскопом. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.


           
Лабораторные и практические работы.

  • Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований
  • Лабораторная работа 2. Увеличительные приборы. Живые клетки.
  • Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)
  • Лабораторная работа 4. Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


                 
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

            Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные растения, покрытосеменные (цветковые).   Животные: простейшие, беспозвоночные, позвоночные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
         
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
        —существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
        —основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
        —определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
          —устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
         —различать изученные объекты в природе, на таблицах;
         —устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
        —объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
        —проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
        —использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
        —самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.


                               
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
         Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


           
Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа № 5 Определение (узнавание)т наиболее распространенных  растений и животных с использованием различных источников информации 

Практическая работа. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания, знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные среды обитания живых организмов;
—природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать различные среды обитания;
—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
—приводить примеры обитателей морей и океанов;
—наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить и использовать причинно-следственные связи;
—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


                             
Тема 4. Человек на Земле (7ч)

            Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
         
Демонстрация
         Ядовитые растения и опасные животные своей местности


Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 6. Измерение своего роста и массы тела.

Лабораторная работа № 7 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:
—предков человека, их характерные черты, образ жизни;
—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
—объяснять роль растений и животных в жизни человека;
—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
—соблюдать правила поведения в природе;
—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать в соответствии с поставленной задачей;
—составлять простой и сложный план текста;
—участвовать в совместной деятельности;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—формирование основ экологической культуры.

  1. Контроль уровня подготовки

Виды контроля

Учебная четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольная работа

1

2

1

Лабораторная работа

2

1

1

2

Практическая работа

1

Оценивание устного ответа учащихся.

Отметка "5" ставится:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

           Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение

 образовательного процесса

1. Печатные пособия:

1).  Примерная программа основного общего образования Биология. 5 – 9 классы / Н.И. Сонина, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012

2).  Рабочая  программа  по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ авт. – сост. И.В. Константинова – Волгоград: Учитель, 2013. – 28 с.

3). Учебник: Сонин Н. И., Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013.

2. Дополнительная литература:

Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

3. Мультимедийная поддержка курса.

Биология.5-7 классы:поурочные планы по линии учебников Н.И.Сонина/авт.-сост.М.В.Высоцкая,Т.В.Ковачек.-Волгоград:Учитель, 2012.-1 электрон.опт.диск.

4. Интернет-ресурсы:

Программа по биологии.-Режим доступа:http://www.drofa.ru/for-user/teacher/vertica/programms

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.-Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru

Электронные приложения к учебникам.-Режим доступа: http://www/drofa.ru/catnevs/dl/main/biologi

Федеральный портал «Российское образование» 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам 

Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm 

http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО" :

 |http://http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...